Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.)





НазваниеДоклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.)
страница1/11
Дата публикации08.03.2016
Размер1.21 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Математика > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ФОРМУЛЯРНЫЙ КОМИТЕТ

Российской академии медицинских наук

Доклад

О состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации

(2008 г.)

Издательство «НЬЮДИАМЕД»

Москва - 2009 год
Формулярный комитет РАМН. Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.).

М.: НЬЮДИАМЕД, 2009. С. 80.
Председатель Формулярного комитета

академик РАН и РАМН профессор А.И. Воробьев
Редактор: П.А. Воробьев
Редакторы составители:

П.А. Воробьев, М.В. Сура, В.В. Власов, О.В. Борисенко
Авторский коллектив: Авксентьева М.В., Алейникова И.Б., Анафьянова Т.В., Баев В.В., Барышев П.М., Батурин В.А., Белоусов Ю.Б., Богомолов Б.П., Борисенко О.В., Баранов А.А., Бунятян А.А., Ваниев С.Б., Везикова Н.Н., Воробьев А.И., Воробьев А.П., Воробьев П.А., Власов В.В., Власов П.В., Гогин Е.Е., Груздев А.К., Гус А.И., Дедов И.И., Деркач Е.В., Дзеранова Л.К., Егоров А.М., Жулев Ю.А., Каратеев Д.Е., Лоран О.Б., Майчук Ю.Ф., Мельниченко Г.А., Намазова Л.С., Насонов Е.Л., Ноников В.Е., Парфенов В.А., Хаджидис А.К., Савенков М.П., Серов В.Н., Сулейманов С.Ш., Сура М.В., Шиганов С.В., Яковенко Э.П., Яхно Н.Н.
Издательство НЬЮДИАМЕД

129110, Москва, Проспект Мира, 36, стр.1
Лицензия ИД №00169 от 1 октября 1999 г.
Директор издательства В.А. Буланова

Директор по маркетингу Г.С. Рихард

Подписано в печать 06.02.2009 Формат 60х90\16

Объем 5 печ.л. Заказ
Частичное или полное воспроизведение материала возможно только с разрешения издательства
ISBN 978-5-88107-082-3 © НЬЮДИАМЕД, 2009
Оглавление

Введение

4

Принципы лекарственного обеспечения населения

6

Лекарственное средство

9

Что нужно, чтобы ввести лекарственный препарат в систему лекарственного обеспечения

12

Ценообразование

20

Субъекты лекарственного обращения

24

Провайдеры в системе лекарственного обеспечения

24

Потребители в системе лекарственного обеспечения

28

Общественные организации в лекарственном обеспечении

33

Доступность лекарственных средств

37

Альтернативные механизмы лекарственного обеспечения

48

Анализ ситуации с обеспечением пациентов различными группами лекарственных средств

52

Заключение

69


Введение

С 2004 по 2007 гг. объем российского фармацевтического сектора увеличился в 2 раза, по прогнозам к 2020 г. он может вырасти еще в 5 раз. Уже к концу 2008 г. стало понятно, что из-за девальвации рубля рост цен на лекарства станет внушительным – десятки процентов, в связи с чем можно предположить еще больший рост затрат на лекарства, но при этом возможно и существенное ухудшение доступности лекарств для населения. Натуральный рост по отдельным позициям, особенно по дорогостоящим препаратам, весьма внушительный: за 2-3 года в 25 раз увеличилась доступность факторов свертывания крови, а за 10 лет – в 60 раз! Однако, столь бурный рост не сопровождается столь же бурным ростом доступности лекарственных средств населению. Более того, и все эксперты сходятся в этом, что в результате роста стоимости лекарств абсолютное число таблеток, ампул, туб, употребляемых пациентами, снижается. Хорошо это или плохо – вопрос, требующий анализа, так как можно говорить об исчезновении с рынка устаревших и дешевых лекарств и заменой их на современные сильнодействующие, но более дорогие препараты, а можно предположить и обратное.

Анализ ситуации с лекарствами проводится постоянно различными группами экспертов, правительственными структурами. Но за публикуемыми цифрами по «рынку» лекарств нет главного – больного. Насколько эти цифры помогают конкретному человеку, остается вне анализа экспертов. В конечном счете задачей системы лекарственного обеспечения является возможность помощи конкретному больному справиться с конкретной болезнью. В связи с этим Формулярный комитет при Президиуме Российской академии медицинских наук поставил перед собой задачу не количественного, а качественного анализа системы лекарственного обеспечения в стране.

Одним из приоритетов деятельности Формулярного комитета РАМН на протяжении более 10 последних лет было решение вопросов в области лекарственного обеспечения населения страны. В рамках работы по оптимизации системы лекарственного обеспечения Формулярный комитет осуществляет экспертизу лекарств для включения их в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, Перечень лекарственных средств, действующий в рамках программы ДЛО, формирует собственные перечни лекарственных средств – Перечень жизненно необходимых лекарственных средств Формулярного комитета, Амбулаторный, Стационарный, Педиатрический формуляры, Негативный перечень медицинских технологий, Перечень редко применяемых медицинских технологий, а также ежегодно издает Справочник лекарственных средств. Созданию подобных документов в области лекарственного обеспечения способствуют постоянная аналитическая и научная деятельность, изучение зарубежного опыта, консультации со специалистами, представляющими различные медицинские школы и области знаний. Объединяя сегодня в своем составе более 50 ведущих специалистов-экспертов – академиков, профессоров, учитывая многолетний опыт работы, Формулярный комитет считает целесообразным донесение своего видения ситуации в области лекарственного обеспечения в стране до широкого круга общественности.

Диалог между экспертами и властью в последнее время практически прекратился. В прежние годы постоянно проводились совещание с участием медицинской общественности, коллегии Минздрава РФ, обсуждались проблемы, вырабатывалась согласованная позиция. Все это в прошлом. Из-за отсутствия возможности донести свое видение проблемы до чиновников приходится использовать новые способы информирования ведомств и общественности, в частности - о трудностях и ошибках в лекарственном обеспечении. Минздравсоцразвития РФ не может дальше отмалчиваться, он обязан представлять населению страны конкретные сведения по снижению смертности от излечимых заболеваний вместо обобщенных и обезличенных данных по рождаемости и смертности населения, продолжительности жизни.

Настоящий доклад является первым и подготовлен на основании экспертных заключений, основанных на лучших научных данных, результатах научно-исследовательских работ, выполненных в разное время членами Общества фармакоэкономических исследований, аналитических справок и рекомендаций членов Формулярного комитета РАМН. Он обобщает видение проблемы со стороны врачей и организаторов здравоохранения, но не является всеобъемлющим анализом. Авторы доклада готовы к критике с фактами в руках и настаивают на своем мнении, сложившемся в результате длительного изучения вопроса. Задача доклада – поднять вопросы, мало обсуждаемые в обществе, сфокусировать взгляд на проблемах лекарственной доступности для населения, дать конкретные принципиальные рекомендации по существенному изменению ситуации.

Авторы доклада употребляют термин «лекарственное средство» (ЛС), закрепленный в законодательстве России, но, ввиду его неточности при необходимости используют также термины «субстанция» и «препарат». В тексте часто используются следующие сокращения: РАМН – Российская академия медицинских наук, ЖНВЛС – жизненно необходимые и важнейшие ЛС, ДЛО – дополнительное лекарственное обеспечение, ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, БАД – биологически активная добавка к пище.

Принципы лекарственного обеспечения населения
Лекарственное обеспечение населения является важнейшей составляющей медицинской помощи, и от того, насколько полно удовлетворяются потребности в ЛС, во многом зависит уровень здоровья членов общества и, в конечном итоге, продолжительность и качество их жизни.

Несмотря на то, что в фармацевтическом секторе России достигнут достаточный ассортимент ЛС, их высокая стоимость, существующие процессы обеспечения ограничивают доступ к ним широких слоев населения. В настоящее время мировым сообществом признана несостоятельность «рыночных отношений» в отношении лекарственного обеспечения. Согласно утверждению ВОЗ, «Особая природа лекарств требует от государственных и вовлеченных в торговлю ими лиц специального подхода, отличного от подхода при торговле коммерческими продуктами и товарами народного потребления. В частности, государственные структуры должны быть ответственны за регламентирование производства, импорта, экспорта, хранения, распределения, продажи ЛС и снабжение ими».

Среди особенностей «товара», под названием «лекарственное средство» следует отметить следующие:

  • ЛС являются социально значимой продукцией, поскольку здоровье, а в ряде случаев и жизнь людей, напрямую зависят от их доступности. Спрос на ЛС не эластичен: даже в условиях экономического кризиса фармацевтическое производство в меньшей степени подвержено риску спада, чем какое-либо другое.

  • Решение о приобретении ЛС, как правило, мало зависит от потребителя, поскольку чаще всего оно (исключая лекарства безрецептурного отпуска) назначаются врачом, при этом рекомендуются в первую очередь ЛС, имеющие, с его точки зрения, наибольшую клиническую эффективность и безопасность, как правило, безотносительно к их цене. Фармацевтические работники, принимающие участие в выборе ЛС, в условиях рыночной экономики, когда доход аптеки определяется стоимостным объемом проданных препаратов, заинтересованы в реализации более дорогих ЛС. Потребитель, покупающий ЛС самостоятельно, как правило, не располагает необходимой информацией для сравнительной оценки эффективности ЛС и его соответствия цене. Большой проблемой является значительный разброс цен в различных аптеках даже в пределах одного населенного пункта.

  • Желание больного скорее избавиться от болезни или болезненных симптомов обусловливает возникновение сильной мотивации больного человека или его родственников приобретать ЛС, в связи с чем фармацевтические компании даже при наличии конкуренции имеют возможность повышать цены.

  • Оптовые и розничные продавцы ЛС объективно заинтересованы в реализации наиболее дорогостоящих препаратов.

В настоящее время в России, несмотря на значительные вливания, лекарственное обеспечение населения страны остается одной из наиболее болезненных областей здравоохранения. Лекарственное обеспечение сегодня в большей степени представляет собой хаотические, разрозненные, несвязанные, а иногда противоречащие друг другу процессы и не имеет ничего общего со структурированной, эффективно работающей (в первую очередь для пациента) системой.

Проблемы в области лекарственного обеспечения затрагивают практически весь жизненный цикл ЛС, начиная с его разработки, регистрации, сертификации и заканчивая розничными продажами.

Система лекарственного обеспечения должна быть подчинена основным принципам:

  • Справедливость в доступности – каждый нуждающийся в определенном жизненно необходимом ЛС человек должен его своевременно получить; реализация этого принципа не может зависеть от места жительства человека, его имущественного или социального статуса, иных факторов; все ограничения доступности ЛС должны быть научно обоснованы, законны и приемлемы для людей.

  • Фокус на пациента – система лекарственного обеспечения должна быть пациент-ориентированной, решать задачу лечения (профилактики) конкретной болезни у конкретного больного, а не абстрактные задачи обеспечения отдельных категорий граждан или поддержки предприятий-производителей. Приоритетно должно развиваться лекарственное обеспечение жизненно необходимыми ЛС с доказанной эффективностью при определенном заболевании, учитывая, что жизненно необходимые лекарства сохраняют жизнь при одних болезнях, существенно продлевают ее при других, значительно меняют качество жизни при третьих, а недоступность таких ЛС всегда сокращает жизнь больных людей.

  • Простота и ясность - регламентирующие положения в системе должны быть понятны и просты для осуществления, документы должны содержать четкое описание разработанной стратегии для избегания неверной интерпретации на этапе практического осуществления.

  • Стабильность - уверенность производителя, провайдера и потребителя в том, что разработанная стратегия будет последовательно претворяться в жизнь, чтобы имелась возможность планировать свои действия на рынке на длительное время.

  • Научность - принятая стратегия должна быть системной и основанной на чётком научно-обоснованном механизме, а не на произвольных решениях отдельных исполнителей - это позволяет избежать неопределенности и снизить вероятность ошибок; основными научными направлениями являются: использование данных клинической эпидемиологии (медицина доказательств), клинико-экономических исследований (фармакоэкономики) и фармакоэпидемиологии.

  • Использование методологии принятия решений – наряду с научными медицинскими предпосылками, согласно современным правилам принятия решений, необходимо учитывать влияние неспецифических воздействий, которыми в настоящее время могут оказаться проблемы, связанные с финансовым кризисом, и сопротивление переменам со стороны как органов власти, фармацевтической промышленности, торговой сети, врачебного сообщества, так и пациентов. Многие существующие проблемы, с которыми сталкивается российский фармацевтический сектор, являются результатом устоявшихся стереотипов и методов работы, сопротивления переменам со стороны различных «элит», групп влияния, имеющих существенные различия интересов на российском фармацевтическом рынке. Специальные программы по внедрению новаций, в сочетании с политическими мерами, помогут преодолеть неизбежное сопротивление переменам. В России за последние несколько лет произошла децентрализация руководства и финансирования в здравоохранении. С одной стороны, по мнению авторов административной реформы, это должно обеспечивать лучшее соответствие проводимой в регионах политики местным условиям, с другой - приводит к отсутствию единой стратегии развития, ошибкам и необоснованным действиям и потребует специальных мероприятий по координации действий.

С учетом изложенных принципиальных подходов, рассмотрим отдельные, наиболее проблемные, по мнению экспертов Формулярного комитета, элементы сложившейся системы лекарственного обеспечения в России.

Лекарственное средство
Закон о лекарственных средствах, принятый более 10 лет назад, ввел определение собственно ЛС как субстанции. Одновременно лекарственным препаратом называется ЛС в виде готовой лекарственной формы, имеющей потребительские свойства, в том числе упаковку, маркировку и др.

Но этими определениями не исчерпывается деление ЛС, их характеристики, статус. Среди всего множества ЛС следует выделить жизненно необходимые ЛС, без применения которых больной человек либо погибнет, либо заболевание будет прогрессировать, приводя к значимому укорочению жизни, инвалидизации, развитию тяжелых осложнений, существенному снижению качества жизни. К безусловно жизненно необходимым ЛС относятся средства для наркоза, противоопухолевые средства, антибиотики и др. В отличие от мировой практики, в нашей стране жизненно необходимые ЛС оплачиваются из кармана пациента и лишь небольшая часть лекарств (17 наименований) доступны больным за счет средств бюджета. Остальные ЛС доступны небольшой части населения за счет средств государства (например в программе ДЛО), а подавляющему большинству граждан – за собственный счет (исключая применение лекарств в стационаре).

Симптоматическими ЛС называют препараты, устраняющие те или иные симптомы заболевания, иногда – тягостные, но не влияющие на течение болезни, например ЛС, используемые при вирусных респираторных инфекциях. Чаще всего симптоматические ЛС относят к препаратам безрецептурного отпуска; они оплачиваются во всем мире практически исключительно из средств пациентов.

К препаратам, чья эффективность не доказана в хорошо организованных исследованиях или не очевидна в результате практики применения ЛС относится очень много зарегистрированных в стране препаратов – около 60-70%. Такие препараты не должны оплачиваться из средств бюджета.

Деление на оригинальные и дженерические (воспроизведенные) ЛС стало активно обсуждаться в последнее время в связи с покупками государством самых дешевых из возможных ЛС. Дженерики не проверяются на терапевтическую эквивалентность с оригинальными ЛС, и у пациента нет уверенности, что замена оригинального ЛС на дженерическое не будет сопровождаться снижением эффективности лечения. В 2008 г. разгорелся публичный скандал, приведший, в конечном счете, к обращению Формулярного комитета к Президенту страны Д.А.Медведеву и Председателю правительства В.В.Путину по поводу закупки дженерика Майсепта вместо оригинального препарата Селлсепта, применяемого у больных после трансплантации органов. Дженерик не исследовался в сравнении с оригинальным препаратом, да и в целом исследования его носили очень ограниченный характер, и пациенты отказались применять это лекарство.

Вместе с тем утверждение, что все дженерики хуже оригинальных ЛС неправомочно. Клинико-экономические исследования 3 дженериков эналаприла (из них 2 – отечественного производства) по сравнению с оригинальным препаратом, проведенное Обществом фармакоэкономических исследований, показало близкую терапевтическую и экономическую эффективность всех 4 препаратов. Экстраполировать эти данные на другие препараты этого непатентованного наименования нельзя, так как имеются наблюдения о крайне низкой эффективности, в частности некоторых отечественных дженериков эналаприла.

Биологические препараты – еще один класс ЛС, получаемых из растительного или животного сырья, грибов, бактерий, методами генной инженерии. Эти ЛС, даже имея одинаковое непатентованное наименование, не являются дженериками, так как технологии их получения всегда отличаются. К таким ЛС относятся гепарины, инсулины, эритропэтины, факторы свертывания крови и др. Биологические ЛС не проходят сравнительных клинических исследований; очевидно, что без подобных исследований их нельзя признать терапевтическими аналогами. Показателен пример качественного сравнения оригинального ЛС биологического происхождения Сандимун неорал с 4-мя «дженериками», показавшего существенные различия химического состава всех препаратов между собой. Можно предположить, что эти ЛС не обладают одинаковым профилем эффективности и безопасности, но, поскольку ни качественных клинических исследований аналогов, ни сравнительных исследований их между собой не выполнялось, вопрос остается без ответа.

Терапевтические аналоги – ЛС, имеющие одинаковые показания, близкую эффективность и спектр осложнений, но содержащие различные вещества или комбинации веществ. Примером терапевтических аналогов являются железосодержащие ЛС, гепарины, ингибиторы ангитензинпревращающего фермента.

К характеристикам некоторых ЛС можно отнести их стратегическое значение для страны. Такими, стратегически важными ЛС следует признать средства для наркоза, антибиотики, плазмозаменяющие растворы, обезболивающие, другие препараты, применение которых существенно возрастает в случае чрезвычайных ситуаций и военных действий. Эти ЛС должны накапливаться в мобилизационных резервах страны и, строго говоря, выпускаться отечественной фармпромышленностью. В настоящее время нет списка таких ЛС (надо надеяться, что он есть у военных, но гражданское общество об этом не знает), а кроме растворов и некоторых обезболивающих все остальные стратегически важные ЛС – импортные.

Часть ЛС оказывается неоправданно опасными, нередко такая опасность выявляется после внедрения нового терапевтического аналога. При сравнении нового и старого ЛС соотношение риск\польза может достаточно существенно отличаться, и в этом случае возникает необходимость изъять ЛС из употребления. Список ЛС, которые не должны применяться вовсе или не применяться в определенных ситуациях, носит наименование Негативного перечня. Нужно отметить, что механизм запрета ЛС к применению в нашей стране не отработан. Кроме того, некоторые препараты могут быть опасны в одних случаях и эффективны в других. Характерен пример талидомида: как снотворное средство при беременности он вызывал нарушение развития конечностей у плодов, многие годы был запрещен к применению, но оказался высоко эффективен при целом ряде опухолей. До конца 2008 г. ни талидомид, ни его терапевтический аналог леналидомид в нашей стране не зарегистрированы, несмотря на то, что Формулярный комитет обращался как на фирму-производитель этих ЛС, так и в регистрирующие органы нашей страны с требованием ускоренной регистрации этих жизненно необходимых орфанных ЛС.

Еще одна характеристика ЛС – редкое или орфанное ЛС. Формулярный комитет РАМН считает, что к редким ЛС может быть отнесен препарат, применение которого ограничено 10 тыс. больных в нашей стране за год. Редко применяемые препараты имеют обоснования жизненной необходимости и должны иметь отличные от прочих процедуры регистрации и дистрибьюции. В настоящее время к редким ЛС в мире относят около 400 наименований, среди них препараты для лечения наследственных заболеваний, многих опухолей, заболеваний нервной системы. Не исключено, что статус редко применяемых должны иметь и некоторые антибиотики резерва и кровоостанавливающие средства.

Что нужно, чтобы ввести лекарственный препарат в систему лекарственного обеспечения?
На сегодняшний день для ввода нового лекарственного препарата в фармацевтический сектор страны и обеспечения его продаж необходимо пройти ряд последовательных этапов (иногда совпадающих по времени, не всегда обязательных), в частности:

  1. Регистрация;

  2. Пострегистрационные исследования;

  3. Реклама;

  4. Взаимодействие бизнеса и аппарата государственного управления: работа с чиновниками, включение ЛС в заявки, тендеры, конкурсы;

  5. Работа с врачами: чтение лекций, работа медицинских представителей, оплата выписки врачами рецептов на конкретные препараты.

Ниже разбираются основные узловые моменты первого этапа «жизненного цикла» ЛС.

Регистрация лекарственных средств. В настоящее время государственная регистрация ЛС обязательна и регулируется рядом нормативно-правовых актов: статьей 19 Федерального закона от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", «Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств», утвержденным Приказом №736 Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2006 г., «Правилами государственной регистрации лекарственных средств», утвержденными Минздравом РФ от 01.12.1998 г. N 01/29-14 и др. Документом, подтверждающим факт государственной регистрации ЛС, является регистрационное удостоверение. Срок действия регистрационного удостоверения с 2007 г. не ограничен, хотя до этого времени был ограничен 5-ю годами (что многие годы противоречило закону «О лекарственных средствах»). В настоящее время все ЛС, зарегистрированные до 2007 г. проходят перерегистрацию.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconГосударственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического...
Российской Федерации в 2012 году» в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23. 05. 2012 №513 «О государственном...
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconВ докладе представлены
Российской Федерации по разработке материалов в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской...
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconКафедра организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики
«Современная организация лекарственного обеспечения: нормативно-правовое регулирование (Market Access)»
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconСодержание
Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов...
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconСодержание
Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов...
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconДоклад о состоянии
Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. №32-фз “Об Общественной палате...
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconДоклад о состоянии здоровья населения
Оценка здоровья населения Волгоградской области в сравнении с Южным федеральным округом и Российской Федерацией
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconДоклад о состоянии здоровья населения Ханты Мансийского автономного...
Информация о реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №598
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconДоклад о состоянии здоровья населения краснодарского края в 2012...
О состоянии здоровья населения Краснодарского края в 2012 году: государственный доклад / Администрация Краснодарского края, Министерство...
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconДоклад о состоянии здоровья населения и организации
Медико-демографические показатели. В 2012 году рождаемость продолжает повышаться, общий коэффициент смертности населения снижается,...
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconДоклад
Исполнение полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной...
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconПодпрограмма «Совершенствование системы лекарственного обеспечения,...
Совершенствование лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в амбулаторных условиях
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconДоклад о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства...
Влияние государственного регулирования на развитие и конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconУказ президента российской федерации
О правительстве Российской Федерации, в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения...
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconДоклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого...
Доклад предназначен для использования сельхозтоваропроизводителями, специалистами органов управления апк, страховых компаний
Доклад о состоянии лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (2008 г.) iconОтчет о научно-исследовательской работе «Аналитический доклад о состоянии...
«Аналитический доклад о состоянии и проблемах развития тэк по итогам 2008 г. Мониторинг реализации в 2008 г. Энергетической стратегии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск