Урок по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"





НазваниеУрок по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"
Дата публикации11.08.2014
Размер37.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок по теме "Буквы е–и в корнях с чередованием"

Цели урока:

  • Познакомить с правописанием букв е-и в корнях с чередованием.

  • Работать над формированием умения выбора букв е-и в корнях с чередованием.

Оборудование:

таблица, раздаточный материал, тесты.

Ход урока

  1. Разгадывание кроссворда.

- Сегодня к нам пришёл гость из страны «Лингвиния», но он спрятался в кроссворде,который лежит на ваших столах. Как зовут нашего гостя, мы прочитаем в выделенной строке, если правильно восстановим пропущенные слова в строках из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”.



1) И девице пришло на ум,
В волненье своенравных дум,
Примерить … Черномора.

2)…Смотрит храбрый князь –
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая … .

3) Другой - … , крикун надменный,
В пирах никем не побеждённый,
Но воин скромный средь мечей.

4) Но вдруг пред витязем … .
В … свет. Он прямо к ней
Идёт под дремлющие своды,
Ровесники самой природы.
Вошёл с уныньем: что же зрит?
В … старец.

5) Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный …
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.

6) Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними … их морской

- Как же зовут нашего гостя? Что вы о нём знаете?

- Какие корни с чередованием гласных мы знаем?Приведите примеры.

  1. Проверка домашнего задания.

-Прочитать написанный дома рассказ, в котором вы употребили слова с чередующимися гласными в корнях.

  1. Тема и задачи урока.

- Сегодня мы познакомимся с новыми корнями, в которых чередуются гласные е-и. На уроке мы научимся находить эти корни. Наша задача –научиться правильно писать гласную в корнях с чередованием.

  1. Работа по теме урока.

  1. Игра “Собери пословицу”.

- На ваших столах лежат карточки, на которых написаны пословицы. Но беда в том, что слова в них“забыли”, где они должны стоять. Помогите им собраться в предложения.

  • зима, собирает, а, поедает, лето.

  • что, соберёшь, на, столе, зимой, то, летом, найдёшь.

- Запишите пословицы, объясните их смысл.

- Выделите видовые пары глаголов, разберите их по составу.

- Какие гласные чередуются в корне?

  1. Запишите ещё пары глаголов:

  • Удерёт – удирает

  • Замереть – замирает

  • Запереть – запирает

  • Стереть – стирает

- Выделите в этих словах корни.

- Внимательно посмотрите и скажите, что стоит после корней, в которых пишется гласная и.Попробуйте сформулировать правило. Давайте проверим, как объясняется правило в учебнике.

  1. Чтение правила на странице 201.

  1. Тренировочные упражнения.

  1. Выполнение упражнения 598.

  2. Игра “Составь предложение”.

  • Возьмите обстоятельство из предложения “За селом далеко тянется сосновый лес”.

  • Сказуемое из предложения “Перед нами расстилается безбрежное море”.

  • Определение из предложения “Гладкое лицо мальчика сморщилось от боли”.

  • Подлежащее из предложения “Справа на стене висело маленькое зеркало”.

  • Дополнение из предложения “Мы расположились на берегу прозрачного озера”.

- Прочитайте составленное предложение.

- Разберите по составу глагол.

- Какая гласная пишется в корне? Почему?

  1. “Подбери синоним”.

- Замените в словосочетаниях глаголы синонимичными глаголами того же вида с чередующимися гласными в корне. Обозначьте изученную орфограмм. (Слова для справок записаны на доске с пропусками гласных в корне.)

  • сверкать на солнце

  • подниматься в гору

  • закрывать класс

  • загораться ярко

  • оцепенеть от страха

  • выдёргивать сорную траву

  • убегать от ребят

  1. Домашнее задание.- Выполнить упражнение 599. Подготовиться к самостоятельной работе по теме.

  1. Закрепление изученного материала.- Найдите четвёртое “лишнее”, объясните, почему они “лишние”.

  • ум..реть, отп..реть, пол..теть, сж..гать

  • выб..рать, раст..реть, пост..лить, отд..рать.



  • Выборочный диктант

  • - Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.

  • 1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

  • 2) Песня замирает далеко в полях.

  • 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.

  • 4) Пролитую воду не соберёшь.

  • 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

  • 6) Улицы упирались в голые скалы.

  • 7) Сладость победы стирает горечь терпения.

  • 8) Крепость изнутри берут.

  • 9) Далёкий от земного мира , я должен здесь и умереть.

  • 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconОткрытый урок по русскому языку в 5 классе Буквы е – и в корнях с...
Цель урока: научить различать на письме буквы е – и с чередованием; формировать орфографическую зоркость
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«з-с на конце приставки», выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях, формировать у учащихся...
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Буквы е-и в корнях с чередованием»
Обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, составить опорный конспект, запомнить корни с чередованием, отработать навыки...
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconУрок русского языка на тему: "Правописание корней с чередованием е//и"
Цель урока: Формирование орфографических умений и навыка правописания букв Е–И в корнях с чередованием
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconБуквы е-и в корнях с чередованием
Дух – сознание, мышление, психические способности человека; начало, определяющее поведение, действия
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" icon«Правописание корней с чередованием»
Цель: повторить и закрепить основные понятия, связанные с чередованием в корнях слов
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconУрок русского языка в 5 классе «Обобщение по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»
Регулятивные: учиться ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема работы: Урок русского языка. Правописание гласных а-о в корнях с чередованием. Презентация
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconКонспект урока по теме «удвоенные буквы в корнях»
Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и уважение к труду журналистов
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconБондаренко Зинаида Владимировна Тема урок
«Гласные и-ы после Ц»; выработать умение обосновывать выбор буквы и или ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconУрок в 6 классе по теме «Словообразование. Буква о-а в корнях кос-кас»
Урок начался с проверки усвоения ранее изученного по теме «Чередование гласных в корне слова». Вызванная с этой целью к доске ученица...
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconПравописание корней с чередованием гласных е и
Цель: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы...
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconУрок русского языка по теме: «Правописание чередующихся гласных а-о...

Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconУрок-игра «Редакция» в 3 классе по теме: «Правописание корней»
Тема: Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корнях слов
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconУрок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы...
Сформировать представление о способе выбора написания гласных е – и в корнях, умение определять написание гласных е – и в корнях,...
Урок по теме \"Буквы е-и в корнях с чередованием\" iconУрок по теме. Тип урока: Урок овладения новыми знаниями, накопления...
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск