Скачать 156.78 Kb.
|
Использование прикладных программных средств (ППС) в учебном процессе. На своих уроках я использую следующие ППС: 1. «Математика 5-6», Просвещение 2. «Алгебра 7-9», Просвещение 3. «Живая математика», ИНТ 4. «Уроки алгебры 7-11», КиМ 5. «Уроки геометрии 7-9», КиМ 6. «Стереометрия 10-11», 1С 7. «Планиметрия 7-9», 1С Рассмотрим какие задачи помогает решать применение ППС. Устная работа: - быстрая актуализация знаний учащихся - вовлечение в работу наибольшего количества учащихся - вывод на экран готового чертежа и работа по нему - Выбор нужного номера , соответствующего нумерации в учебнике Работа с новым материалом: - позволяет сделать вывод утверждения, используя практическую деятельность в среде «Живая математика» и обобщить полученный вывод на все объекты данной серии - расширяет кругозор учащихся за счет дополнительного материала - наглядное и доступное представление нового материала - отработка введенных понятий (в игровой форме) - пошаговое доказательство теорем позволяет усвоить материал даже слабым учащимся - при изучении стереометрии переход из двухмерного изображения в трехмерное - доказательство проводится с возможностью опоры на ранее изученное Закрепление: - возможность выдвижения гипотезы и ее проверки - пошаговая демонстрация построения с использованием нужных инструментов, что позволяет отработать навык в игровой форме - возможность сохранять и изменять объекты (размеры) для дальнейшего использования в любой момент урока Проверка знаний: - доказательство теорем по готовому чертежу - использование тестов (разного уровня) - создание 2 и более вариантов тестов Таким образом, использование ППС на уроках математики для учащихся позволяет: - доступно и наглядно излагать материал - проверять гипотезу и анализировать результат - развивать навык самостоятельных рассуждений - понимать, какие свойства объекта случайны, а какие неизбежны - обобщать изучаемые утверждения - развивать пространственные представления - развивать мотивацию к обучению Для учителя: - осуществлять дифференцированный подход к обучению - экономить время на уроке - экономить время на подготовку к уроку - осуществлять отбор содержания к уроку - разнообразить урок - возможность профессионального роста. Урок геометрии в 10 классе по теме «Построение сечений». Тип урока: комбинированный урок с использованием ППС «Живая математика» и ИД. Развернутый конспект урока « Задачи на построение сечений ».
- способы задания плоскости (3 способа) - свойства параллельных плоскостей - правила построения сечений многогранника
-требования стандарта : Изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся. - требования учебной программы : - усвоить систематизированные сведения о пространственных формах; научиться проводить аналогии между плоскими и пространственными конфигурациями, видеть общность и различие свойств аналогичных структур на плоскости и в пространстве, использовать планиметрические сведения для описания и исследования пространственных форм; - научиться иллюстрировать и моделировать проекционным чертежом пространственные формы, решать позиционные задачи (в частности, задачи на сечения) на проекционном чертеже. Тип урока: Комбинированный урок. Цель: Освоение учащимися знаний о правилах и приемах построения сечений многогранников Задачи:
Оборудование: Компьютеры с установленной программой «Живая математика», мобильный класс с установленной программой «Живая математика», интерактивная доска Smartboart, раздаточный материал в виде готовых чертежей с задачами (см. дидактический материал), индивидуальные карточки с домашним заданием.
Сценарий урока Тема урока «Задачи на построение сечений» Цель: Закрепление знаний учащимися о правилах и приемах построения сечений многогранников 1.Организационный момент Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Откроем на рабочем столе компьютера УМК «Живая математика» - альбом «Стереометрия» 2. Мотивация и целеполагание
3. Актуализация знаний учащихся. - Но сначала проверим д,з.: № 104, для этого откроем альбом «Стереометрия»-построение сечений –Сечение тетраэдра 6 (демонстрация решения) № 106, для этого откроем альбом «Стереометрия»-построение сечений – Сечение тетраэдра 9 (демонстрация решения) ( Демонстрация поясняется учащимися с опорой на теорию) -Что такое сечение многогранника? (Плоскость или секущая плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данной фигуры) - Как можно задать плоскость? (3 точками, прямой и не лежащей на ней точкой, 2 пересекающимися прямыми, ) Подтвердить ссылкой на соответствующие теоремы. См. памятку способы задания плоскостей. - Где должны лежать прямые, чтобы они пересекались? - Сформулируйте соответствующие аксиомы. 4. Изучение нового материала. Рассмотрим построение сечений в параллелепипеде. Для этого откроем альбом «Стереометрия» - Шаблоны и Инструменты – Прямоугольный (или произвольный) параллелепипед. Рассмотрим 3 случая построения сечения параллелепипеда: 1) Пусть 3 точки лежат на ребрах, выходящих из одной вершины – рис. 1(см. дидактический материал «Задания для изучения нового материала» - 1, 2, 3 случай.) Отмечаем точки на заданных ребрах параллелепипеда - Почему можем соединить точки М и N? N и K? K и M? (Выделить 2 точки, построение- отрезок, и т.д.) Отметить вершины сечения, «Построение – внутренняя область» (закрашиваем сечение). - Какая фигура получилась в сечении? 2) Пусть точки расположены так, как показано на рисунке 2. (см. дидактический материал «Задания для изучения нового материала» - 1, 2, 3 случай.) - Какие прямые можем провести? Почему? - Построим дополнительные точки, лежащие в одной плоскости. Продлим прямую NК и DС. Пересекутся ли они? Обозначим точку пересечения Х1. В каких плоскостях лежит точка Х1 ? - Продлим прямую МN и АD. Пересекутся ли они? Обозначим точку пересечения Х2. В каких плоскостях лежит точка Х2 ? - Можем ли провести прямую через Х1 и Х2. ? В какой плоскости она лежит? Какие ребра пересечет эта прямая? Почему? - Получили точки Р и Е. - Соединим отрезками Р и М, Е и К. - MNKEP – искомое сечение. Выделим вершины сечения по порядку. В меню «построение – внутренняя область»; «Вид – цвет - …» закрасим получившееся сечение. (Проверить правильность построений прямых и нахождения точек пересечения , а также построенного сечения можно при повороте на некоторый угол изучаемого многогранника. Построенное сечение должно спроецироваться на одну линию, т.е. должно визуально «слиться» в одну прямую. Если этого не получилось, то сечение построено неправильно .) 3) Пусть точки расположены так, как показано на рисунке 3. - Какие прямые можем провести? Почему? Построим дополнительные точки. Продлим прямую NМ и AD. Пересекутся ли они? (Выделим обе прямые, «Построение – точка пересечения прямых» - отметиться точка пересечения).Обозначим точку пересечения Х1.(Меню слева «текст», подвести мышкой к точке и назвать щелчком). В каких плоскостях лежит точка Х1? Какая прямая лежит в плоскости А!В1С1D1? Какая плоскость параллельна плоскости А!В1С1D1? - Т.к. противолежащие грани параллельны, и пересечены плоскостью сечения – то как располагаются линии пересечения плоскостей? Проведем через Х1 прямую, параллельную NК.(Отметим прямую NК и точку Х1 , в меню «Построение – параллельная прямая» - строится параллельная прямая ).Отметим точки пересечения прямой с ребрами АВ и ВС –точки Т и E. - В каких плоскостях и параллельно чему можно провести прямые? - МNКРЕТ – искомое сечение. - Какие виды многоугольников могут получиться в сечении параллелепипеда? (Сколько сторон может иметь многоугольник? )
№ 79 (1 человек у доски, остальные в тетради) - Какие прямые можем провести? Почему? - Почему С1 D1 параллельна АВ? - Что должно выполняться, чтобы получившееся сечение было параллелограммом? -Самостоятельно построить сечение АСС1 . (Проверка с помощью модели параллелепипеда с опорой на правила построения сечений и свойство параллельных плоскостей.) № 80 - Обсуждают друг с другом ход решения задачи и оформляют ее решение, предъявляют его на общее обсуждение - 1 ученик у доски комментирует демонстрационную модель построения: Открыть ППС-«Живая математика» альбом «Стереометрия»-построение сечений – Сечение параллелепипеда 2 (демонстрация) Задача (№80) (Данная демонстрация позволяет пошагово проследить построение сечения (т.е. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу), а при необходимости вернуться к любому шагу и повторить построение.) Самостоятельная работа в парах по карточкам ( см. файл “Дидактические материалы”: Задания для работы в парах) в среде «Живая математика». Для этого открыть Файл – открыть – куб. Если файл Куб не создан, то можно его создать, выполнив следующие шаги: ППС -«Живая математика»- альбом «Стереометрия» - Шаблоны чертежей – Прямоугольный параллелепипед ( на открывшемся чертеже выполнить выравнивание измерений параллелепипеде до 2, убрать цвета граней и видимость ребер (что после копирования можно при желании восстановить), и сохранить его под именем Куб с помощью Файл – сохранить как… ). Это позволит неоднократно использовать данный чертеж и не только на этом уроке. После чего, выполнив построение заданного сечения (по данным в карточках), учащийся может перейти к вычислению элементов (длин сторон) сечения, используя функции «Шаблонов чертежей» : вид сверху, вид спереди, вид сбоку, что позволяет оптимизировать процесс обучения, не затрачивая время на построение дополнительных геометрических фигур (причем возможности электронной доски позволяют наносить найденные длины отрезков прямо на интерактивный чертеж).
Самоанализ
Выполнить те построения, которые выполнялись в ППС -«Живая математика», в тетради. (см. файл “Дидактические материалы”: Задания для работы в парах ) Литература:
|
Урока: Обучающая Обучающая: сформировать понятие сечения многогранника, рассмотреть общие принципы построения сечений многогранников, уметь применять... | Урок геометрии 10 класс Учитель математики: Юстинская Ирина Сергеевна Цели урока: Формирование у обучающихся умений построения сечений тетраэдра различными плоскостями; закрепление алгоритма построения... | ||
Урок по теме «Построение сечений параллелепипеда» Воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу в процессе коллективной деятельности | Урок в Х классе на тему: «тетраэдр и параллелепипед. Построение сечений» Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. Геометрия 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2003 | ||
Элективный курс. Построение сечений многогранников В итоге в старшие классы ученики попадают не подготовленными к восприятию материала раздела стереометрии курса геометрии | Урок по теме «Построение сечений параллелепипеда» Установить взаимосвязь между видом сечения и расположением точек на ребрах параллелепипеда | ||
Конспект урока по геометрии. 10 класс. Тема: Задачи на построение сечений ... | Тема урока : Задачи на построение сечений 10 кл. Цели урока Оборудование: Доска, пк, презентация «Задачи на построения сечения», карточки «Построить сечения через выделенные объекты» | ||
Урок 18 построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение цели Цели: дать представление о новом классе задач – построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки без масштабных делений... | Конспект урока литературы по теме Построение парами. Переход на площадку. Построение в шеренгу. В центре площадки ребята образуют круг и делятся на две команды | ||
Конспект урока математики в 3 классе Построение парами. Переход на площадку. Построение в шеренгу. В центре площадки ребята образуют круг и делятся на две команды | Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы конструирования и моделирования костюма» Расчет и построение базовой конструкции плечевой одежды (спинка, перед). Построение базисной сетки | ||
Тесты к аттестации Выбери правильный ответ Построение парами. Переход на площадку. Построение в шеренгу. В центре площадки ребята образуют круг и делятся на две команды | Конспект по внеурочной деятельности подвижные игры Построение парами. Переход на площадку. Построение в шеренгу. В центре площадки ребята образуют круг и делятся на две команды | ||
План-конспект открытого урока математики в 2 классе Построение парами. Переход на площадку. Построение в шеренгу. В центре площадки ребята образуют круг и делятся на две команды | Конспект урока по математике: Повторение по теме: Число и цифра 8 Построение парами. Переход на площадку. Построение в шеренгу. В центре площадки ребята образуют круг и делятся на две команды |