Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема





Скачать 41.71 Kb.
НазваниеИзучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема
Дата публикации07.09.2013
Размер41.71 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Литература > Статья
Статья

Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема.

I. Изучение литературной критики в школе сегодня является методической проблемой, поскольку в условиях дефицита учебного времени на уроке все меньше уделяется внимания знакомству школьников с литературно-критической статьёй. Между тем исследование художественного произведения невозможно без глубокого изучения критического материала. Оно позволяет ученику обстоятельно ознакомиться с разными трактовками образной системы произведения, формировать собственное критическое мышление. В старших классах наряду с изучением художественных произведений осуществляется знакомство учащихся с отдельными литературно-критическими статьями и высказываниями, а также небольшими фрагментами литературоведческих трудов, которые посвящены интерпретации и анализу этих произведений. Методически правильно поставленная работа с критическими текстами на уроках и в процессе самостоятельной домашней работы может в значительной степени совершенствовать литературное образование школьников, их духовное, художественно-эстетическое развитие, речевую деятельность.

Отечественная методика преподавания литературы уделяла значительное внимание работе с литературно-критическими материалами в системе уроков по изучению литературного произведения. В работах ученых-методистов, в конкретных практических рекомендациях было определено содержание анализа критических статей, способы привлечения критики к исследованию художественного текста, приемы сопоставления различных точек зрения, высказанных в статьях двух или нескольких авторов, организации по ним диспутов. Разработаны варианты изучения отдельных критических статей, показаны пути повышения самостоятельности школьников в освоении как полного текста статьи, так и ее фрагментов. В пособиях и методических рекомендациях детально раскрыты этапы и содержание работы над критическими произведениями И. А. Гончарова, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Например, при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно познакомить учащихся с неоднозначной трактовкой образа Базарова - критические статьи Д.И.Писарева "Базаров" (1862 г.) и "Реалисты"(1864 г), А.И.Герцена "Еще раз Базаров" (1869 г.), М.А..Антоновича "Асмодей нашего времени" (1862 г.) При изучении романа И.А.Гончарова «Обломов» ученики прочтут критические статьи Н.А.Добролюбова "Что такое обломовщина?"(1859 г.) и И.Ф.Анненского "Гончаров и его Обломов" (1892 г.), заключающие самые противоречивые оценки образа Обломова.

II. Сложности современного периода общественно-политического и духовного развития российского государства, в частности системы образования, вызывают необходимость проявить усиленную заботу о совершенствовании данного направления в методике преподавания литературы при бережном сохранении положительных и оправдавших себя традиций. Требования к усилению работы по развитию творческой, самостоятельно мыслящей личности ученика, уважение к его внутреннему миру, развитие различных типов учебных заведений с углубленным изучением предмета, происшедшие изменения в содержании литературного образования, обусловленные публикациями художественных и литературно-критических произведений, которые ранее по идеологическим соображениям были недоступны читателям, — все это заставляет по-новому осмыслить задачи изучения материалов критики и литературоведения в старших классах современной школы, вносить в эту работу определенные коррективы.
Изучение литературно-критических статей способствует решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде всего — это углубление восприятия художественного произведения. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста. Знакомясь с критической статьей, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, составляя ее тезисы или конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и внетекстовым материалом. Все это помогает создать ученику свои представления об анализе изучаемого художественного произведения, выработать свою методику обращения с художественной и учебной книгой. Развитие критического мышления способствует открытости ума, умению анализировать информацию, способности видеть проблему в целом, мобильности, самостоятельности суждений, ответственности за собственный выбор и результаты собственной деятельности. А это – первый шаг человека к социальному успеху.

Критика составляет существенный компонент курса литературы на историко-литературной основе. Она органично входит в обзорные и монографические темы, помогает старшеклассникам вникнуть в диалектику сложного, противоречивого взаимодействия литературного процесса и творчества писателя с историей и современностью, способствует глубокому освоению стандартов литературного образования. Обращение к значительным литературно-критическим интерпретациям при знакомстве с личностью, мировоззрением, творческими принципами автора статьи или очерка оказывает неоценимую помощь в усвоении учащимися материалов школьного курса литературы.

III. Перед учителем выдвигаются следующие целевые установки:
1) создать у старшеклассников целостное представление о критике;
2) объяснить, почему автор статьи или эссе обратился к тому или иному произведению, творчеству того или иного писателя, литературному направлению и т.п.

3) помочь воспринять и осмыслить данный литературно-критический феномен, учитывая исторический период, общественное и культурное движение

4)способствовать плодотворной работе над статьей посредством тезирования, конспектирования, эвристического и проблемного обсуждения;
5) обеспечить плодотворное освоение изучаемого литературного источника.

При этом критика функционирует как особое искусство, включаясь в процесс истолкования произведений как посредник между художественной словесностью и читателем. Она сохраняет и самостоятельную значимость как сфера творческой деятельности, предполагающая применение специфического таланта и даже гения, и как документ культуры определенной эпохи. На уроках литературы в 9-10 классах ученики знакомятся в основном с литературной критикой XIX века. В 11классе – XX века.

Ельцова Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей № 1158

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Журнальная полемика 60-ых годов. Обзор «толстых» литературно-критических журналов
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…»
М. Ю. Лермонтова педагогам предложены авторские сценарии литературно-музыкальных композиций, внеклассных занятий, списки литературы...
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconИзучение близнецовых пар, обучающихся в Яльчикской средней общеобразовательной школе

Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconРабочая учебная программа по информатике для 10-11 классов. Пояснительная записка
Программа рассчитана на изучение курса “Информатика и информационно-коммуникационные технологии (икт)” в основной и полной средней...
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconМетодическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся...
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ю. В. Лебедева и В. В. Агеносова. Поэтому основному разделу предшествуют «Обязательный минимум содержания основного общего образования...
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconПояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания...
Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы...
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconСамостоятельная работа студентов по теории и методике обучения математике
Соотношение между математикой как наукой и математикой как учебным предметом в современных условиях. Методическая система обучения...
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconСодержание и формат сертификационного экзамена судебных переводчиков как методическая проблема
...
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconПлан внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом. Сроки
...
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconМетодическая разработка по профориентационной деловой игре "Салон красоты «Афродита»"
«Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconОбщие направления
Методическая тема «Дифференцированное обучение как один из аспектов гуманизации образования в школе»
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconУроках иностранного языка в средней школе. Вопросы для самостоятельной подготовки
Говорение как врд и как умение (общая характеристика данного врд, сравнительная характеристика монологической и диалогической речи,...
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconТематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная...
«Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» для студентов 2 курса (2014/15 учебный год)
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconИнтегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе
Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития...
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск