Методы решения иррациональных уравнений





НазваниеМетоды решения иррациональных уравнений
Дата публикации04.07.2014
Размер94.2 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема урока: Методы решения иррациональных уравнений


Цель урока: 1.Изучить различные способы решения иррациональных уравнений.




  1. Развивать умение обобщать, правильно отбирать способы решения иррациональных уравнений.


  2. Развивать самостоятельность, воспитывать грамотность речи



Тип урока: семинар.


План урока:




  1. Организационный момент


  2. Изучение нового материала


  3. Закрепление


  4. Домашнее задание


  5. Итог урока



Ход урока


I. Организационный момент: сообщение темы урока, цели урока.

На предыдущем уроке мы рассмотрели решение иррациональных уравнений, содержащих квадратные корни, возведением их в квадрат. При этом мы получаем уравнение-следствие, что приводит иногда к появлению посторонних корней. И тогда обязательной частью решения уравнения является проверка корней. Также рассмотрели решение уравнений, используя определение квадратного корня. В этом случае проверку можно не делать. Однако при решении уравнений не всегда следует сразу приступать к «слепому» применению алгоритмов решения уравнения. В заданиях Единого государственного экзамена имеется довольно много уравнений, при решении которых необходимо выбрать такой способ решения, который позволяет решить уравнения проще, быстрее. Поэтому необходимо знать и другие методы решения иррациональных уравнений, с которыми мы сегодня и познакомимся. Предварительно класс был разделен на 8 творческих групп, и им было дано на конкретных примерах раскрыть суть того или иного метода. Слово даем им. 


^ II. Изучение нового материала.

Из каждой группы 1 ученик объясняет ребятам способ решения иррациональных уравнений. Весь класс слушают и конспектируют их рассказ.

^ 1 способ. Введение новой переменной.

Решить уравнение: (2х + 3)2 - 3

2 + 12х + 9 - 3

2 - 8х - 51 - 3

, t ≥0

х2 – 2х – 6 = t2; 

4t2 – 3t – 27 = 0

t = 3, t = -4/9

х2 – 2х – 15 =0

х2 – 2х – 6 =9; 

х = -3; х = 5

Ответ: -3; 5.

2 способ. Исследование ОДЗ.

Решить уравнение 

ОДЗ:    х = 2. Проверкой убеждаемся, что х = 2 является корнем уравнения.

3 способ. Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель.

+  (умножим обе части на - )

х + 3 – х – 8 = 5(-)





2=4, отсюда х=1. Проверкой убеждаемся, что х = 1 является корнем данного уравнения.


4 способ. Сведение уравнения к системе с помощью введения переменной.

Решить уравнение 



Пусть = u, =v.

Получим систему:



 Решим методом подстановки. Получим u = 2, v = 2. Значит, 

 получим х = 1. 

Ответ: х = 1.

5 способ. Выделение полного квадрата.

Решить уравнение 



. Раскроем модули. Т.к. -1≤сos0,5x≤1, то -4≤сos0,5x-3≤-2, значит, . Аналогично, 

Тогда получим уравнение

cos0,5x = 1

Z.x = 4πn, n

Z.Ответ: 4πn, n

^ 6 способ. Метод оценки

Решить уравнение 



ОДЗ: х3 - 2х2 - 4х + 8 ≥ 0, по определению правая часть -х3 + 2х2 + 4х - 8 ≥ 0

получим  т.е. х3 - 2х2 - 4х + 8 = 0. Решив уравнение разложением на множители, получим х = 2, х = -2

^ 7 способ: Использование свойств монотонности функций.

Решить уравнение . Функции  строго возрастают. Сумма возрастающих функций есть возрастающая и данное уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим х = 1.

Ответ: 1.

8 способ. Использование векторов.

Решить уравнение . ОДЗ: -1≤х≤3.

Пусть вектор . Скалярное произведение векторов - есть левая часть. Найдем произведение их длин . Это есть правая часть. Получили , т.е. векторы а и в – коллинеарны. Отсюда . Возведем обе части в квадрат. Решив уравнение, получим х = 1 и х =.


  1. Закрепление. (каждому ученику раздаются листы с заданиями)


Фронтальная устная работа

Найти идею решения уравнений (1-10)

1.   )(ОДЗ -

2.  х = 2

3. х2 – 3х +  (замена)

4.  (выделение полного квадрата)

5.  (Сведение уравнения к системе с помощью введения переменной.)

6.  (умножением на сопряженное выражение)

7.  т.к. . То данное уравнение не имеет корней.

8.  Т.к. каждое слагаемое неотрицательно, приравниваем их к нулю и решаем систему.

9. 3

10. Найдите корень уравнения (или произведение корней, если их несколько) уравнения.



Письменная самостоятельная работа с последующей проверкой 

решить уравнения под номерами 11,13,17,19


Решить уравнения:

11. 

12. (х + 6)2 - 

13. 

14. 

15.  

16 

17. 

18. 

19. 

20. 

21. 

22. 

23. 

24. 


IV. Итог урока: 1. Какие методы изучили?




  1. Введение новой переменной


  2. Исследование ОДЗ.


  3. Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель.


  4. Сведение уравнения к системе с помощью введения переменной.


  5. Выделение полного квадрата.


  6. Метод оценки


  7. Использование свойств монотонности функций.


  8. Использование векторов.




  1. Какие из этих методов используются при решении уравнений других типов?


  2. Какой из этих методов вам понравился больше всего и почему?


  1. Домашнее задание: Решить оставшиеся уравнения.


Список литературы:



  1. Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин. М: Прсвещение, 2009




  1. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса /Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2003.


  2. Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2008. 


  3. Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 – 11 классов. – М.: Илекса, 2008 


  4. КИМы ЕГЭ 2002 – 2011 г. г


6. Алгебраический тренажер. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир. Пособие для школьников и абитуриентов. Москва.: «Илекса» 2001г. 


7. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. Учебно – методическое пособие. 10 – 11 классы. С.Н.Олейник, М.К. Потапов, П.И.Пасиченко. Москва. «Дрофа». 2001г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методы решения иррациональных уравнений iconУрок в 10 классе по теме "Методы решения иррациональных уравнений"
Самостоятельность, ответственность, организованность во время урока поможет учащимся совершенствовать умения и навыки решения иррациональных...
Методы решения иррациональных уравнений iconУрок в 11а классе Тема: Иррациональные уравнения (2 ч.)
Цель: обобщить и закрепить навыки решения иррациональных уравнений методом возведения в степень. Рассмотреть другие способы решения...
Методы решения иррациональных уравнений iconПрограмма элективного курса «Разнообразные способы решения иррациональных...
«Разнообразные способы решения иррациональных уравнений и неравенств» весьма актуальна. Ее рассмотрение обобщает опыт изучения в...
Методы решения иррациональных уравнений iconУрок алгебры в 11-м классе на тему: "Способы решений иррациональных уравнений"
На столах у каждого лист формата А4 со способами решения иррациональных уравнений и уравнениями (приложение №1)
Методы решения иррациональных уравнений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная – дать понятие иррациональных уравнений, показать способы решения иррациональных уравнений
Методы решения иррациональных уравнений iconТема урока: Иррациональные уравнения и неравенства
Цель урока – обобщить основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств; повторить свойства показательной и логарифмической...
Методы решения иррациональных уравнений iconУрока: Обучающие
Обучающие – ввести понятие иррациональных уравнений, рассмотреть методы их решения
Методы решения иррациональных уравнений iconРешение иррациональных уравнений и систем (10 класс)
Цель: Закрепить решение иррациональных уравнений; развивать логическое мышление; расширять кругозор учащихся
Методы решения иррациональных уравнений iconРеферат по математике. На тему: «основные методы решения систем уравнений с двумя переменными»
I: методы решения систем линейных уравнений стр. 3-7
Методы решения иррациональных уравнений iconТема: Старые методы для решения новых систем уравнений Тип урока
Изучить методы решения систем уравнений, одно из которых является уравнение i-ой степени, а другое ii-ой степени
Методы решения иррациональных уравнений iconУрок математики в 10-в классе (физико -математический профиль)
Тема: Применение метода введения новой переменной для решения иррациональных уравнений
Методы решения иррациональных уравнений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель : закрепить навыки решения простейших тригонометрических уравнений; показать методы решения тригонометрических уравнений с использованием...
Методы решения иррациональных уравнений icon«Решение иррациональных уравнений», предлагаемая в курсе, поможет...
Предлагаемый курс по выбору в рамках профильной подготовки учащихся старшей школы посвящён одному из наиболее трудных разделов математики-решению...
Методы решения иррациональных уравнений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать понятие иррациональному уравнению. Рассмотреть способы решения иррациональных уравнений
Методы решения иррациональных уравнений iconТема : Решение показательные уравнений
Сегодня я дам вам действовать,чтобы вы поняли и запомнили способы и методы решения показательных уравнений
Методы решения иррациональных уравнений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся с основными приёмами и методами решения иррациональных уравнений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск