Скачать 2.06 Mb.
|
Филиал НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Учебно-методический комплекс дисциплины: «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») Очная и заочная форма обучения Подготовлен: Никоноровым Григорием Александровичем– доцентом кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, доцентом Утвержден на заседании кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Протокол №___ от «___»_________2012 г. Смоленск 2012
Рабочая программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана МИГУП по специальности «Юриспруденция» по направлению подготовки 030900.62 по квалификации (степень) «бакалавр». Дисциплина предназначена для подготовки бакалавров (квалификация - юрист) по очной и заочной формам обучения в Смоленском филиале МИГУП и входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл. Сегодня в формировании облика гражданского общества все большую роль играют фундаментальные науки и научное знание, а новые тенденции в образовании с необходимостью способствуют тесному переплетению и росту взаимозависимости гуманитарного и естественнонаучного опыта. Кардинальные изменения, происходящие как в содержании естествознания, так и в самом научном методе, ставят на повестку дня вопрос о сущности естественнонаучной подготовки гуманитариев и гуманитарной подготовки естественников и инженеров. В этой связи данная дисциплина приобретает особую актуальность при подготовке специалистов всех направлений. Программа предполагает изучение истории развития естествознания, ознакомление студентов с современной методологией и новейшими достижениями науки. Для более глубокого усвоения студентами ключевых аспектов курса предлагается расширенный список основной и дополнительной литературы, а также тематика докладов и рефератов. Методические рекомендации к каждой теме должны помочь студентам при подготовке к лекциям, семинарским занятиям, а также в процессе самостоятельного овладения материалом. Программа предназначена для изучения студентами всех специальностей академии.
Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу и обеспечивается дисциплинами социально-гуманитарного блока. Ее изучение базируется на следующих науках: философии, физике, химии, биологии, экологии, культурологии. Основные положения дисциплины должны быть использованы, прежде всего, в практической жизнедеятельности студентов. Они помогут лучше сориентироваться в сложных явлениях действительности, будут способствовать формированию профессиональных качеств будущего специалиста. Усвоение данной дисциплины дает возможность студентам юридической специальности сформировать целостное представление о безопасности человека как факторе успешности овладения и осуществления ими учебной и профессиональной деятельностями. Учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя программу, составленную в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010г.) и учебного плана по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), планы проведения лекционных, семинарских и практических занятий, методические рекомендации, дополнительный учебный материал с практическими работами и тестами ,список литературы, вопросы для подготовки к зачету. 2.2. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины: через систему знаний о закономерностях и законах, действующих в природе, расширить представления студентов:
Задачи учебной дисциплины:
• вооружить студентов знаниями закономерностей развития природы и общества; • сориентировать в основных парадигмах единства материального и духовного миров. 2.3. Общая трудоемкость дисциплины а) Форма обучения: очная (полная).
в) Форма обучения: заочная (полная)
г) Форма обучения: заочная (сокращенная) на базе средне-специального и высшего образования.
2.4. Общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), формируемые у студента: общекультурные компетенции (ОК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1), способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9). профессиональные компетенции (ПК): способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). 2.5. Требования к результатам освоения дисциплины В результате изучения дисциплины обучающийся должен: Знать: специфику гуманитарного и естественнонаучного типов познавательной деятельности человека; современные проблемы естественных наук – космологии, физики, биологии, антропологии, психологии и др. современную научную картину мира; роль человека в его взаимоотношениях с Природой; методы решения основных мировых проблем, касающихся происхождения Вселенной, возникновения жизни, сущности материи, целесообразности Природы, экологии Уметь: Обобщать, анализировать и воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК - 3); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК – 10). Владеть: навыками подготовки трудовых договоров и других юридических документов в области охраны труда (ОК-4, 7; ПК-7); правовыми и организационными основами естественных наук (Ок-3, 9; ПК-5, 6, 11); основами методологи анализа, синтеза, индукции и дедукции естественно-научного познания (ОК-3, 7; ПК-5, 10, 11). Научной основой изучения дисциплины являются принципы, законы и категории философской науки, а также методология естественнонаучных дисциплин. Формами изучения дисциплины являются лекции, семинары, контроль самостоятельной работы и самостоятельная работа. Основу теоретической подготовки составляют лекции. Они проводятся для потоков групп обучающихся диалоговым и проблемным методами с использованием ТСО, слайдов, мультимедийной техники. Практические навыки обобщения, анализа и умения излагать материал, вырабатываются на семинарах, а также в ходе самостоятельной подготовки докладов, сообщений и выступлений. Семинары проводятся с учебными группами с применением активных и интерактивных форм проведения занятий: методами дискуссии, «круглого стола», проблемно-задачным и др. С целью подготовки к занятиям и углубления полученных знаний, а также формирования культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых философских знаний, проводится самостоятельная работа. Формами самостоятельной работы являются подготовка докладов и сообщений, написание рефератов, эссе, рецензий на научные статьи, решение проблемных задач, работа с электронными обучающими программами. Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся по дисциплине включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию в форме зачета. Текущий контроль проводится в форме устного или письменного опроса на всех видах учебных занятий. Основой для текущего контроля являются разноуровневый тест, контрольные задания, решение проблемных задач, выступление с докладом (сообщением). На промежуточной аттестации проверяются степень освоения учащимися общекультурных компетенций. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. 2.6. Организационно-методическое построение курса Курс состоит из лекций и семинарских, практических занятий, самостоятельной работы студентов. Для более глубокого осмысления теоретического материала и его практического применения, разработаны логические, проблемные, практические задания, тестирование по каждой теме. 2.7.Условия и критерии оценивания уровня освоения дисциплины Условия оценивания: от студентов требуется посещение занятий, выполнение творческих заданий, активная работа на семинарах и обязательное участие в аттестационно - тестовых испытаниях. Особо ценится активная работа на занятиях (умение вести дискуссию, творческий подход к заданиям, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также качество выполнения заданий (оценивается только самостоятельная работа, а не работы из Интернета). Критерии оценивания:
2.8. Образовательные технологии При преподавании учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» используются активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции - исследование, лекции с ошибками, видеолекции, комбинированная слайд – медиа лекция, коллективные дискуссии, деловые и ролевые игры, круглый стол, разбор практических, логических и проблемных задач, тренинги, презентации. 2.9. Формы текущего и итогового контроля 1 групповая дискуссия. Цель: прояснение мнений, позиций и установок в процессе непосредственного общения, обмен знаниями по теме/вопросу, активизация коллективных интеллектуальных ресурсов для подготовке к зачету. Критерии оценки: теоретическая подготовка, ссылки на авторов, логичность и доказательность в изложении собственных позиций, активность, вежливость/этикетность в аргументировании. 2 доклады и рефераты по темам. Цель: углубленное изучение вопроса или темы. Критерии оценки: наличие плана, списка изученной литературы, точность ссылок, логичность и последовательность изложения, обоснованность выводов, предъявление собственной точки зрения по изученному вопросу. 3 реферирование источников. Цель: подробное изучение монографий. Критерии оценок: точность в цитировании, логичность, последовательность, полнота анализа точки зрения автора, структура изложения, наличие выводов и формулирование собственного отношения к прочитанному. 4 выполнение логических и проблемных заданий. Цель: закрепление изученного вопроса. Критерии оценок: логичность, использование знаний теоретического материала. 6 тестирование. Цель: проверить и оценить знания студентов. 5 зачет. Цель: проверить и оценить знания студентов; обобщить и структурировать изученный материал. 3. Рабочая учебная программа |