Плотникова Ольга Александровна, МОУ «ОСОШ №3» г. Очёр, Пермский край
Математика. 1 класс. УМК «Система Занкова». Данный урок является подготовительным этапом к новой теме «Натуральный ряд чисел».
Натуральные числа Основные предметные цели:
формировать представления о числах как результате счета и измерения;
о принципе записи чисел;
обобщить и систематизировать знания о натуральных числах и подвести детей к мысли о порядке чисел с последующим знакомством с натуральным рядом чисел.
Оборудование:
мультимедийный проктор;
компьютер, экран;
цветные карандаши;
учебник И.И. Аргинской «Математика», 1 класс, 2 часть.
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД и ТООУ
| Деятельность учащихся
| Ι. Актуализация знаний
| Учитель:
Бродят сказки по белому свету,
Дарят людям чудеса и добро.
Как раскроешь ты дивную книгу,
Так возьмет тебя в плен волшебство.
- Вы любите сказки?
- Чем они вам нравятся?
- Спасибо, дети, за ваши ответы. Сказочные герои узнали, что вы любите сказки, и решили прийти в гости на наш урок математики. Отгадайте, кто собрался к нам на урок?
(Слайд 2) (по щелчку последовательно высвечиваются картинки сказочных героев: Буратино, Чиполлино, Винни-Пух)
Деревянного мальчишку, Шалуна и хвастунишку Знают все без исключений. Он любитель приключений. Легкомысленным бывает, Но в беде не унывает. И синьора Карабаса Обхитрить сумел не раз он. Артемон, Пьеро, Мальвина Неразлучны с ...
(Буратино) Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и не длинно
Он зовется ….
(Чиполлино)
Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок,
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок….
(Винни – Пух)
(Слайд 3)
- Буратино, Вини-Пух и Чиполлино выбрали самую привлекательную, на их взгляд, дорожку и отправились в путь. Как вы думаете, все ли дошли до школы? Попробуйте и вы пройти по лабиринту и узнать нашего сегодняшнего гостя (дети взглядом идут по дорожкам и узнают героя, который дошел до школы).
- Как вы узнали нашего героя?
- Давайте проверим (дети называют героя, учитель, наведит курсор на нужную дорожку. По щелчку мышки дорожка высвечивается определенным цветом, указывая путь). Да, ребята, Винни, наверное, опять попал в гости к Кролику. Буратино повстречал Кота Базилио и Лису Алису. Знаете ли вы, дети, из какой сказки пришел к нам Чиполлино? (дети называют автора и сказку, если знают). Отлично! Вы правы. Конечно, Чиполлино пришел к нам из сказки итальянского сказочника Джанни Родари «Приключение Чиполлино».
(Слайд 4) (на слайде появляется портрет писателя и картинка книги. Учитель может показать детям книгу)
|
Личностные
– воспринимать одноклассников как членов своей команды;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Познавательные
– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков;
– составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
– придумывать и формулировать на основе рисунков и схематических рисунков «математические рассказы» (условия простых задач);
– устно решать простые задачи, после того как педагог сформулирует вопрос к совместно сформулированному условию («математическому рассказу»). Коммуникативные
– активно участвовать в общей дидактической игре «ученик–ученики», организованной педагогом;
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры;
– ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.
Регулятивные
– принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
– принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);
– выполнять работу в паре, помогая друг другу;
– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары;
– оценивать свой вклад в работу пары.
Предметные
Необходимый уровень
– составлять на основе простейших заданных моделей арифметические рассказы;
– подвести детей о порядке в натуральном ряду чисел;
– обозначать изученные числа цифрами;
– использовать общеупотребимые в математике знаки сравнения и
арифметических действий сложения и вычитания;
– представлять любое изученное число (кроме единицы) в виде набора меньших чисел;
|
Личностные
– воспринимать одноклассников как членов своей команды;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. Познавательные
– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков, схематических рисунков и схем;
– придумывать и формулировать на основе рисунков и схематических рисунков «математические рассказы»);
– находить значения числовых выражений.
Коммуникативные
– активно участвовать в общей дидактической игре «ученик–ученики», организованной педагогом;
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры;
– ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
– участвовать в обсуждениях, работая в паре;
– ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
– работать консультантом и помощником для других ребят.
Регулятивные
– принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
– выполнять работу в паре, помогая друг другу;
– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары;
– оценивать свой вклад в работу пары.
| II. Открытие нового знания и формулирование темы урока.
| - Ребята, Чиполлино так же как и вы, очень любит и загадывать, и отгадывать загадки. Правда, по его мнению, эти загадки вы точно не отгадаете, ведь в школе, где учатся фрукты и овощи, никому не удалось отгадать, о чем идет речь. Ну что, попробуем?
(Слайд 5) (по мере отгадывания на слайде появляются цифры)
Эта цифра – вот девица
Очень тонкая как спица. (1)
Догадались? Ответ скажем хором по моему сигналу.
- Чиполлино удивлен, как легко вы справились с его загадкой. Он решил усложнить задание: отгадайте загадку, найдите карточку в кассе цифр и покажите ответ.
Выгибает цифра шею,
Волочится хвост за нею. (2)
Эта цифра – кочерга,
У нее одна нога. (7)
Цифра есть – дверной замочек,
Сверху крюк – внизу замочек. (6)
Смотрите – цифра это стул,
Который я перевернул. (4)
Налитая, симпатичная,
Цифра самая отличная. (5)
Вот какая цифра есть –
Перевернутая шесть. (9)
(Дети отгадывают загадки и кладут на парту карточку с нужной цифрой).
- Прочитайте ряд чисел, который у вас получился. Расскажите про эти числа.
- Чиполлино очень рад, что вы отгадали все загадки, но посмотрите: что – то на слайде не так. Помогите Чиполлино разобраться в этой проблеме.
(Дети выдвигают разные предположения, один из ответов правильный – числа стоят не по порядку. Если дети не смогут найти нужного правильного ответа, то учитель может наводящими вопросами подвести детей к нему).
- Молодцы, дети. Вы, школьники, уже знаете о порядке на своем рабочем месте, о порядке на уроках и переменах. И вот сегодня вместе с Чиполлино тоже постараемся навести порядок в числах. Вы уже сказали, что здесь есть пропущенные числа. Назовите их (по щелчку мыши высвечиваются недостающие цифры). Как расставить числа по порядку?
- Расставьте у себя на парте карточки с числами по порядку (дети выполняют работу самостоятельно). Давайте проверим правильность выполнения задания
(Слайд 6) ( дети называют числа, на слайде постепенно высвечивается ряд чисел).
Учитель: Молодцы. А теперь посмотрите на числа, назовите и покажите на карточках самое маленькое, большое. Какое число стоит за числом 4, перед числом 8, между числами 5 и 7?
(Дети показывают на карточках числа, которые лежат у каждого на партах, а на слайде эти числа выделяются другим цветом). Молодцы. Хорошо справились с работой. Чиполлино доволен. Но он не уверен, что вы справитесь со следующим заданием. Проверим, внимательные ли вы.
(Слайды 7 – 11)
Физминутка
(на слайдах высвечиваются предметы, дети их считают и выполняют соответствующие движения).
Комментарий учителя:
Чтобы физминутка прошла организованно, учитель читает стишок, а дети, встав около парт, выполняют соответствующие движения определенное число раз.
Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас. (5)
Сколько черточек, кружков,
Столько сделаем прыжков. (8)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (7)
Сколько желтеньких флажков,
Столько сделаем шажков. (4)
Сколько желтеньких цветков,
Столько сделаем хлопков. (6)
Дети, Чиполлино просит вас вспомнить числа, о которых говорилось в физкультминутке ( дети произвольно называют числа, затем эти числа высвечиваются на слайде).
(Слайд 12) ( на слайде показаны числа из физминутки: 5, 8, 7, 4, 6)
- Что можно сказать про эти числа?
- Расставьте их правильно. (Дети называют числа, которые высвечиваются на слайде). Докажите, что теперь числа стоят по порядку.
- Вспомните, пожалуйста, задания Чиполлино и попробуйте еще раз сказать тему сегодняшнего урока.
- Правильно, дети. Сегодня вместе с Чиполлино мы постараемся решить интересные задания с натуральными числами, наводя порядок в этом семействе.
| III. Первичное закрепление.
| Минутка чистописания
- Давайте полученный ряд чисел запишем в тетради. Не забывайте при работе в тетради следить за осанкой. (Дети записывают числа в тетради, сверяясь с правильным написанием цифры по плакату или на слайде, которая высвечивается по щелчку).
- Что вы записали?
- Как они расположены?
- Молодцы! Скажите, дети, а только ли числа можно поставить по порядку?
- Нет. Можно расставить по порядку разные предметы.
Расположение группы предметов в разном порядке.
(Слайд 13) (на слайде изображены дети с номерами)
- Сейчас посмотрите на слайд. Кого вы видите на картинке?
- Что можете про них сказать?
- Помогите детям встать по порядку. Как вы их расставите?
- Как расположены числа? Что можно сказать про этот ряд чисел?
(Слайд 14) (на слайде изображены дети с номерами)
- Посмотрите еще раз на экран. Как вы думаете, можно ли детей расставить по-другому?
- Расставьте детей по росту и назовите новый ряд чисел. (На слайде по щелчку картинки детей располагаются по росту). Что подметили?
- Молодцы. Скажите, где можно встать по росту? (Дети предлагают различные варианты: во время игры, на уроке физкультуры). Откройте, пожалуйста, учебник на стр.5. Найдите № 5. Здесь дети на уроке физкультуры. Правильно они построились?
- Какой вывод можем сделать?
| IV. Самостоятельная работа.
(в парах)
| Работа с орнаментом
(Слайд 17) ( на слайде показаны листочки)
- На уроке рисования мы недавно знакомились с орнаментом. Вы знаете, что в узоре тоже предметы расставляются в определенном порядке. Чиполлино для вас предлагает задание с орнаментом. Какие листочки можно подставить вместо знаков вопросов?
- Какие, вы, молодцы! У вас очень хорошо получилось помочь Чиполлино. А теперь найдите в учебнике № 2 на странице 4 и постарайтесь уже сами составить правильно орнамент. Подумайте и посоветуйтесь в парах, какие листочки надо добавить, чтобы продолжить ряд листочков в обе стороны. (Дети работают в парах, путем рассуждений доказывают какие листочки должны быть в начале и в конце ряда, и выполняют работу в учебнике самостоятельно). Вижу, что многие уже сделали эту работу. Давайте проверим. Какой листок вы нарисовали справа? Почему? Докажите.
- Чем похожи эти листочки?
- Можно сказать про них, что они стоят по порядку?
- Молодцы!
| V. Тренировочные упражнения и задания на повторение.
| Составление математического рассказа по рисунку
- Молодцы! Вы очень хорошо помогаете Чиполлино наводить порядок в числах. Ребята, вы любите составлять математические рассказы? Смотрите, что делает теперь Чиполлино.
Он карандаш с бумагой взял,
И школу нарисовал,
Вокруг большой цветущий сад –
Здесь учиться каждый рад!
( Слайд 15) (высвечивается на слайде школа и дети)
- Рисовать он умеет, а вот математические рассказы составлять – нет. Поможем Чиполлино составить математический рассказ по этой картинке.
(Дети устно составляют задачи по рисунку, в тетрадях рисуют схемы, изображая детей кружочками)
3+2=5
5 – 3 = 2
5 – 2 = 3 и т. д.
- Молодцы! У вас получились очень интересные математические рассказы. Какие числа использовали при счете? (дети называют числа). Что вы про них знаете?
- Молодцы! Вы очень хорошо справились с работой. А сейчас давайте отдохнем.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Физминутка для глаз
- Наши глаза тоже устали. Сейчас мы с вами заодно сделаем небольшую гимнастику для глаз.
(Слайд 16) ( на слайде высвечиваются цветочки, при помощи которых дети выполняют физминутку для глаз)
Графический диктант
- По-моему, мы Чиполлино понравились хорошей дружной работой и отличным знанием математики. Он приготовил вам подарки. Какие? Узнаете, выполнив его инструкцию. Найдите в тетради точку, от которой начнем делать шаги. (Учитель диктует шаги графического диктанта, дети выполняют задание в тетради).
Вправо -3 клетки, вниз – 1 клетка, вправо -1, вниз – 3, влево – 1, вниз – 1, влево – 1, вниз – 3, вправо – 1, вверх – 1 вправо – 1, вниз – 1, влево – 1, вниз – 4, влево – 1, вверх – 4, влево – 1, вверх – 1, влево – 1, вверх – 2, вправо – 1, вниз – 1, вправо – 1, вверх – 3, влево – 1, вверх – 1, влево – 1, вверх – 3, вправо – 1, вверх -1.
(Слайд 18) (на слайде показан полученный цветок)
- Что же у вас получилось? Давайте сравним с рисунком Чиполлино. Что нужно еще нарисовать? У кого теперь получился такой же цветок, какой хотел подарить вам Чиполлино? (На слайде высвечивается цветок.)
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет…
Молодцы! Вы в этом задании тоже выполняли определенный порядок шагов и поэтому очень хорошо справились с работой!
| VI. Итог урока
Рефлексия
| - О чем сегодня говорили на уроке?
- Что узнали нового? - Кто уже из вас все – все знает о натуральных числах, поднимите оранжевую карточку. Кому еще хочется узнать новое о натуральных числах, поднимите зеленую карточку. Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. На следующем уроке мы продолжим работать с натуральными числами и еще много нового узнаем об определенном порядке чисел.
Прозвени – ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
|
|