Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе





НазваниеКалендарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
страница1/4
Дата публикации07.01.2015
Размер0.59 Mb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
100-bal.ru > Литература > Календарно-тематическое планирование
  1   2   3   4



Календарно-тематическое планирование

по литературе

в 10 классе

на основе авторской программы по литературе для 10-11 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2010 г.


УТВЕРЖДАЮ: Рассмотрено на заседании МО
«____» ____________2013г. _________________________

________________________ Протокол № __ от _________

подпись, расшифровка подписи


Учитель: Клепач Л. В. класс 10_

ПРЕДМЕТ: литература. Всего часов: 102 ч (в неделю) количество обучающихся __

обучающихся 7 вида ____

2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоциональ­ного и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатст­вам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способ­ности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являют­ся их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­ли идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литератур­ных произведений.

Цели.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствова­нию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эсте­тической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстети­ческих и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; уст­ной и письменной речи учащихся;

·освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего пред­ставления об историко-литературном процессе;

·совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как ху­дожественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использова­ния необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федера­ции, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе средне­го (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.), «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006, место предмета в Базисном учебном плане МОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа; предусмотрены в рамках отведенного вре­мени часы на развитие письменной речи учащихся (11 часов), зачетные и контрольные работы – 5 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования яв­ляются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• рас­крывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литератур­ных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критиче­ские и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литера­турного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литера­турные темы;

•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

Словари и справочники:

1)Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

2)Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

3)М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий).Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

4)Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

5)Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

6)Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:

Просвещение, 2010.

2.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3.Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2011

4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2010

5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2010.

6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2011

 

Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класса (по программе под ред. В.Я. Коровиной)




Тема урока

Кол-во часов

Виды деят-ти

Наглядность

дата







1

Введение

Русская литература XIX века в контексте мировой

Культуры. Основные темы и проблемы литературы 19 века.

1




лекция

Литература: связь русской классики с литературой предшествующего периода (нравственный эталон человека и иерархия духовных ценностей в древнерусской литературе; проблемы воспита­ния просвеще­ния и граждан­ского служения в произведениях писателей классицизма; психо­логизм сентимен­тальной прозы, её обращенность к духовному миру героя, его внутреннему «Я»; человек в произведениях роман­тизма и реализма)

2

Обзор русской лит-ры 18 века.Г. Р. Державин







Тестирование

Тесты

3

Обзор русской литературы

первой половины XIX века. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально- историческое и общечеловеческое содержание. Развитие реализма в лирике, поэмах. прозе, драматургии

1




Лекция

История: исторический фон эпохи («дней Александровых прекрасное начало», война 1812 года, восстание декабристов, Николаевская реак­ция, оживление вольнолюбивых настроений). Полемика западников и славяно­филов о путях развития России




4

Романтическая лирика А. Пушкина периода южной и михайловских ссылок. «Погасло дневное светило». «Подражание Корану», « И путник усталый на Бога роптал»

Художест­венные открытия лирики А.С. Пуш­кина

1




Лекция

Литература: особенности русского романтиз­ма: В.А. Жуков­ский, поэты «пушкинской плеяды» (Е.А. Баратын­ский, К.Н. Батюш­ков, П.А. Вязем­ский).

Ответить на вопрос: чем близки Пушкину роман­тические произ­ведения В.А. Жу­ковского, Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского?




5

Тема поэта и поэзии в лирике А.П. Пушкина «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтами»

1




Практикум

История: Пушкин и декабристы. Ответить на во­прос: какое отра­жение получили идеи участников «Союза благо­денствия» в оде 6А.С.Пушкина «Вольность»?




6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина «Вольность», «Свободы сеятель пустынный».

1




Практикум

Тексты стихов




7

Религиозно- философская лирика А.С. Пушки­на. Тема жизни и смерти «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Эллегия», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны»

1




Анализ стихотворений.

Практикум.

Текст молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и люб­ви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Гос­поди Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благо­словен еси во веки веков. Аминь»




8

Философская лирика А.С. Пушкина.

1




Практикум

История: преобразовательная деятельность Петра Первого. Литература: образ маленького человека в по­вести А.С. Пуш­кина «Станцион­ный смотритель» и «Шинели» Н.В. Гоголя.

Гоголя. Ответить на во­прос: почему именно Пушкин первым в русской литературе создал образ «маленького человека»?

Скульптура: памятник Петру I работы Фальконе (1782 г.). вдохновенное лицо императора, созданное М. Калло. Ответить на вопросы: смогли ли авторы памятника Петру Первому передать величие личности русского императора? Близок ли «Медный всадник» Пушкина образу государя, созданному Фальконе?




9

Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

1




Лекция.

Беседа.

Тексты стихотворений




10

Образ Петра Первого как царя- преобразователя в поэме «Медный всадник»

1




лекция

Тексты поэмы




11

Социально- философские проблемы поэмы «Медный всадник». Диалектика пушкинских взглядов на историю.

1




лекция

Литература: образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина («Евгений Оне­гин»), в «Шинели» и «Мертвых душах» Н.В. Го­голя.

Ответить на вопрос: чем обусловлена двойст­венность образа Петербурга в произведениях русских писате­лей девятнадцатого века?




12-13

Контрольная работа

Сочинение по произве­дениям русской литературы первой половины XIX века

2




Письменная работа







14

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. основные темы и мотивы творчества. «Нети, я не Байрон, я другой». Романтизм и реализм в творчестве поэта.

1




Лекция

Беседа.

История: исто­рическая обста­новка в России 1850-60 гг. XIX века (Крымская война и смерть Николая Первого; противостояние либералов и де­мократов в об­щественной жиз­ни страны; под­готовка и прове­дение реформы 1861 года). Демократизация русского искусства/создание ар­тели молодых художников во главе с И.Н. Крамским, поло­жившей начало товариществу передвижников, и возникновение сообщества ком­позиторов (Могучая кучка)




15

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова «Молитва», «Я матерь Божия, ныне с молитвою»

1




Беседа

Практикум







16

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. «Валерик», «Сон»







Практикум

Фонозапись




17

Анализ стихотворения «Завещание»

1




Практикум







18

Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен…»

1




Беседа

Тексты




19

Мечта о гармоничном и прекрасном в человеческих отношениях. «Выхожу один я на дорогу».

1





Практикум

тексты




20

Внеклассное чтение.

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

1




Семинар







21

Внеклассное чтение.

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

1




Практикум

Тексты стихов




22

Урок контроля

Сочинение по творчеству М. Лермонтова

1




Сочинение- рассужде­ние

Русский язык: особенности по­строения текста- рассуждения (те­зис, доказатель­ство, вывод)




23

Урок контроля

Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

1




Сочинение- рассужде­ние

Русский язык: особенности по­строения текста- рассуждения (те­зис, доказатель­ство, вывод)




24

Н.В. Гоголь . Жизнь и творчество. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1




Лекция

Тексты




25

Сатирическое начало в сборнике «Миргород»

1




Практикум

Портрет Гоголя




26

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя

1




Семинар

Тексты




27

Н.В. Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

1




Практикум







28

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

1




Беседа







29 -30

Урок развития речи. Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

2




Урок контроля







31

Обзор русской литературы второй половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и критики.







Лекция




























32

Жизнь и деяния господина де Лень (лите­ратурный монтаж о жизни и творчестве И.А. Гонча­рова). Место романа « Обломов» в трилогии. Особенности композиции романа. Его проблематика.

1







Изобразитель­ное искусство: портреты И.А. Гончарова кисти К.А. Горбунова и И.Н. Крамского. Ответить на вопросы: каким предстаёт перед нами писатель на портретах Горбунова и Крамско­го? Какие черты ' характера Гонча­рова подчеркнули художники?



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе на 2013-14 учебный год учителя русского языка и литературы гбооу «Санаторно-лесная...
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе по программе Г. И. Беленького
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconТематическое планирование по русской литературе в 11 классе № Система уроков
Развёрнутое календарно- тематическое планирование по русской литературе в 11 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
Программы по литературе для 5-9 кл под ред. Коровиной В. Я. М., «Просвещение», 2010г
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе

Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе учителя...
Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе учителя Журавлёвой Ирины Николаевны
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс. Учебник С. А. Зинина, В. А. Чалмаева
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconУрока т календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе
Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе (составлено по программе и учебнику Плешакова А. А., Сонина...
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе к учебнику “Русский язык 10-11 классы Н. М. Гольцова, М. А. Мищерина,...
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование по искусству в 8 классе
Календарно-тематическое планирование по искусству в 8 классе на 2013-14 учебный год
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование по русской литературе в 7 классе
Савостьянов А. Н. Конспект лекций по философии / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2007. Ч. Античная философия. 68 с
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
Уметь создавать связный текст на заданную тему с учетом норм русского литературного языка
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
Внеклассное чтение. Тема ратного подвига в литературе XX века. М. Шолохов «Судьба человека»
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование по немецкому языку в 11 классе
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку в 11 классе. Второе полугодие. (36 часов)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
Познакомить с основными темами и проблемами русской литературы XIX в., художественными открытиями русских писателей-классиков
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе (102 часа)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск