Скачать 0.59 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ УДК 374.3 № гос. регистрации Инв. № 12 «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по НР и РСФ профессор, доктор техн. наук Е.Е. Нечаев «___» декабря 2010г. О Т Ч Е Т по договору № 75 от 02.11.2010 г. на выполнению цикла мероприятий по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг Мероприятие 75.1 Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся, с учетом образовательных стандартов, условий сдачи ЕГЭ и участию в олимпиадном движении. Раздел 75.1.2: Создание научно-образовательных материалов для повышения качества подготовки учащихся, осваивающих образовательные стандарты общего образования (в т.ч. участию в олимпиадном движении) Научный руководитель цикла мероприятий проф., д.ю.н. Б.П. Елисеев Ответственный исполнитель цикла мероприятий проф., д.ф.-м.н. А.И. Козлов Научный руководитель мероприятия 75.1. проф., д.ф.н. Б.П. Елисеев Заместитель научного руководителя мероприятия 75.1. проф., д.т.н. А.И. Козлов Руководитель научно-образовательного коллектива раздела 75.1.2. проф., д.т.н. С.К. Камзолов Москва 2010г. Реферат: Разработаны НОМ для проведения тестовых занятий по математике (раздел «Приближенные методы решения уравнений и неравенств, включающих элементарные функции») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев. Разработанные НОМ апробированы путем проведения тестовых занятий, и семинаров с использованием современных информационных технологий. Cтр. 64, рис. нет, литература 9 наименований Ключевые слова: математика, приближенные числа, приближенное решение уравнений, мультимедиа, специализированные классы школ. Коллектив исполнителей работ по разделу 75.1.2 Научно-образовательный коллектив 1. Руководитель коллектива - проф., д.т.н., Камзолов С.К. 2. доц., к.ф.-м.н. Куколева А.А. 3. проф., д.т.н. Нечаев Е.Е. 4. доц., кф.-м.н. Новиков С.М. 5. проф., д.т.н. Самохин А.В. 6. доц., к.т.н. Старых А.В. К выполнению организационной работы (сбор информационной информации, подбор литературы, оформительская работа, расчет заработной платы и т.д.) привлекались также 1. Иванина В.А. 2. Касимова Е.А. 3. Меньшов И.К. Оглавление 75.1.2.1……………………………………………………………………………………………………………………..?? 75.1.2.2………………….…………………………………………………………………………………………………?? 75.1.2.3 Создание НОМ для проведения тестовых занятий по математике (раздел «Приближенные методы решения уравнений и неравенств, включающих элементарные функции») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев. ………………………………………………………………………………………5? 75.1.2.4 Апробирование разработанных НОМ путём проведения тестовых занятий по математике (раздел “Приближенные методы решения уравнений и неравенств, включающих элементарные функции”) для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев……………………………………………………………………….…40? 75.3.2.5 Литература……………………………………………………………………… …………………....64? 75.1.2.3 Создание НОМ для проведения тестовых занятий по математике (раздел «Приближенные методы решения уравнений и неравенств, включающих элементарные функции») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев. В настоящем разделе приведены НОМ по основам практики работы с приближенными числами. Без понимания этого материала невозможно понимание численных методов решения уравнений и неравенств, которые включают графический метод, метод Ньютона, метод хорд и комбинированный метод. Описание этих методов и соответствующие НОМ даны в разделе 75.3.2 настоящего отчета Точные и приближенные числа. Источники погрешностей. Классификация погрешностей В процессе решения задачи вычислитель сталкивается с различными числами, которые могут быть точными или приближенными. Точные числа дают истинное значение величины числа, приближенные — близкое к истинному, причем степень близости определяется погрешностью вычисления. Например, в утверждениях: «куб имеет 6 граней»; «на руке 5 пальцев»; «в классе 32 ученика»; «в книге 582 страницы» числа 6, 5, 32, 582—точные. В утверждениях: «ширина дома 14,25 м»; «вес коробки 50 г»; «в лесу около 5000 деревьев» числа 14,25; 50; 5000—приближенные. Измерение ширины дома производится измерительными средствами, которые сами могут быть неточными; кроме того, измеритель при измерении допускает ошибку (погрешность). При взвешивании коробки также допускается ошибка, так как автоматические весы не чувствительны к увеличению или уменьшению веса на 0,5 г. Произвести точно подсчет количества деревьев в лесу невозможно, так как некоторые деревья могут быть подсчитаны дважды; другие совсем не включались в счет; некоторые деревья были отнесены к кустарникам и исключены из счета, и, наоборот, кустарники включены в счет количества деревьев. Во многих случаях жизни невозможно найти точное значение величины числа и вычислителю приходится довольствоваться его приближенным значением. Кроме того, очень часто вычислитель сознательно заменяет точное значение приближенным в целях упрощения вычислений. Таким образом, приближенным числом а называется число, незначительно отличающееся от точного числа А и заменяющее последнее в вычислениях. При решении той или иной задачи вручную или на вычислительной машине мы получаем числовой результат, который, как правило, не является точным, так как при постановке задачи и в ходе вычислений возникают погрешности. Поэтому любая задача, связанная с массовыми действиями над числами, может быть решена стой или иной степенью точности. В связи с этим при постановке задачи должна быть указана точность ее решения, т, е. задана погрешность, максимально допустимая в процессе всех вычислений. Источниками погрешностей (ошибок) могут быть:
… взять определенное конечное количество членов и принять их сумму за результат то мы, естественно, допускаем погрешность; 4) округление исходных данных, промежуточных или окончательных результатов, когда при вычислениях используется лишь конечное число цифр числа. При отбрасывании младших разрядов числа имеет место погрешность. Пусть, например, число 0,7835478931 требуется записать в ячейку электронной вычислительной машины. Разрядная сетка машины допускает, например, запись семизначного десятичного числа. Поэтому данное число нужно округлить так, чтобы в нем осталось не более семи знаков после запятой. Тогда округленное число примет следующий вид: 0,7835479; 5) кроме указанных выше случаев, погрешности могут появляться в результате действий над приближенными числами. В этом случае погрешности исходных данных в какой-то мере переносятся на результат вычислений. Полная погрешность является результатом сложного взаимодействия всех видов погрешностей. При решении конкретных задач те или иные погрешности могут отсутствовать или мало влиять на образование полной погрешности. Однако для полного анализа погрешностей необходимо учитывать все их виды. Во всех случаях полная погрешность не может превышать по своей абсолютной величине суммы абсолютных величин всех видов погрешностей, но обычно она редко достигает такой максимальной величины. Таким образом, погрешности можно подразделить на три большие группы: 1) исходные, или неустранимые, к которым относятся погрешности, возникающие в результате приближенного описания реальных процессов и неточного задания исходных данных, а также погрешности, связанные с действиями над приближенными числами. Эти погрешности проходят через все вычисления и являются неустранимыми;
Оценка погрешности может быть произведена: с помощью абсолютной погрешности; с помощью относительной погрешности; с помощью остаточного члена; с помощью статистических оценок. При работе с приближенными величинами вычислитель должен уметь: а) давать математические характеристики точности приближенных величин; б) зная степень точности исходных данных, оценить степень точности результатов; в) брать исходные данные с такой степенью точности, чтобы обеспечить заданную точность результата. В этом случае не следует слиш- ком завышать точность исходных данных, чтобы избавить вычислителя от бесполезных расчетов; г) уметь правильно построить вычислительный процесс, чтобы избавить его от тех выкладок, которые не окажут влияния на точные цифры результата. Абсолютная и относительная погрешности Выше было дано определение приближенного числа: приближенным числом а называется число, незначительно отличающееся от точного числа А и заменяющее его в вычислениях. Если а<А, то говорят, что число а является приближенным значением числа А по недостатку; если а > А — приближенным значением по избытку. Разность между точным числом А и его приближенным значением а составляет ошибку, или погрешность. Как правило, знак ошибки вычислителя не интересует, поэтому пользуются абсолютной ошибкой, или абсолютной погрешностью. Абсолютная величина разности между точным числом А и его приближенным значением а называется абсолютной погрешностью приближенного числа а: = \А-а\. (1) Здесь возможны два случая. 1. Точное число А нам известно. Тогда абсолютная погрешность приближенного числа легко находится по формуле (1). Пример 1. Пусть А = 784,2737, а = 784,274; тогда абсолютная погрешность = | А — а | = |784,2737—784,274 | = 0,0003. 2. Точное число A нам неизвестно, тогда вычислить абсолютную погрешность по формуле (1) нельзя. Поэтому пользуются понятием границы абсолютной погрешности, удовлетворяющей неравенству |A—а|<. Граница абсолютной погрешности, т. е. число, заведомо превышающее абсолютную погрешность (или в крайнем случае равное ей), называется предельной абсолютной погрешностью. Следовательно, если — предельная абсолютная погрешность, то = |A-а|<. (2) Значение точного числа А всегда заключено в следующих границах; а — <A<а + (3) Выражение а — есть приближение числа А по недостатку, а а + — приближение числа А по избытку. Значение числа А записывается так: А = а ± (3') Пример 2. Число 45,3 получено округлением. Точное значение числа неизвестно, однако, пользуясь правилами округления чисел, можно сказать, что абсолютная погрешность не превышает (меньше или равна) 0,05 Следовательно, границей абсолютной погрешности (предельной абсолютной погрешностью) можно считать 0,05. Записывают это так: 45,3 ( ±0,05). Скобки часто опускают, так что запись 45,3 ± 0,05 означает то же самое. Двойной знак ± означает, что отклонение приближенного значения числа от точного возможно в обе стороны. В качестве границы абсолютной погрешности берут по возможности наименьшее число. Пример 3. При измерении длины отрезка оказалось, что ошибка, допущенная нами, не превышает 0,5 см; тем более она не превышает 1, 2 или 3 см. Каждое из этих чисел можно считать границей абсолютной погрешности. Однако нужно указать наименьшую из них, так как чем меньше граница абсолютной погрешности, тем точнее выражается приближенное значение числа. В записи приближенного числа, полученного в результате измерения, обычно отмечают его предельную абсолютную погрешность. На практике часто применяют выражения типа: «с точностью до 0,01»; «с точностью до 1 см» и т. д. Это означает, что предельная абсолютная погрешность соответственно равна 0,01; 1 см и т. д. Пример 4. Если длина отрезка l = 184 см измерена с точностью до 0,05 см, то пишут l = 184 см ± 0,05 см. Здесь предельная абсолютная погрешность = 0,05 см, а точная величина длины отрезка заключена в следующих границах: 183,95 см < l < 184,05 см. По абсолютной и предельной абсолютной погрешностям нельзя судить о том, хорошо или плохо произведено измерение. Пример 5. Пусть при измерении книги и длины стола были получены результаты: l = 28,4 ± 0,1 (см) и L — 110,3 ± 0,1 (см). И в первом, и во втором случае предельная абсолютная погрешность составляет 0,1 см. Однако второе измерение было произведено более точно, чем первое. Для того чтобы определить качество произведенных измерений, необходимо определить, какую долю составляет абсолютная или предельная абсолютная погрешность от измеряемой величины, В связи с этим вводится понятие относительной погрешности. Относительной погрешностью приближенного числа а называется отношение абсолютной погрешности к модулю точного числа А (), т. е. =. (4) Отсюда =|A| (4') Число , заведомо превышающее относительную погрешность (или в крайнем случае равное ей), называется предельной относительной погрешностью: ! < (5) Из соотношений (4) и (5) вытекает, что Из определения предельной абсолютной погрешности следует, что Тогда можно записать (6) и за предельную относительную погрешность приближенного числа а можно принять (7) Учитывая, что А, как правило, неизвестно и что А а, равенства (6) и (7) можно записать так: , (6') Возвращаясь к примеру 5, найдем предельные относительные погрешности измерения книги и стола. , или 0.35 %, , или 0,09%. Таким образом, измерение стола было произведено намного точнее. Очевидно, что как относительная погрешность, так и предельная относительная погрешность представляют собой отвлеченные числа, не зависящие от единиц, в которых выражаются результаты измерений, |
75 4 Апробирование мультимедиа-сопровождения урока по математике... Редакция журнала просит авторов при подготовке статей к публикации руководствоваться изложенными ниже правилами и образцом оформления... | Реферат Разработаны научно-образовательные материалы для проведения... Создание ним и ном для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Электричество») для учащихся специализированных классов средних... | ||
Программа элективного курса «Разнообразные способы решения иррациональных... «Разнообразные способы решения иррациональных уравнений и неравенств» весьма актуальна. Ее рассмотрение обобщает опыт изучения в... | Реферат по математике. На тему: «основные методы решения систем уравнений с двумя переменными» I: методы решения систем линейных уравнений стр. 3-7 | ||
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства Цель урока – обобщить основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств; повторить свойства показательной и логарифмической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Материалы Единого государственного экзамена, конкурсные задания в вузы содержат задачи, методы решения которых не рассматриваются... | ||
Литература ... | Реферат по математике. На тему: «основные методы решения систем нелинейных... Тема моего реферата «Решение систем уравнений с двумя переменными». Эта тема играет важную роль в курсе математики. Издавна применялось... | ||
75 2 Этап Апробирование разработанных научно-образовательных материалов... Этап Апробирование разработанных научно-образовательных материалов путем проведения тестовых занятий | Урока: Повторить и систематизировать способы решения показательных... Формировать умение работать самостоятельно, выбирать рациональное решение, умение обобщать, отличать один способ решения от другого,... | ||
Известно, что задачи на решение уравнений и неравенств составляют... Результаты срезов знаний школьников и практика проведения егэ показывают, что решение таких уравнений и неравенств, особенно со знаком... | Элективный курс «нестандартные методы решения уравнений и неравенств»... Федеральный бессрочный проект «Школа-вуз-предприятие» при поддержке Благотворительного фонда «Надёжная смена», г. Екатеринбург | ||
Тема: Старые методы для решения новых систем уравнений Тип урока Изучить методы решения систем уравнений, одно из которых является уравнение i-ой степени, а другое ii-ой степени | Решение неравенств второй степени с одной переменной Познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции | ||
П/п Раздел, название урока в поурочном планировании Цель: расширить сведения о свойствах функций, выработать умение строить график квадратичной функции и применять графическое представление... | Реферат по математике на тему: Способы устного решения квадратных уравнений Решение квадратных уравнений с помощью выделения квадрата двучлена |