Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010





НазваниеПрактикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010
страница1/8
Дата публикации07.09.2013
Размер1.09 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Литература > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент общего и профессионального образования Брянской области

ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С.Пушкина»


ПРАКТИКУМ

ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА


Сураж, 2010
Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

Составители:

Шпакова И.А., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, магистр образования по направлению «Педагогика» Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Романенко И.С., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина
Рецензенты:

Кашубина Т.И., зав. ПЦК преподавателей русского языка и литера-туры, преподаватель высшей категории Суражского педагогичес-кого колледжа имени А.С. Пушкина

Кохан Л.Ф., преподаватель русского языка и литературы Суражской средней школы № 3, преподаватель высшей категории

Методическое пособие для специальности 050709 Преподавание в начальных классах

Предлагаемое учебное пособие нацелено на обеспечение всесто­ронней подготовки студентов-филологов к профессиональной де­ятельности педагога, овладение ими основными вопросами теории и практики обучения русскому языку, формирование у них твор­ческого отношения к профессии учителя. Оно состоит из 6 разделов. В пособии предлагаются вопросы и задания, практические работы, фрагменты конспектов уроков.

Рекомендуется для студентов, преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений.

ПРЕДИСЛОВИЕ
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве приоритетной задачи определяет ориента­цию образования не только на усвоение обучающимся определен­ной суммы знаний, но и на развитие его познавательных и созида­тельных способностей.

Методика преподавания русского языка в современной системе педагогического образования представлена как теория формирова­ния языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций обучаемых. Цель пособия - научить студентов-филологов, будущих учителей, осознанному подходу к использо­ванию методического наследия, традиционного и инновационного опыта работы.

Формирование профессиональных умений и навыков студен­тов главным образом осуществляется на практических занятиях, в ходе выполнения упражнений и заданий методического характера. К профессиональным умениям и навыкам студентов относится умение отбирать материал по соответствующей теме, составлять конспект урока, определять его тип, цель, методические задачи (образовательные, развивающие, воспитательные), распределять материал по этапам урока, подбирать иллюстративный материал, использовать разные методы и приемы работы, адекватные средст­ва обучения, создавать мотивацию к учению, осуществлять диффе­ренцированный подход к учащимся разных способностей. Важно, чтобы студенты научились правильно и четко формулировать воп­росы, производить все виды языкового разбора. Разнообразные задания призваны обеспечить формирование названных умений студентов.

Приведенные в пособии задания, фрагменты конспектов уро­ков позволяют студентам усвоить, что нет универсального «рецеп­та» обучению той или иной теме. Поэтому на практических заня­тиях целесообразно использовать проблемные задания, чтобы сту­денты могли предложить свой вариант решения учебной задачи. Построенные в форме проблемных методических задач, эти уп­ражнения и задания направлены на развитие педагогического мышления студентов, формирование умения адекватно вести себя в предлагаемой методической ситуации.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Прочитайте определения методики преподавания русского языка как науки, данные ведущими учеными-методистами XX в.

1. «Методика родного языка - учение о методах (приемах, способах) преподавания и об организации занятий по языку так, чтобы приводили к наиболее успешному овладению зна­ниями и навыками»*.

2. «Методика русского языка - это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литератур­ному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку»**.

3. «Методика обучения языку - это наука, исследующая закономерности усвоения речи, а также технологии обуче­ния»***.

Что общего в этих определениях? Какое определение вы считаете наиболее полным? почему?

2. Проанализируйте закономерности усвоения родной речи и выте­кающие из них принципы. Из школьных учебников русского языка (по выбору) подберите дидактический материал, соответствующий принципам усвоения родной речи. Почему учитель должен знать закономерности усвоения родной речи?

3. Составьте связное высказывание на тему «Закономерности усвое­ния родной речи и их роль в обучении русскому языку».

4. Составьте сообщение на тему «История методики преподавания русского языка».

5. Что понимается в методике под методическим экспериментом? Сформулируйте цели констатирующего, обучающего и контроль­ного эксперимента по конкретной теме русского языка, изучаемой в школе.

6. Одним из этапов организации эксперимента является формулиро­вание гипотезы- предположения причины неусвоения учащи­мися той или иной темы. Это могут быть неэффективные методы обучения (не достигают цели), несовершенный (некачественный) дидактический материал, используемый для закрепления темы, не­правильная организация обучения.

Как связана гипотеза с целью эксперимента? Сформулируйте рабо­чую гипотезу по конкретной теме, опираясь на цели констатирую­щего, обучающего и контрольного эксперимента (см. предыдущее задание).

7. Обоснуйте правомерность утверждения о том, что обучение дол­жно вести за собой развитие. Приведите примеры из школьной практики.

(См.: Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку.)

8. Подготовьте обзор методических трудов (по выбору) извест­ных отечест-венных языковедов: Л. В. Щербы, А. М. Пешковского, С. И. Абакумова, А. Н. Гвоздева, Д. Н. Ушакова, А. Б. Шапиро и др.

9. В обучении родному языку актуальным является вопрос о связи языка и мышления и о развитии мышления в процессе обучения. Л. П. Федоренко писала:

--------------

* Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе. М., 1937. С. 4.

** Текучев Л. В. Методика русского языка в средней школе. С. 25.

*** Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984. С. 17.

«На уроках русского языка следует заботиться о развитии мышления учащихся уже потому, что это необходимо для ус­воения самого предмета: грамматики, орфографии, пунктуации, да и лексики. Человек, не имеющий навыков анализировать, абстрагировать, обобщать, строить дедуктивные умозаключе­ния и т. д., не может научиться ни грамматике, ни правописа­нию».

Какой методический вывод можно сделать из этого высказывания? Приведите примеры упражнений, формирующих указанные навыки.

10. Исследования психологов доказывают, что в процессе обучения речи развивается психика ребенка.

Какова роль обучения речи в развитии психики ребенка? Возмож­но ли усвоение речи без подражания? Какова роль инстинктов под­ражания и любознательности в усвоении языка и речи?

11. Ф. И. Буслаев, рассматривая основные проблемы методики русско­го языка, выделял следующие основы преподавания:

1. Приводи дитяти все явления языка, таким образом, как поступает сама природа, то есть с помощью изустного выраже­ния непосредственных предс-тавлений, с помощью разговора и чтения. ...Первое дело в области преподавания отечественного языка состоит в том, чтобы ученик практическим путем узнал все формы речи, чтобы они являлись ему не одни сами по себе, но постоянно в органической связи с мыслию, ими выражен­ною, так, чтобы ученику вместе с формою непрестанно давалось и содержание... На способность говорить обращаем мы внима­ние, именно на способность выражаться легко, благозвучно, яс­но, определенно, с толком и со смыслом.

2. Формы речи, коими ученик умеет уже пользоваться, доводи до его сознания разбором, следовательно, путем анализа. …Упражнение должно предшествовать рассуждению и сознанию яв­лений. ... Сначала упражнение, потом возведение форм к ясному сознанию, сначала уменье, потом знание, сначала упражнение в языке, потом упражнения над языком, сначала практика, потом теория, и к тому же аналитическим путем.

3. С разбором соединяй синтез, совокупление отдельного в практических упражнениях. ...В обучении языку постоянно со­единяется знание и уменье, учение и упражненье, восполняя друг друга. Действованием начинает ученик, им же и оканчива­ет: первое без ясного сознания, последнее совершенно созна­тельно.

4. Соединяй внешнее с внутренним, форму с содержанием. Постоянная связь содержания с формою требует, чтобы учи­тель никогда не рассматривал частей речи и отдельных форм - самих по себе, но постоянно представлял их в органическом це­лом, в предложении, показывая отношения отдельностей к це­лому, которое дает им существенное значение»****.

Какие методические выводы следуют из этого высказывания? Как реализуются положения Ф. И. Буслаева в современных учебниках русского языка?

12. В чём состоит принципиальное различие между лингвистическими и речевед- ческими понятиями?

----------------

**** Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941. С. 54—56.


РАЗДЕЛ 2. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы цели и задачи обучения русскому языку в средней школе?

2. Охарактеризуйте состав, структуру и содержание школьного курса русского языка.

3. Как вы понимаете высказывание о том, что язык является не толь­ко предметом изучения, но и средством обучения? Аргументируйте свой ответ.

4. Методологической основой книги Ф. И. Буслаева «О преподава­нии отечественного языка» является положение о нерасторжимом единстве родного языка с личностью ученика

«Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учаще­гося»*.

Какое значение имеет это высказывание для обучения русскому языку в современных условиях?

5. Подготовьте сообщение на тему «Значение русского языка как учебного предмета в развитии личности».

6. Как русский язык в школьном изучении связан с другими школь­ными предметами? Приведите примеры.

7. Подготовьте сообщение о структуре и содержании одной из школь­ных программ по русскому языку (по выбору).

8. Как реализуются общедидактические принципы (научность, до­ступность, систематичность, прочность и др.) в программах по рус­скому языку? Докажите свое мнение конкретными примерами.

9. Прочитайте высказывание известного русского педагога и мето­диста К. Д. Ушинского:

«Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в со­знательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т. е. грамматические его за­коны в их логической системе»**.

В чем видит К. Д. Ушинский залог успеха обучения родному язы­ку? Какие методические выводы следует сделать учителю на осно­вании этого высказывания?

10. Законспектируйте основные направления работы по русскому языку в 5-9 классах, выделенные в объяснительной записке к «Программе по русскому языку к учебникам для 5 - 9 классов», со­ставленной М. Т. Барановым, Т. А. Ладыженс-кой, Н. М. Шанским.

11. Изучите «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Выпишите критерии оценки устных ответов и диктантов. Обратите особое внимание на критерии отбора мате­риала для контрольных диктантов.

«В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере за­креплялись (не менее чем на двух- трех предыдущих уроках)».

---------------------

*Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. С. 32.

** Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Ушинский К. Д. Избранные труды: В 4 кн. М., 2005. Кн. 2. С. 175.

Раскройте понятия повторяемых и однотипных ошибок.

12. Какова цель обучения русскому языку в старших классах? Проана­лизируйте программы по русскому языку для старших классов. Составьте рассказ об их структуре и содержании. Что объединяет эти программы? Чем они различаются?

13. В объяснительной записке к программе по русскому языку для старших классов А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой отмечается:

«Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создает условия для реализации творческих возможностей каж­дого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к рус­скому языку как «явлению уникальному», «средству хранения и усвоения знаний», средоточию духовной культуры народа, основной форме проявления национального и личностного са­мосознания и, наконец, первоэле-менту художественной литера­туры как словесного искусства» (Федеральный базовый компо­нент образования по русскому языку в основной общеобразова­тельной школе).

Включение в школьный курс русского языка этнокультуроведческого компо-нента ставит задачу рассмотрения на уроках русского языка особенностей употребления слова в произведе­ниях художественной литературы, что создает условия для осу­ществления органической взаимосвязи в изучении русского языка и литературы»***.

Какой методический вывод следует из этого высказывания? Как оно соотносится с основными целями обучения русскому языку?

14. Известно, что содержание обучения (знания и умения) на разных этапах определяется целями и задачами обучения, возрастными особенностями учащихся. Проанализируйте с этих позиций темы (разделы), которые изучаются по ступенчатому принципу (в не­сколько этапов).

15. Как расположены в программах темы по орфографии и пунктуа­ции? В какие разделы они включены? На каком основании?

16. Сближение частных методик - тенденция современной дидактики. Расскажите, как эта тенденция представлена в учебниках русского языка.

17. Объясните, как вы понимаете выражение интеграция уроков русского языка и литературы на понятийном уровне.

18. Расскажите, как проявляется усиленное внимание к эстетической функции русского языка в процессе его преподавания в рамках основного курса.

19. Какими методами и приёмами можно сформировать у учащихся представление о многофункциональной природе языка как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена?

21. Приведите примеры общеучебных умений, которые отрабатываются в процессе обучения русскому языку.

22. Какие пути реализации регионального компонента предмета «Русский язык» широко используются в образовательных учреждениях вашего региона? Охарактеризуйте их.

------------------

*** См.: Программно-методические материалы: Русский язык. 5—9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. С. 10-22.

Практическая работа № 1.
Особенности действующих в общеобразовательной средней школе программ по русскому языку.
Вопросы и задания

1. История создания программ по русскому языку в дореволюционной и советской школе. Выделите этапы и особенности программ. Сделайте записи в виде тезисов.

2. Проанализируйте объяснительную записку к программе «Русский язык в 5-9 кл». Сформулируйте цели и задачи преподавания русского языка в школе.

3. Изучите содержание объяснительной записки, сформулируйте ее основные положения и расскажите о них.

4. Назовите основные принципы построения программ по русскому языку. Объясните, в чем сущность линейно-ступенчатого принципа программ по русскому языку. Назовите темы, которые изучаются согласно этому принципу.

5. Сформулируйте основные направления работы по русскому языку и по развитию речи.

6. Прочитайте материал о межпредметных связях, поясните, в чем они выражаются, особенно русского языка с литературой, иностранным языком, математикой, музыкой.

7. В каких классах изучается фонетика, лексика, словообразование, морфология и синтаксис.

8. Почему изучение русского языка в 5 классе начинается с синтаксиса?

9. Определите структуру программы.

10. Чем вызвана необходимость углубленного изучения русского языка в школе?
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconМетодические рекомендации «Использование в методике преподавания...
Ленинградская область, Тосненский район, п. Ушаки, д. 19, тел. (8-813-61) 99 – 385
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconМетодические разработки разделов и тем курса немецкого языка
«Новое в методике немецкого языка», в котором помещать статьи по методике преподавания немецкого языка, обобщению передового опыта,...
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconПредисловие Практикум «Практический курс русского языка»
Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –...
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconИнновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов
Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: материалы первого регионального семинара/ Урал...
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планы ответов на вопросы гак по методике преподавания русского языка и литературы
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Темы контрольных работ по методике преподавания русского языка на озо на 2007-2008 уч год
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconМетодика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconАнализ работы районного методического объединения учителей русского...
Работа методического объединения учителей русского языка и литературы в 2009-2010 учебном году была направлена на повышение методического...
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconИрины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений...
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconПроектная деятельность на уроках иностранного языка
Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике...
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconПлан введение глава общее понятие об интегрированном уроке в методике...
Общее понятие об интегрированном уроке в методике преподавания
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconПрограмма ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района
Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы»
Практикум по методике преподавания русского языка сураж, 2010 iconФормирование лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов...
Работа выполнена на кафедре русского языка и методики преподавания гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск