Урок как целостная система





Скачать 380.61 Kb.
НазваниеУрок как целостная система
страница1/7
Дата публикации07.07.2014
Размер380.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4   5   6   7



Урок как целостная система


Урок как целостная система

Цели изучения:

  • Дать представление о педагогической теории как системе идей, концепций, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности обучения;

  • Способствовать углублению понятия процесса обучения, его структуры;

  • Совершенствовать умения сопоставлять назначение различных форм организации обучения, оценивать их результативность в соответствии с целями и задачами образовательного процесса.


Форма изучения: самостоятельная работа.

Основные понятия:

Процесс, целостность, целостный педагогический процесс, педагогическая теория, педагогическая система, процесс обучения, концепция обучения, функции и закономерности обучения, принципы обучения, форма организации обучения, индивидуальная, коллективная, групповая, парная, фронтальная формы организации учебной деятельности учащихся, урок, структура урока, типология уроков, моделирование урока.
Опорная схема лекции


Целостный педагогический процесс

Организованный в соответствии с научными требованиями образовательный процесс, включающий согласованную систему деятельности педагогов и учащихся


Составляющие целостного педагогического процесса


Целостность проявляется:

  • В единстве процессов обучения, воспитания и развития

  • В соподчинении этих процессов

  • В наличии общего и сохранении специфики этих процессов




Дидактика

Процесс обучения

Целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников;

Обучение — это общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает;



Преподавание

Учение

Деятельность учителя

Деятельность ученика




Закономерности процесса обучения

  • Цели обучения зависят от потребностей и возможностей общества

  • Эффективность обучения обусловлена характером деятельности обучаемых, способом обучения

  • Продуктивность обучения зависит от мотивов обучения, от объема и характера учебного материала



Принципы

обучения


  • Развивающего обучения

  • Культуро- и природосообразности

  • Научности и связи теории с практикой

  • Систематичности и системности

  • Сознательности и активности

  • Комплексности

  • Доступности

  • Прочности

  • Положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона

  • Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы




Виды обучения

Репродуктивное

Проблемное

Алгоритмизированное

Дистантное




Функции процесса обучения

Образовательная

Воспитывающая

Развивающая




Форма

организации

обучения

Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме

индивидуальная

групповая

коллективная

парная

фронтальная




Урок

Основная форма организации образовательной работы в современной школе; законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса


Структура комбинированного урока




Оргмомент




Проверка домашнего задания




Опрос




Сообщение новой темы и задач, мотивация




Изложение нового




Закрепление нового




Подведение итогов




Домашнее задание




Конец урока



Что записать в Ваш педагогический словарь


Процесс – совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

Целостность - внутреннее единство объекта, наличие упорядоченных связей и зависимостей между частями объекта.

Целостный педагогический процесс - организованный в соответствии с научными требованиями образовательный процесс, включающий согласованную систему деятельности педагогов и учащихся.

Педагогическая теория (концепция) – система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.

Педагогическая система – широкое понятие, включающее в себя определенную педагогическую концепцию и опыт ее претворения в реальную педагогическую практику.

Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей.

Закономерность – отражение объективных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся в одних и тех же условиях связей.

Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его.

Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке.

Урок - основная форма организации образовательной работы в современной школе; законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса.

Структура урока – совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определенной последовательности согласно дидактическим целям.
Блок самопроверки
По итогам изучения данной темы Вы должны знать:

  • Сущность понятия «целостный педагогический процесс», структуру ЦПП;

  • Основные педагогические теории и системы в РФ и за рубежом;

  • Сущность процесса обучения, его двусторонний характер, структуру;

  • Характеристику закономерностей и принципов обучения;

  • Сущность и индивидуальные черты видов обучения;

  • Сущность понятий «организационная форма обучения» и «урок»;

  • Типологию уроков и структуру современных уроков различного типа;

  • Основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения.


По итогам изучения данной темы Вы должны уметь:

  • Анализировать взаимовлияние и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в рамках единого целостного педагогического процесса;

  • Выявлять общее, особенное и индивидуальное в различных педагогических теориях и системах;

  • Выделять и раскрывать функции обучения; анализировать действия учителя и учащихся в рамках различных видов обучения;

  • Анализировать влияние конкретных организационных форм и типов урока на мотивы и познавательную активность учащихся;

  • Выбирать организационные формы с учетом целей и задач обучения, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников.


Задания для самоконтроля
1. Заполните пропуски:

Педагогический процесс – это система, объединяющая в себе процессы _________________, __________________ и __________________.

Компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, являются: _________________, ____________________, ___________.

Компонентами педагогического процесса являются: ________________, __________________, ______________________, __________________.

Между компонентами существуют ____________, которые подлежат выявлению и учету.
2. Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: непродолжительность, планомерность, систематичность, спонтанность, организованность, нацеленность на результат, воспитательная направленность?


  1. Что является движущей силой процесса обучения:

    1. ответственность учащегося за свои знания;

    2. требования учителей, предъявляемые к школьникам;

    3. противоречие между возможностями ученика и его потребностями;

    4. понимание учащимися необходимости получения образования.




  1. Какие функции являются функциями процесса обучения?

    1. коррекционная;

    2. образовательная;

    3. диагностическая;

    4. воспитательная;

    5. развивающая;

    6. оздоровительная.




  1. Вставьте необходимые термины:

Организационные формы обучения определяются _________________ и задачами обучения, _______________________ учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными ___________________________________________ школьных предметов, ________________и временем работы учащихся, ________________________ учебными пособиями и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок как целостная система iconУрок как целостная система Что такое современный урок в теории урока...
Но, говоря словами Н. М. Верзилина, “урок — это солнце, вокруг которого, как плане ты, вращаются все другие формы учебных занятии”...
Урок как целостная система iconУрок как целостная система
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное...
Урок как целостная система iconУрок как целостная система
Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного...
Урок как целостная система iconI. Урок как целостная система
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности...
Урок как целостная система icon5. примерный перечень вопросов к экзамену человек как целостная биологическая...
Общая характеристика стволовой части мозга. Строение и функционирование его отделов
Урок как целостная система iconОтзывы участников пилотного проекта «Педагогический десант»
«Системно-деятельностный подход как основа достижения обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов», «Продуктивные...
Урок как целостная система iconГенотип как целостная система
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он
Урок как целостная система iconЛекция на тему: Повреждение клетки
Клетка как целостная система осуществляет свою деятельность в среде,обеспечивающей ее существование и функ
Урок как целостная система icon1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
Методические указания предназначены для практических занятий студентов всех форм обучения направления 080100. 62 «Экономика» (профили...
Урок как целостная система iconМетодические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V
Целостная система организации учебно–воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении
Урок как целостная система iconУрок как целостная система Урок это систематически применяемая для...
Урок это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного...
Урок как целостная система iconУрок №65. Тема: «Глаз как оптическая система»
Цель урока: повторить строения глаза как оптической системы и законы геометрической оптики
Урок как целостная система iconОбразовательная программа школы это целостная система мер по дифференциации...
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями...
Урок как целостная система iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этой связи становятся актуальными вопросы: Как спроектировать урок с учетом требований фгос? Как должна измениться система оценивания...
Урок как целостная система iconСеминарское занятие № Урок как основная форма организации учебного...
Раскройте сущность понятий «форма обучения», «урок», «классно-урочная система», «целостный педагогический процесс»
Урок как целостная система icon«Офтальмология»
Мы знаем, что медицина изучает физиологию и анатомию человека. А человек – это целостная система, от которой нельзя отщепить один...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск