Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами





НазваниеГуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами
страница1/23
Дата публикации04.08.2014
Размер3.34 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


юбилейное издание, посвященное 80-летию РГАФК
Рисунок Академии

СПОРТ, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, КУЛЬТУРА


Выпуск восьмой
ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ

РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ


Москва

Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК

1997

Серия

_______________________________________

СПОРТ, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, КУЛЬТУРА

выпуск восьмой

_______________________________________


SpArt


ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

Москва

Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК
1997

Спорт, духовные ценности, культура. Вып. восьмой. Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. - 255 с.

Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами: Сборник./Сост. и ред.: академик РАО Кузин В.В., доктор философских наук В.И.Столяров. — Москва.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. — .... с. («Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы». Выпуск восьмой).

Сборник «Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами — восьмой выпуск тематической серии «Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы», которую Гуманитар­ный Центр «СпАрт» Российской государ­ственной академии физической куль­туры подготовил к 80-летию РГАФКа.

Главная цель издания этой серии — ознакомить читателей с наиболее важными (и прежде всего новыми) теоретическими концепциями, методологическими подходами, прикладными программами, технологиями, которые связаны с осмыслением места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укрепления его связей с искусством и другими сферами культуры.

Восьмой выпуск посвящен необычайно важной и актуальной проблеме: нужен ли спорт и какие именно его формы инвалидам — лицам, имеющим ограниченные физические или интеллектуальные возможности (таких людей в мире 450 миллионов, а в нашей стране каждый десятый человек — инвалид).

В работах, включенных в сборник, раскрываются вопросы организации и проведения новых и имеющих ярко выраженную гуманистическую направленность форм физкультурно-спортивной работы с инвалидами.

Выпуск ориентирован в первую очередь на практических специалистов и ученых, работающих в области физического воспитания, лечебной физической культуры, спорта, культуры, организации досуга лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями.
© В.И.Столяров, 1997

СОДЕРЖАНИЕ



К читателям ....................................................................... 5
Эрнст ван Аакен (США)

Инвалидам нужен спорт! ..................................................... 9
В.И.Столяров, Т.И.Губарева, Е.А. Лубышев (Россия)

Спартианская программа социальной реабилитации

лиц с ограниченными возможностями здоровья ................. 13

Предисловие ......................................................................... 13

I. Теоретико-методологические основы

программы ......................................................................... 15

II. «Спартианские» формы культурно-спортивной

работы .............................................................................. 24

2.1. Спартианские Игры .................................................. 24

2.2. Спартианская школа ....................................... ........ 46

2.3. Спартианский Клуб ................................................. 48

III. Опыт практической реализации программы ..................... 57

3.1. Первые шаги ............................................................. 57

3.2. Социально-педагогический эффект ........................... 60

IV. Спартианский путь самопреодоления

(Вместо заключения).......................................................... 65

Приложения .......................................................................... 75
Г.В.Дремова, П.Л.Соколов, В.И.Столяров (Россия)

Комплексное использование иппотерапии и

спартианской программы в целях социальной

реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП .................. 117

Предисловие ........................................................................ 117

1. Место иппотерапии в системе средств лечебно-

оздоровительного и социально-педагогического

воздействия на инвалидов c ДЦП .................................... 122

2. Методика комплексного использования

иппотерапии и спартианской программы ....................... 129

3. Лечебно-оздоровительный и социально-

педагогический эффект комплексного

использования иппотерапии и спартианской

программы ........................................................................ 143

Приложение ......................................................................... 157
Ганзина Н.В, Губарева Т.И. (Россия)

Подвижные и спортивные игры

как средство рекреации и социальной адаптации

инвалидов с ДЦП ..........................................................
Цейтлин Г.Я., Ларионова Н.Н., Губарева Т.И. (Россия)

Концепция и программа реабилитации детей

с онкопатологией .......................................................... 187
Чесноков Н.Н. (Россия)

Подготовка специалистов для работы с инвалидами как фактор реализации гуманистически ориентированной социальной политики……. 190
Анни Бреггинс (Великобритания)

Ориентирование по тропам ...............................................

Новые возможности .............................................................

Что такое ориентирование? .................................................

Техника ориентирования .....................................................

С чего начать .......................................................................

Расширьте горизонты ваших знаний ....................................

Соревнования по ориентированию по тропам ......................

Для организаторов и составителей маршрутов .....................

Для составителей карт ...........................................................
ЛИТЕРАТУРА ......................................................................
К ЧИТАТЕЛЯМ
Сборник «Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами — восьмой выпуск тематической серии «Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы», которую Гуманитар­ный Центр «СпАрт» Российской государ­ственной академии физической куль­туры подготовил к 80-летию РГАФКа.

Главная цель издания этой серии — ознакомить читателей с наиболее важными (и прежде всего новыми) теоретическими концепциями, методологическими подходами, прикладными программами, технологиями, которые связаны с осмыслением места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укрепления его связей с искусством и другими сферами культуры.

Восьмой выпуск посвящен необычайно важной и актуальной проблеме: нужен ли спорт и какие именно его формы инвалидам — лицам, имеющим ограниченные физические или интеллектуальные возможности (латинское слово invalidus означает бессильный, слабый).

Проблема поиска новых форм физкультурно-спортивной работы с инвалидами в целях их социальной реабилитации и интеграции, организации досуга имеет необычайно важное значение в настоящее время.

В мире насчитывается примерно 450 млн. людей, которые в силу каких-то причин — из-за своей болезни, травмы и т.д. — стали инвалидами. В России свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами, а с учетом данных о показателях физического, психического и социального благополучия — их значительно больше. Несмотря на успехи медицины число лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями постепенно и неуклонно растет.

Всеобщая декларация прав человека гарантирует инвалидам право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Но реально эти люди часто лишены возможности такого участия и из-за существующей по отношению к ним апатии со стороны общества, отсутствия необходимых условий (общественного транспорта, лекарств и т.д.) превращаются в неполноценных членов общества.

Процессы гуманизации общественной жизни, происходящие на современном этапе развития человеческой цивилизации, требуют неотложного решения благородной задачи — найти пути повышения "ценности жизни" инвалидов. Эта проблема актуальна и с экономической точки зрения. Ученые подсчитали, например, что единица капиталовложений в реабилитацию детей-инвалидов окупается в 10—30-кратном размере. И это без учета потерь от временной нетрудоспособности родителей по уходу за больными детьми [ Ваганов и др., 1994 ].

В период радикальных реформ российского общества необходимо принятие широких мер духовно-нравственного оздоровления, социально-экономической поддержки всех слоев населения. Но особенно важное значение эта проблема имеет для социально уязвимых категорий населения, к которым относятся в первую очередь инвалиды.

Анализ истории развития проблемы инвалидности в нашей стране свидетельствует о том, что общество, пройдя путь от идей физического уничтожения, неприязни, изоляции, до концепции привлечения к труду "неполноценных" людей, в настоящее время подошло к пониманию необходимости отойти от рассмотрения инвалидности как проблемы определенного круга неполноценных людей и представить ее как проблему, затрагивающую все общество в целом.

Специалисты многих стран в настоящее время ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, восстановления их работоспособности, социальной адаптации, реабилитации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с не-инвалидами и т.д. Задачи эти крайне сложные и чтобы решить их, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, психологов, специалистов в области физической культуры и спорта, организации досуга и т.д.

В настоящее время особенно много внимания уделяется вопросам лечения различных заболеваний инва­лидов и другим медицинским аспектам данной проблемы. Этим вопросам посвящена огромная литература. Они обсуждались на многих научных конгрессах, семинарах, симпозиумах. Например, в 1990 г. в Сент-Этьене состоялся медицинский конгресс по проблемам спорта для инвалидов.

Успешно решаются многие вопросы разработки и изготовления для инвалидов специальных технических средств, различных приспособлений и т.д. [ см. Боровицкий, Иванов и др., 1988; Верхало, 1990; Дмитриев, 1993; Николаев, 1982 и др. ].

Наряду с медицинскими и техническими аспектами все более активно разрабатываются педагогические и психологические аспекты проблемы. С начала XX столетия развивается специальная научная дисциплина психомоторика (она подразделяется на мотопедагогику и мототерапию), основная область применения которой — педагогическая работа с детьми, страдающими пороками физического или умственного развития [ см. Decker, 1984 ]. В рамках анализа этих проблем значительное внимание уделяется вопросам формирования здорового образа жизни и физического воспитания инвалидов, их социальной реабилитации на основе использования физических упражнений и спорта [ см. Айшервуд, 1991; Азарян, 1987; Григоренко и др., 1991; Дмитриев, 1993; Желенкова, 1989; Кудрявцев, Сыромолотов, 1987; Семенов, 1989; Сермеев, 1983; Шмельков,1981; Aaken,1991; Arnheim, Sinclair, 1977; Beck, 1977; Jochheim, 1984; Pichalski, 1983; Rieder,1991 и др. ], спортивной тренировки лиц с физическими недостатками, их приспособляемости к тому или иному спортивному оборудованию [ напр., Воронкин, 1969; Druvert, 1986 ], организации и проведения специальных Олимпийских игр для умственно отсталых [ Кашин, Цой, 1990; Нечаева, Сыромолотов, 1988; Сахно, 1993 ]. Делаются попытки на основе определенных тестов определить пригодность тех или иных групп инвалидов к соревновательной деятельности [ см. напр., De Potter, 1987 ] и на основе изменения правил спортивных соревнований сделать их более демократичными, гуманными, доступными для всех людей независимо от уровня их подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д. Иллюстрацией этого может служить изменение правил ориентирования, позволяющее участвовать в этом виде спорта людям с ограниченными возможностями передвижения [ см. Бреггинс А., 1996 ]. В ряде стран разработаны широкие комплексные программы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов [ см. Башкирова, 1990, 1991; Нечаева, Сыромолотов, 1988 ].

Однако проблема выявления форм физкультурно-спортивной деятельности, которые наиболее пригодны для работы с инвалидами в целях их социальной реабилитации и интеграции, до сих пор относится к числу наименее разработанных проблем, касающихся инвалидов.

C учетом этой ситуации и составлен данный сборник.

Врач Эрнст ван Аакен (США), ставший в результате несчастного случая инвалидом, в статье «Инвалидам нужен спорт!», написанной в 1981 г. в связи с «годом инвалида» и помещенной в сборнике, обосновывает необычайно важную роль спорта для инвалидов.

В работе В.И.Столярова, Т.И.Губаревой и Лубышева Е.А. характеризуется спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая предусматривает использование новой, гуманистически ориентированной модели спорта в его интеграции с искусством в целях социальной реабилитации инвалидов. Анализируя опыт многолетней разработки данной программы, авторы уточняют ее основные положения, обсуждают вопросы организации Спартианских игр и клубов с участием инвалидов, анализируют первые итоги практической реализации программы.

В работе, авторами которой являются Г.В.Дремова, П.Л.Соколов и В.И.Столяров, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся иппотерапии: характеризуется ее место в системе средств лечебного, оздоровительного и социально-педагогического воздействия на инвалидов, имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате (прежде всего вследствие ДЦП); излагается методика комплексного использования иппотерапии в сочетании со спартианской программой в целях социальной реабилитации инвалидов; предлагаются пути закрепления положительных сдвигов в реабилитации, достигнутых на основе иппотерапии, а также научные методы и тесты, позволяющие определить степень воздействия иппотерапии на физическое и психическое состояние инвалидов, лечебно-оздоровительный, реабилитационный и интеграционный эффект воздействия на них иппотерапии.

Органичным дополнением этой работы являются две последующие работы, авторы которых — Ганзина Н.В, Цейтлин Г.Я., Ларионов Н.Н., Губарева Т.И. (Россия) рассматривают возможность использования подвижных и спортивных игр, а также Спартианских игр в качестве средства социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП и детей с онкопатологией.

Завершает сборник работа Анни Бреггинс (Великобритания) «Ориентирование по тропам», которая освещает вопросы вовлечения инвалидов в такую новую, увлекательную и полезную для них форму физкультурно-спортивной активности, как ориентирование по тропам.

Литературные источники, на которые имеются ссылки в работах сборника, объединены в единый список литературы, который для читателя может служить библиографией по теме.

Сборник ориентирован в первую очередь на практических специалистов и ученых, работающих в области физического воспитания, лечебной физической культуры, спорта, культуры, организации досуга лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями.

Ректор Государственной академии физической культуры,

президент Центральной Олимпийской академии,

академик РАО В.В.КУЗИН

Руководитель Гуманитарного Центра "СпАрт",

зав. кафедрой философии и социологии РГАФК,

президент Координационного комитета спартианского

движения, профессор В.И.СТОЛЯРОВ

.....................................................................................Н.Н.ЧЕСНОКОВ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconАнализ физкультурно-спортивной работы учителей физической культуры...
«Марлин» (создание рефератов, компьютерных презентаций на тему здорового образа жизни, спортивной жизни цо)
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconАнкета участника регионального этапа X i всероссийского конкурса
«Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно оздоровительной и спортивной работы»
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconПлан-конспект досугового мероприятия
Досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства внутригородского...
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconАлексеевский решение
Алексеевский по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по...
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconПоложение об окружном конкурсе профессионального мастерства
Досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства внутригородского...
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconПрограмма разработана на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании»
Досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства внутригородского...
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconИнструкция для проведения учебных занятий с детьми-инвалидами
Дистанционные занятия отличаются по многим параметрам и задачам от очных занятий с детьми, а также необходим особый подход в работе...
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconГородской детско-юношеский центр физической культуры и спорта как...
Образовательная программа по боксу (адаптированная) для Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей...
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconПаспорт программы для целей настоящей Программы применяются следующие основные понятия
Досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства внутригородского...
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Наименование дисциплины:...
Досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства внутригородского...
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconКрасноярского края
Методическая папка адресована инструкторам-методистам спортивных организаций и образовательных учреждений физкультурно-спортивной...
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconКонференция Совет школы
...
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconРабочая программа учебной дисциплины 3 информатика 3
Функционально-ориентированные и объектно-ориентированные методологии описания предметной области 35
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconЖуравин М. Л. Гимнастика
«Базовые и новые виды физкультурно – спортивной деятельности с методикой тренировки: Гимнастика»
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
ПМ. 02 Организация физкультурно спортивной деятельности различных групп населения
Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами iconПрограмма разработана согласно учебного плана, одной из дисциплин...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск