Педагогические технологии : понятие и основные характеристики





НазваниеПедагогические технологии : понятие и основные характеристики
страница1/8
Дата публикации13.07.2013
Размер1.04 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8






































































ББК 74.100 Х12

Педагогические технологии: понятие и основные характеристики





XI2


15ВЫ 978-5-89814-553-8

Хабарова Т. В.

Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб. :
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с.
978-5-89814-553-8

В пособии сделана попытка найти ответы на вопросы: «Что такое педагогические технологии?», «В чем их сущность?», «Каковы основные характеристики педагогических технологий?» и «Каким образом педагогические технологии могут быть использованы в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений?».

В пособии также рассматриваются особенности технологий личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста, особенности технологий проектной деятельности, технологий исследовательской деятельности дошкольников и др.

Адресовано всем категориям педагогов, работающих в ДОУ, а также преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей.

ББК 74.100

© Хабарова Т. В., 2010 © Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

В последние годы о педагогических технологиях написано много, однако в науке пока нет общепринятого определения понятия «педагогические технологии». Многозначность данной дефиниции подтверждает сложность и спорность данного вопроса. Так, в зарубежной и отечественной научной литературе еще в 1997 г. насчитывалось свыше трехсот определений данного понятия. Авторы трактуют педагогические технологии как: ^ сочетание определенных методов и приемов (совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а их выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер [34]; совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка) [31]; упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результатов в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса [14]); ^ инструментарий (система указаний, которые должны обеспечить эффективность и результативность обучения [9]); ^ процесс (научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса [63]);


* модель (совместная педагогическая деятельность по проек-; тированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей и педагога [8]; учебный процесс, гарантирующий получение запланированного результата [66]); ^ научное направление (часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения [59]).

В научной литературе широко дискутируется вопрос о том, что понимать под педагогическими технологиями: технологии обучения, воспитания или... Приведенные различными авторами аргументы не позволяют не учитывать очевидных вещей. Так, С. А. Смирнов считает, что невозможно говорить о педагогических технологиях, поскольку понятие «педагогический» подразумевает три процесса — обучение, воспитание и развитие. И если цель возможно определять в обучении, то в воспитании, развитии, процессах значительно более сложных и неоднозначных, определить диагностическую цель практически невозможно, эти процессы не могут быть организованы на технологическом уровне. Правомерным, по мнению данного автора, на сегодняшний день может считаться использование понятия «технологии обучения», а не понятия «педагогические технологии». В основе понятия «технологии обучения» лежит четкое диагностическое определение конечной и промежуточных целей, разработка и использование объективных методов контроля их достижения, сведение к минимуму импровизаций педагога, установка на разработку модели учебного процесса не с точки зрения видов деятельности учителя, а с точки зрения структуры и содержания учебно-познавательной деятельности обучающихся [30].

Е. В. Бондаревская предлагает использовать понятие «технологии обучения», связывая технологии по преимуществу с организацией учебного процесса и отмечая, что любые технологии отвечают на вопрос, как учить искусно, то есть как наилучшим образом достичь результатов обучения [66]. Автор подчеркивает, что диапазон рассматриваемого в науке понятия «технологии обучения» достаточно широк — от совокупности

отдельных педагогических приемов до целостной системы обучения. Технологии — это точное знание того, как надо обучать, и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение. С позиции автора, технологии обучения представляют собой систему взаимосвязанных действий обучающего и обучающихся, которая необходима для овладения содержанием образования, то есть технологии должны быть адекватны содержанию, обеспечивать его организацию и функционирование [66].

И. П. Подласый считает, что технологии отвечают на вопросы: как учить, как действовать, чтобы результаты совпали с поставленными требованиями? Технологии представляют собой систему алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества [50]. Поскольку в процессе воспитания или развития невозможно говорить о получении «продукта заданного количества и качества», то возможно предположить, что данный автор (как и многие другие) также ассоциирует понятие «педагогические технологии» с «технологиями обучения».

Т. И. Шамова определяет педагогические технологии как научно обоснованный выбор характера операционного воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимого в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности [16].

Существует в научной литературе и подход, рассматривающий педагогические технологии на стадии реализации как мастерство каждого педагога:

^ педагогические технологии на уровне проектирования могут быть массовыми и универсальными, на уровне реализации — только авторскими (при обладании педагогом высокой профессиональной культурой) [66]; ^ каждый педагог фактически работает по своим индивидуальным технологиям, хотя технологии следует выводить за пределы индивидуального мастерства и представить их как мало зависящие от личности конкретного педагога [51];
педагогические технологии связаны с педагогическим мастерством, совершенное владение технологиями и есть мастерство (а педагогическое мастерство в свою очередь — высший уровень владения педагогическими технологиями); технологии определяются личностными' параметрами педагога, мастерство педагога — синтез личностно-дело-вых качеств и свойств личности, определяющий высокую * эффективность педагогического процесса [63].

Также достаточно дискутируем вопрос в научной литературе о сходстве и различии технологий обучения и методики обучения. Выделим основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения:

^ технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания;

^ методика не обещает педагогу гарантированных результатов, технологии же, наоборот, дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми; ^ технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритмизацию процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой, то есть обладают инстру-ментальностью, методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели, не обладает высокой инструментальностью; ^ технология отвечает на вопрос: «Как учить?», методика — на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины; ■^ технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников;

^ в методике сильно влияние личных характеристик и мастерства педагога.

Последнее отличие представляется весьма спорным, так как разные авторы, приводя собственные аргументы, излагают диаметрально противоположные взгляды. Одни разделяют данную

точку зрения, считая, что в педагогических технологиях, в отличие от методики, элемент субъективности доведен до минимума [1]. Другие считают, что не в методике, а в технологиях сильно влияние личностных особенностей педагога: методика выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения безотносительно к деятелю, их осуществляющему, педагогические технологии предполагают присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях [63]; педагогические технологии предполагают, что в них участвует педагог со всеми многообразными проявлениями личности, поэтому любая педагогическая задача может быть эффективно решена только с помощью адекватных технологий, реализуемых квалифицированным специалистом [46].

Практически все современные ученые, занимающиеся исследованием эффективности внедрения педагогических технологий в образовательный процесс, отмечают, что каждая педагогическая технология должна обладать рядом характеристик (признаков, качеств), которые будут свидетельствовать о том, что используется именно технология, а не набор отдельных методов и приемов. Каждую педагогическую технологию характеризуют: ^ концептуалъностъ (в основе каждой технологии лежит ее научная концепция, включающая философское, психологическое, социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей);

^ системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность);

^ содержательность (набор определенных действий обязателен в рамках данной технологии);

^ алгоритмизированность (определенная организация и самоорганизация деятельности педагога, направленная на выполнение им проективной и конструктивной функции); ^ процессуальностъ (развертывается процесс учебной деятельности);

^ управляемость (возможность диагностического планирования, проектирования образовательного процесса, варьирование средствами и методами для коррекции результатов, опора на структуру деятельности);
^ ситуативностъ (теоретические основы технологии пред ставляют собой общую схему, которая не может быть ре ализована в чистом виде, она должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу; в результате педагог создает собственную интерпретацию изначального теоретического конструкта, на основе идеальной! модели возникают различные варианты, разрабатываемые! отдельными педагогами);

^ воспроизводимость педагогического процесса и педагогиче-\ ских результатов (возможность применения технологии н других условиях и другими субъектами); ^ эффективность (обязательное достижение запланирован-! ного результата; отношение результата к количеству израсходованных ресурсов);

^ гибкость (возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия детей); ^ динамичность (возможность развития или преобразования

технологии); ^ диагностичностъ описания цели.

Также выделяются показатели технологичности деятельности педагога: наличие четкого представления о педагогической цели; осознание последовательности шагов на пути к цели и тех этапов, на которых будут решаться конкретные задачи; наличие определенности профессиональных действий, выраженной в четком ощущении, осознании, понимании меры необходимого и достаточного приложения педагогических усилий.

Классификация педагогических технологий

Существуют различные группы педагогических технологий. Ряд исследователей предлагает собственные классификации педагогических технологий, которые понимаются ими, в основном, как технологии обучения. Изучая вопрос о классификации педагогических технологий в дошкольном образовании, необходимо рассмотреть имеющиеся на сегодняшний

день в науке группы педагогических технологий, предложенные разными авторами.

Один из подходов к классификации педагогических технологий связан с условным делением технологий на жесткие и мягкие технологии. Жесткие технологии — это такие педагогические технологии, которые максимально приближены к идеалу алгоритмизированной и запрограммированной деятельности, гарантирующей посредством четких пошаговых предписаний достижение результата, с наибольшей полнотой соответствующего поставленной цели, как правило связанной с развитием или формированием социально-типических свойств (качеств) личности. Мягкие технологии — это такие педагогические технологии, которые содержат гибкие рекомендации, способствующие обеспечению возможности саморазвития, самореализации, раскрытия творческого потенциала ребенка с помощью имеющихся педагогических возможностей. Мягкие педагогические технологии лежат в основе личностно-ориентированного образования, опирающегося на принцип свободы в педагогической работе с детьми [30]. Чем более жесткой предстает технология, тем более детально должны быть определены условия, возможности и границы ее применения, представленные в контексте поставленной педагогической цели всеми элементами педагогического процесса (субъектами, содержанием, формами, методами, средствами) и той средой, в которой он осуществляется.

Следующий подход связан с объединением технологий в группы по целям, содержанию, методам и средствам обучения, по характеру деятельности ученика, по временному основанию [38].

По целям обучения педагогические технологии делятся на: •^ технологии традиционного обучения (передача знаний,

умений и навыков);

"^ личностно-ориентированные технологии развивающего обучения (развитие личности ученика, интереса к познанию, умения нестандартно мыслить). По содержанию обучения педагогические технологии делятся на:
^ технологии алгоритмического характера (передача основ ного образовательного минимума);

^ технологии продуктивного характера (творческий уровен осмысления получаемого содержания, самостоятельный анализ получаемого содержания, например технология проектов, технология концентрированного обучения^ Г. Г. Ибрагимова и др. Целью технологии проектов является создание проекта (модели) по решению одной из зна-! чимых для обучающегося проблем. Технология концент-! рированного обучения Г. Г. Ибрагимова дает возможность через «погружения» в предмет обучения за определенные сроки понять его особенности и не переключаться на другие предметы обучения). По методам обучения педагогические технологии делятся

на технологии:

^ оптимизации учебного процесса Ю. К. Бабанского (эффективный подбор методов, приемов, средств в обучении);

^ адаптивного обучения А. С.Границкой (характер взаимодействия учителя с каждым учеником независимо от его возможностей);

^ коллективного способа обучения А. Г. Ривина — В. К. Дьяченко (каждый ребенок учится взаимодействовать в парах или в группах);

^ интерактивного обучения (обучающих и эвристических игр (Ю. С. Тюнников и др.));

^ уровневой дифференциации (подбор методов обучения осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся);

^ модульного обучения (создается индивидуальная программа в виде модуля, собственная траектория движения ученика и взаимодействия с учителем по мере ее освоения (П. Я. Юцявичене и др.)) [38].

По характеру деятельности учащихся педагогические технологии делятся на технологии:

^ направленные на формирование самостоятельности учащихся по степени ее увеличения в учебной деятельности под непосредственным руководством учителя (адаптив-

10

ная система обучения, технология уровневой дифференциации);

^ направленные на формирование самостоятельности учащихся под опосредованным руководством взрослого (технологии коллективного способа обучения, модульные технологии).

По временному признаку выделяются педагогические технологии, применяемые: ^ в рамках одного урока (технологии оптимизации учебного

процесса и др.);

^ в течение сдвоенных уроков (технологии уровневой дифференциации и др.); ^ в течение ряда учебных часов (технология коллективного

способа обучения и др.);

^ в течение учебной четверти и более (технологии модульного и концентрированного обучения и др.) [38]. На основе классификаций педагогических технологий, рассматриваемых как технологии обучения, выделим следующие группы педагогических технологий: ^ объяснительно-иллюстративного обучения (в основе лежат информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков [34]);

^ личностно-ориентированные (создают условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников — технологии обучения в сотрудничестве, метод проектов и др. [14, 34, 42, 59]; индивидуальной поддержки ребенка, гуманно-личностная технология Ш.А. Амона-швили и др. [31, 48]);

^ развивающего обучения (в центре внимания находится способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей) [34, 48, 59]; ^ проблемного обучения (создание в сознании детей под руководством взрослого проблемных ситуаций, организация активной самостоятельной деятельности по их

11
разрешению, в результате чего происходит творческо овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей) [43, 48, 59]; У игровые (методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр с четко поставленными целями обучения и соответствующими им педагогическими результатами) [48, 59]; V- разноуровневого обучения («технологии обучения базис без отстающих») (теоретическое обоснование этих техноло гий базируется на педагогической парадигме, согласно ко торой различия основной массы обучаемых по уровню обу чаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимо ребенку для усвоения учебного материала) [31, 42, 43]. Применительно к дошкольному образованию болыпо интерес представляют те классификации педагогических тех нологий, которые в первую очередь ориентированы на раз витие личности ребенка, на раскрытие его творческого по-| тенциала. К таким технологиям можно отнести педагогические технологии:

^ позволяющие личности выразиться; ^ обеспечивающие личности готовность к самоизменению; ^ организующие процесс обучения как деятельность, то есть обеспечивающие деятельностный характер обучения [66]; ^ предусматривающие реализацию прав детей на выбор уровня учебного содержания, партнеров, средств обучения (диалоговые технологии — технология коллективного способа обучения, обучение в сотрудничестве, модульные технологии, индивидуализированные технологии — лич-ностно-ориентированные технологии Е. В. Бондаревской, И.С.Якиманской и др.) [31].

Также весьма интересна классификация педагогических технологий, которые направлены на проектирование взаимодействия взрослого и ребенка, это технологии: ^ конструирования педагогического процесса (представлены единством технологий конструирования содержания, материальных средств и деятельности педагога и воспитанников);

12

осуществления педагогического процесса (совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля); педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений (педагогическое общение — это процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопроникновения и взаимодействия между педагогами и воспитанниками, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности) [63].
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconТема Понятие и основные характеристики корпоративной социальной ответственности

Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconКонтрольная работа №1 по дисциплине: «Педагогические технологии»
Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические...
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconПримерная тематика рефератов «Специальная педагогика» 4 курс
Дети с задержками психического развития: основные клинико-педагогические характеристики и специфика работы с ними
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconЗанятия
Тема Здоровьеориентированные педагогические технологии: понятие, содержание, стратегии
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы. Основные психолого-педагогические...
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому в своей работе я сочетаю как традиционные, так и нетрадиционные методики, в том числе – игровые технологии. Понятие «игровые...
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме...
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconСовременные педагогические технологии и мониторинг качества учебно-методический...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные педагогические технологии и мониторинг качества»
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconУчебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии...
Проектирование и процесс решения педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология...
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconКонспект урока по математике в 6 классе по теме: «Координатная плоскость»
Используемые педагогические технологии: обучение с помощью икт, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии...
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconАндреева Г. М. Социальная психология
Социальная психология: предмет, разделы, задачи. Понятие группы, ее основные характеристики. Классификация социальных групп. Методики...
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики icon«Волшебный компьютер» (35 часов)
Свойства информации. Язык представления информации. Кодирование информации. Основные понятия логики. Понятие графов. Устройство персонального...
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет истории религий. Понятие религии (этимология, определения и основные характеристики). Вопрос о происхождении и сущности религии...
Педагогические технологии : понятие и основные характеристики iconПедагогические технологии герман константинович селевко
Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области общей социологии и истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск