2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, "самообщение")





Скачать 69.83 Kb.
Название2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, "самообщение")
Дата публикации06.07.2013
Размер69.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Искусство, в отличие от науки, религии, права и других элементов культуры, отражает главным образом эмоциональную жизнь человека, состояние его души. Существуют различные определения искусства, но суть их сводится к одному: это - эмоциональная форма отражения мира. Марина Цветаева, говоря об искусстве, использовала понятия "сердце" как синоним души художника, вмещающей весь мир. Она утверждала, что сердце не инструмент искусства, а великая мастерская преображений, сцена, концертный и выставочный залы, в которых ежесекундно, круглосуточно происходят перемещения, сдвиги, - неожиданности, к которым должен быть готов любой художник, орудует ли он словом, держит ли в руках кисть, или сидит за роялем. Сердце диктует, беря себе в помощники разум, волю, умение, страсть.
Если в произведении искусства заложены чувство, отношение, понимание мира и человека как центра этого мира художником, то оно вызывает эмоциональную реакцию у воспринимающего. Если чувства нет, или оно недостаточно выражено, то часто затруднительно сказать: нравится или не нравится данное произведение.
О талантливых произведениях искусства, в которых заложены сильные чувства, часто говорится, что они созданы как бы на одном дыхании, в порыве души.
Главная цель и предмет искусства - это человек, познание его сокровенных тайн. Какой бы темы ни касался художник, он все пропускает через призму человеческих раздумий, отношений, настроений. В любом произведении искусства так или иначе раскрываются внутренний мир человека, его переживания, его субъективное восприятие природы, социальной среды, политики и т.д. Этот внутренний мир передается глазами героя, лирического "я". Отражение средствами искусства всех граней лирического "я" - вот цель искусства. Таким образом, в основе искусства - человеческая деятельность, которая может быть направлена двояко:
1) вовне (познание, оценка, труд, общение);
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, "самообщение").
Искусство как бы "дублирует" оба типа деятельности, воспроизводит личность во всей ее многогранности и целостности.
Искусство по своей природе полифункционально. Некоторые функции, присущие искусству, пересекаются с функциями науки и религии, например, познавательная, воспитательная. Кроме того, отметим следующие функции искусства: прогностическая ; ("кассандровское начало"), информационная и коммуникационная (искусство как сообщение и общение), внушающая (воздействие искусства на подсознание), эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации), гедонистическая (искусство как наслаждение). Важнейшая из функций искусства - эстетическая, которая учит восприятию мира по законам красоты, гармонии. Гармония выражается различными средствами, в зависимости от того, каким языком искусства владеет художник: язык словесный, литературный, музыкальный, языка танца или изобразительный язык. Необходимо более подробно остановится на проблеме языков искусства и их понимании.
                                        Чтобы получить образ эпохи-
                                                                   изучайте архитектуру, 
                                        чтобы насладиться гармонией-
                                                                  слушайте музыку, 
                                        пытаясь осознать национальные образы мира-
                                                                 читайте великие книги,
                                        хотите испытать духовное очищение-
                                                                  войдите в храм... 
                                        но если хотите познать себя- 
                                                                  изучайте язык культуры, 
                                        ибо она есть способ познания
                                                                  человечеством его сущности.
Язык как универсальное средство общения с каждым в отдельности и с миром в целом рождает мир культуры. Отсюда - полифонизм и многоголосие художественной культуры.
Философ XIX в. Вильгельм фон Гумбольдт писал, что язык заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования мировоззрения.
Три составляющие духовной сущности человека: разум, воля, чувства. Соответствие им в культуре: наука, этика, искусство.
Специфика каждого элемента культуры состоит в способах отражения, средствах передачи информации и функциях. Необходимо для целостного развития человека владеть языком всех этих элементов.
Культуры прошлых эпох разговаривают разными языками, а чудо и тайна искусства в том, что оно, по словам И.Канта, раскрывает свободное пространство для игры познавательных способностей.
Классификация видов искусства. Первая классификация дана Аристотелем в "Поэтике". Он различал их в зависимости от средств, предметов и способов подражания природе:
в музыке и пении - это звук;
в живописи и скульптуре - это краски и формы;
в поэзии - слово и размер.
Современные принципы классификации весьма различны: виды искусства делятся на "пространственные", "временные", "пространственно-временные". Другой принцип деления основан на механизме восприятия: зрительные (визуальные), слуховые (аудио), зрительно-слуховые (аудиовизуальные). Есть деление на выразительные и изобразительные.
Мы предлагаем в качестве критерия классификации видов искусства язык, который всегда специфичен. Литература, изобразительные искусства, музыка, танец, архитектура, прикладное искусство - каждый из этих видов имеет свой язык для передачи мыслей и чувств. Другую группу представляют синтетические по языку виды, такие как кино, театр, вокальная музыка.
Основа, объединяющая языки искусства, - число. Известно, что пифагорейское учение о всеобщей гармонии количественных отношений. Смысл и значение чисел: 1,2,3,7,9, - отражают некоторые закономерности в природе. Музыка - чувственное восприятие тайного значения чисел с точки зрения Пифагора.

В чем заключается специфика языка различных видов искусства?
Архитектура - национальный образ культуры страны и исторической эпохи. Основные памятники архитектуры - символы, отражающие национальный колорит. Например, Парфенон, Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Кремль и т.д.
Музыка - отражение смыслов, глубинных основ бытия. По словам А.Ф. Лосева, в ней мы слышим тайную пульсацию мира, сокровенный шум и шепот его бытия, изначальную и глубинную жизнь, определяющую всю его внешнюю, солнечную образность.
Живопись - это искусство выражать невидимое посредством видимого. Основные цвета и дополнительные, их восприятие с точки зрения эмоциональной окрашенности. Существует также соответствие природных стихий и цвета. Например, желтый - это солнечный цвет, синий - это воздух, красный - это земля.
Как расшифровать цветовые символы? Например, красный цвет. Известно, что физиологически это наиболее возбуждающий цвет. Производился опыт, в процессе которого выяснилось, что в помещении, окрашенном в голубовато-зеленые тона, люди ощущают холод при 59 градусов по Фаренгейту, в то время ,как в помещении, окрашенном в красно-оранжевый цвет, они не чувствуют холода, пока температура не упадет до 52 градусов. Восприятие этого цвета вызывает ускорение кровообращения. Русский художник и мыслитель В.Кандинский говорил, что красный цвет звучит как мощная нота почти целеустремленной силы. В культурном сознании человека этот цвет стан цветом жизни и крови, любви и ненависти, выразителем диалектического содержания противоположных устремлений и процессов, составляющих основу человеческой жизни.
Свойством приобретать символическое звучание обладают на только цвета, но и целые системы цветов, линий, организованные художником по принципу гармонии, дисгармонии и контрапункта. Если провести анализ авангардных форм изобразительного искусства, то окажется, что авангардистами изобретен новый изобразительный язык.
Например, постараемся понять, в чем смысл всем известного произведения В. Малевича "Черный квадрат"? Обычно ответ на этот вопрос, в студенческой аудитории в негуманитарных вузах отражает интеллектуальную независимость и неразвитость ассоциативного мышления. Так можно расценить варианты ответов типа: "Никакого смысла нет", "Похоже на детские рисунки" и т.п. Как заметил Б.Пастернак, культура в объятия первого желающего не падает. Необходимо овладеть языком живописи в смысле умения его понимать. Вот как сам В.Кандинский в работе "О духовном в искусстве" понимал природу черного цвета: "И как некое ничто без возможностей, как мертвое ничто, когда солнце угаснет, как вечное молчание без будущего и надежды звучит внутренне черное. Музыкально представленное, оно есть как бы вполне законченная пауза, за которой продолжение следует, как начало нового мира. Так как заключенное этой паузой на все времена конечно, образованно: круг замкнут: черное есть нечто погасшее, как сожженный костер, нечто бездвижное, как труп, лежащее за пределами восприятий всех событий, мимо которых проходит жизнь. Это молчание тела после смерти, конца жизни. Внешне черная - самая беззвучная краска, на которой поэтому всякая другая краска, как бы ни слаб был ее звук, звучит сильнее и определеннее".
Язык живописи тесно связан с проблемой художественного творчества. Цели художественного творчества двояки: ориентация на подражание природе и отражение субъективных переживаний связи человека и мира.
Первое представлено такими художественными стилями, как натурализм, реализм.
В современном искусстве доминирует второе направление. Преимущества второй ориентации в художественном творчестве следующие: 1)реальная действительность предстает как сфера реализации творческих возможностей субъекта; 2) искусство выступает как способ познания, вовлекающий человека в его целостности, в единстве разума, воли и чувства. В результате, произведения искусства становятся воплощенной реальностью через призму его субъективных переживаний.
В целом по средствам отражения искусство отлично от науки или религии тем, что в нем основным знаком является художественный образ.
Художественный образ - это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Вспомните примеры из литературы, музыки, живописи, архитектуры известных вам эпох. Задумайтесь над ответом на вопрос: почему отдельные художественные образы становятся символами эпохи, что они отражают?
Основными характеристиками художественного образа являются: метафоричность, парадоксальность, ассоциативность, многозначность и недосказанность, оригинальность и неповторимость.
Таким образом, сравнение искусства и науки, искусства и религии показывает, что образное мышление, которое присуще искусству, очень многозначно и не имеет границ как на этапе создания смыслов художественного произведения, так и на этапе его восприятия. Чем многоплановей произведение, тем оно более содержательно и может выдержать испытание временем, давая каждому поколению возможность открыть свой смысл, свое понимание. В результате - читатель, зритель становится как бы со-творцом. Наряду с автором, домысливает, достраивает авторский текст. Взяв в качестве примера любой шедевр мировой художественной культуры, будь то "Мона Лиза" Леонардо да Винчи с ее загадочной улыбкой, или роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита", мы сталкиваемся с одним и тем же феноменом искусства: чем более богато и многопланово по содержанию произведение искусства, тем большие возможности оно дает для интерпретации его смыслов. Художественный образ в искусстве неисчерпаем, как и сама жизнь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconТема: «Самопознание»
Выяснить, насколько объективна самооценка обучающихся, и какими видят друг друга одноклассники
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconУрока дата тема урока Домашнее
Самопознание и самооценка как условие успешности функционирования личности в социальной среде
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconКак поднять самооценку первокласснику?
Обычно в возрасте 6-7 лет самооценка ребенка уже полностью сформирована. Но когда ребенок идет в первый класс эта самооценка подвергается...
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconСергей Аношин самопознание по материалам интернет-газеты «Самопознание. Открытие неизвестного»
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – а 30) впишите номер выбранного...
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconДиплом по психологии Самооценка учениками 10 класса своих организаторских и лидерских качеств
I. Самооценка лидерских и организаторских качеств подростка как компонент его самосознания …
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconПредисловие часть первая самопознание
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с понятием «самопознание», развивать культуру общения с собеседником
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconРеферат на тему: «Основы здорового образа жизни студента»
Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка 15
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconАналитическая справка о деятельности
Планирование, последовательное выполнение работы, самоконтроль и самооценка – основные формы деятельности ученика
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Внутренний мир и социализация. Самопознание» в 11 классе моу «Колыбельская сош» Лискинского района Воронежской области
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconУрок алгебры в 8 классе учитель математики высшей квалификационной...
Образовательные: становление ученика как субъекта познавательной активности, овладевающего системой знаний, ориентация учащихся на...
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы учащихся: устная работа, самостоятельная работа, промежуточный контроль знаний, самооценка
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального...
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconУрока. Установочно-мотивационный этап
Кто я? Что я могу?), самопризнание себя как личности (адекватная самооценка, уверенность в своих силах, успешность), коммуникативные...
2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, \"самообщение\") iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Регулятивные: самостоятельная организация рабочего места, определение темы, цели, учебных задач, планирование, взаимоконтроль, самоконтроль,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск