Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям





Скачать 365.25 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
страница1/4
Дата публикации02.07.2013
Размер365.25 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Литература > Самостоятельная работа
  1   2   3   4
Международная

«Лига развития науки и образования» (Россия)

Международная ассоциация развития науки,

образования и культуры России (Италия)
НОУ ВПО «Институт управления»
(г. Архангельск)

----------------------------------------------------

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

Учебно-методические материалы для студентов

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»
для студентов направления:

230700.62 Прикладная информатика

профиль подготовки:

«Прикладная информатика в экономике»,
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Ярославль

филиал «Института управления»

2012

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Самостоятельная работа студентов………………………………….

3

2. Методические рекомендации для студентов………………………..

4

3. Методические рекомендации к семинарским занятиям……………

5

4. Материалы для самоконтроля………………………………………..

6

5. Рекомендуемая литература……………………………………………

7

6. Программные вопросы для подготовки к зачету……………………

9

7. Примерные варианты тестов по дисциплине………………………..

11

8. Глоссарий основных терминов по психологии……………………..

18





1. Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу отводится 83,3 % учебного времени, на базе высшего и среднего специального образования также 83,3% учебного времени.

Самостоятельная работа представляет собой внеаудиторную учебную деятельность студента, предполагает изучение программного учебного материала и направлена на подготовку к лекционным и семинарским занятиям, выполнение рефератов, анализа литературы по установленной тематике, а также иных учебных заданий. Самостоятельная работа включает также подготовку студента к зачету, тестированию и др.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: аннотирование научной литературы; сбор и анализ практического материала в периодике, средствах СМИ или Интернете; выполнение тематических творческих заданий, рефератов. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению самого студента.

Применяемые формы организации самостоятельной работы.

1. Фронтальная самостоятельная работа – основными особенностями являются: общее для всех студентов задание; общий инструктаж преподавателя по выполнению задания; использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов.

Фронтальная форма целесообразна, когда студенты приступают к изучению темы, когда важно вызвать интерес к новой теме, а также на начальном этапе формирования умений, когда студенты овладевают способами выполнения заданий по образцу.

2. Индивидуальная самостоятельная работа – основными особенностями являются: возрастание роли студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения; появление возможности сотрудничества студента с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий. Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность.

3. Групповая самостоятельная работа – эта форма работы используется для совместной проработке материала учебника, документа и др.; подготовке к семинарским занятиям с использованием элементов игрового метода, когда студенты готовятся в составе групп (ролевых групп, оппонентных групп, обсуждение гипотетических сценариев развития ситуации и др.).

Самостоятельная работа студентов направлена на решение задач, определенных преподавателем.

В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:

– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методические материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала (Института) в помощь студенту;

– изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях;

– осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи;

– самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины, определенные для самостоятельной работы студентов;

– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса;

– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;

– развивает навыки научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа студента включает виды занятий и перечень вопросов для самостоятельного изучения, отраженные в пункте 4 «Структура и содержание дисциплины (модуля» рабочей программы дисциплины.

В качестве видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов предусмотрены:

  • подготовка к лекциям и другим видам занятий;

  • самостоятельная работа студентов по изучению тем (разделов) дисциплины, определенные для самостоятельной работы студентов;

  • подготовка к сдаче зачета.



2. Методические рекомендации для студентов
Учебная дисциплина «психология» обеспечивает формирование у студентов системы теоретических знаний и практических умений, связанных с их профессиональной компетентностью в сфере представлений о природе психики человека, организации и совершенствования работы с коллегами; формировании у выпускников закономерностей развития психики на индивидуальном и общественном уровне.

Для усвоения теоретической части курса необходимо изучить вопросы, рассматриваемые на лекциях и затем усвоить вопросы семинарских занятий.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, необходимо изучить материал лекций и сопоставить его с трактовками, предлагаемыми в источниках списка рекомендованной (основной и дополнительной) литературы. Следует учитывать тот факт, что время, отводимое на лекционный курс, не позволяет охватить все существующие на сегодняшний день подходы и взгляды на аспекты дисциплины «Психология». Поэтому в процессе освоения дисциплины для лучшего усвоения материала необходимо регулярно обращаться к литературным источникам, предлагаемым в библиографическом списке и кроме этого пользоваться через компьютерную сеть филиала института и при самостоятельной подготовке в домашних условиях образовательными ресурсами, представленными в разделе 1.4., а также общедоступными Интернет-порталами, содержащими большое количество как научно-популярных, так и узкоспециализированных статей, посвященных различным аспектам учебной дисциплины.

В ходе изучения курса будут проведены семинарские занятия, на которых студенты смогут сделать доклады и фиксированные выступления по проблематике психологии и обсудить наиболее актуальные проблемы по предложенным к обсуждению темам.

После изучения материала по определенной теме студентам предлагается выполнить задания и подготовиться к семинарскому занятию. При возникновении затруднений в подготовке к семинарским занятиям рекомендуется после изучения лекционного материала и рекомендованной литературы обратиться по проблемным вопросам за консультацией к преподавателю и затем самостоятельно выполнить задания.
3. Методические рекомендации к семинарским

занятиям
Семинар является важной формой усвоения знаний. Семинарские занятия помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки научно-теоретического обобщения литературных источников, творческой работы над документами и первоисточниками.

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на занятиях перед изучением темы. Для этого необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.

Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.

Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.

Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе.

Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.

Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументированно. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.

Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания и, если нужно, выступать в роли рефери, направлять развитие дискуссии в нужном направлении. При этом обращать внимание на то, что еще не было сказано, или поддерживать и развивать интересную мысль, высказанную выступающим студентом.

В заключение преподаватель как руководитель семинара подводит его итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

4. Материалы для самоконтроля
Тема 1.

  1. Почему психологию можно назвать плюралистической наукой? Какое место занимает психология в системе наук и культуре?

  2. В чем специфика филогенеза, историогенеза и онтогенеза человека?

  3. Как можно охарактеризовать нейропсихологию?

  4. Как соотносятся между собой различные формы психологического знания: житейская, художественная, научная?

  5. Почему метод интроспекции был подвергнут жесткой критике?

  6. Какие проблемы, поставленные мыслителями античности, на ваш взгляд, не потеряли своего значения для современной психологии?

7. Что, по вашему мнению, объединяет теории столь различных авторов, как З. Фрейд, А. Адлер и К. Юнг в общее направление «психоанализ»?

8. Почему возникла «поведенческая психология» (бихевиоризм) и основные положения этого направления?

9. Почему гуманистическую психологию назвали «третьей силой» в психологии ХХ века?

10. В чем заключаются основные задачи когнитивной психологии?

11. Как называется концепция Л.С. Выгодского и в чем ее сущность?

12. Что по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики?

13. Почему первобытному человеку стало необходимо сознание?

14. Каково строение и функции головного мозга ?
Тема 2.

  1. Какие теории личности, представлены зарубежной психологией?

  2. Какие теории личности, представлены отечественной психологией?

  3. Какова психология конституциональных различий?

  4. Назовите основные психические процессы.

  5. Назовите основные психические свойства.

  6. Назовите основные психические состояния.

  7. Какова структура сознания ?

  8. Охарактеризуйте познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; память; мышление и интеллект; творчество.

  9. Охарактеризуйте регулятивные процессы психики: мотивация; характеристика потребностей; эмоции и воля; внимание.


Тема 3.

  1. Правила общения.

  2. Барьеры взаимопонимания.

  3. Логические законы речевой коммуникации.

  4. Сущность софизмов.

  5. Способы и правила ведения деловых переговоров.

  6. Психологические принципы ведения переговоров.

  7. Знаки неречевой связи.

  8. Манипуляции при помощи психологических ловушек общения.

  9. Модели поведения на переговорах.

  10. Способы и приемы воздействия на оппонентов.



5. Рекомендуемая литература
а) основная литература

  1. Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров. – М: Юрайт, ИД Юрайт, 2013 – 639 с.

  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник для бакалавров. – М: Юрайт, 2012 – 575 с.

  3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебное пособие, 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.


б) дополнительная литература:

1. Аверченко Л.К. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; отв. ред. В.М. Удальцова. – Новосибирск: «Сибирское соглашение»; М.: ИНФРА-М, 1999. – 150 с.

2. Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – 648 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.

4. Психология: учебник для бакалавров / под общ. ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. – М: Юрайт, 2013 – 530 с.

5. Психология: учебник для экономических вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб - Москва - Харьков - Минск: Питер, 2002. – 672 с.

6. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с..

7. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. С.А. Хмелевской. – М.: ПЕР СЭ, ЛОГОС, 2002. – 176 с.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям...
Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации...
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским...
Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине / Составители Васильева И. Л.,...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации...
Парето-эффективность, технология, общественное производство, экономические ресурсы, факторы производства, предпринимательство, разделение...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и...
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconГ. И. Мартынова Методические рекомендации к изучению темы «история...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации по практическим занятиям для студентов...
Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406....
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации для самоподготовки студентов к семинарским...
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 0401...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации для самоподготовки студентов к семинарским...
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 0401...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск