Скачать 125.3 Kb.
|
ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет/институт УТВЕРЖДАЮ Декан факультета/директор института _______________ /_Удалов А.М. / (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебная дисциплина _Б. 3.15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе (наименование) Направление подготовки 050100.62 Педобразование Профиль подготовки: Русский язык и иностранный язык (английский) Квалификация (степень) выпускника ____ бакалавр______________________ Кафедра _____русского и общего языкознания ___________________________ (название) Курс ____3______ семестр ____V_______ форма обучения _________очная______________________
Рецензент(ы) __________________________________________________________(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола2011
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(название кафедры)протокол заседания №__ от «__»___________2010__г_____________________________________________________(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Пояснительная записка Современные школьные программы и учебники по русскому языку требуют от учащихся постоянного использования всего запаса знаний и умений по грамматике. Успешному преподаванию русского языка весьма способствует умение учителя ориентироваться в разнообразных, в том числе сложных, явлениях языка и видеть их во взаимодействии с другими явлениями. Данный спецсеминар поможет успешно освоить раздел «Морфология». На занятиях спецсеминара «Трудные вопросы грамматики в школе» рассматриваются основные темы русской морфологии с привлечением научной литературы, авторитетных общих курсов русского языка и вузовских пособий, рассматривается изложение соответствующего материала в школьных учебниках. Преимущественное внимание уделяется теоретическим вопросам морфологии – общим и частным. Курс ориентирован на структурно-семантический подход к истолкованию лингвистических явлений, что позволяет продемонстрировать их многоаспектность, раскрыть системные связи и взаимодействие. В этой связи много внимания уделяется переходным явлениям в морфологическом строе современного русского языка. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетных единицы. Всего часов – 72; аудиторных часов – 36; из них: практические занятия – 36. Самостоятельная работа студентов – 36 часов. Зачет: 5 семестр. Тематический план учебной дисциплины
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие / Отв. Ред Г.А. Золотова. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1986. – 640 с. (И последующие издания). Грамматика русского языка: В 2 т. / АН СССР, Ин-т языкознания; Под ред. В.В. Виноградова, Е.С. Истриной, С.Г. Бархударова. – М.: Изд-во АН СССР, 1953. – Т. 1. Фонетика. Морфология. – 720 с. Радзиховская В.К. Морфология современного русского языка. Вводный курс; Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 120 с. Рахманова Л.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология.: Учеб. пособие / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. –М.: МГУ: ЧеРо, 1997. – 479 с. (И последующие издания). Русская грамматика: В 2 т / АН СССР; Ин-т русского языка; Гл. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. – 783 с. Русский язык: Морфология: Учебник для аузов /Под ред. Г.Г. Инфантовой. – М.: Академический Проект, 2010. – 351 с. Современный русский язык: Учебник / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; Под ред. П.А. Леканта. – 2-5 изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2000. – 557 с. (И последующие издания). Современный рксский язык: Учебник / Под ред. С.М. Колесниковой. – М.: Высш. шк., 2008. – 559 с. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 192 с. Чеснокова Л.Д. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. пособие: В 3 ч. / Л.Д. Чеснокова, В.С. Печникова; Под ред. Е.И. Дибровой. – 2-е изд.; перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – Ч. 2: Морфология. – 320 с. (И последующие издания). Шанский Н.М. Современный русский язык: В 3 ч. – Ч. 2. Словообразование и морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – М.: Просвещение, 1981. – 271 с. (И последующие издания). Янко-Триницкая Н.А. Русская морфология. – М.: Рус. яз., 1982. – 246 с. Дополнительная литература Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М.: Дрофа, 2000. – 325 с. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). – М.: Просвещение, 1971. – 239 с. Зализняк А.Я. Грамматический словарь русского языка. – М., 1977 Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1985. Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. 1 (Введение. Часть первая: Слово). – М., 1998. Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. 2 (Часть вторая: Морфологические значения). – М., 1998. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка: Учеб. пособие для вузов. – М.: Просвещение, 1981. – 254 с. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. – М.: Наука, 1971. – 298 с. Никитевич В.М. Грамматические категории в современном русском языке. – М., 1963. Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику: Учеб. пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 384 с. Ремчукова Е.Н. Морфология современного русского языка: Категория вида глагола: Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 144 с. Сидоренко Е.Н. Очерки по теории местоимений современного русского языка. – Киев; Одесса, 1990. Супрун А.И. Части речи в русском языке. – М.: Просвещение, 1971. – 135 с. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. – М., 2002. Тихонов А.Н. Русский глагол: проблемы теории и лексикографирования. – М.: Academia, 1998. – 280 с. Храковский В.С., Володин А.П. Семантика и типология императива. Русский императив. – М., 1986. Чеснокова Л.Д. Трудные случаи морфологического анализа. – Таганрог, 1996. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. Ч. 2. – М., 1980. Шаронов И.А. Категория наклонения в коммуникативно-прагматическом аспекте: Автореф. дис. Канд. филол. наук. – М., 1991. Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка. – М.: Рус. яз., 2001. – 288 с. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Л.В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1957. |
Интернет-ресурсы по русскому языку и литературе Грамматика русского языка Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока грамматики в «Школе русского языка» в письменной интерпретации учителя рки гбоу всош №90 И. А. Ведровой | ||
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса.... | Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» для 10 класса составлена на основе... | ||
Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе С. И. Львова, В. В. Львов, 2-е издание, М., Мнемозина, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... | Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений... | ||
Научно-методический журнал «Искусство в школе» Журнал «Искусство в школе» Издательский дом «1 сентября». Вся для учителя русского языка: электронная версия газеты «Русский язык» и сайт для учителей «Я иду... | Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе.... В любой системе обучения школьное преподавание русского языка преследует три главные цели | ||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | Рабочая программа по русскому языку пояснительная записка Только изучая законы языка, и развивая свою речь, человек становится умнее, мудрее, быстрее постигает современную культуру и открытия... | ||
Трудные случаи правописания Составитель: Зятькова Любовь Семеновна,... Косинцева Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и уралистики Югорского государственного... | Сотрудники уфмс россии по Новосибирской области открыли курсы русского... Чению русского языка для трудовых мигрантов. На вопросы представителей сми о программе изучения русского языка ответили начальник... | ||
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? Словарь русского языка С. И. Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского... | Проектирование календарно тематического планирования по предмету:... Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка» | ||
Вопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели преподавания русского языка в школе изучение русского языка и обучение русской речи, предполагающее и её совершенство. Эти цели... |