Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9





НазваниеРабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9
страница1/7
Дата публикации25.10.2014
Размер1.02 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к учебникам «Хакасский язык» 5-9 КЛАССЫ (вариант 3 - для образовательных организаций, в которых

обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России) в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования

К учебникам «Хакасский язык» 5-9 классы авторов ЧебодаевойЛ. И., Карачаковой Е. Г., Сазанаковой 3. И., Тахтараковой М. Л., Тюмерековой Т. Т.;

«Хакасский язык» для 5 – 9 классов начинающих изучать родной язык авторов З.И.Султрекова, Т.Н.Боргоякова, А.Д.Субраков, И.И.Боргоякова, О.Д.Абумовой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. В ней учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами для начального общего образования.

Хакасский язык является государственным языком Республики Хакасия, средством национального общения и консолидации хакасского народа.

Хакасский язык в системе основного общего образования в школах занимает особое место. Он является средством национального общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.

Овладение хакасским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в этноязыковой среде, помогает их социальной адаптации к быстро изменяющимся условиям современного мира.

Хакасский язык является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы хакасского народа. Хакасский язык является средством социализации в этнической языковой среде, способствует формированию этнической идентичности, гармонизации межличностных отношений.

Знание молодыми людьми языка предков и владение им делает для него доступным незыблемые этнические ценности, как: опыт, мудрость и миропонимание, накопленные веками предшествующими поколениями.

Изучение учебного предмета «Хакасский язык» должно обеспечить:

-получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

-формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;

-осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

-формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Изучение хакасского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование национальной идентичности и любви к малой родине, уважительное отношение к языку как явлению духовной культуры народа;

  • формирование представлений о хакасском языке как языке хакасского народа, государственном языке Республики Хакасия, средстве национального общения, консолидации и единения хакасского народа;

  • формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;

    • обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

  • овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Задачи предмета «Хакасский язык» в школах формулируются в соответствии со структурой универсальных учебных действий:

- формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться посредством уроков хакасского языка;

  • усвоение способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса в освоении основ знаний о хакасском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни социума, его развитии;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в области норм современного хакасского литературного языка;

  • совершенствование умственных действий учащихся, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью, в осознании связи хакасского языка с культурой и историей Хакасии; развитии представления об особенностях хакасского речевого этикета, о социокультурных стереотипах речевого общения;

  • развитию и расширению горизонта ожиданий и возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • созданию условий для гармоничного развития языковой личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена становлением и развитием информационного общества и высокой профессиональной мобильностью;

  • обеспечению успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в школьном курсе хакасской филологии.

В процессе изучения хакасского языка у школьников формируются способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, полноценно освоить все компоненты учебной деятельности, которые включают в себя: учебные мотивы, учебную цель, учебную

задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Образовательная область

Предмет «Хакасский язык» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология»

Срок реализации программы: 5 лет

Общая характеристика учебного предмета

Содержание обучения хакасскому языку в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линий развития).

  • Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность - это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

  • Дальнейшее овладение хакасским языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем хакасского языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

  • Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

  • Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

- Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе овладения нормами правописания орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать её посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе хакасского языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета).

  • Формирование у учащихся чувства языка.

  • Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на хакасском языке.

Лингвистическая компетенция формируется посредством овладения знаниями о хакасском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся тюркологах; осознания о роли хакасского языка в жизни социума и государства, в современном мире; о роли языка в жизни человека; о роли орхоно-енисейской письменности в развитии хакасского языка.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал хакасского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, хакасским речевым этикетом, менталитетом хакасского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди тюркских языков мира.

Программа базируется на современных подходах к обучению языку: коммуникативно-деятельностный и культуроведческий.

Коммуникативно-дятельностный подход предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Хакасский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса хакасского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила хакасского речевого этикета и др.;

познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить алгоритм рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

регулятивные учебные действия:

ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения хакасского языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве хакасского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Здесь образовательный процесс ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры. Процесс обучения направлен на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение хакасскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень способного в дальнейшем продолжить обучение в различных общеобразовательных учреждениях.

Пути решения поставленных в программе задач:

Наиболее приемлемыми для учащихся 5 - 9 классов являются следующие приемы и методы работы на уроке:

- информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:

- составление плана текста;

- пересказ текста по плану;

- пересказ текста с использованием цитат;

- продолжение текста;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);

- сочинения-рассуждения,

- изложения – миниатюры;

- сравнение текстов;

- коммуникативные и игровые ситуации.

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- различные виды диктантов;

-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его

использованием по заданию учителя и т.д.;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)

При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

урок-коммуникация,

урок- исследование,

урок-практикум,

урок развития речи и т.д.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

Исследовательская технология обучения

Технология развития критического мышления на уроках хакасского языка

Метод проектов

Технология мастерских на уроках хакасского языка

Технологии уровневой дифференциации

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Технология проблемно-диалогического обучения

Игровые технологии

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Тест

Зачет

Контрольное упражнение

Контрольный срез

Контрольная проверочная работа

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, творческий, свободный, «Проверяю себя»)
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconОсновная образовательная программа по направлению 050100 Педагогическое...
Название оу: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №47 п г т. Шерловая Гора»
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconРабочая программа Примак Людмилы Владимировны первая квалификационная...
Федерального компонента государственного стандарта и программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов («Русский язык 9 класс:...
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconРабочая программа разработана на основе стандартов и программ по...
Авторской программы Т. Н. Боргояковой и др. «Программа по хакасскому языку для не владеющих родным языком 5 – 9 кл.»(на хакасском...
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе государственного...
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку...
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconРабочая программа курса «Русский язык» для 9аб классов на 2012-2013...
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов Л. А тростенцовой,...
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По учебникам: Максимов, Чешко. Русский язык для вечерних школ (или любой учебник, включающий эти темы), а также Власенков, Рыбченкова....
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconРабочая учебная программа Русский язык 7 класс (170 часов) Программу составил
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Федерального базисного учебного плана и программы общеобразовательных...
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconРабочая программа по русскому языку 6 класс
Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский// Программно-методические...
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconРабочая программа по русскому языку 6 класс
Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский// Программно-методические...
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconПрограмма по русскому языку к учебникам для 5 9 классов (авторы программы...
Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык. М.: Просвещение, 2012
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconРабочая программа по истории 9 класса. По учебникам Н. В. Загладина,...
По учебникам Н. В. Загладина, С. Т. Минкова, С. И. Козленке, Ю. А. Петрова История России ХХ век; Н. В. Загладина Всеобщая история....
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной...
...
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Тростецова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М.; научн. Ред. Н. М. Шанский. Русский язык. 9 класс. 7-е изд....
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconРабочая программа по учебникам под редакцией Б. М. Неменского. Автор-составитель Дашкевич В. В
Рабочая программа нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский//Программно-методические материалы:...
Рабочая программа к учебникам «Хакасский язык» 5-9 iconРабочая учебная программа дисциплины в. Дв 1 Язык культуры Направления...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по направлениям подготовки 52. 03. 16 – «иностранный язык», 03. 10. 00 –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск