Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе





Скачать 340.15 Kb.
НазваниеКалендарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
страница1/2
Дата публикации15.01.2015
Размер340.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе ( 68часов)



урока

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания,

повторение материала

Наглядные пособия,

технические средства

Формы

контроля

Дата

план. факт.

1

"Читайте не торопясь..." М. Горький

1

Образная природа словесного искусства.

Виды пересказа.




Пересказ прочитанного







Устное народное творчество

2

"Поэтическая сила" былины. Былина "Вольга и Микула

Селянинович"

1

Своеобразие былин как

героических песен эпического характера.






Анализ поэтики былин







3

Воплощение в былине нравственных

критериев русского народа. Микула – носитель

лучших человеческих качеств

1
















4

Былина "Илья Муромец и Соловей - разбойник".

Илья Муромец - любимый герой русских былин

1
















Вч

5

В мире былин

(урок-конкурс)

1




Выставка книг










6

Народная мудрость пословиц и поговорок

1

Своеобразие пословиц и поговорок как малого жанра УНТ.


ПК

Анализ поэтики пословицы и поговорки.







7

Волшебный мир пословиц и поговорок

(урок-конкурс)

1




Выставка книг










Древнерусская литература

8

Жанр летописи. "Повесть временных лет".

Знакомство с отрывками

1

Основы христианской морали, понятие жанра летописи, жанра поучение





Анализ

древнерусского текста.







9

"Поучение" Владимира Мономаха.

Нравственные заветы древней Руси

1










10

"Повесть о Петре и Февронии Муровских".

Нравственные заветы древней Руси

1
















Произведения русских писателей 18 века

11

М.В. Ломоносов - поэт, гениальный учёный и

общественный деятель. Теория "трех штилей"

"К статуе Петра Великого"

1

Основные сведения о

М. Ломоносове как поэте и ученом, новаторство Ломоносова в

стихотворстве





Восприятие и анализ текста в жанре оды.







12

М.В. Ломоносов. Отрывок из "Оды на день

восшествия на Всероссийский престол ея Величества

государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года".

Особенности жанра оды.

1










13

Державин - гражданин и Державин - поэт.

Размышления о смысле жизни, о судьбе в стихотворениях

"Река времён в своём стремленьи...", "На птичку", "Признание"

1

Основные сведения о

жизни Г.Р. Державина, новаторство

Державина в стихотворстве





Восприятие и анализ стихотворений.







14

Тест по теме "Произведения русских писателей 18 века"

1

Повторение материала по теме "Произведения русских писателей 18 века",

технология тестовой работы с выбором

варианта ответа


Тест по теме "Произведения русских писателей 18 века"

Тестирование







Произведения русских писателей 19 века

15

А. С. Пушкин "Медный всадник". Вступление к поэме.

Интерес поэта к истории

1

Историческая основа

изучаемых произведений А.С. Пушкина,

понятие жанров: поэмы, баллады, драмы


Презентация «А. С. Пушкин.»

Анализ

поэтического текста, выразительное

чтение стихотворного отрывка.


Выразительное чтение наизусть

Выразительное чтение наизусть






16

А. С. Пушкин "Полтава". Мастерство поэта в изображении

Полтавской битвы, прославление мужества и отваги

русских воинов

1










РР

17

А. С. Пушкин "Полтава" ("Полтавский бой".)


1










18

А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". Баллада и ее

летописный источник

1










19

А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"


1










20

А. С. Пушкин - драматург. "Борис Годунов" (отрывок).

Образ летописца

1













21

Тест по теме "А.С. Пушкин"

1

Материал по теме

"А.С. Пушкин", технология тестовой

работы с выбором варианта ответа


Тест по теме "А.С. Пушкин"

Работа с тестом.







22

М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Авторское отношение

к изображаемому.

1

Содержание поэмы, нравственная проблематика поэмы.

Особенности сюжета поэмы.




Владение различными

видами пересказа, участие в диалоге по

прочитанному произведению.






23

"Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Характеристика героев поэмы.

1










24

Лирика М.Ю. Лермонтова "Молитва",

"Когда волнуется желтеющая нива..."

1

Понятие "лирический герой"





Анализ поэтического текста, выразительное

чтение стихотворений







РР

25

М.Ю. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива..."


1







Выразительное чтение наизусть







26

Тест по теме "М.Ю. Лермонтов"

1

Материал по теме

"М.Ю. Лермонтов", технология тестовой

работы с выбором варианта ответа.

Тест по теме "М.Ю. Лермонтов"

Работа с тестом.







27

Историческая основа повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

1

Содержание повести;

содержание понятия “деталь” произведения,

нравственная проблематика повести;

владение различными видами пересказа.





Участие в диалоге по прочитанному произведению.

выделение смысловой части

художественного текста, сопоставление эпизодов и сравнивание героев.







28

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

1










29

Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его

товарищей в борьбе за родную землю

1










РР

30

Характеристика главных героев повести "Тарас Бульба"

1










31

Сыновья Тараса. Сопоставление Остапа и Андрия.

Смысл этого сопоставления

1










32

Последняя встреча с Тарасом Бульбой. Отношение

автора к героям повести. Прославление боевого

товарищества, осуждение предательства

1










33.-34

Сочинение по произведению Н.В.Гоголя. «Остап и Андрий», «Тарас Бульба — главный герой повести»


2

Содержание повести;

нравственная проблематика повести.





сочинение







35

И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк". Мастерство пейзажной живописи

1

Содержание понятия пейзаж.





Составление тезисов и плана

прочитанного; владение различными видами пересказа.







36

"Вера в торжество света, добра и нравственной красоты."

(И. С. Тургенев. "Стихотворения в прозе")

1

Своеобразие стихотворений в прозе.





Анализ поэтики стихотворений в прозе, выразительное чтение стихотворения в прозе.







РР

37

И.С. Тургенев. "Русский язык".


1







Выразительное чтение наизусть







38

Тест по теме "И.С. Тургенев"

1

Материал по теме

"И.С. Тургенев", технология тестовой

работы с выбором варианта ответа


Тест по теме "И.С. Тургенев"

Работа с тестом.







39

Н. А. Некрасов. Историческая основа поэмы "Русские женщины". Знакомство с I частью "Княгиня Трубецкая"

1

Особая роль жен декабристов,

их высокий нравственный подвиг





У м е т ь: говорить о героях, их словах

и поступках, убеждениях, давать

характеристику героям поэмы







40.

Н. А. Некрасов. "Размышления у парадного подъезда".

Боль поэта за судьбу народа

1

Понятия "сатира", "антитеза".
Антитеза как основной художественный приём,

раскрывающий идейное содержание стихотворения




Анализ

поэтического текста, выразительное чтение стихотворного отрывка







41.

Сатирическое изображение людей господствующего класса.

1










РР

42.

Н. А. Некрасов. "Размышления у парадного подъезда".


1







Выразительное чтение отрывка наизусть







43

Тест по теме "Н.А. Некрасов"

1

Материал по теме

"Н.А. Некрасов", технология тестовой работы с выбором варианта ответа


Тест по теме "Н.А. Некрасов"

Работа с тестом







44

М. Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества. Сатира и юмор в "Повести..."

1

Содержание сказок.

Выявление парадоксов

в народной жизни, отраженных

в сказках.




Составление рассуждения

о сильных и слабых сторонах

народного характера







45

"Оживить полностью Щедрина..." Сказка "Дикий помещик".

1

Сатира на социальные и нравственные пороки общества. Художественные особенности щедринских сказок.










46

Тест по теме "М.Е. Салтыков-Щедрин"

1

Материал по теме

"М.Е. Салтыков- Щедрин",

технология тестовой работы с выбором варианта ответа


Тест по теме "М.Е. Салтыков-Щедрин"

Работа с тестом







47

Л.Н.Толстой "Детство". Главы "Классы", "Наталья Савишна" Взаимоотношения детей и взрослых.

1

Содержание повести;

нравственная проблематика

повести.




Владение различными

видами пересказа, участие

в диалоге по прочитанному

произведению.







48

И.А. Бунин "Цифры", "Лапти". Взаимоотношения детей

и взрослых.

1

Содержание понятия

“деталь произведения”.





Выделение смысловой

части художественного текста.







49

А.П. Чехов - писатель и человек. Рассказ "Хамелеон".

Живая картина нравов.



1

Сюжет и образная система

рассказов.


Презентация «А.П. Чехов - писатель и человек».

Дать оценку действиям героев







50

Юмор в рассказах А. П. Чехова "Тоска", "Злоумышленник", "Пересолил".

1

Выставка книг







51

Обобщающий урок по теме

" Произведения русских писателей 19 века"


1

Материал по теме

" Произведения русских писателей 19 века"


Вопросы

для викторины


Ответы на вопросы







52

"Край ты мой, родимый край…" Русские поэты о родине



1

Стихотворения о родной природе -

состояние души поэта, переданное через

описание природы


ПК

Анализ

поэтического текста, выразительное чтение стихотворного отрывка







РР

53

Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов 19 века, посвященных родине и родной природе

1




Выразительное чтение наизусть стихотворений







Произведения писателей 20 века

54

"Подвиг во имя людей". (По произведению М. Горького

"Старуха Изергиль". Легенда о Данко)


1

Содержание рассказа;

приемы сопоставительного анализа





Выявление авторской позиции;

сопоставление поступков героев.







РР

55

Письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении Леонида Андреева "Кусака"

1







Отзыв о прочитанном рассказе.







56

В.В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с

Владимиром Маяковским летом на даче..." Мысли автора

о роли поэта и поэзии в жизни человека и общества

1

Содержание понятия сатира.





Выделение смысловых частей

художественного текста







57

А.П. Платонов. Рассказ "Юшка". Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания, сопереживания

1

Основные сведения о жизни

Платонова А.П.





Выделение смысловых частей

художественного текста







РР

58

"Идет война народная..." (Стихотворения А. Т. Твардовского "Братья", К. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленшины...", "Жди меня")

Выразительное чтение наизусть



1

Как война отразилась в поэзии.


Пластинка, ПК

Выразительное чтение наизусть








59

Фёдор Александрович Абрамов "О чём плачут лошади".

Эстетические и нравственно-экологические проблемы,

поднятые писателем в рассказе

1

Основные сведения о жизни

Абрамова Ф.А., знакомство в произведениях художественной

литературы с проблемой экологической

защиты человека.





Составление плана

рассказа, краткий,

выборочный, художественный

пересказы







60

Евгений Иванович Носов "Кукла". Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе

1

Основные сведения о жизни

Носова Е.И.





Составление плана

рассказа, краткий,

выборочный, художественный

пересказы







61

А.В. Вампилов "Свидание". Тема взаимоотношений между людьми

1

Особенности построения

драматических произведений,

роль ремарок





Дать оценку действиям героев






62

Юрий Павлович Казаков. Рассказ "Тихое утро".

Раскрытие характеров героев рассказа

1

Основные сведения о жизни

Казакова Ю.П.





Составление плана,

художественный и краткий пересказы







РР

63

Человек и природа в стихотворениях С. Есенина, А. Прокофьева, М. Исаковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова



1

Основные средства

художественной выразительности


Выставка книг

Выразительное чтение наизусть







64

Тест по теме "Произведения русских писателей 20 века"

1

Материал по теме

"Произведения русских писателей 20 века",

технология тестовой работы с выбором

варианта ответа


Тест по теме "Произведения русских писателей 20 века"

Работа с тестом







65

Джеймс Олдридж "Отец и сын" (Из повести "Последний дюйм") Моральная стойкость человека.

1







Пересказ близко к тексту







66

Зарубежная поэзия. Р. Бёрнс, Дж. Байрон, Мацуо Басё.

1

Термин "рефрен", основные

сведения о жизни представленных для

изучения зарубежной литературы поэтов,

особенности зарубежной поэзии


Выставка книг

Выразительное чтение







67

Рассказ О`Генри "Дары волхвов".

Поэтический гимн благородству и любви

1

Основные сведения о жизни

О Генри





Пересказ близко к тексту







РР

68

Сочинение - миниатюра "Любимое произведение, изученное в 7 классе". Список литературы на лето.




Содержание изученных

литературных произведений,

основные теоретико-литературные

понятия





Воспроизведение содержания

литературного произведения








Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Курс литературы для 7 класса рассчитан на 68 часов по учебнику Коровиной В.Я

Учебно-тематический план




п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

6

3

Древнерусская литература

3

4

Произведения русских писателей 18 века

4

5

Произведения русских писателей 19 века

39

6

Произведения писателей 20 века

11

7

Зарубежная литература

4




Итого

68


Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе
Устное народное творчество
Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)
Древнерусская литература

Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали
Произведения русских писателей 18 века

Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве
Произведения русских писателей 19 века
Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
Произведения писателей 20 века
Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова, А. Вампилова. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (Дж. Олдридж, О. Генри)

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе на 2013-14 учебный год учителя русского языка и литературы гбооу «Санаторно-лесная...
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе по программе Г. И. Беленького
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconТематическое планирование по русской литературе в 11 классе № Система уроков
Развёрнутое календарно- тематическое планирование по русской литературе в 11 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
Программы по литературе для 5-9 кл под ред. Коровиной В. Я. М., «Просвещение», 2010г
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе учителя...
Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе учителя Журавлёвой Ирины Николаевны
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс. Учебник С. А. Зинина, В. А. Чалмаева
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconУрока т календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе
Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе (составлено по программе и учебнику Плешакова А. А., Сонина...
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе к учебнику “Русский язык 10-11 классы Н. М. Гольцова, М. А. Мищерина,...
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по искусству в 8 классе
Календарно-тематическое планирование по искусству в 8 классе на 2013-14 учебный год
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по русской литературе в 7 классе
Савостьянов А. Н. Конспект лекций по философии / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2007. Ч. Античная философия. 68 с
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
Уметь создавать связный текст на заданную тему с учетом норм русского литературного языка
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
Внеклассное чтение. Тема ратного подвига в литературе XX века. М. Шолохов «Судьба человека»
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по немецкому языку в 11 классе
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку в 11 классе. Второе полугодие. (36 часов)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
Познакомить с основными темами и проблемами русской литературы XIX в., художественными открытиями русских писателей-классиков
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе (102 часа)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск