Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
-
Рассмотрено на заседании
Методического совета
Протокол №__
«__»_____ 2013год
| «Согласовано»
Зам.директора по УВР
_____М.В. Кондратьева
«__»_____ 2013год
| «Утверждаю»
Директор школы
_____Л.П. Сорокина
Приказ №____
«__»_____ 2013год
|
Рабочая программа учебного предмета
литература
7 класс (базовый уровень)
учителя русского языка и литературы
Бабыкиной Марины Александровны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № __ от
«__» ______2013г
с. Речное - 2013-2014 уч. год
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа по литературе 7 класс составлена на основании следующих документов:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Федерального компонента государственного Стандартаначального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),
- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»
- Примерной программы по литературе
- Приказа МО и Н РТ от 4 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»
- Учебного плана МБОУ – Реченской ООШ Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 29 августа 2013 года)
Назначение программы:
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Содержательные линии предмета:
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Теоретико-литературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т. д.).
В 7 классе рассматривается одна из ведущих проблем - особенности труда писателя, его позиция в изображении человека.
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ Реченская ООШ. Базисный учебный план для образовательных учреждений РТ предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе в объёме 70 часов. Цели обучения литературе:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка.
Задачи организации учебной деятельности:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности;
развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Специфика предмета:
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе
№
п/п
| Тема
| Кол-во часов
| Основное содержание курса
| 1
| Устное народное творчество
| 6
| Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)
| 2
| Древнерусская литература
| 3
| Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали
| 3
| Произведения русских писателей 18 века
| 2
| Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве
| 4
| Произведения русских писателей 19 века
| 30
| Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
| 5
| Произведения писателей 20 века
| 22
| Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова и др. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах.
| 6
| Литература народов России
| 1
| Изучение творчества Р.Гамзатова. Чувашская поэзия.
| 7
| Зарубежная литература
| 6
| Основные этапы жизненного пути Р.Бернса, д.Г.Байрона, О.Генри,
Р. Бредбери и др. Японская поэзия.
| 8
| Итого
| 70
|
| |