Скачать 71.4 Kb.
|
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока 1. Мобилизующий этап На доске запись: Редкие тучки разбегались по нежно голубому своду. (Л. Толстой) Стою один среди равнины голой. (С. Есенин) Из под стола бесшумно выползла большая светло рыжая собака. (А. Гайдар) Листья медленно падая шепчутся прощаясь навек. (М. Пришвин) Первые лучи солнца пробив сквозившую тучу блеснули в небе пробежав по земле и по небу. (Л. Толстой) Из за холмов неожиданно показалось пепельно седое кудрявое облако. (А. Чехов) Город утонул в мелово туманной тени. (В. Короленко) Учитель. Прочитайте предложения. Объедините их попарно в зависимости от пропущенных знаков препинания. Составленные пары предложений напишите в порядке увеличения в них пунктуационных знаков. Задание можно выполнять по трем вариантам. Каждый вариант записывает свою пару предложений. Учитель. В каждой паре предложений найдите и назовите слова с одинаковой орфограммой. 2. Определение темы и цели урока Учитель. Назовите предложение, которое осталось без пары. Скажите, что его объединяет с остальными шестью предложениями. Все предложения простые, повествовательные, невосклицательные, распространенные. Учитель. Найдите разницу в данных предложениях. Предложение Стою один среди равнины голой односоставное, так как в нем нет подлежащего, а остальные — двусоставные. Учитель. Подлежащее в этом предложении действительно отсутствует. Но по форме сказуемого-глагола легко определяется лицо и число местоимения, которое могло бы выполнять в этом предложении роль подлежащего. Учитывая это обстоятельство, скажите, как называются такие предложения, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. При необходимости преподаватель направляет, корректирует, уточняет ответы учащихся. Сформулированная тема записывается на доске. 3. Ознакомление с новым материалом Учитель. Напишите неопределенно-личное предложение. Подчеркните в нем главный член. Определите, какой формой глагола он выражен. Далее проводится аналогичная работа с предложением Не хотите ли чаю? Учитель. Сделайте вывод о том, какие предложения называются определенно-личными. Учащиеся составляют определение исследуемого вида предложений. Учитель. Почему в определенно-личных предложениях подлежащее не обязательно? При необходимости учитель уточняет предположения школьников. Учитель. Скажите, в какой речи чаще встречаются определенно-личные предложения. Обобщите наши рассуждения и расскажите все, что вы узнали об определенно-личных предложениях. 4. Закрепление изученного Упражнение 1
(М. Шолохов) [ ].
(М. Лермонтов) [ ].
(А. Кольцов) [ ]. Справка: Дадим друг другу руки и вместе двинемся вперед. Вода бурлила клокотала пенилась. Огромная туча пролилась теплым летним обильным дождем. Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению. К предложениям под номерами 1,2,3 нужно подобрать по одному простому предложению из справки так, чтобы их характеристики совпадали. Вставить пропущенные знаки препинания. Упражнение выполняется коллективно. Особое внимание должно уделяться определенно-личным предложениям. В них выделяется сказуемое-глагол и указывается его форма. Повторяется материал об определенно-личных предложениях. Учитель. Назовите орфограммы, которые есть в словах определенно-личных предложений, но они отсутствуют в двусоставных предложениях. Упражнение 2 Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье. (М. Лермонтов) Что посеешь, то и пожнешь. Долго сидишь в темноте на корточках, потом становишься на колени и ждешь. На острове, заросшем ивняком, кормились два лося. (Д. Житенев) Синеет даль с ее угрюмым лесом, окутанным синей мглой. (Ф. Тютчев) Стояла густая, мрачная ночь. Что написано пером, того не вырубишь топором. Заберешься на дерево и ешь ягоды целыми горстями. Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. (В. Сухомлинский) Учитель. Прочитайте предложения. Составьте из них три группы по принципу «третий лишний» так, чтобы в каждой из них было по два определенно-личных предложения. Задание выполняется в парах или группах. Возможный вариант:
Заберешься на дерево и ешь ягоды целыми горстями. Стояла густая, мрачная ночь.
Что посеешь, то и пожнешь. Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека.
На острове, заросшем ивняком, кормились два лося. Долго сидишь в темноте на карточках, потом становишься на колени и ждешь. Учитель. Расскажите о написании слов с мягким знаком, предварительно сгруппировав их по орфограммам. Назовите слова, в которых количество морфем больше, чем в слове нагонишь. Задание можно выполнить на соревновательной основе. Упражнение 3 [О-Л ]. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами. [O-Л ]. Оказывается, что капли росы собрались в треугольных листках травы и блестят на солнце. [O-Л ]. Капелька скатится как шарик светлый, и проскользнет мимо стебля. [O-Л ]. Росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. (По Л. Толстому) Справка: Сорвешь такую чашечку, поднесешь ко рту выпьешь. Солнечным утром пойдешь в лес и увидишь алмазы. Неосторожно сорвешь листок с росинкой. Подойдешь ближе и разглядишь их. Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению. Между двусоставными предложениями нужно расположить определенно-личные предложения из справки так, чтобы получился текст. Задание выполняется сначала устно, затем записывается. Выделяются грамматические основы в предложениях. Задания к упражнению:
5. Итог урока Учитель. С каким видом односоставных предложений вы познакомились сегодня? Мы познакомились с определенно-личными предложениями. Учитель. Расскажите об определенно-личных предложениях. Один ученик рассказывает теоретическую часть, примеры приводят все учащиеся класса. Учитель. Дома составьте рассказ, в котором было бы не менее четырех определенно-личных предложений. Выделите в них основу. Укажите форму сказуемого-глагола. |
Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные" Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям | Тема урока «Определенно-личные предложения». Цель урока Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | ||
Конспект урока определенно-личные предложения. Фио (полностью) Транчукова... Цель урока: познакомить учащихся с определенно – личным предложением – одним из видов односоставных предложений с главным членом... | Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме... Познакомить учащихся с определенно-личным предложением- одним из видов односоставных предложений с главным членом- сказуемым | ||
Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные" Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | Урок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения.... Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: «Односоставные предложения». Будем отличать односоставные предложения от двусоставных предложений... | Тема: Определённо-личные предложения. Их структура и смысловые Проверка домашнего задания: упражнение 181; тестовые задания по орфографии. На доске дается ключ к тестам: «абабаб» (из сборника... | ||
Тема: Односоставные предложения Цель урока: познакомить учащихся с определенно – личным предложением – одним из видов односоставных предложений с главным членом... | Конспект открытого урока Тема «Становление личности Петра Гринева... Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений | ||
Исследование по проблеме Роль о/л предложений в тексте; формировать... Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений | Конспект урока русского языка в 8 классе «односоставные предложения».... Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений | ||
Урок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения» Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4) | Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие... Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного... | ||
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина... Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения) | Конспект урока виды односоставных предложений (Тема урока) фио (полностью)... Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? |