Автор: Лебедева Любовь Александровна
Урок: чтение (период обучения грамоте)
Тема: «Разделительный твердый знак»
Цель: познакомить учащихся с буквой «ъ» и ее особенностями.
Задачи:
Образовательные:
формировать навык беглого и осознанного чтения;
учить писать букву «ъ».
Развивающие:
развивать словарный запас учащихся;
развивать фонематический слух;
развивать зрительное сосредоточение, пространственные ориентировки.
Воспитательные:
воспитывать культуру общения «учитель-ученик-ученик»;
воспитывать индивидуальность ученика, восприятия учебного материала.
Ход урока.
Ход урока
| Этапы
| Время
| I Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришел один из смешариков. Но появится он только тогда, когда вы его вежливо позовете.
Сегодня Крош вместе с нами будет знакомиться с новой буквой.
Но для начала давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке.
| 1
| Указать примерное кол-во минут, затрач. на задание
| II Повторение пройденного.
Отгадайте загадку.
Загадка:
Чем оканчиваются день и ночь?
Ответ: Мягким знаком.
Мягкий знак—хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
| 2
|
| - Что мы знаем про мягкий знак?
(ь- показатель мягкости предшествующего согласного, ь- разделительный)
- Давайте распределим карточки со словами в 2 столбика.
- Ь – показатель мягкости, Ь - разделительный
(Коньки, вьюга, метель, вьет)
| 3
|
| II Новый материал.
1. Давайте сделаем из проволоки мягкий знак.
Крош тоже сделал, мягкий знак только не один, а два, но потом опомнился, взмахнул волшебной палочкой, и буква изменилась. Что произошло?
-Кто знает, как теперь называется эта буква?
- Сегодня мы познакомимся с соседом мягкого знака, и зовут его твердый знак.
(В руках ь из проволоки)
Был мягкий знак высоковат...
Сказали буквы строго:
- Эй, наклонись немного!-
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в твердый знак.
| 4
|
|
На что похож твердый знак?
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик - твердый знак,
Чтобы не облиться.
Дверь закрылась
Ай,- яй,- яй!
Вот он ключик - открывай!
Эта буква - твёрдый знак,
Знак – отшельник, знак – бедняк.
Нарасхват другие буквы,
Хоть у них попроще вид.
Этот в азбуке, как бука.
В одиночестве стоит.
- А кто мне может сказать, какой звук обозначает эта буква?
- Эта буква не обозначает звука.
Почему?
-Кто придумает слово, начинающееся с этой буквы?
-Правильно. Такого слова нет. Какой вывод можно из этого сделать?
Заглавной буквы не бывает.
| 5
|
| Давайте же научимся писать эту букву.
Запись буквы твердый знак:
-Как мы пишем твердый знак?
Твердый знак мы пишем так:
Колесо и спичка,
Позади косичка.
Обведите эту букву. Назови сходство и различие с мягким знаком в написании.
Письмо ъ с гласными буквами.
-Какое соединение у ъ с буквами е,ё, ю?(верхнее)
Зпишите ъе,ъё,ъю. У какой буквы с твердым знаком нижнее соединение?(ъя)
-Запишите. Подчеркните самые красивые буквы.
Списывание с печатного образца слов с твердым знаком. Выделение приставок, подчеркивание твердого знака, обозначение звуков точками.
| 6
|
| - Крош тоже написал слово. Давайте его прочитаем (сели). И ему очень захотелось добавить туда эту необыкновенную букву ъ.
-Куда же можно ее добавить? (предложениия детей)
- Какое слово получилось? (съели) Изменился ли смысл слова? (Да)
(Убрать ъ, дети читают, вставить, дети читают)
- Изменяется ли произношение слова? (Да)
- Сравните произношение первого слога «се», «съе» Как произносим звуки? (раздельно)
- Значит, каким знаком является твердый знак? (разделительным)
- Что обозначает буква «е» в слове сели? (мягкость звука / с /)
- А в слове съели? (2 звука). Значит, когда буква «е» обозначает 2 звука (В начале слова, после гласных, после разделительного мягкого знака, после твердого разделительного знака)
| 7
|
| Сегодня Крош не единственный, кто решил прийти к нам в гости. Давайте послушаем, что нам скажет Баба-Яга про эту букву.
Кто запомнил?
| 8
|
| 2. Чтение цепочкой слов в столбиках.
| 9
|
| Чтение столбиков в азбуке.
1 столбик.
Самостоятельное чтение.
-Что заметили Ф? (Во всех словах есть ъ, один корень, перед корнем выделена приставка.)
-Прочитайте только приставки в словах (в, под, от, об)
-На гласную или согласную букву оканчиваются приставки? Подчеркните цветным карандашом.
-Поставьте цветную точку под букву, которая стоит после ъ. какой цвет выбрали? (Красный, это гласная е). Подчеркните ъ. Какие буквы на письме разделяет ъ? (Гласные и согласные). А какие звуки?
Прочитайте слова.
Место, где въезжают. (Въезд)
Место, по которому можно объехать? (объезд)
Когда отправляемся в путь, то говорим? (отъезд)
Вход в здание? (подъезд)
2 столбик.
Почему же во 2 столбике разделительного твердого знака нет? (Приставка оканчивается на гласную букву)
Выделите главную часть слова. С какими же приставками ъ не дружит? (С теми, которые оканчиваются на гласную)
3 столбик
-Подчеркните приставки. Что заметили? (они все оканчиваются на согласную букву)
Подчеркните буквы, перед которыми пишется ъ.
Какие буквы подчеркнули? (ё,я)
Перед какими же гласными пишется твердый знак?
Прочитайте слова с ъ.
Место в пути. Где дорога поднимается вверх (подъем),
Сообщит, огласит- а по другому (объявит)
Растолкует другому, то есть (объяснит)
От слова снять читаем слово(съемка)
| 10
|
| Расшифровываем схему в азбуке. Кружок закрашиваем синим цветом, т.к. разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук. Буква ъ пишется между приставкой и корнем перед буквами е,ё,ю,я. Разделительный ъ показывает, что между согласным и гласным есть звук й.
Твердый знак - нужный знак!
И узнать его - пустяк!
За приставкой он стоит,
Ничего не говорит. А за ним е,ё,ю,я -
Его лучшие друзья.
| 11
|
| А сейчас мы с Крошем вас проверим, кто справится с заданием, а кто нет. На столе у вас лежит карточка с заданием, где надо вставить ъ, а где нет.
| 12
|
| Твердый знак весьма хорош,
И достоин чести,
Но когда стоит он
В нужном месте.
Кто же напомнит Крошу, где должен стоять ъ.
| 13
|
| Вставьте, где нужно, твердый знак. А консультанты (дети, которые весь урок хорошо себя показали, проверят), проверят.
| 14
|
| Чтение стихотворения Г.Сапгира «Шутка»
-рассмотрите иллюстрацию. Что делает девочка?
-как называется стихотворение? Кто автор?
-сделайте предположение, о чем будете читать.
Самостоятельное чтение.
В чем особенность этого стихотворения?
К;акую часть слова помогло нам повторить это стихотворение?
Прочитайте слова с приставками.
Давайте попробуем с помощью картинок на память повторить стихотворение.
| 15
|
| III Итог урока.
- С какой буквой познакомились?
- Чем она отличается от других ?(не обозначает звука)
- Слов с разделительным твердым знаком в русском языке не очень много. Часто они связаны с процессом еды.
(На доске: съесть, съедобный )
Домашнее задание
| 16
|
| |