Скачать 0.89 Mb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №46 Ленинского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан Гурьянова Евгения Петровна Поурочные планы к урокам мировой художественной культуры. 10-11 классы. Уфа - 2010 10 класс Урок 1 Дата: Тема: Основы культуры. Человек в художественной культуре. Цели: 1. знакомство с задачами и содержанием курса; 2. дать понятие о культуре и цивилизации; 3. познакомить с периодизацией культурных эпох; 4. система видов и жанров искусства; 5. развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию. Ход урока:
Наш курс составляет только «канву» изучения мировой художественной культуры, существенную помощь вам окажут книги по искусству.
Понятие «духовная культура» связано с творческой деятельностью человека, его мышлением и сферой чувств. Выделяют следующие виды духовной культуры: наука, религия, нравственность, искусство. Культура имеет главенствующее значение для общества и человека и существует наряду с первоприродой, откуда мы все вышли. Очень долго культура понималась как некая надбиологическая надстройка, созданная за историю человечества, в которой человек формируется, развивается, растет, то есть отождествлялись термины «культура» и «цивилизация». В ХХ веке под «цивилизацией» стали понимать определенный технологический уровень, наличие институтов и разных форм государственной власти и т.п. Развитие цивилизации может быть враждебно развитию человека как личности и как биологическому виду (Шпенглер, Руссо). Под «культурой» (лат. «возделывать») понимают те стороны цивилизации, которые связаны с развитием отдельной человеческой личности, которые обеспечивают всестороннее духовное, гуманитарное развитие человека. Сюда входят образование, искусство, религия, философия, теоретические сферы научной деятельности. Задача культуры не только формировать то пространство, где мы живем, но и «возделывать», формировать человека. Художественная культура – одна из важнейших областей духовной жизни человека, она связана с понятием красоты и ориентирована на творчество. Художественная культура создает некий параллельный мир, иллюзорную, но очень важную новую реальность, которая выражает эстетические, нравственные и прочие идеалы.
Пространственные искусства – делятся на изобразительные (живопись, скульптура) и архитектонические (архитектура, прикладное искусство и дизайн). Дизайн – особый метод проектирования предметной среды, при котором объекту в соответствии с его основным предназначением придается комплекс взаимосвязанных качеств: красота, целесообразность, экономичность, акцентированная функциональность. Временные искусства – музыка и литература – появились позже пространственных и первоначально существовали слитно. Пространственно- временные искусства – это театр, кино, художественное телевидение. Для этих форм художественного творчества как различных пространственных форм (искусство декорационные, искусство костюма), так и текста и музыки, то есть временных искусств. Комментарий. Вид искусства – некая устоявшаяся форма, отражение мира, освоенного творцом. Декоративно-прикладное искусство – наиболее древнее. Термин означает, что искусство, развиваясь, не отделяется от нужд человека. ДПИ вносило свой вклад в создание производства, связанного с ритуалом, магией, мифом, религией. В развитии ДПИ важный момент – введение эстетического критерия. У человека появляется потребность эстетически украшать свое пространство: от простых надрезов до фресок, ваз и т.д. то, что оно вносит эстетический критерий в повседневную жизнь, имеет огромное значение. Развитие архитектуры связано с оформлением культуры как второй природы вокруг человека. Человек свою жизнь организует как архитектоническое пространство. С архитектурой связаны другие виды искусства: живопись, фреска и т.д. появление жилищ (архитектуры) свидетельствует об отделении человека от остальной природы – Древний Египет, античность, средневековый собор – религиозная модель вселенной. Архитектура связана с различными потребностями – дворец, замок, город. Скульптура – один из древнейших видов искусства ( ≈ 25 тыс. лет до н.э.). она связана с ритуалом, магией, религией (первые скульптуры богов). Античная скульптура внесла в пластику образ человеческого тела, признанного идеалом красоты. В эпоху Возрождения скульптура отрывается от религии – гармония внешнего и внутреннего. В XVII веке скульптура становится частью культурного пространства – парковая. В живописи закреплена основная тенденция в культуре – это искусство жизнеподобных форм. Попытка человека запечатлеть различные картины окружающего мира – теория подражания. Первобытный реализм, средневековые фрески ( в православии – иконы), в эпоху Возрождения – светская живопись, зарождение жанров: пейзаж, портрет. Живопись делится на станковую (мольберт) и монументальную (фреска). Литература. Всю художественную культуру делят на дописьменную и письменную. Слово – стержень культуры, некий условный знак, поэтому новый этап в развитии человеческой личности связан с фантазией, воображением, абстрактным мышлением. Расцвет литературы – античность (мифология, философия, история, риторика).происходит разграничесние на эпос, лирику и драму. В XIX – XX веках в систему видов искусств вошла фотография (изобретенная Даггером), кинематограф, опера, балет. V. Итоги урока. Искусство делят по историческому принципу: первобытное искусство, искусство древности (античность), средние века, Возрождение и т.д. искусство возникло из самых первых исконных форм культуры, на почве развития культа, ритуала, как система правил поведения, воспитания. Первобытный синкретизм – нерасчлененность первых видов искусства – соединение музыки, танца, слова. Постепенная дифференциация: античность – скульптура, Древний Египет – архитектура. Ближе к нашему времени намечается новый синтез искусств: вокал, музыка – декламация в опере, в балете – музыка, танец, декорации, либретто (литературная основа), кинематограф и телевидение. Искусство соединяет отражение жизни с уникальным творческим началом. Отражение жизни – не главная цель искусства. Домашнее задание: прочитать конспект, выучить терминологию. Урок 2 Дата: Тема: Первобытное искусство. Цели: познакомить со своеобразием первобытной эпохи, закономерностями ее развития, историей открытия памятников первобытного искусства в конце XIX – XX вв., художественным миром первобытного человека, парадоксом культуры кроманьонцев. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию. Ход урока:
- Что понимают под словом «культура»? - В чем отличие этого понятия от понятия «цивилизация»? - Охарактеризуйте систему видов искусств. II. Новая тема. Лекция учителя. Изучение праисторической эпохи очень сложно и полно противоречий. Древние люди возводили пирамиды задолго до египтян, знали железо и даже пластмассу, астрофизику, обладали картами планет (найдены на костях сибирского мамонта), минералогию и геологию, у них были вечные календари, поэтому очень сложно давать оценку уровню духовности и разума. Очевидно только, что истоки современной культуры лежат в первобытности, которую называют «детством человечества». Она обладает рядом особенностей:
Один из путей изучения первобытной культуры – историко-археологический, то есть изучение следов человеческой деятельности: остатки жилищ, предметы быта, орудия труда, культовые сооружения, произведения искусства и пр. Археологическая периодизация истории человеческого общества (на основе материала, из которого изготовлены орудия труда).
Позже была найдена пещера Фон-де-Гом во Франции, где использованы 4 краски и гравировка на скале, а также Анри Брейем была найдена пещера Ляско (15 тыс. лет до н.э.) – «Сикстинская капелла первобытной живописи» - с изображениями мчащихся животных. Цвета палеолита: черный, красный, желтый, в Африке – голубой и зеленый. Краски делали из минералов, которые смешивались с яичным желтком, кровью, растительными соками, желе из рыбных отходов, они веками не выцветали, так как учитывалось состояние воздуха и влажность. Другие загадки эпохи кроманьонцев – гигантские размеры рисунков. Как и чем? Пульвизатор? Нет копоти на потолке – значит не пользовались свечами и плошками с жиром? Некоторые ученые доказывают, что кроманьонцы владели письменностью, ткацким станком. Их было около пяти млн. человек. Они жили в Европе, на Украине (с. Костенки), в Сибири, Малой Азии, возможно, в Африке. И исчезли. В 1959 году археологом Рюминым петроглифы были найдены в Каповой пещере (Шульганташ) на территории нашей республики. Памятники скульптуры палеолита: женские статуэтки с отсутствием черт лица, но гипертрофированными конечностями и символами материнского начала – «палеолитические Венеры».
III. Итоги урока. Первобытной художественной культуре был присущ символический характер и условный изобразительный язык. В искусстве главное – магико-религиозная функция, превалировавшая над эстетической. Первобытное искусство было тесно связано с охотой, войной и прочими основными занятиями древнего человека и поэтому часто обнаруживает чисто утилитарные цели. Домашнее задание. 1) прочитать конспект, готовиться к проверочной работе. 2) Индивид. задание «Древнеегипетские мифы и верования, их значение для художественной культуры. Уроки 3,4 Дата: Тема: Культура Древнего Египта. Цели: дать понятие о древних цивилизациях, их особенностях; познакомить с основными чертами древнеегипетского искусства, рассмотреть связь с религиозно-мифологической картиной мира, понятие каноничности, ведущая роль монументальной архитектуры. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию. Ход уроков: I. Проверка домашнего задания. Проверочная работа по вариантам: 1) расскажите об особенностях первобытной культуры; 2) определите основные функции первобытного искусства; 3) расскажите об археологической периодизации первобытной культуры. II. Новая тема. 1. Лекция учителя. Эпоха древних цивилизаций началась с появлением первых государств в Египте и Шумере (конец IV тыс. до н.э.) и закончилась падением Рима и переходом к Средневековью (V век н.э.). эра древних цивилизаций принесла новые формы художественного творчества: культовая и светская архитектура, многожанровая литература, развитая скульптура и др. из первобытного синкретизма выделились самостоятельные сферы духовной жизни: религия, наука, мораль, право, искусство и пр. особенности эпохи: 1) художественное творчество было тесно связано с религией и культом; 2) оно было глубоко традиционным (система канонов); 3) символизм; 4) огромная роль магии и мифа. Среди цивилизаций Ближнего Востока выделяют искусство Шумера (IV тыс. до н.э. - 24 век до н.э.), искусство Аккада (с 24 века до н.э.), искусство Вавилонии (с 18 века до н.э.), искусство Урарту (9-6 вв. до н.э.), искусство Ассирии (13-7 вв. до н.э.), искусство Персии (6-4 вв. до н.э.). 2. Реализация индивидуального домашнего задания «Древнеегипетские мифы и верования, их значение для художественной культуры». 3. Продолжение лекции. В XIX веке была предложена следующая классификация: Додинастический период – до 31 века до н.э.
Общие черты искусства Древнего Египта:
Искусство Древнего царства (XXVIII – XXIII вв. до н.э.). формирование канона заупокойного храма: мастаба – современное название гробниц Древнего царства – наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами над подземной погребальной камерой. Вершина египетской культуры – пирамиды. Они были усыпальницами фараонов, реализующими идею о беспредельном могуществе богов и их сыновей на земле – правителей Египта фараонов. Пирамиды свидетельствуют об удивительных познаниях египтян в области архитектуры и строительства, математики, астрономии и прочих наук. Великие пирамиды – «первое чудо света» - имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Форма пирамиды означала вечность - фундаментальный принцип древнеегипетского искусства, а соотношение граней пирамиды олицетворяло божественную гармонию вселенной. Ступенчатая пирамида Джосера (XXVIII в. до н.э.), архитектор Имхотеп, высота ок. 60 метров. Классические пирамиды фараонов IV династии в Гизе (конец 27 – начало 26 вв. до н.э.): пирамида Хеопса (высота 146,6, длина стороны основания – 233м., общий вес пирамиды - 7 млн. тонн), пирамида Хафра – 143 м, пирамида Менкаура – 66,5 м. конструкции и пропорции пирамиды основаны на принципах золотого сечения. Вход на северной стороне. Канон изображения фараона. В оксфордской библиотеке хранятся два средневековых манускрипта арабских историков Аль Масуди и Ибн-Абд-Хока, которые приводят редкий миф, записанный от коптов, наследников древних египтян: во время правления фараона Зарита ибн Солюка (солнечный), ему приснился сон о том, что земля перевернулась и звезды падали. Его жрецы измерили высоту звезд и вычислили дату катастрофы – через 300 лет. Было решено построить пирамиды, которые выстояли бы во время катастрофы, а в их камерах заключить все знания цивилизации, золото, драгоценности, керамику и т.п. астрономы Наполеона обнаружили звездные карты 111 – 109 вв. до н.э. миф говорит о том, что пирамиды были достроены за 60 лет до наступления потопа. Сегодня пирамиды стоят в песках, и Нил не может так разливаться, чтобы потоп был мирового масштаба, но на стенах пирамид остались свидетельства потопа: ракушки, морские животные. Они стоят на идеально очищенной скале в самой устойчивой точке континента. Слепая пророчица Ванда сказала, что пирамиды - ключ к абсолютному знанию. Главная звезда Египта – Сириус, и календарь египтян, рассчитанный на 32 тыс. вперед, тоже ориентирован на нее. По Сириусу определяли разлив Нила, и в пирамиде проводилась священная церемония в честь бога Озириса. Когда луч солнца проникал через маленькое отверстие в пирамиде и падал на статую бога, начинался новый год. Это отверстие до сих пор не найдено, также как и вход в пирамиду – сплошные ряды кладки плит из песчаника (2,5 тонны каждая), держащихся на растворе неизвестного состава, тоньше листка бумаги. Калиф аль Рашид, вскрывший пирамиду в XIV веке, вспоминал, что не мог просунуть лезвие меча между ними и просто пробил стену. Пирамиды были облицованы белыми плитами, полностью покрытыми иероглифами (их частично расшифровал в начале ХХ века Франсуа Шампольон), а макушка облицована золотом, ярко сверкавшем на солнце. В XIV веке плиты еще были, но сейчас осталось только две. Всего пирамид семь, по числу планет, которые знали древние египтяне. Искусство периода Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.) изменения в технике строительства пирамид. Появляется скальная гробница. Сфинкс – каменный лев с головой фараона Хафра (длина 57 м, высота 20 м). храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (21 в. до н.э.). Скульптура и живопись были связаны с заупокойным культом. Существовал канон: голова и ноги фигур всегда показывались в профиль, а глаз, плечи и грудь – в фас. Фараон изображался крупнее всех остальных. Жанры литературы: сказки («Сказка о Правде и Кривде»), мифы, гимны в честь богов, поэзия, повесть («История Синухета»). Характерные черты: образный язык, яркие метафоры, идейное и художественное богатство. Искусство периода Нового царства (XVI – XII вв до н.э.). Фивы – столица Египта. Храм Амона- Ра в Карнаке и Луксоре с огромными колонными залами (134 колонны высотой 20м и диаметром 5м). Стены храмов украшены многоцветными росписями, орнаментами и иероглифами. Скальный храм Рамсеса II в Абу – Симбеле (Нубия). Подземные гробницы Долины царей. «Книга мертвых» - сборник текстов молитв, заклинаний, магических формул, гимнов, предназначенных помогать умершему преодолевать препятствия и опасности на его пути в загробное царство Озириса. Искусство периода Амарны. Религиозная реформа Аменхотепа IV (1365-1348гг): введение общегосударственного культа Атона, новое имя фараона – Эхнатон (угодный Атону), новая столица Эхетатон с единым планом, с четко организованным центром, включавшим дворцы, залы, павильоны с колоннами. Стиль Амарны: экспрессивная манера изображения фараонов и членов его семьи, лирическая окраска, обращенность к естественным человеческим чувствам (портреты жены фараона Нефертити). |