Скачать 2.29 Mb.
|
МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) Наталья Ивановна ФРЕЙЛАХ ПРЕДИСЛОВИЕ Данное пособие является обобщением практической деятельности по математическому развитию дошкольников и опыта преподавания в педагогическом колледже № 16 г. Москвы. Автор предлагает краткий курс лекций по методике математического развития дошкольников в опорных конспектах, схемах, таблицах, который может быть рекомендован для обобщения и систематизации курса студентам педагогических колледжей и вузов, обучающихся по специальности дошкольная педагогика и специальная дошкольная педагогика. Представленный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям дошкольников. Лаконичность и схематичность изложения материала упрощают процесс запоминания, выделение ключевых вопросов помогает акцентировать внимание на главном, предложенные фрагменты занятий и игр обогащают информационный запас знаний, схемы диалогов с дошкольниками учат правильно строить логические рассуждения и делать выводы. Данное пособие не охватывает весь курс вопросов методики математического развития и требует дополнительного изучения литературы по проблеме, практического опыта работы. При использовании его в преподавательской деятельности требует содержательного насыщения, дополнения семинарами и другими формами обучения. В приложении представлены лабораторные работы, которые могут быть полезны для организации самостоятельной деятельности студентов. Принятые сокращения ДОУ — дошкольное образовательное учреждение ЗУН — знания, умения, навыки ММР — методика математического развития РЭМП — развитие элементарных математических представлений ТиММР — теория и методика математического развития ФЭМП — формирование элементарных математических представлений. ВВЕДЕНИЕ Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики). Задачи методики математического развития как научной области
Задание для самостоятельной работы студентов Конспект главы II «Из истории методики ФЭМП у детей»: Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1988 (с. 13—32). Лекция № 1 МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ ПЛАН
Связь ММР с другими науками Математика Педагогика Психология (общая, (общая, дошкольная, дошкольная, специальная) специальная) Физиология Частные Методика методики школьной математики Цель математического развития дошкольников
Задачи математического развития дошкольников 1. Формирование системы элементарных математических представлений.
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
V. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени». Значение обучения детей математике Обучение ведет развитие, является источником развития. Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития». Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе. Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка. С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни. Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей. Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.). Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ. Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы. Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка \ \ Умственное Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН Физическое Развивется мускулатура кистей рук, спины, глаз Нравственное Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность Эстетическое Красота математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе по- знания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.). II. Развитие мышления Обсуждение
Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях. В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:
III. Развитие памяти, внимания, воображения Обсуждение
Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»). Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»). Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»). IV. Развитие речи Обсуждение
Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:
Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется. V. Развитие специальных навыков и умений Обсуждение — Какие специальные навыки и умения формируются у дошкольников в процессе формирования математических представлений? На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др. \1 VI. Развитие познавательных интересов Обсуждение
Значение познавательного интереса:
Пути возбуждения интереса к математике:
Психологические предпосылки интереса к математике: • создание положительного эмоционального отношения к педагогу; • создание положительного отношения к занятиям. Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебное пособие «Опорные конспекты лекций в схемах и таблицах по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлено в соответствии... | «Основания»16. 12. 2011 г Виды деятельности учащихся: самостоятельный поиск информации в схемах и таблицах; работа в группах | ||
Применение опорных конспектов на уроке русского языка Агафонов В. В. Криминалистика: краткий курс лекций – М.: Юрайт, 2013. – 184с. 10 экз | Программа нноу школы "Карьера" Агафонова М. Н. Налог на прибыль в схемах, таблицах, примерах (глава 25 нк рф). Бератор- пресс, Москва, 2003 | ||
Образовательные учреждения, осуществляющие дистанционное обучение Агафонова М. Н. Налог на прибыль в схемах, таблицах, примерах (глава 25 нк рф). Бератор- пресс, Москва, 2003 | Литература по общепрофессиональным и специальным дисциплинам (1 4 модули) Агафонова М. Н. Налог на прибыль в схемах, таблицах, примерах (глава 25 нк рф). Бератор- пресс, Москва, 2003 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Агафонова М. Н. Налог на прибыль в схемах, таблицах, примерах (глава 25 нк рф). Бератор- пресс, Москва, 2003 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Агафонова М. Н. Налог на прибыль в схемах, таблицах, примерах (глава 25 нк рф). Бератор- пресс, Москва, 2003 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Агафонова М. Н. Налог на прибыль в схемах, таблицах, примерах (глава 25 нк рф). Бератор- пресс, Москва, 2003 | Министерство высшего и среднего специального образования республики... Агафонова М. Н. Налог на прибыль в схемах, таблицах, примерах (глава 25 нк рф). Бератор- пресс, Москва, 2003 | ||
Курс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения | Дисциплина "Логистика" входит в состав цикла специальных дисциплин.... Курс лекций ориентирован на современные экономические условия и складывающиеся рыночные отношения в Российской Федерации | ||
Урок "Курская битва" Основная идея преподавателя истории – формирование рационального мышления на основе создания опорных схем и использования опорных... | Курс лекций по «экологии» нгпи. 40 часов лекций + зачет и экзамен Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология человека и интегративная антропология. — М. — Астрахань, 1996. — 224 с | ||
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским... Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный... | Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного... |