Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение





Скачать 328.49 Kb.
НазваниеКомитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
страница1/3
Дата публикации24.07.2014
Размер328.49 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62» г. Барнаула.

Учитель Глазина Елена Александровна

Комитет по образованию администрации города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

методическим советом школы Директор ___________ Ю. В. Павлова

протокол от 26.08.09 № 6 приказ от 27.08.09

01 -13/154 - 1

Рабочая программа

Литература. 7 класс Б.

Ι концентр, 1-я возрастная группа (5 – 6 классы).

Срок реализации данной программы – 2010 – 2011 учебный год.

Данная учебная программа cоставлена на основе

«Программы по литературе для 5 – 11 классов (базовый уровень)»

Авторы программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский,

В. П. Полухина.

Допущено Министерством образования и науки РФ. «Просвещение», 2009 г., стр. 20 - 27

Учитель Глазина Елена Александровна.

Пояснительная записка.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, овладения богатейшими средствами русского литературного языка.

Содержание школьного литературного образования концентрично. Внутри первого концентра три возрастных группы. 7 класс входит во вторую. Изучение литературы с семиклассниками – это начало работы во второй возрастной группе. Ученики этой группы отличаются соответствующими возрастными особенностями: снижается познавательная активность учащихся, на первый план выходит потребность в межличностном общении. Изучение литературы в возрасте 13 – 14 лет играет важнейшую роль, так как именно в этот период происходит интенсивное формирование ценностной ориентации школьников. На 1-й план выходят способы мотивации учебной деятельности: различные виды самостоятельной работы, продуктивные виды деятельности, методы эмоционального стимулирования, нестандартные виды работы.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVΙΙΙ, XΙX и XX веков.

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 7 классе – проникновение в тайны творческой лаборатории писателей и поэтов; накапливание серьёзного опыта работы с книгой).

Авторы программы избегают жесткой регламентированности, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие – читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.

Семиклассники продолжают активное чтение вслух, учатся выявлять проблематику произведений, работают с особенностями художественной формы. Большое внимание учитель уделит углублению восприятия и истолкования прочитанного.

Особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся. Обучить учащихся различным вариантам рассказов, сообщений о писателе.

Специальный справочный раздел включает в себя небольшие справки по теории литературы, справочник имён и словарь литературоведческих терминов.

Приобщение к искусству слова не может успешно осуществляться лишь только репродуктивной деятельности, поэтому особое внимание следует обратить на творческие работы учащихся. Специальные вопросы посвятим работе над проблемой синтеза различных искусств. Знакомство с произведениями живописи и иллюстрациями к изучаемому тексту, сравнение иллюстраций разных художников позволит осуществить связь вербального образа с визуальным.

Отличительной особенностью рабочей программы является последовательное планирование работы по развитию речи учащихся и введение уроков по региональному компоненту (по литературе Алтая).

Формы, методы, технологии обучения

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- обучение умению обоснованно развёртывать суждения, давать определения на самостоятельно подобранных конкретных примерах публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

- учить понимать язык художественного произведения;

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение, устное словесное рисование, инсценирование произведения;

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста на всех этапах изучения литературы;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с изменением лица рассказчика), ответов на вопросы;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения учащихся по данной учебной программе

- написание сочинений по литературным произведениям;

- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные);

- составление планов будущего сочинения;

- написание отзывов о произведениях;

- создание рассказа - характеристики одного из героев или группы героев;

- создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…)

- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- тестирование;

- контрольные вопросы;

- самостоятельные работы.
Календарно-тематический план (102 часа)



п/п

Наименование разделов и тем

Кол – во часов

Дата

Из них




Практические работы

Контроль

ные и диагности

ческие работы

Экскурсии

Примечания

1.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1
















2.

Устное народное творчество. Предания как автобиография народа. Исторические события в преданиях.


2




Пересказ предания с сохранением особенностей повествования.










3.

3.1

3.2
3.3

3.4


Устное народное творчество.

Былины.
«Вольга и Микула Селянинович». Понятие о былине. Собиратели былин. Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.
Вн. чтение. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Особенности былинного стиха и поэтических интонаций.

4




Выразительное чтение эпизода.

Составление словаря старинных слов и выражений по былине «Вольга и Микула Селянинович» и небольшого «Богатырского словаря»

Сочинение -характеристика «Илья Муромец – любимый герой русских былин»








4.1

Карело-финский мифологический эпос «Ка́левала».



3
















5.

5.1

Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц.

Особенности смысла и языка пословиц.

1







Рассказ с использованием пословицы.







6.
6.1


6.2

6.3

6.4

Древнерусская литература

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)

Из похвалы князю Ярославу книгам.

Из «Поучения» Владимира Мономаха». Поучение как жанр древнерусской литературы.

Повесть о Петре и Февронии Муромских. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.


4




Составление поучения младшим брату, сестре или другу

Выразительное чтение текста на древнерусском языке







7.
7.1

7.2


7.3

Произведения русских писателей 18 века

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном «К статуе Петра Великого»

«Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о родине, русской науке и творцах. Понятие о жанре оды.

Г. Р. Державин. «Признание»

«На птичку»

Последние стихи Державина. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

3




Рр Обучение устному рассказу учащихся о Ломоносове и Державине.

«Похвальное слово Державину – поэту и гражданину».


Рр Выразительное чтение наизусть стихотворений Ломоносова и Державина.








8.
8.1

8.2

8.3

8.4
8.5
8.6

8.7

8.8

8.7

8.8
8.9

Произведения русских писателей 19 века

1) А. С. Пушкин:

«Полтавский бой»
«Медный всадник»
«Песнь о вещем Олеге»
«Борис Годунов»
Рр Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина».


«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

Письменная работа по произведениям А. С. Пушкина.


9




Выразительное чтение наизусть отрывка «Полтавский бой».
Рассказ об одном из героев.
Отзыв на «Песнь о вещем Олеге»
Сценарий диафильма на «Песнь на вещем Олеге».
Инсценированное чтение отрывка из «Бориса Годунова»
Составление словаря слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена»

Выразительное чтение наизусть баллады «Песнь о вещем Олеге» и «Полтавский бой».

Характеристика Самсоны Вырина.


Заочная экскурсия в квартиру Пушкина на Арбате (стр. 272) = картины альбома и презентация.




9.
9.1
9.2

9.3

9.4
9.5

9.6

9.7



М. Ю. Лермонтов
Слово о поэте. Обучение устному рассказу.
«Песня про купца Калашникова…». Картины быта ΧVІ века и их рольв понимании характеров и идеи поэмы.
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне…» Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.
Обучение анализу одного стихотворения:

«Молитва».

«Ангел» Мастерство поэта в создании художественных образов.

Практикум. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.
Урок контроля.


7




Выразительное чтение «Песни…».
Рр Эссе или развёрнутые ответы на вопросы.

Чтение стихотворений наизусть.
Изложение с элементами рассуждения на одну из тем: «Пир в царских палатах», «Кулачный бой на Москве-реке».


Контрольная работа по творчеству Пушкина и Лермонтова.

Заочная экскурсия в дом-музей М. Ю. Лермонтова (Москва, Молчановка, дом 2) (стр. 272 + презентация)




10.
10.1

10.2

10.3
10.4

10.5
10.6

10.7


10.8

10.9


Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
Рассказ учителя. Беседа. Слово о писателе. В творческой лаборатории писателя. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.
Нравственный облик Тарасы Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.
Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.
Анализ сцены – осада города Дубно.

Развитие понятия о литературном герое.

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

Рр. Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба»:

  1. «Авторская оценка образа Тараса Бульбы».

  2. Смысл противопоставления образа Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба».

Написание сочинения.


9




Пересказ эпизодов повести.

Работа по нахождению гипербол, эпитетов, сравнений и метафор в картинах описания степи.

Обучение устному рассказу о Запорожской Сечи, осаде Дубно, о первом сражении Остапа, о совещании казаков, о жизни и гибели Тараса Бульбы.

Рр Чтение наизусть отрывков из повести.
Рр Сочинение по повести








11.
11.1


11.2


И. С. Тургенев.
Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.
«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь.
Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.


2




Исполнение в лицах сцены.
Художественный пересказ текста (описание портрета Бирюка или одного дня из жизни лесника).
Диалог о писателе.

Рр Чтение наизусть стихотворений в прозе.







12.
12.1
12.2

12.3

12.4

Н. А. Некрасов.

Слово о поэте.

«Русские женщины».

История создания поэмы. Княгиня Трубецкая. Комментированное чтение.
Анализ диалога между княгиней Трубецкой и губернатором.
«Вчерашний день…» Боль поэта за судьбу народа

«Размышления у парадного подъезда». Образ Родины


4




Рассказ ученика о восстании декабристов.
Рр Рассказ о главной героине (письменный).
Обучение выразительному чтению эпизода поэмы, в том числе по ролям.
Отзыв о 2-й части «Княгиня Волконская».


Рр Чтение наизусть и анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день…»



Презентация: изображение Сенатской площади, портреты Е. И Трубецкой, М. Н. Волконской.




13.1

А. К. Толстой Слово о поэте. Исторические баллады.

«Василий Шибанов»,

«Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

Теория. Стр. 284 – 285, 2-я часть.

1




Нахождение эпитетов, сравнений в текстах баллад

Выразительное чтение произведений.

Выразительное чтение наизусть одного из произведений.







14.1


14.2

14.3

М. Е. Салтыков – Щедрин. Слово описателе. «Сказки для детей изрядного возраста».
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

Теория литературы. Сатира и юмор, стр. 297, 289, 2 часть.
Вн. чт. «Дикий помещик»



3




Нахождение гипербол.

Инсценированное чтение сказки.

Художественный пересказ или выразительное чтение сказки «Дикий помещик»

Работа с синонимами


Рр Создание собственной небольшой сказки на одну из школьных тем в духе Салтыкова – Щедрина.







15.
15.1
15.2

15.3

16.1

Л. Н. Толстой
Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (главы). Особенности жанра автобиографического произведения:

(Теория литературы, часть 2-я, стр. 288)
Анализ главы «Классы». Образ Карла Ивановича.
Анализ глав «Анна Савишна», «Детство». Образ Натальи Савишны. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.


Литература Алтая. И. Кудинов «Бухон»



3

1




Небольшой рассказ «Толстой и Ясная Поляна»
или «Толстой и дети».

План статьи.

Рр Обучение устному рассказу.
Характеристика Натальи Савишны

Проверочная работа по отдельным главам повети «Детство»



Заочная экскурсия в музей-усадьбу

Л. Н. Толстого в Хамовниках (Стр. 273 +презентация)



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconКомитет по образованию города Барнаула Муниципальное бюджетное образовательное...
На основании приказа департамента образования и науки Тюменской области от 15. 04. 2013 г. №172/од «Об утверждении Порядка окончания...
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconХод урока Организационный момент
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconТема. «Наречие как часть речи»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Барнаула, комитета по образованию администрации г. Барнаула и администрацией Центрального района г. Барнаула от 25. 04. 1997 №88...
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconПлан-конспект урока «Причастие как часть речи»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconКонспект урока математики в 1 классе по теме: «Число и цифра 8»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconУчредитель : Комитет образования Администрации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная языковая гимназия №4»
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconУчредитель : Комитет образования Администрации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная языковая гимназия №4»
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconТема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconУрок математики в 1 классе по теме: «Закрепление темы: «Прибавление и вычитание числа 2»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconКонспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста "Число 7, цифра 7"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconФормирование представления об образовании натурального числа 6, умения...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комитет по народному образованию администрации солнечногорского муниципального района муниципальное казённое общеобразовательное...
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconКонспект открытого урока путешествия по русскому языку по теме: «Тайны...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconКонспект урока местоимение как часть речи, разряды местоимений фио...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комитет администрации первомайского района по образованию Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Правдинская основная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск