Скачать 1.09 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент общего и профессионального образования Брянской области ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С.Пушкина» ПРАКТИКУМ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Сураж, 2010 Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина» Составители: Шпакова И.А., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, магистр образования по направлению «Педагогика» Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина Романенко И.С., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина Рецензенты: Кашубина Т.И., зав. ПЦК преподавателей русского языка и литера-туры, преподаватель высшей категории Суражского педагогичес-кого колледжа имени А.С. Пушкина Кохан Л.Ф., преподаватель русского языка и литературы Суражской средней школы № 3, преподаватель высшей категории Методическое пособие для специальности 050709 Преподавание в начальных классах Предлагаемое учебное пособие нацелено на обеспечение всесторонней подготовки студентов-филологов к профессиональной деятельности педагога, овладение ими основными вопросами теории и практики обучения русскому языку, формирование у них творческого отношения к профессии учителя. Оно состоит из 6 разделов. В пособии предлагаются вопросы и задания, практические работы, фрагменты конспектов уроков. Рекомендуется для студентов, преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений. ПРЕДИСЛОВИЕ «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве приоритетной задачи определяет ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его познавательных и созидательных способностей. Методика преподавания русского языка в современной системе педагогического образования представлена как теория формирования языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций обучаемых. Цель пособия - научить студентов-филологов, будущих учителей, осознанному подходу к использованию методического наследия, традиционного и инновационного опыта работы. Формирование профессиональных умений и навыков студентов главным образом осуществляется на практических занятиях, в ходе выполнения упражнений и заданий методического характера. К профессиональным умениям и навыкам студентов относится умение отбирать материал по соответствующей теме, составлять конспект урока, определять его тип, цель, методические задачи (образовательные, развивающие, воспитательные), распределять материал по этапам урока, подбирать иллюстративный материал, использовать разные методы и приемы работы, адекватные средства обучения, создавать мотивацию к учению, осуществлять дифференцированный подход к учащимся разных способностей. Важно, чтобы студенты научились правильно и четко формулировать вопросы, производить все виды языкового разбора. Разнообразные задания призваны обеспечить формирование названных умений студентов. Приведенные в пособии задания, фрагменты конспектов уроков позволяют студентам усвоить, что нет универсального «рецепта» обучению той или иной теме. Поэтому на практических занятиях целесообразно использовать проблемные задания, чтобы студенты могли предложить свой вариант решения учебной задачи. Построенные в форме проблемных методических задач, эти упражнения и задания направлены на развитие педагогического мышления студентов, формирование умения адекватно вести себя в предлагаемой методической ситуации. РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Прочитайте определения методики преподавания русского языка как науки, данные ведущими учеными-методистами XX в. 1. «Методика родного языка - учение о методах (приемах, способах) преподавания и об организации занятий по языку так, чтобы приводили к наиболее успешному овладению знаниями и навыками»*. 2. «Методика русского языка - это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку»**. 3. «Методика обучения языку - это наука, исследующая закономерности усвоения речи, а также технологии обучения»***. Что общего в этих определениях? Какое определение вы считаете наиболее полным? почему? 2. Проанализируйте закономерности усвоения родной речи и вытекающие из них принципы. Из школьных учебников русского языка (по выбору) подберите дидактический материал, соответствующий принципам усвоения родной речи. Почему учитель должен знать закономерности усвоения родной речи? 3. Составьте связное высказывание на тему «Закономерности усвоения родной речи и их роль в обучении русскому языку». 4. Составьте сообщение на тему «История методики преподавания русского языка». 5. Что понимается в методике под методическим экспериментом? Сформулируйте цели констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента по конкретной теме русского языка, изучаемой в школе. 6. Одним из этапов организации эксперимента является формулирование гипотезы- предположения причины неусвоения учащимися той или иной темы. Это могут быть неэффективные методы обучения (не достигают цели), несовершенный (некачественный) дидактический материал, используемый для закрепления темы, неправильная организация обучения. Как связана гипотеза с целью эксперимента? Сформулируйте рабочую гипотезу по конкретной теме, опираясь на цели констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента (см. предыдущее задание). 7. Обоснуйте правомерность утверждения о том, что обучение должно вести за собой развитие. Приведите примеры из школьной практики. (См.: Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку.) 8. Подготовьте обзор методических трудов (по выбору) известных отечест-венных языковедов: Л. В. Щербы, А. М. Пешковского, С. И. Абакумова, А. Н. Гвоздева, Д. Н. Ушакова, А. Б. Шапиро и др. 9. В обучении родному языку актуальным является вопрос о связи языка и мышления и о развитии мышления в процессе обучения. Л. П. Федоренко писала: -------------- * Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе. М., 1937. С. 4. ** Текучев Л. В. Методика русского языка в средней школе. С. 25. *** Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984. С. 17. «На уроках русского языка следует заботиться о развитии мышления учащихся уже потому, что это необходимо для усвоения самого предмета: грамматики, орфографии, пунктуации, да и лексики. Человек, не имеющий навыков анализировать, абстрагировать, обобщать, строить дедуктивные умозаключения и т. д., не может научиться ни грамматике, ни правописанию». Какой методический вывод можно сделать из этого высказывания? Приведите примеры упражнений, формирующих указанные навыки. 10. Исследования психологов доказывают, что в процессе обучения речи развивается психика ребенка. Какова роль обучения речи в развитии психики ребенка? Возможно ли усвоение речи без подражания? Какова роль инстинктов подражания и любознательности в усвоении языка и речи? 11. Ф. И. Буслаев, рассматривая основные проблемы методики русского языка, выделял следующие основы преподавания: 1. Приводи дитяти все явления языка, таким образом, как поступает сама природа, то есть с помощью изустного выражения непосредственных предс-тавлений, с помощью разговора и чтения. ...Первое дело в области преподавания отечественного языка состоит в том, чтобы ученик практическим путем узнал все формы речи, чтобы они являлись ему не одни сами по себе, но постоянно в органической связи с мыслию, ими выраженною, так, чтобы ученику вместе с формою непрестанно давалось и содержание... На способность говорить обращаем мы внимание, именно на способность выражаться легко, благозвучно, ясно, определенно, с толком и со смыслом. 2. Формы речи, коими ученик умеет уже пользоваться, доводи до его сознания разбором, следовательно, путем анализа. …Упражнение должно предшествовать рассуждению и сознанию явлений. ... Сначала упражнение, потом возведение форм к ясному сознанию, сначала уменье, потом знание, сначала упражнение в языке, потом упражнения над языком, сначала практика, потом теория, и к тому же аналитическим путем. 3. С разбором соединяй синтез, совокупление отдельного в практических упражнениях. ...В обучении языку постоянно соединяется знание и уменье, учение и упражненье, восполняя друг друга. Действованием начинает ученик, им же и оканчивает: первое без ясного сознания, последнее совершенно сознательно. 4. Соединяй внешнее с внутренним, форму с содержанием. Постоянная связь содержания с формою требует, чтобы учитель никогда не рассматривал частей речи и отдельных форм - самих по себе, но постоянно представлял их в органическом целом, в предложении, показывая отношения отдельностей к целому, которое дает им существенное значение»****. Какие методические выводы следуют из этого высказывания? Как реализуются положения Ф. И. Буслаева в современных учебниках русского языка? 12. В чём состоит принципиальное различие между лингвистическими и речевед- ческими понятиями? ---------------- **** Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941. С. 54—56. РАЗДЕЛ 2. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каковы цели и задачи обучения русскому языку в средней школе? 2. Охарактеризуйте состав, структуру и содержание школьного курса русского языка. 3. Как вы понимаете высказывание о том, что язык является не только предметом изучения, но и средством обучения? Аргументируйте свой ответ. 4. Методологической основой книги Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» является положение о нерасторжимом единстве родного языка с личностью ученика «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащегося»*. Какое значение имеет это высказывание для обучения русскому языку в современных условиях? 5. Подготовьте сообщение на тему «Значение русского языка как учебного предмета в развитии личности». 6. Как русский язык в школьном изучении связан с другими школьными предметами? Приведите примеры. 7. Подготовьте сообщение о структуре и содержании одной из школьных программ по русскому языку (по выбору). 8. Как реализуются общедидактические принципы (научность, доступность, систематичность, прочность и др.) в программах по русскому языку? Докажите свое мнение конкретными примерами. 9. Прочитайте высказывание известного русского педагога и методиста К. Д. Ушинского: «Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т. е. грамматические его законы в их логической системе»**. В чем видит К. Д. Ушинский залог успеха обучения родному языку? Какие методические выводы следует сделать учителю на основании этого высказывания? 10. Законспектируйте основные направления работы по русскому языку в 5-9 классах, выделенные в объяснительной записке к «Программе по русскому языку к учебникам для 5 - 9 классов», составленной М. Т. Барановым, Т. А. Ладыженс-кой, Н. М. Шанским. 11. Изучите «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Выпишите критерии оценки устных ответов и диктантов. Обратите особое внимание на критерии отбора материала для контрольных диктантов. «В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух- трех предыдущих уроках)». --------------------- *Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. С. 32. ** Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Ушинский К. Д. Избранные труды: В 4 кн. М., 2005. Кн. 2. С. 175. Раскройте понятия повторяемых и однотипных ошибок. 12. Какова цель обучения русскому языку в старших классах? Проанализируйте программы по русскому языку для старших классов. Составьте рассказ об их структуре и содержании. Что объединяет эти программы? Чем они различаются? 13. В объяснительной записке к программе по русскому языку для старших классов А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой отмечается: «Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создает условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к русскому языку как «явлению уникальному», «средству хранения и усвоения знаний», средоточию духовной культуры народа, основной форме проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэле-менту художественной литературы как словесного искусства» (Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе). Включение в школьный курс русского языка этнокультуроведческого компо-нента ставит задачу рассмотрения на уроках русского языка особенностей употребления слова в произведениях художественной литературы, что создает условия для осуществления органической взаимосвязи в изучении русского языка и литературы»***. Какой методический вывод следует из этого высказывания? Как оно соотносится с основными целями обучения русскому языку? 14. Известно, что содержание обучения (знания и умения) на разных этапах определяется целями и задачами обучения, возрастными особенностями учащихся. Проанализируйте с этих позиций темы (разделы), которые изучаются по ступенчатому принципу (в несколько этапов). 15. Как расположены в программах темы по орфографии и пунктуации? В какие разделы они включены? На каком основании? 16. Сближение частных методик - тенденция современной дидактики. Расскажите, как эта тенденция представлена в учебниках русского языка. 17. Объясните, как вы понимаете выражение интеграция уроков русского языка и литературы на понятийном уровне. 18. Расскажите, как проявляется усиленное внимание к эстетической функции русского языка в процессе его преподавания в рамках основного курса. 19. Какими методами и приёмами можно сформировать у учащихся представление о многофункциональной природе языка как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена? 21. Приведите примеры общеучебных умений, которые отрабатываются в процессе обучения русскому языку. 22. Какие пути реализации регионального компонента предмета «Русский язык» широко используются в образовательных учреждениях вашего региона? Охарактеризуйте их. ------------------ *** См.: Программно-методические материалы: Русский язык. 5—9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. С. 10-22. Практическая работа № 1. Особенности действующих в общеобразовательной средней школе программ по русскому языку. Вопросы и задания 1. История создания программ по русскому языку в дореволюционной и советской школе. Выделите этапы и особенности программ. Сделайте записи в виде тезисов. 2. Проанализируйте объяснительную записку к программе «Русский язык в 5-9 кл». Сформулируйте цели и задачи преподавания русского языка в школе. 3. Изучите содержание объяснительной записки, сформулируйте ее основные положения и расскажите о них. 4. Назовите основные принципы построения программ по русскому языку. Объясните, в чем сущность линейно-ступенчатого принципа программ по русскому языку. Назовите темы, которые изучаются согласно этому принципу. 5. Сформулируйте основные направления работы по русскому языку и по развитию речи. 6. Прочитайте материал о межпредметных связях, поясните, в чем они выражаются, особенно русского языка с литературой, иностранным языком, математикой, музыкой. 7. В каких классах изучается фонетика, лексика, словообразование, морфология и синтаксис. 8. Почему изучение русского языка в 5 классе начинается с синтаксиса? 9. Определите структуру программы. 10. Чем вызвана необходимость углубленного изучения русского языка в школе? |
Методические рекомендации «Использование в методике преподавания... Ленинградская область, Тосненский район, п. Ушаки, д. 19, тел. (8-813-61) 99 – 385 | Методические разработки разделов и тем курса немецкого языка «Новое в методике немецкого языка», в котором помещать статьи по методике преподавания немецкого языка, обобщению передового опыта,... | ||
Предисловие Практикум «Практический курс русского языка» Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –... | Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: материалы первого регионального семинара/ Урал... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планы ответов на вопросы гак по методике преподавания русского языка и литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Темы контрольных работ по методике преподавания русского языка на озо на 2007-2008 уч год | ||
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи... Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта... | Анализ работы районного методического объединения учителей русского... Работа методического объединения учителей русского языка и литературы в 2009-2010 учебном году была направлена на повышение методического... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка» Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений... | ||
Проектная деятельность на уроках иностранного языка Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике... | Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | План введение глава общее понятие об интегрированном уроке в методике... Общее понятие об интегрированном уроке в методике преподавания | ||
Программа ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы» | Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов... Работа выполнена на кафедре русского языка и методики преподавания гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический... |