Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 1»
Согласовано Утверждаю
МКУ «Комитет по образованию Директор МДОАУ ЦРР № 1
___________________________ __________ Стрельцова М.В.
___________________________
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Принято на заседании педагогического совета
Протокол №____от «____»________20__г
2012 год
Содержание
Пояснительная записка
| 2
| Первая часть.
1. Организация жизни и воспитания детей.
1.1.Возрастные особенности детей.
| 5
| 1.2.Организация режима пребывания детей.
| 9
| 1.3.Организация непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей в режиме дня.
|
11
| 1.4. Модель организации совместной деятельности взрослых и детей.
| 19
| 1.5.Общая схема организации непосредственно образовательной деятельности (занятия).
| 20
| 1.6. Перечень праздников и событий.
| 21
| 2 . Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям.
| 22
| 3.Содержание коррекционной работы.
3.1.Содержание коррекционной работы в логопедических группах.
|
55
| 3.2. Содержание коррекционной работы в группе с нарушением зрения.
| 60
| 4 . Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.
| 65
| 5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
|
98
| Вторая часть:
1. Особенности организации работы в группах раннего возраста.
|
102
| 2. Особенности организации работы в группах старшего возраста.
| 125
| 3. Структура и организация дополнительного образования.
| 124
| 4. Условия реализации программ
| 129
|
Пояснительная записка.
Основная общеобразовательная программа МДОАУ ЦРР № 1 ( далее - программа) разработана рабочей группой под руководством директора Стрельцовой Марины Владимировны в соответствии с:
«Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
"Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10",утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (далее – СанПиН 2.4.1.2660-10).;
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном приказом Минобрнауки России от 27.10.2011г. № 2562;
«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утв. приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655,Регистрационный № 16299от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ;
Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв.приказомМинобрнауки РФ от 20 июля 2011 г. N 2151.
Программа разработана на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), в которой учитывались принципы и подходы её формирования: создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Данная программа разрабатывалась с учётом следующих принципов:
a) Личностно ориентированные принципы.
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно ориентированные принципы.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:
1) формирование произвольного поведения,
2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности,
3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека),
4) мотивационная готовность.
Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования. При разработке программы был учтеннакопленный позитивный опыт современного дошкольного образования, а также новые подходы в данной области.
Цели программы:
обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования);
реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Для достижения целей программы программа решает следующие задачи:
Разработка содержания, обеспечивающего:
воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
развитие эмоциональной сферы;
цельность детского мировоззрения.
Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
Формирование опыта самопознания.
Обеспечение системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития;
Повышение профессионального мастерства педагогов.
В первом разделе первой (основной) части программы«Организация жизни и воспитания детей»представлены ежедневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей, проектирование воспитательно-образовательного процесса, система физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих мероприятий.
Второй раздел основной части программы отражает содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, в том числе задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области программы и возможности ее интегрирования с другими областями. В разделе указаны используемые формы и методы работы педагогов с детьми в ходе организованной образовательной деятельности, при проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности по основным направлениям, представлен перечень программ, методических разработок, пособий, которые используются в ДОУ, а также задачи и основные направления психологической работы с дошкольниками.
Третий раздел - содержание коррекционной работы – включает: цель, задачи, систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и нарушения зрения; организацию деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога с субъектами образовательного процесса; предметно-методическое обеспечение; планируемые результаты освоения детьми образовательной программы.
В четвертом разделе основной части программы представлены планируемые результаты освоения детьми образовательной программы по возрастам.
В пятом разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения программы.
Во второй (вариативной)части программырассмотрены особенности организации работы с детьми раннего и старшего возраста, организация работы по дополнительному образованию.
В заключительной части - «Условия реализации образовательной программы ДОУ» представлены: управление реализацией программы, формы сотрудничества с семьей, взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
Приоритетные направления деятельности МДОАУ ЦРР № 1 по реализации программы:
познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
Дети: освоение специфических детских видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной, чтения) на уровне самостоятельности; динамика в развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств.
Педагоги: повышение профессиональной компетентности в реализации в образовательном процессе принципов современной развивающей педагогики: продуктивного, диалогового общения с детьми; деятельностного подхода; широкое ориентирование педагогов в культурно-образовательном пространстве г. Белогорска.
Родители: участие в образовательном процессе ДОУ.
ДОУ: создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребенка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности; создание методического комплекса по основным направлениям развития дошкольников: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
|