Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования





Скачать 439.98 Kb.
НазваниеАкадемия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования
страница1/5
Дата публикации02.04.2015
Размер439.98 Kb.
ТипДиссертация
100-bal.ru > Математика > Диссертация
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ: особенности написания и правила оформления

Методические рекомендации

Москва 2004

УДК 378 ББК 74.58р

Немыкина И.Н.

Кандидатская диссертация: особенности написания и правила оформления: Методические рекомендации. - М: АПКиПРО, 2004. - 28 с.

Рецензент:Л.Г. Арчажникова, доктор педагогических наук, профессор

Методические рекомендации составлены с учетом Положения о порядке присужде­ния ученых степеней (Утверждено постановлением Правительства Российской Федера­ции от 30.01.2002. № 74) и ориентированы на широкий круг учителей, преподавателей и методистов ИПК и ИУУ, преподавателей педвузов и педколледжей, занимающихся научно-исследовательской работой.

КБК 74.58р

О И.Н. Немыкина, 2004 © АПКиПРО, 2004

ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИССЕРТАЦИИ

Кандидатская диссертация представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность перспективных и актуальных в плане общетеорети­ческой ориентации и практической значимости результатов и положений. Она служит свидетельством положительного личного опыта автора в применении научных методов и приемов, используемых в области фундаментальных и при­кладных наук, в самостоятельном осмыслении практического применения зна­ний в педагогической деятельности.

Кандидатская диссертация является законченным научным исследованием, в котором отражается теоретический потенциал автора, его умение интерпрети­ровать различные концепции и теории, способность к творческому осмыслению анализируемого материала, степень владения профессиональным языком в пред­метной области знания.

Диссертация как научное произведение весьма специфична. От других науч­ных произведений ее отличает то, что в системе науки она выполняет квали­фикационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты и получения научной степени. В этой связи основная задача автора диссертации - продемон­стрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение само­стоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллю­стративного материала, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений.

Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные мето­ды научного познания, правомерность использования которых всесторонне обо­сновывается в каждом конкретном случае.

Содержание диссертации характеризуют оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой здесь является принципиально новый материал, включающий описание новых фактов, явлений и закономерно­стей, или рассмотрение имеющегося материала в совершенно ином аспекте.

Содержание диссертации в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и весь ход и полученные результаты. Это не просто описание научных фактов, а их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации их бытования, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них.

Диссертация, как любой научный труд, должна исключать субъективный подход к изучаемым научным фактам. Однако она не исключает субъективных моментов, привносимых творческой индивидуальностью диссертанта и связан­ных с его знаниями и личным опытом, взглядами и пристрастиями, а также общественно-историческими и социально-экономическими условиями подго­товки диссертационной работы.

3

Как правило, диссертация всегда отражает одну концепцию или одну опреде­ленную точку зрения, вследствие чего изначально включена в научную полемику. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избран­ной концепции, всесторонне анализируются и доказательно критикуются проти­воречащие ей точки зрения. Именно здесь наиболее полно отражается такое свой­ство научного познания, как критичность по отношению к существующим взглядам и представлениям, что предполагает наличие дискуссионного и поле­мического материала.

ВЫБОР ТЕМЫ

При выборе темы важно учитывать общий стаж в избранной области знаний, предыдущий «задел» (публикации и рукописные работы), опыт выступлений с научными сообщениями и т.п. Целесообразно ставить перед собой задачу срав­нительно узкого плана, чтобы можно было ее глубоко проработать.

Помощь в этом могут оказать следующие приемы.

  1. Просмотр каталогов защищенных диссертаций.

  1. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, так как именно здесь можно найти новые и порой не­ожиданные решения.

  2. Пересмотр известных научных решений при помощи новых методик, с но­
    вых теоретических позиций, с привлечением новых существенных факторов,
    выявленных непосредственно диссертантом. Выбор темы диссертации по прин­ципу основательного пересмотра уже известных науке теоретических положе­
    ний с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком уровне обобщения широко применяется в практике научной работы.

  3. Ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной пери­одике; беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе кото­рых можно выявить вопросы, мало изученные в науке.

Избранная (сформулированная) тема утверждается лишь при условии обес­печения должного научного руководства.

Научный руководитель направляет работу диссертанта, помогает ему оценить возможные варианты решений, но выбор решений - задача самого диссертанта, который несет ответственность за принятые решения, за достоверность полу­ченных результатов и их фактическую точность.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Планирование работы начинается с составления рабочего плана, представля­ющего собой наглядную своеобразную схему предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя эскизно предста­вить исследуемую проблему в различных вариантах: это существенно облегчает оценку общей композиции и рубрикации будущей диссертации.

Первоначально рабочий план только в общих чертах дает характеристику пред­мета исследования, однако в дальнейшем он может и должен уточняться, однако основная задача, поставленная соискателем, должна оставаться неизменной.

Рабочий план имеет произвольную форму: обычно он состоит из перечня руб­рик, связанных внутренней логикой исследования. Отдельные рубрики плана следует писать на отдельных карточках. Это позволяет в результате ряда механи­ческих перестановок найти более логичную и приемлемую для данного исследо­вания схему их расположения.

Следующий этап работы - план-проспект, который представляет собой рефе­ративное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по кото­рым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический ма­териал. По этому плану можно судить об основных положениях содержания диссертации, принципах раскрытия темы, построении и соотношении объемов отдельных ее частей. Практически план-проспект - это черновое оглавление дис­сертации с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов.

Необходимость составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического включения в такой план новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы диссертационной работы. Здесь определяется генеральная цель работы, формулируется центральная зада­ча, выявляются доступные резервы и необходимые для выполнения замысла методы и приемы.

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер. Он не может и не должен связывать развитие замысла диссертанта при сохранении четкого и определенного научного направления в работе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОИСК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Знакомство с опубликованной по теме диссертации литературой начинается с разработки замысла предполагаемого научного исследования, который нахо­дит свое выражение в теме и рабочем плане диссертации. Это позволяет более целенаправленно вести поиск литературных источников по избранной теме и глубже осмысливать тот материал, который содержится в опубликованных в печати работах.

Следует определить порядок поиска и в соответствии с ним составить карто­теку или список литературных источников по теме. Правильно составленная картотека даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом и уже в начале исследования уточнить цели.

Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание ко­торых связано с темой диссертационного исследования: материалы, опубли­кованные в различных отечественных и зарубежных изданиях; непубликуемые документы (отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, авто­рефераты, депонированные рукописи и т.п.); официальные материалы.

Степень разработанности проблемы целесообразнее всего выявляется при знакомстве с информационными изданиями, цель выпуска которых - оператив­ная информация как о самих публикациях, так и наиболее существенных сторо­нах их содержания. Информационные издания, в отличие от библиографиче­ских, оперируют не только сведениями о печатных произведениях, но и идеями и фактами, в них заключенными. Помимо оперативности, их отличают новизна информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, по­зволяющего быстро систематизировать и отыскивать необходимые материалы.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библио­графических описаний, извещающих о том, что издано по интересующему во­просу. Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний часто без аннотаций и рефе­ратов. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокра­щенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основ­ными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям отно­сятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

Следует обращать внимание на издания Всероссийской книжной палаты, ко­торая выпускает библиографические указатели «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись газетных статей», «Летопись диссертаций» и др.

Наряду с информационными изданиями для информационного поиска следует использовать автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных.

КОМПОЗИЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ

Поскольку диссертация является квалификационным трудом, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и приклад­ному значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки этого научного произведения, что находит отражение, прежде всего, в его композиции.

Композиция диссертации - это последовательность расположения основных частей, к которым относятся основной текст (главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата.

Традиционно сложилась определенная композиционная структура диссерта­ционного исследования, основными элементами которой в порядке их располо­жения являются следующие:

  1. Титульный лист

  2. Оглавление

  3. Введение




  1. Главы основной части

  2. Заключение

  3. Библиографический список

  4. Приложения

Титульный лист является первой страницей диссертационной работы и за­полняется по строго определенным правилам (Приложение 1).

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все ш головки диссертационной работы и указываются страницы, с которых они на­чинаются (Приложение 4). Заголовки оглавления должны точно повторять заго­ловки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последователь­ности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг над другом. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Во введении диссертации обосновывается актуальность выбранной темы; выявляются противоречие и проблема; формулируются цель, задачи, объект, пред­мет и гипотеза исследования; аргументируются методы исследования; опреде­ляются научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность результатов исследования, а также положения, выносимые на защиту.

В конце введения раскрывается структура диссертационной работы, дается перечень ее структурных элементов и обосновывается последовательность их расположения.

В главах основной части диссертационной работы подробно рассматрива­ются теория, методология, методика и техника исследования; обобщаются полу­ченные результаты. В содержании основной части необходимо точно отразить понятийный аппарат исследования и полностью раскрыть тему диссертацион­ной работы. Здесь показывается умение диссертанта кратко, ясно, логично, точ­но и аргументированно излагать материал.

Заключение диссертации представляет собой не простой перечень получен­ных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. форму­лирование того нового, что внесено автором в изучение и решение проблемы. Это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с целью и задачами, гипотезой, научной новизной, теоретической значимостью, практической ценностью и положениями, выносимыми на защиту, поставленными и сформулированными во введении. В заключении содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку в процессе публичной защиты диссертации.

Заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов по главам, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Предполагается также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее

7

главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие новые научные задачи появляются в связи с проведением диссертационного исследования.

Библиографический список составляет одну из существенных частей диссертации и отражает самостоятельную творческую работу диссертанта.

Материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения науч­ной задачи, выносятся в приложения. Приложение - это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является не­обходимой для более полного освещения темы.

i ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность - обязательное требование к любой диссертации. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.

В применении к диссертации понятие «актуальность» имеет одну особенность. Диссертация, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости, характери­зует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно и пределах одной-двух страниц машинописного текста показать суть проблемной ситуации (затрудне­ния или противоречия).

Определение проблемы исследования -достаточно сложная задача. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные труд­ности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти труд­ности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в проблемных ситуациях, требующих своего решения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теорети­ческих представлений.

В широком понимании проблема означает объективное затруднение, проти­воречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущ­ность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. В диссертации проблема, как правило, также выражает основное противоречие, которое будет разрешаться автором в ходе исследования. Если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.

Правильная постановка и ясная формулировка проблемы очень важна, ибо она в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Если диссертанту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования (в чем собственно заключается противо-
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconГлавная особенность есенинской природы – ее очеловеченность
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и...
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования icon«О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной...
Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconА. В. Иванов, Е. Н. Шимутина деловое администрирование academia
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconГосударственое образовательное учреждние дополнительного профессионального...
Профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconИнтернет как проблема социальной онтологии
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconЛитература
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconФедеральное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconСлужба по контролю в области образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconТомский областной институт повышения квалификации и переподготовки...
Томский областной институт повышения квалификации приглашает учителей и преподавателей предметов естественно-математического цикла...
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconСамарская епархия русской православной церкви
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconПедагогическая поддержка формирования речевой готовности детей к обучению в школе
Фгаоу дпо академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconПроблема взаимосвязи общества и личности в эпоху глобализации в социальной философии э. Гидденса
Ведущая организация: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconУрока по информатике в 5 классе согласно фгос по теме «Хранение информации»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации...
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра художественного образования iconВычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной...
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра естествознания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск