Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества





НазваниеМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества
страница1/6
Дата публикации12.03.2015
Размер0.69 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Методические рекомендации для студентов

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям.
Тема 1.Общественное производство-основа развития общества
Цель занятия:

изучить проблему функционирования общественного производства для понимания его роли в развитии общества и человека.

Задачи:

различать микро- и макроэкономические характеристики;

раскрыть проблему ограниченности ресурсов;

определить место человека в структуре современного производства.
План

1.Основная проблематика экономической теории

2.Общественное производство его структура и результаты.

3.Место здравоохранения в системе общественного производства.
Основные понятия: производство, воспроизводство, труд, земля, капитал, ресурсы, редкость ресурсов, благо, потребности, национальное богатство, экономический рост, экономическая эффективность, общественный продукт, Парето-эффективность, технология, общественное производство, экономические ресурсы, факторы производства, предпринимательство, разделение труда.
Методические рекомендации:

Для рассмотрения первого вопроса необходимо дать характеристику понятию «производство», определить, почему оно носит общественный характер. Далее рассмотрите структуру общественного производства, как последовательную и взаимосвязанную цепочку его основных стадий – производство, распределение, обмен и потребление. Определите роль каждой стадии в экономическом развитии. Основной акцент при рассмотрении необходимо сделать на характеристику процесса производства. Для этого определите его цель с помощью категории «потребности». Раскройте основные виды потребностей и их роль в развитии производства. При анализе данной проблемы сопоставьте имеющиеся в учебной литературе теории и классификации потребностей, объясните, почему нет общепринятого подхода. Для установления логической связи со вторым вопросом необходимо раскрыть понятие экономическое благо, которое выступает средством удовлетворения потребностей человека. Для производства благ люди должны располагать ресурсами, как источниками хозяйственной деятельности. Рассмотрите их классификацию, дайте необходимую характеристику каждого вида ресурса. Сформулируйте главную экономическую проблему ограниченности или редкости ресурсов. Далее рассмотрите роль факторов производства. Для этого охарактеризуйте каждый из трёх факторов – труд, земля и капитал. Покажите способы их комбинирования в современной экономике, используя для этого термин «технология». Это позволит рассмотреть проблему экономической эффективности производства. Кроме того, здесь необходимо разграничить понятия «эффективность» и «Парето - эффективность».

По 2 вопросу дайте определение понятия «общественный продукт», покажите, как происходит его измерение – количественное и качественное. Определите, с чем связана необходимость экономического роста. Рассмотрите данное понятие, основные пути его достижения - экстенсивный и интенсивный. Перечислите факторы экономического роста в современных условиях. В плане дискуссии подумайте, какие факторы сегодня способствуют, а какие тормозят решение данной проблемы.
Вопросы для повторения и обсуждения:


1. Какие определения понятия «производство» вы знаете?
2. Какие виды потребностей вы знаете?
3. Какова роль производства в развитии общества? Его цель?
4. Существует ли взаимосвязь между индивидуальным и общественным производством? Почему современное понимание термина «производство» предполагает необходимость использования эпитета «общественное» (общественное производство)?
5. Что такое воспроизводство, простое воспроизводство, расширенное воспроизводство, убывающее (ссуженное) воспроизводство?
6. Какая связь существует между фазами воспроизводства?
7. Влияет ли производство на развитие и изменение структуры человеческих потребностей?
8. Что представляет собой структура современного производства?
9. Что понимается под экономическими ресурсами? Назовите их.
10. Назовите факторы производства, охарактеризуйте их, определите виды дохода, которые они создают. Как (с помощью чего) факторы производства связываются воедино?
11. Чем факторы производства отличаются от экономических ресурсов?
12. Что имеют в виду, говоря о взаимозаменяемости факторов производства?
13. Что означает категория «производственные возможности»?
14. Проиллюстрируйте график производственных возможностей. Объясните положение определенных точек на нем.
15. Что такое альтернативные издержки?
16. Что такое эффективность?
17. Что такое экономическая и социальная эффективность производства? В чем состоит их взаимосвязь и взаимовлияние?
18. Можете ли вы назвать показатели эффективности производства? Охарактеризуйте их.
19. Назовите основные пути повышения эффективности производства.
20. Докажите, что проблема эффективности – следствия ограниченности ресурсов.

Рекомендуемая литература:

1.Основы экономики для студентов медицинских учебных заведений: Уч.пособие. /Под ред. Б.А.Войцеховича – ООО «Феникс», Ростов-на-Дону,2010, 347с.

2.Федотов О.В. , Комарова. Экономика. Уч.пособие. –М.: Изд-во Академия, 2010.

3. Борисов Е.Ф. «Экономика». Учебник и практикум. - Изд.31. М., Юрайт, 2010. – 596с.– ЭБС «Лань».

4.Салов А.И. Экономика. Конспект лекций. – Изд. 2-е. М., Юрайт, 2011 – 189 с. - ЭБС «Лань».

5.Рыбина З.В. «Экономика». Учебное пособие. М., Директ- Медиа., 2012.- 467 с. –ЭБС. Университетская библиотека он-лайн.
Тема 2.Отношения собственности в современном мире
Цель занятия:

изучить проблему собственности для понимания ее роли в экономических, правовых, социальных отношениях людей и в моделях организации хозяйственной жизни общества.

Задачи:

различать формы собственности,

определять объекты собственности;

применять на практике полученные знания, анализируя возможности и условия приватизации;

План

1. Собственность как экономическое явление.

2.Основные типы отношений собственности в экономике.

3. Модели организации экономической жизни общества.


Основные понятия: Собственность, объекты собственности, субъекты собственности, формы экономической реализации собственности, экономический интерес, многосекторность экономики, формы собственности, частная собственность, государственная собственность, коллективная собственность, акционерная собственность, разгосударствление, приватизация, традиционная система, административно-командная система, рыночная система, переходная экономика, смешанная экономика, «пучок прав» собственности.

Методические рекомендации:

По первому вопросу необходимо рассмотреть категорию «собственность». Посмотрите в рекомендуемых словарях и учебниках имеющиеся определения и характеристики данного понятия. Выясните, есть ли различие между юридическим и экономическим толкованием этого термина. Какая связь существует между субъектами собственности, и что представляет собой объект собственности. На страницах учебников вы встретите выражение Прудона «Собственность – это кража». Как можно понять это утверждение с юридической и экономической точек зрения? Проведите связь между проблемой собственности и проблемой ограниченности или редкости ресурсов. Введите понятие «пучок прав собственности». Рассмотрите все его элементы.
По второму вопросу необходимо дать характеристику основным типам отношений собственности – единоличному, коллективному и совместному. Наиболее актуальными для современной экономики являются частная, акционерная и государственная формы собственности. Выясните, каким способом они образуются, как происходит распределение созданных благ, участие собственников в управлении собственностью. Сравните эти формы, чтобы выявить их социально-экономический потенциал, какие возможности они дают для развития человека и общества.
По третьему вопросу рассмотрите понятие «смешанная экономика». Дайте характеристику основным национальным моделям смешанной экономики- американской, европейской, японской, юго-азиатской и шведской. Выясните, в чем их различие, преимущества и недостатки. Рассмотрите, как происходит становление смешанной экономики в России. Какие взгляды существуют в литературе на проблему построения российской национальной модели.
Вопросы для повторения и обсуждения:

1.Какую роль в экономической системе играют отношения собственности?

2. Какие подходы существуют к классификации типов экономических систем?

3.Какие виды экономических систем вы можете назвать?
4.Чем отличаются административно-командная и рыночная системы?

5. Каковы признаки социально ориентированной рыночной экономики?

6. Как решаются основные проблемы экономики в рамках разных экономических систем?

7.В чем суть отношений собственности в экономической системе?

8. Существует ли различие между понятием «собственность» и «отношения собственности»? Поясните.

9. Какая связь между собственностью и экономической системой общества?

10. В чем состоит экономическая функция собственности?

11. Перечислите известные вам определения собственности

12. Назовите формы и типы собственности. Дайте их характеристику.

13. Что такое экономический интерес?

14. Какое место занимают экономические интересы в системе экономических отношений?

15. Чем отличаются разгосударствление и приватизация?

16.С какими формами собственности связано благополучие ваше и вашей семьи?

Рекомендуемая литература:

1.Основы экономики для студентов медицинских учебных заведений: Уч.пособие. /Под ред. Б.А.Войцеховича – ООО «Феникс», Ростов-на-Дону,2010, 347с.

2.Федотов О.В. , Комарова. Экономика. Уч.пособие. –М.: Изд-во Академия, 2010.

3. Борисов Е.Ф. «Экономика». Учебник и практикум. - Изд.31. М., Юрайт, 2010. – 596с.– ЭБС «Лань».

4.Салов А.И. Экономика. Конспект лекций. – Изд. 2-е. М., Юрайт, 2011 – 189 с. - ЭБС «Лань».

5.Рыбина З.В. «Экономика». Учебное пособие. М., Директ- Медиа., 2012.- 467 с. –ЭБС. Университетская библиотека он-лайн.

Тема 3. Рыночная организация хозяйства
Цель:

Изучить условия функционирования товарно-денежных отношений для понимания их роли в современной экономике.

Задачи:

-выявить условия и предпосылки развития товарного хозяйства;

определить природу современного денежного обращения;

определить ценность и полезность товара
План

1.Сущность и условия возникновения товарного производства.

2.Товар и его свойства.

3.Происхождение, сущность и функции денег

4.Природа современных кредитно-бумажных денег.

Основные понятия: Общественное хозяйство, натуральное хозяйство, товарное производство, разделение труда, товар, благо, полезность, потребительная стоимость, стоимость, меновая стоимость, величина стоимости товара, жизненный цикл товара, деньги, ликвидность, всеобщий эквивалент, формы стоимости, мера стоимости, цена, масштаб цен, средство обращения, монета, монетарная регалия, средство платежа, кредитные (фидуциарные) деньги, вексель, банкнота, чек, кредитная карточка, электронные деньги, мировые деньги, уравнение Фишера, количество денег в обращении, инфляция, денежная система, эмиссия, денежная единица.

Методические рекомендации:

По первому вопросу дайте определение понятий «рынок», «рыночная экономика», «рыночное хозяйство». Раскройте основные элементы рынка – спрос, предложение, цена и конкуренция. Определите субъекты и объекты рынка, виды рынков, признаки и условия формирования свободного рынка.

Познание сути рыночной экономики правомерно начать с выяснения условий, причин возникновения товарного обмена, его влияния на экономическое развитие. Условиями товарного обмена выступают:

1) Общественное разделение труда;

2) Экономическая обособленность производителей товаров на основе частной собственности.

Признаки товарного обмена:

• товарный обмен взаимовыгоден, каждый участник его преследует свою экономическую выгоду, а не этические, моральные нормы;

• товарный обмен добровольный, согласует экономические интересы участников-продавцов и покупателей, их спрос и предложение;

• мотив личной выгоды, увеличения дохода, реализуясь в обмене, стимулирует развитие экономики.

Найдите определения товара в литературе, выделите на основании их признаки и свойства товара, установите связь товара как экономической категории с характеристикой понятия «блага».

Изучите имеющиеся в учебной литературе теории трудовой стоимости и теории предельной полезности. Сопоставьте взгляды сторонников этих теорий по вопросу соизмерения ценности товаров в процессе обмена.

Для понимания сущности и роли товарно-денежных отношений необходимо рассмотреть вопрос о происхождении и функциях денег. Количество денег в обращении, определяемое с помощью формулы И.Фишера, используйте для анализа природы современных кредитно- бумажных денег.

Вопросы для повторения и обсуждения:

  1. Дайте экономическую характеристику товарного производства.

  2. При каких условиях продукт труда выступает в качестве товара?

  3. Дайте определение товара и его свойств.

  4. Охарактеризуйте категории «благо», «полезность», «потребительная стоимость», «товар».

  5. Что такое жизненный цикл товара?

  6. Назовите причины и условия возникновения рынка.

  7. Приведите примеры известной вам специализации и разделения труда.

  8. Назовите основные концепции трактовки природы денег.

  9. Существовал ли обмен товаров до возникновения денег?

  10. Что определяет стоимость денег?

  11. Чем определяется экономическая сущность денег?

  12. Что такое ликвидность?

  13. В чем преимущество перехода от товарных к бумажным деньгам?

  14. Перечислите функции, которые выполняют деньги в современной экономике.

  15. Должны ли деньги иметь золотое обеспечение в настоящее время?

  16. Когда и где появились металлические деньги? Бумажные?

  17. Какие виды кредитных денег вы знаете? Когда они применяются?

  18. Какие качества должны быть присущи деньгам?

  19. Напишите формулу закона денежного обращения. Какие выводы можно сделать из ее анализа?

  20. Что показывает уравнение Фишера? Проанализируйте его.
    14. Что такое инфляция?

  21. Объясните выражение: «назначение денег – не приносить пользу, подобную удовлетворению потребностей в еде, питье… и т.д., а экономить трансакционные издержки».

  22. Объясните выражение: «деньги – это наиболее абстрактный институт развития цивилизации».

  23. Назовите элементы денежной системы и охарактеризуйте каждый из них.

  24. Какие вы можете назвать виды денежных реформ?
    21. Как вы понимаете выражение: «…плохие деньги вытесняют хорошие»?

  25. Назовите причины, по которым деньги, несмотря на то, что не приносят доход, могут быть привлекательны как средство сохранения богатства.

26.Известный экономист Ф. Хайек предлагал отменить монополию центрального банка на эмиссию центрального банка на эмиссию банкнот. По его мнению, пусть все желающие выпускают деньги, а рынок сам определит, используя конкуренцию, что станет действительно деньгами. Как вы считаете, что стало бы в данном случае с деньгами?

Рекомендуемая литература:

1.Основы экономики для студентов медицинских учебных заведений: Уч.пособие. /Под ред. Б.А.Войцеховича – ООО «Феникс», Ростов-на-Дону,2010, 347с.

2.Федотов О.В. , Комарова. Экономика. Уч.пособие. –М.: Изд-во Академия, 2010.

3. Борисов Е.Ф. «Экономика». Учебник и практикум. - Изд.31. М., Юрайт, 2010. – 596с.– ЭБС «Лань».

4.Салов А.И. Экономика. Конспект лекций. – Изд. 2-е. М., Юрайт, 2011 – 189 с. - ЭБС «Лань».

5.Рыбина З.В. «Экономика». Учебное пособие. М., Директ- Медиа., 2012.- 467 с. –ЭБС. Университетская библиотека он-лайн.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям...
Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации...
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским...
Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине / Составители Васильева И. Л.,...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические рекомендации для самоподготовки студентов к семинарским...
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 0401...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические рекомендации для самоподготовки студентов к семинарским...
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 0401...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconМетодические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и...
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconТема: гражданское право
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Тема Общественное производство-основа развития общества iconГ. И. Мартынова Методические рекомендации к изучению темы «история...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск