Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема





Скачать 58.31 Kb.
НазваниеУрок: чтение (период обучения грамоте) Тема
Дата публикации18.07.2014
Размер58.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Автор: Лебедева Любовь Александровна

Урок: чтение (период обучения грамоте)

Тема: «Разделительный твердый знак»

Цель: познакомить учащихся с буквой «ъ» и ее особенностями.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать навык беглого и осознанного чтения;

  • учить писать букву «ъ».

Развивающие:

  • развивать словарный запас учащихся;

  • развивать фонематический слух;

  • развивать зрительное сосредоточение, пространственные ориентировки.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения «учитель-ученик-ученик»;

  • воспитывать индивидуальность ученика, восприятия учебного материала.

Ход урока.

Ход урока

Этапы

Время

I Орг. момент. 

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришел один из смешариков. Но появится он только тогда, когда вы его вежливо позовете.

Сегодня Крош вместе с нами будет знакомиться с новой буквой.

Но для начала давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке.


1

Указать примерное кол-во минут, затрач. на задание

II Повторение пройденного.

Отгадайте загадку.

Загадка:

Чем оканчиваются день и ночь?

Ответ: Мягким знаком.

Мягкий знак—хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

2




- Что мы знаем про мягкий знак?

(ь- показатель мягкости предшествующего согласного, ь- разделительный)

- Давайте распределим карточки со словами в 2 столбика.

- Ь – показатель мягкости, Ь - разделительный

(Коньки, вьюга, метель, вьет)


3




II  Новый материал.

1. Давайте сделаем из проволоки мягкий знак.

Крош тоже сделал, мягкий знак только не один, а два, но потом опомнился, взмахнул волшебной палочкой, и буква изменилась. Что произошло?

-Кто знает, как теперь называется эта буква?

- Сегодня мы познакомимся с соседом мягкого знака, и зовут его твердый знак.

(В руках ь из проволоки)

Был мягкий знак высоковат...

Сказали буквы строго:

- Эй, наклонись немного!-

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в твердый знак.

4




 

На что похож твердый знак?

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик - твердый знак,

Чтобы не облиться.

Дверь закрылась

Ай,- яй,- яй!

Вот он ключик - открывай!

Эта буква - твёрдый знак,

Знак – отшельник, знак – бедняк.

Нарасхват другие буквы,

Хоть у них попроще вид.

Этот в азбуке, как бука.

В одиночестве стоит.

- А кто мне может сказать, какой звук обозначает эта буква?

- Эта буква не обозначает звука.

Почему?

-Кто придумает слово, начинающееся с этой буквы?

-Правильно. Такого слова нет. Какой вывод можно из этого сделать?

Заглавной буквы не бывает.

5




Давайте же научимся писать эту букву.

Запись буквы твердый знак:

-Как мы пишем твердый знак?

Твердый знак мы пишем так:

Колесо и спичка,

Позади косичка.

Обведите эту букву. Назови сходство и различие с мягким знаком в написании.

Письмо ъ с гласными буквами.

-Какое соединение у ъ с буквами е,ё, ю?(верхнее)

Зпишите ъе,ъё,ъю. У какой буквы с твердым знаком нижнее соединение?(ъя)

-Запишите. Подчеркните самые красивые буквы.

Списывание с печатного образца слов с твердым знаком. Выделение приставок, подчеркивание твердого знака, обозначение звуков точками.

6




- Крош тоже написал слово. Давайте его прочитаем (сели). И ему очень захотелось добавить туда эту необыкновенную букву ъ.

-Куда же можно ее добавить? (предложениия детей)

- Какое слово получилось?  (съели)  Изменился ли смысл слова?  (Да)

(Убрать ъ, дети читают, вставить, дети читают)

- Изменяется ли произношение слова? (Да)

- Сравните произношение первого слога «се», «съе»  Как произносим звуки? (раздельно)

- Значит, каким знаком является  твердый знак? (разделительным)

- Что обозначает  буква «е» в слове сели? (мягкость звука / с /)

- А в слове съели? (2 звука). Значит, когда буква «е» обозначает 2 звука (В начале слова, после гласных, после разделительного мягкого знака, после твердого разделительного знака)


7




Сегодня Крош не единственный, кто решил прийти к нам в гости.
Давайте послушаем, что нам скажет Баба-Яга про эту букву.

Кто запомнил?

8




2. Чтение цепочкой слов в столбиках.


9




Чтение столбиков в азбуке.

1 столбик.

Самостоятельное чтение.

-Что заметили Ф? (Во всех словах есть ъ, один корень, перед корнем выделена приставка.)

-Прочитайте только приставки в словах (в, под, от, об)

-На гласную или согласную букву оканчиваются приставки? Подчеркните цветным карандашом.

-Поставьте цветную точку под букву, которая стоит после ъ. какой цвет выбрали? (Красный, это гласная е). Подчеркните ъ. Какие буквы на письме разделяет ъ? (Гласные и согласные). А какие звуки?

Прочитайте слова.

Место, где въезжают. (Въезд)

Место, по которому можно объехать? (объезд)

Когда отправляемся в путь, то говорим? (отъезд)

Вход в здание? (подъезд)

2 столбик.

Почему же во 2 столбике разделительного твердого знака нет? (Приставка оканчивается на гласную букву)

Выделите главную часть слова. С какими же приставками ъ не дружит? (С теми, которые оканчиваются на гласную)

3 столбик

-Подчеркните приставки. Что заметили? (они все оканчиваются на согласную букву)

Подчеркните буквы, перед которыми пишется ъ.

Какие буквы подчеркнули? (ё,я)

Перед какими же гласными пишется твердый знак?

Прочитайте слова с ъ.

Место в пути. Где дорога поднимается вверх (подъем),

Сообщит, огласит- а по другому (объявит)

Растолкует другому, то есть (объяснит)

От слова снять читаем слово(съемка)

10




Расшифровываем схему в азбуке. Кружок закрашиваем синим цветом, т.к. разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук. Буква ъ пишется между приставкой и корнем перед буквами е,ё,ю,я. Разделительный ъ показывает, что между согласным и гласным есть звук й.

Твердый знак - нужный знак!

И узнать его - пустяк!

За приставкой он стоит,

Ничего не говорит. А за ним е,ё,ю,я -

Его лучшие друзья.


11




А сейчас мы с Крошем вас проверим, кто справится с заданием, а кто нет. На столе у вас лежит карточка с заданием, где надо вставить ъ, а где нет.

12




Твердый знак весьма хорош,

И достоин чести,

Но когда стоит он

В нужном месте.

Кто же напомнит Крошу, где должен стоять ъ.

13




Вставьте, где нужно, твердый знак. А консультанты (дети, которые весь урок хорошо себя показали, проверят), проверят.

14




Чтение стихотворения Г.Сапгира «Шутка»

-рассмотрите иллюстрацию. Что делает девочка?

-как называется стихотворение? Кто автор?

-сделайте предположение, о чем будете читать.

Самостоятельное чтение.

В чем особенность этого стихотворения?

К;акую часть слова помогло нам повторить это стихотворение?

Прочитайте слова с приставками.

Давайте попробуем с помощью картинок на память повторить стихотворение.

15




III  Итог урока.

- С какой буквой познакомились?

- Чем она отличается от других ?(не обозначает звука)

- Слов с разделительным твердым знаком в русском языке не очень много. Часто они связаны с процессом еды.

(На доске: съесть, съедобный )

Домашнее задание


16




 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconУрок обучения грамоте. 1-й класс. Тема: "Буквы В, в. Чтение слов с буквами В, в"
Образовательные: повторение согласных звуков [в], [в'] и буквы, которая обозначает эти звуки; учить читать слова с этой буквой
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconТема: Дифференциация букв п-т
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconУрок: обучение грамоте. Тема: Согласные звуки
Тема: Согласные звуки «М», «М'», буквы Мм. Чтение слов с буквой М. Урок закрепление
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconУрок по теме. Тип урока: Урок овладения новыми знаниями, накопления...
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гласный звук [о], строчная и заглавная буквы О. 10 урок в период обучения грамоте
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconУрок русского языка Тема: «Алфафит»
Урок обучения грамоте у нас сегодня необычный. Мы непросто будем повторять изученные буквы, а отправимся в театр
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconУрок обучения грамоте (чтение) в 1 классе встреча с доктором здоровая пища
«Овощи», учить выразительному чтению на примере текста Ю. Тувима «Овощи»; развивать устную речь учащихся, творческие способности...
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconУрок русского языка в 1 классе в период обучения грамоте по теме: «Письмо заглавной буквы Л»
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03....
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconЗемцова Людмила Григорьевна Предмет обучение грамоте (чтение) Класс 1 Тема урок
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconТема урока : Буква
Урок обучения грамоте в 1 классе разработан И. М. Лимарёвой, гимназия №122 город Казань
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconУрок обучения грамоте 1 класс Тема: «Строчная буква л»
Оборудование: мультимедийная установка, звуковые линейки, Су Джок, пеналы, тетради, дополнительные прописи для штриховки
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconКонспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconУрок обучения грамоте Тема: Буква Ё. Звуки буквы Ё. Написание слогов и слов с буквой Ё
Оборудование: Учебник «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, пропись «Мои волшебные пальчики»
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconУрок обучения грамоте (чтение)
Ц ц, учить читать с этой буквой, закрепить знания об изученных звуках и буквах, учить плавному слоговому чтению с переходом к чтению...
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconКонспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе
Базовый учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., «Баласс» 2012 г., г. Москва, учебник по обучению грамоте и чтению «Букварь»
Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема iconУрок обучения грамоте и письму с использованием икт тема: Звуки [ф],...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск