Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…»





НазваниеМетодическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…»
страница1/6
Дата публикации25.05.2015
Размер0.77 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное учреждение

«Информационно-методический центр»

c:\мои документы\методисты\имц.jpg

Сборник методических материалов

для проведения мероприятий

к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
м. ю. лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. портрет работы к. а. горбунова. масло. 1883.


Нет, я не Байрон, я другой,

ещё неведомый избранник.

Как он, гонимый миром странник,

но только с русскою душой

М.Ю. Лермонтов

Лесной

2014
ББК 83.3 (2Рос=Рус)

С 23
Сборник методических материалов для проведения мероприятий к

200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. – Лесной, МКУ ИМЦ, 2014.-50с.

Для организации и проведения мероприятий к 200-летию со дня рождения

М.Ю.Лермонтова педагогам предложены авторские сценарии литературно-музыкальных композиций, внеклассных занятий, списки литературы и видеоматериалов библиотеки и медиатеки МКУ ИМЦ, предложен перечень книг, статей и интернет ресурсов, которые помогут в подготовке к празднованию юбилея великого поэта.

СОДЕРЖАНИЕ

Указ Президента РФ от 24 мая 2011 г. N 674 "О праздновании 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова" 4




Пролог к жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова 5



«А Лермонтов есть Лермонтов навеки…»

Методическая разработка внеклассного мероприятия 9



«Да были ж схватки боевые…»

Разработка внеклассного интегрированного мероприятия 14



«Но ты мечтал об ангельски-прекрасном, ты демонски-мятежнее любил!»

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в VII классе 18



"Вечно молод и живой"

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова 20



«Страницы мятежной жизни»

Сценарий литературно-музыкальной композиции,

посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова 22



«Неповторимый мир...»

Литературный альманах, посвященный творчеству М. Ю. Лермонтова 27



Страницы мятежной жизни

(М.Ю. Лермонтову посвящается) 34



Список книг и статей о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова,

имеющихся в фонде библиотеки МКУ ИМЦ 44



Список видеоматериалов о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова,

имеющихся в фонде медиатеки МКУ ИМЦ 45


Рекомендуемая литература 46




Интернет-ресурсы 50



Указ Президента РФ от 24 мая 2011 г. N 674 "О праздновании 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова"


http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm
Учитывая выдающийся вклад М.Ю. Лермонтова в отечественную культуру и в связи с исполняющимся в 2014 году 200-летием со дня его рождения, постановляю:

1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2014 году 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

2. Правительству Российской Федерации:

образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова;

обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


Президент Российской Федерации

Д. Медведев


Москва, Кремль

24 мая 2011 г.

N 674
Пролог к жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова
Монолог учителя: «Нет, он не Пушкин, он другой...»

I. Какой же? Ответить на этот вопрос - вот задача учителя. Он с русской душой ... Душа поэта какова? Увидеть надо нам поэта, понять, случайны ли печаль, разочарованность, тоска и грусть его.

II. Монолог учителя о М.Ю. Лермонтове.

- Только что вчера мы закрыли страницы пушкинских произведений. А сегодня вновь начинаем с них. Они нам нужны для разговора о другом великом поэте.

Пушкин. «Борис Годунов». Знаменитая сцена у фонтана Беглый казак Гришка Отрепьев выдает себя за сына Ивана Грозного и признается в любви польской красавице Марине Мнишек. Он обещает сделать ее царицей, сулит яркую жизнь. Разве от этого откажешься? Самозванец счастлив. Но это только кажется: он понимает, что Марина полюбила царевича Дмитрия, а не его, Гришку. И это его убивает. Григорий признается, что он вор, беглый монах - и сразу же теряет польскую красавицу.

Пушкина волновала эта коллизия. Он возвращается к ней и в драме «Каменный гость», Дон Гуан добивается любви прекрасной Анны, выдавая себя за Дона Диего. И тоже не выдерживает - признается: «Я не Диего, я - Гуан!». Он тоже хочет, чтобы любили его самого.

Так случилось и с поэтом, встреча с которым предстоит нам сегодня.

Как только стихи его стали известны читающей публике, о нем заговорили громко: все были готовы принять его вторым Пушкиным. Даже великий критик В.Г. Белинский заявил, что стихи его не хуже пушкинских, что они обладают «истинно пушкинской точностью описания».

Конечно, это была правда. Но поэт не хотел быть «вторым Пушкиным». Он желал одного: пусть его полюбят самого. Имя этого поэта вам известно - М. Ю. Лермонтов. Он не был похож на Пушкина, поэтому и назвали мы с вами свой урок так: «Нет, он не Пушкин. Он другой». А какой?

Еще неведомый избранник,

Гонимый миром странник.

Но только с русскою душой...

Подобно пушкинскому самозванцу и Дона Гуану, ему нужно, чтобы любили, понимали и признавали его самого.

С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Стихи Пушкина полны света. Пушкин даже грустил по-своему:

Мне грустно и легко, печаль моя светла...

Печаль же Лермонтова темна и горька, его стих тяжелый, «облитый горечью и злостью». Поэт угрюм и одинок, он не верит людям, не ждет от них благодарности и сочувствия. Если пушкинский пророк, обходя моря и земли, глаголом жжет сердца людям, то лермонтовский - отверженный изгнанник, людьми не признается:
Когда же через шумный град

Я пробирался, торопясь,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите, вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм и худ и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

Откуда эта ненависть людей к пророку? За что в него летят «каменья»?

За то, что правду говорит?!

За то, что видит их насквозь?!

За то плата - одиночество. А причина этому - разочарованность. Поэт разочарован во всем: в друзьях, в любви, жизни.

И если поэзия Пушкина светится от слов «друг», «любимая», «товарищ», то поэзия Лермонтова в другой тональности: тоски, печали, грусти. Для этой разочарованности, бесспорно, есть причина. Отыщем ее.
В 16 лет Лермонтов напишет:

Мне нужно действовать

Мне нужно действовать,

Я каждый день

Бессмертным сделать бы желал...

А в 24 из сердца сердца вырывается признание:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно...

А между этими строками - вся жизнь Лермонтова, вся жизнь людей его поколения. Они были обречены на бездействие, ибо рано поняли, что вряд ли удастся применить в жизни те могучие силы, переполняющие душу. Пятнадцатилетний юноша с горечью спрашивает:

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Откуда это? Что отравило так не только Лермонтова, но все его поколение? Обратимся к истории.

1826 г... 13 июля. На кронверке Петропавловской крепости повешены Пестель, Рылеев, Каховский, Бестужев - Рюмин, Муравьев-Апостол - пять руководителей восстания декабристов. И тогда же потянулись в Сибирь колонны закованных ссыльных, цвет дворянской молодежи. Лермонтову и его сверстникам было по 11-12 лет. Родители благодарили бога, что их дети были так малы, что не доросли до политики. Но они не предполагали, что их детей ждет не менее горькая судьба. Не так уж трудно догадаться, какого действия жаждали сверстники Лермонтова, каким бездействием они тяготились.

Можем строчки нанизывать

Посложнее, попроще.

Но никто нас не вызовет

На Сенатскую площадь...

Пушкин не был на Сенатской площади, но он был другом декабристов. И в 1826 г. Пушкину было 27 лет, а Лермонтову - 12. Начинать жизнь вообще труднее, чем продолжать ее, тем более начинать непосредственно после разгрома восстания 14 декабря. Черная тень пяти виселиц легла на всю судьбу Лермонтова и его поколения... Отсюда ему и суждено было, как и Пушкину, выразить своей поэзией целую эпоху

Послушайте стихи поэтов. Вот Пушкин говорит

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит...

Звучит признание в любви России как объяснение в любви Российской державе, созданной великим гением Петра.

А вот у Лермонтова Петербург вызывает совсем другие чувства:

Увы! Как скучен этот город,

С своим туманом и водой!..

Он не испытывает не только любви, но и даже сочувствия.

Там где Пушкин провозглашает:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

Лермонтов восклицает презрительно, почти с ненавистью:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, послушный им народ.

Может, показаться, что Лермонтов любил Россию меньше, чем Пушкин. Конечно, нет, просто в эпоху Лермонтова слова «Родина» и «государство» не состыковывались. Он ненавидит державный Петербург, парады, он равнодушен к воинской славе Российской Империи. Поэтому его любовь к отчизне кажется ему странной:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

И любит он в России «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «встречать... дрожащие огни печальных деревень». Именно последние строки предвосхитят пронзительную тоску Блока:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои...

Иные картины любимы поэтом, отсюда, видимо, и странность. Разве каждый увидит в них поэзию и красоту?!

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно.

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

На говор пьяных мужичков.

Это уж был прямой вызов. Насколько там, на деревенском празднике, все близко и мило его душе, настолько здесь, на светском балу, все его раздражает.

«Средь шумного бала» петербургской жизни Лермонтов чувствует себя безумно одиноким:

Как часто, тесною толпою окружен.

Когда передо мной...

При диком шепоте затверженных речей

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски...

Да, часто говорят, что нет поэтов более противоположных друг другу, чем Пушкин и Лермонтов. Действительно, «волна и камень, лед и пламень»:

Пушкин говорит: Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Лермонтов утверждает:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

Пушкин:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим...

Лермонтов:

Ты не должна любить другого,

Нет, не должна!

Ты мертвецу, святыней слова, обручена...

Пушкин:

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

Лермонтов:

Любить ... Но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

Пушкин хочет воспеть « и блеск и шум». А Лермонтов «при шуме музыки и пляски» затравленно озирается вокруг. Он задыхается от ненависти:

О, как мне хочется смутить веселость их,

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

Пушкин, радостный, восклицает: «Друзья! Прекрасен наш союз!»

Лермонтов печально замечает: «И скучно и грустно, и некому руку подать...»

Обращаясь к потомкам, Пушкин писал:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал...

А лира Лермонтова пробуждает совсем не добрые чувства. Так что ж, действительно, они противостоят друг другу? Конечно, нет. Противоположность их мнимая. Лермонтов - не «второй Пушкин», он сам великий поэт; и что особенно ценно, творя рядом с Пушкиным (он умер 4 года спустя), Лермонтов зажег на поэтическом небосклоне свою неповторимую звезду. И сила воздействия его стихов ни с чем, кроме пушкинских стихов, не сравнима. В них тоже есть «взрывная волна». Да, он не Пушкин, он другой, но очень близок великому поэту. В русской литературе их будет всегда двое

- с такой трагической судьбой. Гневом пылают сердца против убийц, не понимающих, на что они поднимали руку.

(Несколько минут класс пребывает в тишине. Затем читаются стихи поэта.)

***

«А Лермонтов есть Лермонтов навеки…»

Методическая разработка внеклассного мероприятия:

http://lit-yaz.ru/literatura/33887/index.html
Форма проведения: внеклассное интегрированное мероприятие по литературе и английскому языку, посвященное 200-летию со Дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Читательское назначение: обучающиеся 8-9-ых классов, педагоги и родители.

Целевое назначение:

- привитие любви к русской классической литературе;

- воспитание чувства гордости за великих людей России;

- воспитание у обучающихся эстетического вкуса и потребности к чтению на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Эффективность: обучающиеся активно участвуют в мероприятии, расширяют знания о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, выходя за рамки школьной программы, перечитывают его произведения, иллюстрируют некоторые из них, разучивают музыкальные произведения, положенные на стихи поэта.

Место проведения: актовый зал школы.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья, мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о Великом поэте – М.Ю. Лермонтове - накануне 200-летия со Дня его рождения.

Ведущий 2: Эпиграфом нашего мероприятия станут слова, произнесенные однажды самим поэтом:

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.

Ведущий 1: Этот эпиграф выбран не случайно: ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Ученик 1: Константин Бальмонт. Лермонтов.

Опальный ангел, с небом разлученный,

Узывный демон, разлюбивший ад,

Ветров и бурь бездомных странный брат,

Душой внимавший песне звезд всезвонной.
На празднике – как призрак похоронный,

В затишьи дней – тревожащий набат,

Нет, не случайно он среди громад

Кавказских – миг узнал смертельно-сонный.


Где мог он так красиво умереть,

Как не в горах, где небо в час заката -

Расплавленное золото и медь,

Где ключ, пробившись, должен звонко петь,

Но также должен в плаче пасть со ската,

Чтоб гневно в узкой пропасти греметь…

Ведущий 2: М.Ю. Лермонтов оставил неизгладимый след в русской поэзии. Но прежде чем погрузиться в поэтический мир и насладиться его стихами, мы предлагаем совершить путешествие по страницам жизни поэта.

Ведущий 1: На нашем мероприятии присутствует группа иностранных туристов со своим переводчиком, которые с интересом относятся к творчеству Великого поэта и с удовольствием совершат путешествие вместе с нами.

Ведущий 2: В России много мест, которые связаны с жизнью и творчеством Лермонтова. И мы предлагаем вам заочно побывать в них, разгадав кроссворд.

Переводчик группы туристов: Dear friends! They say there are many places in Russia, connected with Lermontov. Let us remember them and write our answers into the crossword.

(Кроссворд)

По горизонтали: 1. В этом городе Лермонтов лечился на водах. (Пятигорск).

2. Он вошел в сердце поэта еще в раннем детстве и остался

с ним навсегда. (Кавказ. Caucasus).

3. Название ущелья, где произошла дуэль между

Печориным и Грушницким. (Ольховка).

4. Название реки, упомянутое в поэме «Мцыри». (Арагва.)

5. В этом месте произошла встреча Максима Максимыча с

Печориным. (Владикавказ).

По вертикали: 1. Областной центр, где находится государственный музей-

Заповедник М.Ю. Лермонтова. (Пенза).

2. Название имения, где провел детские годы поэт.

(Тарханы. Tarkhany).

3. Город, где родился будущий поэт. (Москва. Moscow).

4. Курорт, где встречаются княжна Мери и Печорин.

(Кисловодск).

5. Название реки, упомянутой в поэме «Мцыри». (Кура).

6. Название реки, где произошло героическое событие, а

также название стихотворения. (Валерик).

7. Подножье горы, место трагической гибели поэта.

(Машук).

(Примечание: туристы озвучивают только те географические названия, произношение которых не совпадает с русским звучанием)

Ведущий 1: А теперь настало самое время насладиться поэзией М.Ю. Лермонтова. И начать хотелось бы со значимого для поэта стихотворения «Парус», которое было создано в 1832 году. Неизвестно, что ждет поэта впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся пред глазами картину. Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в синеве парус…

(На фоне включенной записи шума моря ученик читает стихотворение «Парус»).

Ученик 2: М.Ю. Лермонтов. Парус.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Ведущий 2: А теперь это же стихотворение прозвучит на английском языке в исполнении нашего гостя из Великобритании:

Один из туристов декламирует стихотворение:

Mikhail Lermontov. Sail.

A lonely sail is flashing white

Amdist the blue mist of the sea!...

What does it seek in foreign lands?

What did it leave behind at home?..
Waves heave, wind whistles,

The mast, it bends and creaks...

Alas, it seeks not happiness

Nor happiness does it escape!
Below, a current azure bright,

Above, a golden ray of sun...

Rebellious, it seeks out a storm

As if in storms it could find peace!

Ведущий 1: Хотя Михаил Юрьевич Лермонтов говорит в прозвучавшем стихотворении о своем одиночестве, но, когда мы посмотрим на карту личных связей М.Ю. Лермонтова, мы убедимся в обратном. Среди его знакомых великие писатели, педагоги, боевее офицеры, журналисты, философы. Но более подробно нам хочется остановиться на личности Джорджа Гордона Байрона.

(Карта личных связей М. Ю. Лермонтова. См. Приложение № 3)

Один из иностранных туристов: And we know that Lermontov and Byron were relatives. It is one of the historical facts. (А мы знаем, что Лермонтов и Байрон были родственниками. И это является историческим фактом).

Ученик 3: Так, во время учебы в пансионе Мишель зачитывался Байроном и сравнивал себя с ним. В юности он написал стихи «Подражания Байрону», переводил поэмы мятежного лорда. Знакомые Лермонтова отмечали, что и внешне он старался держаться «байронически». Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Подражание Байрону»:

Ученик 4: Не смейся, друг, над жертвою страстей,

Венец терновый я сужден влачить;

Не быть ей вечно у груди моей,

И что ж, я не могу другой любить.

Как цепь гремит за узником, за мной

Так мысль о будущем, и нет иной.

Я вижу длинный ряд тяжелых лет,

А там людьми презренный гроб, он ждет.

И до него надежды нет, и нет

За ним того, что ожидает тот,

Кто жил одной любовью, погубил

Все в жизни для нее, а все любил.
И вынесть мог сей взор ледяный я

И мог тогда ей тем же отвечать.

Увижу на руках ее дитя

И стану я при ней его ласкать,

И в каждой ласке мать узнает вновь.

Что время не могло унесть любовь!..

Ученик 5: Но время шло, и Михаил Юрьевич понял, что он должен найти свой собственный стиль, и для него наступила пора прощания с «байронизмом». Так появляется стихотворение «Нет, я не Байрон…»

Один из иностранных туристов: Let me recite this poem in English. (Разрешите мне прочесть это стихотворение на моем родном языке):

I'm not Byron, I've got another mind,

Outcast by people, alone,

I lost my roots and family and home,

I've got my soul of a Russian kind.

I earlier began my own breath

And soon I'll finish all my days,

My mind will make a little bit;

Deep in my heart a load lays

Of broken hopes. Who knew,

A gloomy Ocean, your secret?

Who'll tell to crowd my own view?

Shall I'm? The Lord or nobody, isn't it?

Translated by A. Sirotin (Перевод А. Сиротина).

Ведущий 2: Но душа поэта стремится дойти до совершенства, будучи от природы слабым и дурно сложенным, он сумел сделать себя сам: научился джигитовать так, что однополчане завидовали, развил в себе фантастическую силу (мог руками гнуть подковы) и демонстрировал в боях бесшабашную, даже убийственную храбрость. Невероятная мощь угадывалась не только в его характере, но и в дарованиях, прославивших М. Ю. Лермонтова. А как чудесно и талантливо он писал акварелью!

Ведущий 1: Отрадно отметить, что среди присутствующих в этом зале ребят также находятся талантливые личности: одни из них подготовили иллюстрации и поделки к некоторым произведениям поэта, а вокальная группа девушек предоставит вашему вниманию романс на стихи М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно, и некому руку подать».

Ведущий 2: О Великом поэте можно говорить бесконечно: ведь эта личность многогранная, яркая. Читая его произведения, можно извлечь много уроков, предостеречь себя от ряда ошибок. Поэтому мы можем с уверенностью сказать: «У каждого есть свой Лермонтов». Мы охватили лишь некоторые страницы творческой судьбы поэта. И завершая наш разговор, нам хотелось бы, чтобы все присутствующие в этом зале на мгновенье перенеслись в Тарханы и совершили мысленно экскурсию. В этом нам поможет отрывок из стихотворения «Тарханы» Таисии Пономаревой.

Ученик 6:

Волнуясь, дальше мы идём

По комнатам поэта

И на стене мы узнаём

Фамильные портреты.

В гостиной у окна рояль,

Здесь мать младая пела.

Всей жизни горькую печаль

Вложить в ту песнь сумела.
С собою сына посадив,

Мать пела и грустила.

И этот горестный мотив

Сын помнил до могилы.

Вот спальня бабушки. Она

Оплотом стала внуку.

Любила так, что не могла

С ним вынести разлуку:
Куда Мишель – туда она,

Об этом знает каждый.

Спасала всюду и всегда,

Лишь не спасла однажды…

За барским домом – дивный сад,

Там всё стихи рождает:

И «спящий пруд», «роз аромат».

И церковь в дымке тает…
В конце села – фамильный склеп

И церковь, где крестили.

Там мать покоится и дед,

Скорбя о Михаиле.

Здесь вечность дышит и покой,

Прах близких охраняя,

И даже дуб здесь вековой

Шумит, главу склоняя…

Ведущий 1: Мы надеемся, что наше мероприятие оставит след в душе каждого присутствующего и вам наверняка захочется еще раз перелистать томик стихов поэта, прослушать романсы, положенные на его стихи, насладиться акварелью Лермонтова-художника, потому что

Меняют русла и теченья реки,

Меняются названья городов,

А Лермонтов есть Лермонтов навеки –

Ровесник новых и былых годов.

Ведущий 2: Мы благодарим всех за внимание и говорим вам до новых встреч.

***

«Да были ж схватки боевые…»

Разработка внеклассного интегрированного мероприятия,

посвящённого 200-летию Бородинского сражения

Галеева Лилия Вагизовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г.Агрыз

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/razrabotka-vneklassnogo-integrirovannogo-meropriyatiya-posvyashchyonnogo
Цели:

сформировать представление о войне 1812 года

развивать познавательный интерес;

учиться анализировать и делать выводы.
Методические приёмы:

выступление учащихся (чтение стихотворений, инсценирование отрывков из произведений); ответы на поставленные вопросы.
Предварительная работа.

1. Прочитать стихотворение М.Ю Лермонтова “Бородино”.

2. Прочитать роман Л.Н.Толстого «Война и мир», басню И.А.Крылова «Волк на псарне».

3.Просмотреть отрывки из х/ф Бондарчука “Война и мир”, “Эскадрон гусар летучих”.

4.Презентация
Тип мероприятия: интегрированная (история, литература) интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Ход игры:

Звучит барабанная дробь (начало песни из кинофильма «Эскадрон гусар летучих»_.

Ведущий: Сегодня мы проводим интеллектуальную игру, посвящённую 200 - летию Бородинской битвы. 2012 год в России объявлен Годом Истории.

Я приглашаю участников игры.

Звучит песня «Я люблю кровавый бой» из кинофильма «Эскадрон гусар летучих».

Ведующий: В грозный час опасности для нашего государства жизнь каждого воина принадлежит Отчизне. Родина требует от каждого величайшего напряжения сил, мужества, геройства и стойкости. Родина зовёт стать несокрушимой стеной и преградить путь захватчикам.

1.Воин-освободитель:

Россия, моя родная мать,

Люблю тебя всем сердцем свято.

Тебя иду я защищать

По долгу сына и солдата.

Честь и красу твою храня,

Тебя спасу я от огня.

2.Россия, дом священный мой,

Мы связаны одной судьбой,

Мы за тебя уходим в бой,

Чтобы прикрыть тебя собой.

Чтоб ты могла вовеки жить-

Не страшно голову сложить.
3.Россия, я твой бесстрашный сын.

К врагам я беспощаден буду.

Я стану искрой той грозы,

Что пепелит врага повсюду.

Тебя, пройдя огонь и дым,

Спасу я подвигом своим.
1 тур. Разминка.

1.Уважаемые знатоки с вами играет учитель истории Камалова И.И.

Внимание! Вопрос:

Еще до нападения Наполеона на Россию, когда только обсуждалась такая возможность, русский император Александр I сказал, что: "Если Наполеон вторгнется в Россию, я устрою ему вторую Испанию". Что он имел в виду?

Воронцов имел в виду русскую зиму, постоянную и верную союзницу России.
2.Уважаемые знатоки с вами играет учитель русского языка и литературы Долженкова Т.И.

Внимание! Вопрос:

Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" так характеризовал это событие: "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие". О чем идет речь?

Речь идёт о партизанском движении.
3.Уважаемые знатоки с вами играет учитель русского языка и литературы Валеева З.А.

Внимание! Вопрос:

Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаменитый афоризм: "Каждый французский солдат носит в своем ранце маршальский жезл". Назовите известную русскую пословицу 19 века, которая в более простой и понятной форме передает смысл крылатого выражения Наполеона.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
4.Уважаемые знатоки с вами играет учитель истории Тимирашева Н.В.

Внимание! Вопрос:

Цель миссии Балашова (министра полиции) заключалась в том, чтобы попытаться убедить Наполеона в его ошибке (нападение на Россию) и этим остановить войну. Интересно, что в ходе одной из бесед самоуверенный французский император спросил русского генерала: "Каков самый подходящий путь на Москву?". На что Балашов ответил: "Есть много дорог на Москву, одна из них, например, ведет...". Предположите, какой знаменитый город Российской империи назвал Балашов, пытаясь тем самым предостеречь наполеона в его стремлении поставить Россию на колени?

"Одна из них ведет через Полтаву", - недвусмысленно сказал Балашов, напоминая Бонапарту печальную судьбу еще одного "завоевателя" России - шведского короля Карла XII.

2 тур: узнай по отрывку.

А) Игрокам предлагаются сцены из басни И.А.Крылова «Волк на псарне». Рассказать историю басни.

Б ) Романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Эпизоды «Монолог Андрея Болконского под небом Аустерлица. Рассказать о значении этих сцен.
3 тур: узнай героя по портрету.

Вед. Р.Рождественский писал:

Пройдут годы, десятилетия,

Век за веком прошумят над землёй

Придут новые поколения,

И вечно будут живы герои в памяти человеческой.
4 тур: угадай эпизод из фильма по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

А) Шенграбенское сражение

Б) Аустерлиц

В) Совет в Филях.

Г) Бородинское сражение

Д) Смотр войск под Браунау.
5 тур: продолжи стихотворение.

Ученик читает стихотворение «Бородино» наизусть.
6 тур: чёрный ящик.

Внимание! Вопрос.

В царской и некоторых иностранных армиях знаки различия офицеров, генералов, адмиралов.

Эполеты.
7 тур: восстанови хронологию

"Отечественная война 1812 года"

Переправа Великой армии через Неман

Смоленское сражение

Сражение у Малоярославца

Переправа французов через Березину

Бородинская битва

Назначение Кутузова главнокомандующим

Пожар Москвы

Венский конгресс

Пока игроки восстанавливают хронологию, проводится викторина среди болельщиков.
8 тур: игра с болельщиками.

1.Великая заслуга этого героя Отечественной войны 1812 года заключалась не только в том, что он еще перед вторжением Наполеона указывал на необходимость заманивания неприятеля вглубь страны (тогда об этом говорили многие). Будучи великим стратегом, он взял на себя ответственность за выполнение непопулярного в русском народе плана. Назовите этого военачальника, труднопроизносимую фамилию которого простые солдаты, недовольные производимым им отступлением, переиначили в "Болтай да и только"?

2. За всю военную карьеру пуля дважды попадала ему в голову. Первая (1774 г. при взятии неприятельского укрепления в деревне Шумне) вошла в левый висок и вышла у правого глаза. Столь же опасна была и вторая пуля, пробившая ему голову в 1788 году у турецкой крепости Очаков. Врач, лечивший его, писал: "Надобно думать, что само Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна". Назовите имя этого человека, вошедшего в русскую историю как спаситель Отечества.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761 - 1818)

3.Уходя из Москвы французы заложили взрывчатку в основание этого храма и только доблесть горожан и проливной дождь не позволили французам осуществить свой варварский план. Как называется этот храм, являющийся и поныне визитной карточной Москвы?

Покровский собор или Храм Василия Блаженного

4.Куда был сослан Наполеон после Венского конгресса 1814 года?

На остров Эльба.

5. Этот дворянин был командиром регулярного партизанского отряда. Прославился же он не только своими подвигами, но и лирикой. Так кто же это такой поэт и офицер? Денис Иванович Давыдов.

Подведение итогов игры.

Заключение.

Ведущий:

Михаил Ключицкий - доблестный защитник Отечества, лейтенант, командир пулемётного взвода и ещё талантливый поэт писал:

Не до ордена.

Была бы Родина

С ежедневными Бородино.

Выступления учащихся 5 класса.

1. По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.
2.По рассказам и книжкам я знаю войну.

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я знаю войну
3.Я не знаю войны. Да зачем она мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали б лишь о прошедшей войне.
4. На планете сейчас неспокойно,

Но мы верим в цветенье весны.

Не нужны нам «звёздные войны»,

Пусть нам снятся звёздные сны!

«Но ты мечтал об ангельски-прекрасном, Ты демонски-мятежнее любил!»

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в VII классе

http://vashechudo.ru/detskoe-tvorchestvo-i-dosug/scenari-vneklasnyh-meroprijatii/scenarii-vneklasnogo-meroprijatija-po-literature-v-7-klase.html

Цели: активизировать знания учащихся по литературе; расширять их кругозор; развивать логическое мышление, творческие способности, смекалку, ловкость; способствовать сплочению коллектива класса.
Ход мероприятия

Ведущий. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве в семье офицера. Тяжелые впечатления детства, связанные с ранней смертью матери, Марии Михайловны Лермонтовой, наложили отпечаток на характер мальчика. Он растет мечтательным, склонным к фантазиям, предметом его пристального внимания становится природа. Волнует его прошлое рода Лермонтовых, связанное с одним из шотландских предков Томасом Лермонтом (или Томасом Рифмачом), бардом, поэтом и предсказателем, жившим в Шотландии в XVIII в. Этого мага и чародея воспел в балладе «Певец Фома» Вальтер Скотт. Думается, далеко не случайно девиз на гербе Лермонтовых гласит: «Жребий мой - Иисус».
Чтец 1.

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.
Чтец 2.

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен,

Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,

Но для поэта он не тесен.
Ведущий. В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 г. становится студентом отделения словесности. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Юношу влекли приключения и военная карьера. Откликом на этот период жизни становятся поэмы «Кавказский пленник», «Мцыри» и стихотворение «Белеет парус одинокий».
Чтец 3.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом,

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном.

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит.

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой,

А он мятежный просит бури,

Как будто в бурях есть покой.
Ведущий. В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране, полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихотворение «На смерть поэта». В день смерти поэта он дописывает последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе. Лермонтов должен был покинуть Петербург, отправившись в ссылку на Кавказ; его юношеская веселость уступает место тоски и даже отчаянью. В то время были написаны «Демон», «Герой нашего времени». За дуэль с де Барантом, за непозволительные стихи («Первое января») Лермонтов был вторично сослан на Кавказ.
Трагическая нелепая случайность (дуэль с Н. Мартыновым) оборвала жизнь поэта 15 июня 1841 г.
Михаилом Лермонтовым, не считая отрывков и писем, написано около 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.
Конкурс «Знатоков»

1. Где родился М.Ю. Лермонтов?

а) в Кисловодске; б) в Царском Селе;

в) в Горячеводске; г) в Москве.
2. В каком возрасте погиб Лермонтов?

а) 37; б) 26;

в) 25; г) 50.

3. Кому Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть поэта»?

а) Гоголю; б) Островскому;

в) Пушкину; г) Тургеневу.

4. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова стало последним?

а) «Бородино»; б) «Парус»;

в) «Тучи»; г) «Пророк».

5. Где погиб М.Ю. Лермонтов?

а) в Кисловодске; б) в Царском Селе;

в) в Горячеводске; г) в Москве.
Ведущий. Творчество М.Ю. Лермонтова - одна из самых высоких вершин нашей литературы. Поэт вошел в русскую литературу как продолжатель Пушкина и как художник, открывающий своим творчеством новые горизонты в развитии отечественной словесности. Многие поэты посвятили стихотворения М.Ю. Лермонтову.
Чтец 1.

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!
И не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чем томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

В. Брюсов
Чтец 2.

Мы убиваем гения стократно,

Когда рукой его убивши рай,

Вновь затеваем скучный наш рассказ,

Что нам мечта чужда и непонятна.
Есть в мире розы. Дышат ароматно.

Цветут везде. Желают светлых глаз.

Но заняты собой мы каждый час, -

Миг встречи душ уходит безвозвратно.
За то, что он, кто был и горд и смел,

Блуждая сам над сумрачною бездной,

Нам в детстве в душу ангела напел, -

Свершим сейчас же сто прекрасных дел:
Он нам блеснет улыбкой многозвездной,

Не покидая вышний свой предел.

К. Бальмонт

***
"Вечно молод и живой"

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

http://persh-scool2.ucoz.org/news/literaturno/2013-10-03-302
Цель проведения: помочь учащимся увидеть неповторимые черты личности великого поэта.

Задачи:

Образовательная: систематизировать и обобщить знания по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Воспитательная: воспитывать интерес к жизни и творчеству великого русского поэта; формировать навыки публичного выступления.

Форма проведения: литературная гостиная.

Оформление: - портрет М.Ю. Лермонтова

- плакаты:

1. Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет

М. Лермонтов.

2. Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

М. Лермонтов «Желание».

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, тематические слайды, информационные буклеты.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»
Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка Внеклассного мероприятия
...
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики»
Казимова Джамиля Аликовна– учитель математики мбоу «сош дарбанхинского сельского поселения»
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия «Все работы хороши, выбирай на вкус»
В ходе выполнения заданий члены команды могут советоваться, обсуждать вопрос, вырабатывать единое мнение
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку «Наши друзья животные»
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Павлоградского муниципального...
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия
«Педагогическое образование» по профилю «Экологическое образование» и отбор лучших претендентов для обучения. В ходе вступительных...
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по предмету обж...
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconСценарий внеклассного мероприятия с применением икт тема «Будьте здоровы!»
Номинация: Сценарий внеклассного мероприятия «Здоровые дети в здоровой семье»
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся...
Определить, каким представляется каждому из субъектов обучения (детям, их родителем и учителям) процесс и результат обучения в основной...
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconРазработка и проведение недели иностранного языка в школе
Наша разработка внеклассного мероприятия направлена на формирование самостоятельной деятельности школьников, на всестороннее развитие...
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconПояснительная записка Разработка внеклассного мероприятия «Олимпийские...
Разработка внеклассного мероприятия «Олимпийские символы и традиции» имеет актуальное звучание в преддверии важнейшего международного...
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка издание, содержащее конкретные материалы...
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного...
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «Читательская...
Методическое пособие предназначено для педагогов, уделяющих огромное внимание внеклассной деятельности, посвящено читательской конференции...
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» iconМетодическая разработка мероприятия по теме
Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 – 495 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск