Тема: Определенно-личные предложения Ход урока





НазваниеТема: Определенно-личные предложения Ход урока
Дата публикации07.08.2014
Размер71.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема: Определенно-личные предложения

Ход урока

1. Мобилизующий этап
На доске запись:

Редкие тучки разбегались по нежно голубому своду.

(Л. Толстой)

Стою один среди равнины голой.

(С. Есенин)

Из под стола бесшумно выползла большая светло рыжая собака.

(А. Гайдар)

Листья медленно падая шепчутся прощаясь навек.

(М. Пришвин)

Первые лучи солнца пробив сквозившую тучу блеснули в небе пробежав по земле и по небу.

(Л. Толстой)

Из за холмов неожиданно показалось пепельно седое куд­рявое облако.

(А. Чехов)

Город утонул в мелово туманной тени.

(В. Короленко)

Учитель. Прочитайте предложения. Объедините их попарно в зависимости от пропущенных знаков препинания. Составлен­ные пары предложений напишите в порядке увеличения в них пунктуационных знаков.

Задание можно выполнять по трем вариантам. Каждый ва­риант записывает свою пару предложений.

Учитель. В каждой паре предложений найдите и назовите слова с одинаковой орфограммой.
2. Определение темы и цели урока

Учитель. Назовите предложение, которое осталось без пары. Скажите, что его объединяет с остальными шестью предложе­ниями.

Все предложения простые, повествовательные, невоскли­цательные, распространенные.

Учитель. Найдите разницу в данных предложениях.

Предложение Стою один среди равнины голой односостав­ное, так как в нем нет подлежащего, а остальные — двусос­тавные.

Учитель. Подлежащее в этом предложении действительно отсутствует. Но по форме сказуемого-глагола легко определя­ется лицо и число местоимения, которое могло бы выполнять в этом предложении роль подлежащего. Учитывая это обстоя­тельство, скажите, как называются такие предложения, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

При необходимости преподаватель направляет, корректи­рует, уточняет ответы учащихся. Сформулированная тема за­писывается на доске.
3. Ознакомление с новым материалом

Учитель. Напишите неопределенно-личное предложение. Подчеркните в нем главный член. Определите, какой формой глагола он выражен.

Далее проводится аналогичная работа с предложением Не хотите ли чаю?

Учитель. Сделайте вывод о том, какие предложения назы­ваются определенно-личными.

Учащиеся составляют определение исследуемого вида предложений.

Учитель. Почему в определенно-личных предложениях под­лежащее не обязательно?

При необходимости учитель уточняет предположения школьников.

Учитель. Скажите, в какой речи чаще встречаются опре­деленно-личные предложения. Обобщите наши рассуждения и расскажите все, что вы узнали об определенно-личных предложениях.

4. Закрепление изученного

Упражнение 1

  1. Дождь шумел гудел хлопал.

(М. Шолохов)

[ ].

  1. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах огромных гор.

(М. Лермонтов)

[ ].

  1. Наряжу коня наточу булат затяну чекмень полечу в леса.

(А. Кольцов)

[ ].

Справка: Дадим друг другу руки и вместе двинемся вперед.

Вода бурлила клокотала пенилась.

Огромная туча пролилась теплым летним обильным дождем.

Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.

К предложениям под номерами 1,2,3 нужно подобрать по одному простому предложению из справки так, чтобы их ха­рактеристики совпадали. Вставить пропущенные знаки пре­пинания.

Упражнение выполняется коллективно. Особое внимание должно уделяться определенно-личным предложениям. В них выделяется сказуемое-глагол и указывается его форма. По­вторяется материал об определенно-личных предложениях.

Учитель. Назовите орфограммы, которые есть в словах оп­ределенно-личных предложений, но они отсутствуют в двусо­ставных предложениях.

Упражнение 2

Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье.

(М. Лермонтов)

Что посеешь, то и пожнешь.

Долго сидишь в темноте на корточках, потом становишь­ся на колени и ждешь.

На острове, заросшем ивняком, кормились два лося.

(Д. Житенев)
Синеет даль с ее угрюмым лесом, окутанным синей мглой.

(Ф. Тютчев)

Стояла густая, мрачная ночь.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Заберешься на дерево и ешь ягоды целыми горстями.

Отношение к труду является важнейшим элементом ду­ховной жизни человека.

(В. Сухомлинский)

Учитель. Прочитайте предложения. Составьте из них три группы по принципу «третий лишний» так, чтобы в каждой из них было по два определенно-личных предложения.

Задание выполняется в парах или группах. Возможный ва­риант:

  1. Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье.

Заберешься на дерево и ешь ягоды целыми горстями.

Стояла густая, мрачная ночь.

  1. Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Отношение к труду является важнейшим элемен­том духовной жизни человека.

  1. Синеет даль с ее угрюмым лесом, окутанным синей мглой.

На острове, заросшем ивняком, кормились два лося.

Долго сидишь в темноте на карточках, потом становишься на колени и ждешь.

Учитель. Расскажите о написании слов с мягким знаком, предварительно сгруппировав их по орфограммам. Назовите слова, в которых количество морфем больше, чем в слове на­гонишь.

Задание можно выполнить на соревновательной основе.
Упражнение 3
[О-Л ].

Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце раз­ными цветами.

[O-Л ].

Оказывается, что капли росы собрались в треугольных листках травы и блестят на солнце.

[O-Л ].

Капелька скатится как шарик светлый, и проскользнет мимо стебля.

[O-Л ].

Росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

(По Л. Толстому)

Справка:

Сорвешь такую чашечку, поднесешь ко рту выпьешь. Солнечным утром пойдешь в лес и увидишь алмазы. Неосторожно сорвешь листок с росинкой. Подойдешь ближе и разглядишь их.

Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.

Между двусоставными предложениями нужно располо­жить определенно-личные предложения из справки так, что­бы получился текст.

Задание выполняется сначала устно, затем записывается. Выделяются грамматические основы в предложениях.

Задания к упражнению:

  1. Скажите, что объединяет все определенно-личные пред­ложения этого текста.

  2. Составьте цепочку слов с орфограммами, о которых мы не говорили на сегодняшнем уроке. (Задание выполняется в парах на соревновательной основе.)

  3. Назовите слова, в которых корень состоит из двух букв.

5. Итог урока

Учитель. С каким видом односоставных предложений вы познакомились сегодня?

Мы познакомились с определенно-личными предложениями.

Учитель. Расскажите об определенно-личных предложениях.

Один ученик рассказывает теоретическую часть, примеры приводят все учащиеся класса.

Учитель. Дома составьте рассказ, в котором было бы не ме­нее четырех определенно-личных предложений. Выделите в них основу. Укажите форму сказуемого-глагола.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconТема урока «Определенно-личные предложения». Цель урока
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconКонспект урока определенно-личные предложения. Фио (полностью) Транчукова...
Цель урока: познакомить учащихся с определенно – личным предложением – одним из видов односоставных предложений с главным членом...
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме...
Познакомить учащихся с определенно-личным предложением- одним из видов односоставных предложений с главным членом- сказуемым
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconУрок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения....
Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской...
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: «Односоставные предложения». Будем отличать односоставные предложения от двусоставных предложений...
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconТема: Определённо-личные предложения. Их структура и смысловые
Проверка домашнего задания: упражнение 181; тестовые задания по орфографии. На доске дается ключ к тестам: «абабаб» (из сборника...
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconТема: Односоставные предложения
Цель урока: познакомить учащихся с определенно – личным предложением – одним из видов односоставных предложений с главным членом...
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconКонспект открытого урока Тема «Становление личности Петра Гринева...
Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconИсследование по проблеме Роль о/л предложений в тексте; формировать...
Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconКонспект урока русского языка в 8 классе «односоставные предложения»....
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconУрок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения»
Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4)
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина...
Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения)
Тема: Определенно-личные предложения Ход урока iconКонспект урока виды односоставных предложений (Тема урока) фио (полностью)...
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск