Урок 5 Цилиндр





НазваниеУрок 5 Цилиндр
Дата публикации23.09.2014
Размер52.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок 5
Цилиндр

Цели: ввести понятие цилиндра (ось цилиндра, его высота, основания цилиндра); ввести понятие цилиндрической поверхности, образующих цилиндра; доказать теорему об объеме цилиндра и теорему о площади боковой поверхности цилиндра; научить применять эти теоремы при решении задач.

Ход урока

I. Объяснение нового материала.

1. Возьмем прямоугольник АВСD и будем вращать его вокруг одной из сторон, например, вокруг стороны АВ (рис. 360). В результате получится тело, которое называется цилиндром.

Учитель показывает модель цилиндра.

2. На доске и в тетрадях строится изображение цилиндра и его частей (рис. 360 на с. 327). Прямая АВ называется осью цилиндра, а отрезок АВ – его высотой. При вращении сторон АD и ВС образуются два равных круга – они называются основаниями цилиндра, а их радиус называется радиусом цилиндра. При вращении стороны СD образуется поверхность, состоящая из отрезков, параллельных оси цилиндра. Ее называют цилиндрической поверхностью или боковой поверхностью цилиндра, а отрезки, из которых она составлена, – образующими цилиндра. Таким образом, цилиндр – это тело, ограниченное двумя равными кругами и цилиндрической поверхностью.

3. Рассмотреть решение задачи № 1213 (рис. 366, с. 331 учебника). Пользуясь принципом Кавальери, можно доказать, что объем цилиндра равен произведению площади основания на высоту.



,

где S – площадь основания;

h – высота цилиндра.

4. Ввести понятие развертки боковой поверхности цилиндра, используя рисунок учебника (рис. 361).

Записать в тетрадях: площадь боковой поверхности цилиндра равна площади ее развертки, то есть

,

где r – радиус основания цилиндра, h – высота цилиндра.

II. Закрепление изученного материала.

1. Решить задачу № 1214 (б; в) на доске и в тетрадях.

б) Дано: V = 120 см3; h = 3,6 см. Найти r.

Решение

V = Sh, отсюда

S =(см2).

Sкруга = πr2,

отсюда r =(см).

Ответ: см.

в) Дано: r = h; V = 8π см3. Найти h.

V = Sh = πr2h = π ∙ h2h = πh3,

тогда 8π = πh3,

отсюда h3 = 8, h == 2.

Ответ: 2.

2. Решить задачу № 1216.

Учащиеся решают задачу самостоятельно, а затем проверяется решение.

Решение

Дано: диаметр d = 1 м; h = с (длина окружности основания). Найдите Sбок.

Длина окружности равна с = 2πr = πd; по условию h = c, тогда h = πd =
= π ∙ 1 м = π (м).

Sбок = 2πrh = πdh = π ∙ 1 ∙ π = π22).

Ответ: π2 м2.

3. Решить задачу № 1217. Задача практического характера.

Решение

h = 4 м; d = 20 см. Найти Sбок.

Sбок = 2πrh = πdh = π ∙ 0,2 ∙ 4 = 0,8π (м2).

Найдем 2,5 % от 0,8 π2.

2,5 % = 0,025; тогда 0,8π ∙ 0,025 = 0,02π (м2).

Всего пойдет жести

0,8π + 0,02π = 0,82π (м2) ≈ 0,82 ∙ 3,14 ≈ 2,58 (м2).

Ответ: ≈ 2,58 м2.

4. Решить задачу № 1245.

Решение

Плотность свинца ρ = 11,4 г/см3; h = 25 м = 2500 см.

ρ =; найдем объем свинцовой трубы:

V = Sоснh = πr2h.

Основание свинцовой трубы представляет собой кольцо. Найдем площадь кольца по формуле

,

где R1 =+ 4 = 10,5 (мм), R2 = 6,5 мм.

Sкольца = π (10,52 – 6,52) = π (10,5 – 6,5) (10,5 = 6,5) =

= π ∙ 4 ∙ 17 = 68π (мм2) = 0,68π (см2).

Объем свинцовой трубы равен

V = 0,68π ∙ 2500 = 1700π (см3) ≈ 5338 (см3) ≈ 5340 см3.

m = ρV = 11,4 ∙ 5340 ≈ 60,876 (кг) ≈ 61 кг.

Ответ: 61 кг.

5. Решить задачу № 1246. (Учитель объясняет решение.)

Решение

По условию задачи h > r на 12 см, тогда h = r + 12 см.

= 288π см2. Найти r и h.

= 2Sосн + Sбок = 2 ∙ πr2 + 2πrh =

= 2πr2 + 2πr ∙ (r + 12) = 2πr2 + 2πr2 + 24πr = 4πr2 + 24πr.

По условию Sполн = 288π (см2), тогда 4πr2 + 24πr = 288π; разделим обе части равенства на 4π, получим

r2 = 6r – 72 = 0.

r1 = 6; r2 = – 12 – не удовлетворяет условию задачи.

Значит, радиус цилиндра равен 6 см, а высота цилиндра 6 + 12 =
= 18 (см).

Ответ: 6 см; 18 см.

6. Решить задачу № 1247.



Решение

По условию АВСD – квадрат; АС = d;

Sквадрата = Sбок. цилиндра

Найти: Sоснования.

Обозначим сторону квадрата х, тогда из Δ АDС по теореме Пифагора найдем d2 = x2 + x2 = 2x2; x2 =,

отсюда x =. AB = AD =.

Площадь квадрата Sквадрата = ,

значит, Sбок = .

Мы знаем, что Sбок = rh; h = AB =;

тогда = 2πr ;

отсюда найдем r =, r =.

Площадь основания цилиндра равна

S = πr2 = π ∙ .

Ответ: .

III. Итоги урока.

Ответить на вопросы:

1. Какое тело называется цилиндром? Что такое ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие цилиндра?

2. Какой формулой выражается объем цилиндра?

3. Какой формулой выражается площадь боковой поверхности цилиндра?

Домашнее задание: изучить материал пункта 125, решить задачи № 1214 (а) и № 1244.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 5 Цилиндр iconУрок-семинар 11 класс по теме «Цилиндр. Конус»
Егэ по теме «Цилиндр и конус», выбрать задачу, которую будут решать в классе, подобрать нужные формулы для её решения. Были подготовлены...
Урок 5 Цилиндр iconУрок геометрии по теме «цилиндр, конус, шар»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»
Урок 5 Цилиндр iconУрок по теме «Цилиндр. Конус. Площади их поверхностей»
Комарова С. А – учитель математики мобу башкирская гимназия №3, районный семинар 12. 03. 2009 год
Урок 5 Цилиндр iconУрок геометрии по теме «Цилиндр», 11 кл
Основная цель: ввести понятие Прямоугольной системы координат, научить строить точку, зная ее координаты, и определять координаты...
Урок 5 Цилиндр iconЦилиндр
Бобкова Антонина Сафроновна, преподаватель математики, классный руководитель в группе №22 «Автомеханик», гоу нпо пу№68, п. Горный,...
Урок 5 Цилиндр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр
Урок 5 Цилиндр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Необходимое оборудование и материалы: компьютеры, видеопроектор, экран, измерительный цилиндр, набор тел различной формы
Урок 5 Цилиндр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используя слайды с моделями геометрических тел, показать тела вращения, которые изучаем в курсе стереометрии (цилиндр, конус, шар)....
Урок 5 Цилиндр iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок 5 Цилиндр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: рычаги, укрепленные на штативе; стаканы с водой; тела, разные по массе; поваренная соль; тела одинаковой массы, но...
Урок 5 Цилиндр iconЗадание по математике для группы э-14
Задание по математике состоит из 3 частей: 1 задание по теме «Сечения многогранников», 2 задание по теме «Правильные многогранники»,...
Урок 5 Цилиндр iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок 5 Цилиндр iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок 5 Цилиндр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
АС, я решила провести эксперимент при изучении раздела образовательной программы «Цилиндр, конус, шар». Суть эксперимента заключалась...
Урок 5 Цилиндр iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок 5 Цилиндр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск