Скачать 317.05 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы ГИМНАЗИЯ №1544 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники направление – дидактика, теория и методика обучения КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗРАБОТКИ: в работе представлен практический опыт по развитию способностей к языку в целом и практическому овладению немецкого языка как средства общения. Приведена технология формирования и развития языковой и речевой компетенции учащихся, используя приемы мнемотехники. Москва 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вся организация педагогического процесса должна в полной мере способствовать повышению результативности обучения, формированию и развитию познавательного интереса у учащихся, стимулированию творческой деятельности и активности у детей. Очень важно, чтобы ребенок развивался и интеллектуально и эмоционально, чтобы он творчески подходил к выполнению того или иного задания или упражнения. Как организовать управление процессом обучения учащихся, чтобы они выполнили все перечисленные задачи? Как добиться того, чтобы уроки были максимально эффективными, чтобы детям было интересно учить иностранный язык, чтобы программный материал усваивался на высоком уровне? Обучение иностранному языку – сложный процесс, требующий от учащихся и умения читать, говорить, писать, переводить, и овладение общеучебными навыками и умениями. Совершенно очевидно, что нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, выбрать оптимальный ритм работы, эффективные формы, приемы и методы. Я работаю учителем немецкого языка в гимназии, где в качестве первого языка дети изучают английский язык. Не секрет для всех, что на современном этапе немецкий язык все больше вытесняется английским языком. Приходится прикладывать немало сил для убеждения учащихся и их родителей в том, что немецкий язык не менее интересен и необходим в современной жизни. В процессе оптимизации изучения немецкого языка я выделила следующие проблемы: - проблема образования единого психологического пространства, способствующего повышению мотивации изучения немецкого языка в средней школе; - проблема организации педагогического партнерства между педагогом и учащимся в обстановке деятельностного сотрудничества и сотоварищества между учащимся и учителем; - проблема достижения такого педагогического эффекта, при котором учителю удается разбудить внутренние потенциальные мотивы учащихся и погасить антимотивы обучающихся и их родителей, когда не возникает желания изучать немецкий язык; - проблема изучения немецкого языка как второго иностранного. Обозначенные проблемы представляются мне сложными и актуальными, принимая во внимание тот факт, что согласно социальному заказу общества, знание иностранного языка становится необходимой частью личной и профессиональной жизни человека. Это вызывает потребность во владении иностранным языком, а не только в умении «читать и переводить со словарем». Однако для детей немецкий язык – не родной, и они не общаются на нем в повседневной жизни. Кроме того, мы прекрасно знаем, что далеко не все ученики обладают равными языковыми способностями, а учить нужно всех. Я считаю, что снять это противоречие возможно, если учить ребенка максимально использовать немецкий язык в повседневной жизни (компьютерные игры, фильмы, музыка, Интернет), если развитие интеллекта будет формироваться параллельно освоению грамматических норм и пополнению лексического запаса. В своей практической работе в гимназии № 1544 СЗАО г. Москвы я сначала интуитивно, а затем обоснованно стала применять мнемотехнические приемы. Моя гипотеза: если посредством мнемотехнических приемов развивать память, опираясь на социальный, культурный, индивидуальный опыт учащихся, то это повлечет за собой развитие способностей к языку в целом и поможет практическому овладению немецкого языка как средства общения. Цель: формировать и развивать языковую и речевую компетенцию учащихся, используя приемы мнемотехники. Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:
Методологическая основа - разработки ученых-лингвистов, психологов, активно применяющих в своей педагогической практике данную методику.
Принципы работы
Новизна данной методической разработки состоит в составлении алгоритма «пошаговой» деятельности учителя для развития языковой и речевой компетенций учащихся. Кроме того, мною разработан цикл занятий по каждому этапу данной педагогической технологии. Организуя свою работу по внедрению приемов мнемотехники в соответствии с обозначенными задачами, мною составлена подборка приемов запоминания лексических единиц и ассоциограмм4 по различным темам. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Мотивационная составляющая уроков немецкого языка. 3. Технология развития языковой и речевой компетенции. 4. Практическое внедрение. 5. Вывод. 6. Приложение. 1.ВВЕДЕНИЕ Анализ результатов итоговой аттестации по иностранному языку позволяет сделать некоторые выводы о качестве подготовки выпускников по данному предмету. Анализ показывает, что учащиеся в основном владеют базовыми умениями и навыками по иностранному языку. Вместе с тем следует отметить невысокий уровень сформированности речевой компетенции – компетенции наиболее значимой для практической деятельности. Учащиеся затрудняются в выборе лексики для непосредственного общения на иностранном языке, не всегда могут по всем правилам оформить собственное речевое высказывание. На это есть как объективные причины, а это, прежде всего, отсутствие языковой среды, небольшая плотность уроков в расписании согласно учебной нагрузке, так и субъективные: невысокий базовый уровень подготовки учащихся, а также недостаточность мотивации у учащихся к овладению иностранным языком. Чтобы привести учащихся в конце обучения в «состояние речевой готовности», необходима долгая и кропотливая работа, рассчитанная не на один год. Работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующие задачи:
Образовательные стандарты по иностранному языку ориентируют учителя на воспитание человека, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Главная идея курса иностранного языка – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Поэтому обучение на уроках иностранного языка должно строиться с учётом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как аудирование, чтение, говорение, письмо. 2.МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКОВ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши. немецкий педагог Не секрет, что во всем мире стала формироваться потребность в знании нескольких иностранных языков. Россия не является исключением. Для успешного формирования языковой и речевой компетенций, учитель должен постоянно искать эффективные способы активизации познавательной деятельности. Он должен поддерживать интерес к изучению иностранного языка, повышать мотивацию, развивать творческое и ассоциативное мышление и языковую догадку. Мнемотехника (греч. τὰ μνημονικά— искусство запоминания) - это наука о запоминании, предлагающая совокупность приемов, способов и искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание, увеличивающих объем памяти и, главное, облегчающих вспоминание. При помощи мнемотехнических приемов сотрудничество между разумом и чувствами всегда используется оптимальным образом. Внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты и разнообразны. Это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота. Мнемонический прием не оставляет школьников безучастными и равнодушными. Как известно, левое полушарие головного мозга является «офисным центром», который отвечает за теорию, анализ, синтез, логику и мышление. Правое же полушарие является «творческим центром», который отвечает за восприятие цвета, звука, за создание ассоциаций и образов. Задача учителя – активизировать оба эти полушария, т.е. соединить усвоенный материал с творчеством. По данным исследований, мы запоминаем то, что - мы читаем (10%); - мы слышим (20%); - мы видим (30%); - мы видим и слышим (70%); - мы делаем сами (90%), т.е. мы обучаемся тем лучше, чем больше чувств мы используем при обучении. Память – сложный психический процесс, это способность к запечатлеванию, сохранению и последующему воспроизведению того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали. Психологи выделяют 4 вида памяти: двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную. Ученые П. Линдсей и Д. Норман считают, что существуют 3 различные системы памяти.
Забывание связано с неумением вспомнить. И вот здесь на помощь может прийти мнемотехника, которая позволяет перенести знания в долговременную память. 3.ПОШАГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ И РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Цель обучения иностранному языку: формирование личности, социально адаптированной в современном обществе, выпускника, свободно выражающего свои мысли на иностранном языке, понимающего речь и умеющего вести беседы на специальные темы. Одна из задач повышения качества образования является внедрение в образовательный процесс современных продуктивных технологий обучения, позволяющих существенно повысить уровень практического владения языком. Общеизвестно, что в основной массе учащимся, в силу ряда причин, не удается овладеть вторым иностранным языком в такой же степени, как и первым. И здесь, на мой взгляд, возникает проблема, как научить учеников полностью использовать ту лексику, которой они овладевают в процессе обучения, но порой не могут активизировать в общении. Мною разработана пошаговая технология развития языковой и речевой компетенции учащихся при помощи эффективных приемов мнемотехники:
Метод ассоциограмм я активно использую в работе с текстом в старших классах. При изучении текстов учащиеся ведут поисковую работу:
Задания и степень трудности определяет учитель. Это зависит от возраста учащихся, их психологического состояния, степени обученности, умения креативно мыслить и просто от свойства памяти. Данный метод позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Способные учащиеся выполняют более сложные задания, например, составляют предложения с речевым клише: |
Методическая разработка внеклассная работа как один из главных способов... Методическая разработка «Внеклассная работа как один из главных способов развития интереса учащихся к изучению немецкого языка» посвящена... | Развитие речевой компетенции на уроках английского языка посредством тренировочных упражнений Тема исследования выбрана не случайно, так как она является очень актуальной в современной школе. Для достижения цели исследования... | ||
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в изучении немецкого... «Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в изучении немецкого языка посредством использования игровых технологий при изучении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Конспект урока английского языка, проведенного в 11 классе Большесундырской... ... | Утверждаю согласовано рассмотрено Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции ( речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной... | ||
Предисловие Практикум «Практический курс русского языка» Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –... | Урок русского языка в 8 классе «Ее величество метафора» Развитие общей языковой культуры учащихся сельской школы посредством интегрирования предметов | ||
Методическая разработка Составил: Бовтун С. М, учитель немецкого языка мбоу «сош №3» Данное пособие предлагает методически грамотные раз-работки внеклассных мероприятий, которые можно провести в рам-ках предметной... | Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология... Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для... | ||
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную... | Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая... | ||
Методическая разработка по теме «Использование краеведческого материала... Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью курса является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих речевой, языковой, социокультурной,... |