Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика»





НазваниеПрограмма предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика»
страница1/5
Дата публикации22.03.2015
Размер0.73 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Направление подготовки

035700 - ЛИНГВИСТИКА

Профиль подготовки

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная

Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой естественнонаучных дисциплин

(протокол № от 20 г.)

Зав.кафедрой _______________________________


Москва

2012

Рыбалов Леонид Борисович, кандидат биологических наук, доцент

Кафедра «естественнонаучных дисциплин»

Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» для студентов очного, и заочного отделения. В рабочей программе представлен тематический план изучения дисциплины, программа, задания для самостоятельной работы, современные образовательные технологии, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Особое внимание уделено методическим указаниям для студентов, изучающих данную дисциплину, и преподавателей, читающих курс «Безопасность жизнедеятельности».


Рецензенты: Березина Т.Н. доктор биологических наук, профессор,


Холодова М.В. докт. биолог. наук, вед науч. сотруд.

1. Цели освоения дисциплины

Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры). Под культурой безопасности понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Цели, задачи дисциплины и требования к знаниям, представлениям, умениям и навыкам студента отвечают характеристике профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика».
Задачи учебной дисциплины

Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;

овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

формирование:

- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в Профессиональный цикл основной образовательной программы – Б.3, в базовую (обязательную) часть, изучается в 5-7-м семестрах (для разных форм обучения).

Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать знаниями и умения, приобретенные в результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также знаниями по основам безопасности жизнедеятельности в рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», изучаемой на уровне среднего (полного) общего образования, а также иметь базовые знания в области естественных и гуманитарных наук.

По своим особенностям курс «Безопасность жизнедеятельности» содержательно связан с другими дисциплинами учебного плана: «Современные концепции естествознания», «Правоведение», «Экология» и др.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» формируются компетенции – динамичная совокупность знаний, умений навыков, способностей и личностных качеств студента.

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);
Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):




имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

обладает готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ПК-7);

обладает необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур (ПК-18);

умеет моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов (ПК-19);

имеет навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией (ПК-25);

обладает способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-27);

владеет навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива (ПК-44).
В результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности студент должен:

знать: основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

владеть: законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
4. Структура и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Составлена на основании примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, утвержденной научно-методическим советом по безопасности жизнедеятельности Министерства образования и науки Российской Федерации 17 ноября 2009 г., протокол № 3. Рекомендована Министерством образовании и науки Российской Федерации для всех направлений профессионального образования (бакалавриат и специалитет). Разработчик к.т.н., доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана Девисилов В.А.
4.1 Тематический план учебной дисциплины
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)



п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Введение в безопасность. Основные понятия и определения

3

3

1




1




1







устный опрос

2

Человек и техносфера

3

5

1




2




2







проверка домашних заданий

3

Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания

3

14

4




4




6







компьютерное тестирование

4

Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного,

антропогенного и техногенного происхождения

3

14

2




4




8







проверка домашних задания

5

Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

3

8

1




3




4







проверка домашнего задания

6

Психофизиологические и эргономические основы безопасности

3

6

1




2




3







устный опрос

7

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

3

12

1




4




7







проверка домашнего задания , устный опрос

8

Управление безопасностью жизнедеятельности

3

10

1




4




5







проверка домашних заданий компьютерное тестирование




ИТОГО

3

72

12




24




36







Зачет


Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5лет)



п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельн ая работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Введение в безопасность. Основные понятия и определения

5

3

1




1




1







устный опрос

2

Человек и техносфера

5

5

1




2




2







проверка домашних заданий

3

Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания

5

14

1




2




11







компьютерное тестирование

4

Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного,

антропогенного и техногенного происхождения

5

14

1




1




12







проверка домашних задания

5

Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

5

8

1




1




6







проверка домашнего задания

6

Психофизиологические и эргономические основы безопасности

5

6

1




1




4







устный опрос

7

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

5

12

1




1




10







проверка домашнего задания , устный опрос

8

Управление безопасностью жизнедеятельности

5

10

1




1




8







проверка домашних заданий компьютерное тестирование




ИТОГО

5

72

8




10




54







Зачет


4.2. Содержание дисциплины:

Наименование раздела

Содержание

Тема 1

Введение в безопас-ность. Основные понятия и определе-ния

Характерные системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Экологическая, промышленная, производственная безопасности, пожарная, радиационная, транспортная, экономическая, продовольственная и информационная безопасности как компоненты национальной безопасности. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Постиндустриальное общество как общество риска. Концепция общества риска. Значение компетенций в области безопасности для обеспечения устойчивого развития социума. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности.

Тема 2

Человек и техносфера

Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Генезис техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

Тема 3

Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.

Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики основных вредных и опасных факторов среды обитания человека, основных компонентов техносферы и их источников. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни.

Тема 4

Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природ-ного, антропоген-ного и техногенного происхождения.

Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.

Тема 5 Обеспечение комфортных усло-вий для жизни и деятельности чело-века

Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.

Тема 6

Психофизиологичес-кие и эргономии-ческие основы безопасности

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющих на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек — машина — среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места.

Тема 7 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Классификация стихийных бедствий (природных катастроф), техногенный аварий. Характеристика поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного характера. Техногенные аварии – их особенности и поражающие факторы. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Терроризм и террористические действия. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской помощи. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

Тема 8

Управление безопасностью жизнедеятельности


Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны.

Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований экологической, промышленной и производственной безопасности. Страхование рисков: экологическое страхование, страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов, страхование профессиональных рисков, социальное страхование Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков.

Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Система РСЧС и гражданской обороны. Корпоративный менеджмент в области экологической безопасности, условий труда и здоровья работников: основные задачи, принципы и системы менеджмента (экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и здоровья работников).


4.3 Программа лекционных занятий



п/п


Темы лекций

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости



Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Человек и техносфера

2

устный опрос



Классификация негативных факторов среды обитания человека

2

устный опрос проверка домашних заданий



Воздействие параметрических факторов на человека и среду обитания

2

Контрольная работа



Ионизирующее излучение

2

Контрольная работа устный опрос



Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

2

устный опрос



Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

2

Творческое задание




Всего:

12



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconРабочая программа по дисциплине «Ведение в теорию межкультурной коммуникации»...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учётом рекомендаций и Прооп впо по направлению «Лингвистика» и профилю...
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 035700. 62 Лингвистика по профилю подготовки...
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconПрактикум по культуре речевого общения (второй иностранный язык)...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп по направлению и профилю подготовки 035700...
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconРабочая программа для студентов направления 035700. 62 «Лингвистика»
Андреева К. А. Методология лингвистического исследования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconПрограмма по дисциплине «речевая деятельность общества»
Учебная дисциплина «Речевая деятельность общества» предназначена для магистрантов, обучающихся по направлению 035700. 68 «Лингвистика»...
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconРабочая программа для студентов бакалавриата 035700. 62 Лингвистика...
Лингвистика профиль подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», форма обучения очная
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconРабочая программа по дисциплине «Стилистика английского языка»
Предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031100. 62 «Лингвистика»
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Ведущими принципами реализации основной образовательной программы 035700 Лингвистика (профильная направленность – Теория перевода...
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconРабочая программа дисциплины
«Лингвистика» составлена в соответствии с требованиями фгос впо, согласно которым объектом профессиональной деятельности бакалавра...
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» icon1. Общие положения
Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 035700. 62 Лингвистика
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Оценка лингвистических систем и компонентов»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconПрограмма предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология»
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения...
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Миграционная политика в России и за рубежом. Лингвистические аспекты»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 45. 04. 03 «Фундаментальная...
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconРабочая программа дисциплины
Курс лексикологии английского языка, предназначен для студентов 3 курса направления подготовки 035700 «Лингвистика» (бакалавр)
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск