Тема
| Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными
| Класс
| 2 «Б»
| Учитель
| Сиротенко А.А.
| Педагогические цели
| Способствовать ознакомлению учащихся с мягким знаком, его свойством обозначать мягкость согласного звука на письме, формированию умения определять количество букв и звуков в словах; создать условия для развития умения объяснять смысл пословиц, записывать предложения по памяти. Способствовать ознакомлению учащихся с правописанием мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.
| Тип урока
| Решение учебной задачи
| Планируемые результаты (предметные)
| Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; овладевают умением проверять написанное
| Личностные результаты
| Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
| Универсальные учебные действия (метапредметные)
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – умеют осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих
| Основное содержание темы, понятия и термины
| Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Мягкий знак. Правописание мягкого знака на конце слова. Правописание слов с мягким знаком на конце. Обозначение мягкости согласного звука на письме. Лексическое значение. Мягкий знак. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласными. Слова с непроверяемым написанием: коньки, мебель
| Сценарий урока
Этапы урока
| Формы, методы,
методические
приемы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Приемы
контроля
| осуществляемые
действия
| формируемые
умения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 2. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент).
| Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
| Приветствие учащихся.
– Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей, лень!
Не мешай учиться!
Не мешай трудиться!
– Проверим готовность к уроку
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
| Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
|
| Сообщение темы
|
| Правописание мягкого знака в словах
| Запись темы урока
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
3. Постановка учебной задачи
| Фронтальная.
Словесный.
Беседа
| -Какова роль ь знака в русском языке?
- Какая есть особенность у ь?
–Давайте поставим цель урока.
Обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью ь,
Определять количество букв и звуков в словах с мягким знаком.
Знакомиться с правописанием мягкого знака на конце и в середине слова.
| - Когда пишется ь?
– Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
| Ставят учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
| Беседа по вопросам
| 4. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Пословицы.
Хорошие качества в людях. Запись по памяти (упр. 202), с.124
| Фронтальная, индивидуальная.
Словесный.
Чтение, беседа, письмо
| – Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
– Какие еще хорошие качества вы хотели бы видеть в людях?
– Запишите пословицу по памяти.
– Подчеркните букву, которая
не обозначает звука
| Читают пословицы. Отвечают на вопросы. Записывают пословицу по памяти.
Подчеркивают букву ь
| Раскрывают смысл пословиц. Высказы- вают свое мнение, приводят примеры из жизненного опыта.
Планируют учебные действия при письме по памяти. Распознают букву, не обозначающую звука
| Беседа по вопросам, письмо
| 2. Сведения о языке (учебник, с. 124)
| Фронтальная.
Словесный.
Беседа
| Предлагает прочитать текст правила о букве ь, пересказать его
| Читают, рассказывают о прочитанном
| Извлекают необходимую информацию из правила
| Чтение, пересказ
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Физкультминутка
| Коллективная.
Практический
| Буратино
| Выполняют движения
по тексту под руководством учителя
| Осуществляют профилактику утомления
| Правильное выполнение движений
| 3. Лексическое значение слов. Правописание слов с мягким знаком (упр. 203)
| Работа в парах,
словесный,
проблемный,
практический.
Чтение, беседа,
Письмо. Фронтальная.
| – Прочитайте слова. Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах лежат зелёные карточки с вопросами. Вместе ответьте на вопросы. Потом вместе обсудим, что получится.
Что обозначает каждое слово?
-Какими звуками различается каждая пара? Одинаково ли количество звуков и букв в словах каждой пары? Почему?
Проверка. По розовой карточке можно проверить лексическое значение слова.
| Читают. Произносят звуки, которыми различаются слова. Называют количество букв и звуков в словах. Списывают слова
| Соотносят количество звуков и букв. Объясняют причины расхождения количества звуков
и букв в словах. Определяют лексическое значение слов.
Карточка – эталон
| Беседа по вопросам, письмо
| 5. Усвоение новых знаний и способов действий.
Орфограмма «Мягкий знак в словах» (учебник, с. 125; упр. 204, 205 устно)
| Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный.
Чтение, беседа,
письмо
| Организует работу с правилом, обеспечивает его усвоение.
Комментирует задания упражнений, контролирует работу с ними
| Читают правило.
Записывают слова в единственном числе. Называют мягкие согласные звуки.
Вставляют пропущенные буквы
| Подбирают слова с мягким знаком в единственном числе. Распознают мягкие согласные звуки, правильно их произносят
| Беседа по вопросам, письмо
|
| 6. Закрепление знаний и способов действий.
Работа в рабочей тетради (№ 130, 132)
| Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо
|
|
|
|
| Организует работу с заданиями, комментирует, контролирует их выполнение Прочитайте. Вставьте в слова мягкий знак и букву перед ним. Назовите слова, в которых все согласные звуки являются мягкими.(сирень, тюлень, день, тень)
Выпишите слово, в котором семь букв, а звуков – шесть.(огоньки, дельфин, тюльпан).разделите его для переноса.
| Отвечают на вопросы устно, выполняют задания письменно
| Объясняют правописание слов и лексическое значение.
Применяют правила переноса слов с мягким знаком
| Беседа по вопросам, письмо
| 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
| Фронтальная.
Словесный.
Беседа
| –Какие поставили цели на урок?
– Как вы оцените свою работу на уроке? Всё получилось?
– Какой вид работы понравился больше?
– Что получилось хорошо?
– Над чем следует поработать?
– Закончите предложения:
• Я сегодня узнал…
• Я научился…
• Мне было…
• Я рад…
| Отвечают на вопросы Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока
| Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
| Беседа по вопросам. Саморегуляция
| |