РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебникам «Хакасский язык» 5-9 КЛАССЫ (вариант 3 - для образовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России) в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
К учебникам «Хакасский язык» 5-9 классы авторов ЧебодаевойЛ. И., Карачаковой Е. Г., Сазанаковой 3. И., Тахтараковой М. Л., Тюмерековой Т. Т.;
«Хакасский язык» для 5 – 9 классов начинающих изучать родной язык авторов З.И.Султрекова, Т.Н.Боргоякова, А.Д.Субраков, И.И.Боргоякова, О.Д.Абумовой
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. В ней учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами для начального общего образования.
Хакасский язык является государственным языком Республики Хакасия, средством национального общения и консолидации хакасского народа.
Хакасский язык в системе основного общего образования в школах занимает особое место. Он является средством национального общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.
Овладение хакасским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в этноязыковой среде, помогает их социальной адаптации к быстро изменяющимся условиям современного мира.
Хакасский язык является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы хакасского народа. Хакасский язык является средством социализации в этнической языковой среде, способствует формированию этнической идентичности, гармонизации межличностных отношений.
Знание молодыми людьми языка предков и владение им делает для него доступным незыблемые этнические ценности, как: опыт, мудрость и миропонимание, накопленные веками предшествующими поколениями.
Изучение учебного предмета «Хакасский язык» должно обеспечить:
-получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
-формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
-осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
-формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Изучение хакасского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование национальной идентичности и любви к малой родине, уважительное отношение к языку как явлению духовной культуры народа;
формирование представлений о хакасском языке как языке хакасского народа, государственном языке Республики Хакасия, средстве национального общения, консолидации и единения хакасского народа;
формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
Задачи предмета «Хакасский язык» в школах формулируются в соответствии со структурой универсальных учебных действий:
- формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться посредством уроков хакасского языка;
усвоение способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса в освоении основ знаний о хакасском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни социума, его развитии;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в области норм современного хакасского литературного языка;
совершенствование умственных действий учащихся, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью, в осознании связи хакасского языка с культурой и историей Хакасии; развитии представления об особенностях хакасского речевого этикета, о социокультурных стереотипах речевого общения;
развитию и расширению горизонта ожиданий и возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
созданию условий для гармоничного развития языковой личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена становлением и развитием информационного общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечению успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в школьном курсе хакасской филологии.
В процессе изучения хакасского языка у школьников формируются способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, полноценно освоить все компоненты учебной деятельности, которые включают в себя: учебные мотивы, учебную цель, учебную
задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Образовательная область
Предмет «Хакасский язык» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология»
Срок реализации программы: 5 лет
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения хакасскому языку в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линий развития).
Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность - это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.
Дальнейшее овладение хакасским языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем хакасского языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
- Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе овладения нормами правописания орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать её посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе хакасского языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета).
Формирование у учащихся чувства языка.
Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на хакасском языке.
Лингвистическая компетенция формируется посредством овладения знаниями о хакасском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся тюркологах; осознания о роли хакасского языка в жизни социума и государства, в современном мире; о роли языка в жизни человека; о роли орхоно-енисейской письменности в развитии хакасского языка.
Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал хакасского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, хакасским речевым этикетом, менталитетом хакасского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди тюркских языков мира.
Программа базируется на современных подходах к обучению языку: коммуникативно-деятельностный и культуроведческий.
Коммуникативно-дятельностный подход предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Хакасский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса хакасского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила хакасского речевого этикета и др.;
познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить алгоритм рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные учебные действия:
ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения хакасского языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве хакасского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Здесь образовательный процесс ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры. Процесс обучения направлен на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение хакасскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень способного в дальнейшем продолжить обучение в различных общеобразовательных учреждениях.
Пути решения поставленных в программе задач:
Наиболее приемлемыми для учащихся 5 - 9 классов являются следующие приемы и методы работы на уроке:
- информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- продолжение текста;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);
- сочинения-рассуждения,
- изложения – миниатюры;
- сравнение текстов;
- коммуникативные и игровые ситуации.
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- различные виды диктантов;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его
использованием по заданию учителя и т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
урок-коммуникация,
урок- исследование,
урок-практикум,
урок развития речи и т.д.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления на уроках хакасского языка
Метод проектов
Технология мастерских на уроках хакасского языка
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемно-диалогического обучения
Игровые технологии
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
Тест
Зачет
Контрольное упражнение
Контрольный срез
Контрольная проверочная работа
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, творческий, свободный, «Проверяю себя»)
|