ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения в соответствии, с Законом РФ «Об образовании» 2004г., с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089, разработана на основе базисного учебного плана МОБУ «Козлоаская оош» по осуществлению образовательной деятельности в 2013-2014 уч. г.
За основу рабочей программы взята авторская Программа по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованная в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2009г.) Программа рассчитана на 70 часов (по 2 часа в неделю), подкреплена учебником «Литература» 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений в 2 ч. (авт.-сост. В.Я.Коровина и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Уровень программы - базовый, Составлена для учащихся 5 класса (базовый уровень).
Учебно-методический комплект
Методическое пособие для учителя:
Учебник «Литература. 5 класс» в 2 –х частях В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Просвещение,2007
«Читаем, думаем, спорим…»: 5 кл. В.Я. Коровина, Просвещение, 2008
«Поурочные разработки по литературе Программа В.Я. Коровиной (68 часов)» О.Б Беломестных, Москва «ВАКО», 2006
«Дидактические материалы по литературе». (К учебнику – хрестоматии «Литература. 5 класс». Авт. – сост. В.Я. Коровина и др.) О.В. Шаталова, «ЭКЗАМЕН» Москва, 2006
«Тесты. Литература. 5 класс» Д.Г. Чижов АСТ. Астрель Москва, 2004
«Занимательная литература. Игры и викторины для 5-9 классов» Ольга Харитонова, АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ МОСКВА, 2002
Пособие для учащихся:
Учебник «Литература. 5 класс» в 2 –х частях В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Просвещение,2007
«Дидактические материалы по литературе». (К учебнику – хрестоматии «Литература. 5 класс». Авт. – сост. В.Я. Коровина и др.) О.В. Шаталова, «ЭКЗАМЕН» Москва, 2006
.Дополнительная литература:
Золотарева И.В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 400 с.
Литература: тематическое планирование. 5 – 8 классы / сост. Л.П. Макарова. – Волгоград: Учитель, 2009
Лотман Ю.М. В школе поэтического творчества. Пушкин, Лермонтов, Гоголь: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 352 с.
Репин А.В. Литература 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 60с.
Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5 – 8 кл. / авт.-сост. Л.Н. Савина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 60 с.
Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002
Особенности программы:
Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам. Естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи. Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.) В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем. В 5 классе – это внимание к книге. На данном этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Цель сформирована в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, в которой подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Задачи обучения:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Требования к пятиклассникам в соответствии с ГОС:
знать/понимать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
-образную природу словесного искусства;
уметь: определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-воспринимать художественный текст и делать его частичный анализ;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять простой план текста;
-определять известный жанр и род литературного произведения;
-давать простую характеристику героев;
-знать развитие сюжета, композицию несложного произведения;
-сравнивать героев;
-выражать своё отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения, читать наизусть;
-владеть различными видами пересказа;
-строить несложные устные и письменные высказывания по произведению;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
-писать отзывы и маленькие сочинения о прочитанных произведениях;
Виды практической деятельности учащихся на уроке: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
При реализации рабочей программы используются элементы системы развивающего обучения, технологии проблемного обучения, технологии развития познавательного интереса, дифференцированное обучение, система творческих заданий, теория активизации учебной деятельности.
Формы проверки и оценки результатов обучения проводятся в устной и письменной формах. Устно: выразительное чтение текста художественного произведения, устный пересказ всех видов — подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста); подготовка сообщения; выразительное чтение наизусть. Письменно: составление планов; создание сочинений – рассуждений; в виде тестирования. Сформированность ОУУН осуществляется в форме поурочных отметок.
Критерии оценивания различных работ учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
«5» - 1)ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. «4» - ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. «3» - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы. Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании. Критерии и нормативы оценки языкового оформления Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств. (Примечание 1) Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку) При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений. (Примечание 2) Методы и приёмы обучения:
- выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова;
- обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение;
- слово учителя, умеющее цельно правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения;
- беседа (цель выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности;
- обучение учащихся анализу текста художественного произведения, анализу эпизода; образов героев; композиции произведения;
- самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы. В основу учебной программы положен коммуникативный, деятельностный, проблемный подход к овладению учебным материалом. Основной метод преподавания курса - «Технология формирования правильной читательской деятельности» Н.Н. Светловской – Рыбниковой». Формы организации учебного процесса:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок – экскурсия.
Применение на уроках современных технологий:
Информационно-коммуникационные технологии на уроке литературы в инновационном режиме позволяют оптимизировать учебный процесс, делают его более рациональным и эффективным, а также повышают мотивацию учения у школьников. Демонстрационные материалы используются на этапе объяснения нового материала, основная их функция – иллюстративная. Часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта.
Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой – либо проблемы. Проектная деятельность способствует активизации познавательной активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы, формирует знания, умения и навыки, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении Группы нестандартных уроков
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
| Контрольные работы,
| Развитие речи
| 1 четверть
| По каждому разделу (тесты)
| 2
| 2 четверть
| По каждому разделу
| 1
| 3 четверть
| По каждому разделу
| 1
| 4 четверть
| 1
| 1
| За год
| 1
| 5
| |