Пояснительная записка Статус документа. Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе следующих нормативных актов и документов методического обеспечения:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в образовании Мои Н РФ от 07. 06. 2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год. Приказ МОиН РФ от 27.12.2011 г. № 2885.
Приказ Министерства образования и науки РФ 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» № 04-997 от 16.06.2011г.
Приказ МУ МГО «Образование» «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Миасского городского округа на 2011-2012 учебный год» № 567 от 28.06.2011г.
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» № 103/3404 от 31.07.2009 г
Информационно-методическое Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5135 от 16.07.2012г. «О преподавании учебного предмета «Литература» в 2012-2013 учебном году»
Примерная программа для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-9 классов (составитель Коровина В.Я., 11-е издание, М. Просвещение, 2009),
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Структура документа. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:
пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения;
календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
В работе используется учебник литературы для 8 класса (Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. М. – Просвещение, 2009г.)
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 классаК концу учебного года восьмиклассники должны: знать: – авторов и содержание изученных художественных произведений;
– основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
уметь:
– видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
– обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
– видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
– комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;
– различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
– определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
– сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
– выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
– осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
– видеть конкретных образов;
– находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;
– сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
– выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
– сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
– редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Распределение учебных часов по разделам программы Содержание
| Кол-во часов
|
Введение
| 2
|
Устное народное творчество
| 3
|
Древнерусская литература
| 2
|
Русская литература XVІІІ века
| 4
|
Русская литература XІX века
| 32
|
Русская литература XX века
| 18
|
Зарубежная литература
| 5
|
Контроль
| 2
|
Всего часов
| 68
|