№
| Этапы урока
| Слайд в презентации
| Действия учителя
| Действия обучающихся
|
1
| Организационный момент.
| 3
| Сегодня урок литературы я хочу начать вот с этого эпиграфа.
В.А. Жуковский сказал:
«Мир, который находим в …, есть чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий».
Вы видите, что здесь пропущено слово. Кто – нибудь догадался, что есть зеркало, в котором отражается мир человеческий?
Сегодня нам на уроке предстоит отгадать эту загадку.
|
|
2
| Введение в тему урока
| 4
| Посмотрите на доску.
Что объединяет этих людей?
| Читают на слайде: Дмитриев И. И., Крылов И. А., Измайлов А. Е., Эзоп, Жан де Лафонтен, Ломоносов М. В. – это баснописцы.
|
| Викторина по басням.
| 5
| Назовите басни и догадайтесь, кто их автор.
| Отгадывают по картинкам название басни, называют автора - И. А. Крылов.
|
|
|
| Попробуйте сформулировать тему урока.
| Изучение творчества баснописца И. А. Крылова.
|
3
| Повторение изученных сведений о жанре литературы – басне.
| 6
| И. А. Крылова мы знаем как мастера написания басен.
А что такое басня?
Чем отличается этот жанр от других?
| БАСНЯ – это короткий комический рассказ в стихах или прозе. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение —мораль, придающая рассказу аллегорический (иносказательный) смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
|
|
|
| Родоначальником басен считают Эзопа. Он был рабом, и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. На острове Самосее жил простак-философ Ксанф. Увидел он трёх рабов на продаже: двое были красавцы, а третий – Эзоп. Вид его был такой: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Спросил Ксанф у рабов: «Что умеете делать?» Первый и второй сказали: «Всё». А Эзоп сказал: «Ничего». «Как так?» «Да вот мои товарищи всё уже умеют, мне ничего не оставили». «Хочешь, я куплю тебя?» «А тебе не всё равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». «Ты всегда такой разговорчивый?» «За говорящих птиц тоже платят». «Да ты ведь не птица, ты урод». «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа. Боги наградили Эзопа даром слова, острым умом и искусством сочинять басни. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». Талантливый баснописец погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев.
Во Франции известен баснописец Жан де Лафонтен. В России басенным жанром увлекались многие, однако самым любимым баснописцем мы считаем И.А. Крылова.
|
|
4
| Слово учителя о фактах из биографии И.А.Крылова.
| 7
| И. А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 г.
Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Детские годы Крылова прошли в Твери. Семья, приехав из Оренбургской губернии, поселилась в квартире на Миллионной улице. Отец Ивана Андреевича служил в магистрате. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. С 1809 по 1843 г.г.
Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.Скончался 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет. Похоронен в Петербурге.
|
|
|
| 8
| В Санкт-Петербурге сооружен памятник И. А. Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России
|
|
4
| Работа над развитием речи.
| 9
| Меткий, образный, сочный язык крыловских басен актуален и в настоящее время.
«Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Н.В. Гоголь
|
|
|
|
| Почему же мы так любим басни Крылова? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.
| Ответы детей.
|
|
| 10
| И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями.
Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.
|
|
| Чтение цитат из басен И. А. Крылова.
| 11, 12
| 1. А Васька слушает да ест.
2. А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
3. А ларчик просто открывался.
4. Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на слона!
5. Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги точать пирожник.
6. Да только воз и ныне там.
7. Кукушка хвалит петуха,
За то, что хвалит он кукушку.
8. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют.
9. Услужливый дурак опаснее врага.
| Дети читают афоризмы, угадывают из каких они басен:
Кот и Повар.
Квартет.
Ларчик.
Слон и Моська.
Щука и Кот.
Лебедь, Щука и Рак.
Кукушка и Петух.
Воронёнок.
Пустынник и медведь.
|
5
| Работа по определению морали басен.
| 13
| Соедините стрелками героев басен Крылова
и те качества и понятия, которые они олицетворяют:
Волк и Ягнёнок
Волк на псарне
Стрекоза и Муравей
Слон и Моська
Лебедь, Щука и Рак
Свинья под Дубом
Кукушка и Петух
| Льстивые друзья
Неблагодарный человек
Несоизмеримость
Легкомыслие и серьёзность
Коварный человек
Хищник и жертва
Несговорчивые друзья
|
|
|
6
| Объяснение нового материала
|
| Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми баснями И. А. Крылова.
|
|
| Прослушивание аудиозаписи басни «Лягушки,
просящие царя».
| 14
|
| Дети слушают произведение.
|
| Анализ басни и беседа по вопросам
|
| На с. 84 учебника прочитайте переработкой чьей басни является это произведение Крылова?
Что происходит в басне?
В басне «Лягушки, просящие Царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Кто подразумевается под Лягушками?
В чём заключается управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?
Словарная работа Объяснить значение слов и строк: пособить, осиновый чурбан, в Лягушках каждый день великий недочёт, приходит чёрный год.
В каких строчках заключена мораль басни?
| 1.Лафонтен.
2.Лягушки просят у Бога царя.
3.Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя.
4. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки.
6. Заключительные слова Юпитера – это мораль басни: «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»
|
|
|
| Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.
|
|
| Прослушивание аудиозаписи басни «Обоз»
| 15
| http://vseskazki.su/slushat-skazki-audio/oboz-basnya-audio.html
| Дети слушают произведение.
|
| Знакомство с исторической основой создания басни «Обоз»
|
|
| На с. 86 обучающиеся читают статью В. Коровина «О басне «Обоз»
|
| Анализ басни и беседа по вопросам
|
| 1. Кто подразумевается под героями басни?
2. Как вы думаете, почему Крылов встал на защиту Кутузова? Какую русскую пословицу можно привести в пример?
Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне «Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом.
3. В каких строчках заключена мораль басни?
| 1. Полководец Кутузов, царь Александр I и молодые сподвижники Кутузова.
2. Поспешишь – людей насмешишь.
3. Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
|
7
| Закрепление полученных сведений.
| 16
| Что нового вы узнали о жизни И. А. Крылова?
Какая басня вам понравилась больше всего? Почему?
Какие афоризмы из басен И. А. Крылова вам запомнились? Басни Ивана Андреевича всегда были очень популярны. Они читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…».
|
|
|
| 17
| Вернёмся к эпиграфу урока.
В.А. Жуковский сказал:
«Мир, который находим в …, есть чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий».
Так что есть зеркало, в котором отражается мир человеческий?
| Это басня.
|
8
| Домашнее задание.
|
| Научиться выразительно читать басни И. А. Крылова.
|
|