МКОУ «Гимназия № 29»
Открытый урок по обучению грамоте в 1 Д классе.
|
|
| «Правописание гласных после шипящих»
|
| Учитель начальных классов Тимошенкова Ольга Владимировна
Урок дан в рамках Декады начальной школы
| 22 января 2013 года
|
|
Урок русский язык 1 класс
Учитель: Тимошенкова Ольга Владимировна
Тема: Правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Тип урока: закрепление
Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Задачи :
Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Метапредметные задачи.
Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.) умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные - общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные УУД: действие смыслообразования, содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровьесберегающем поведении. Оборудование:
Карточки с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, письмо от Незнайки в конверте, изображение елочки с карточками игрушками букв ш, щ, ж, ч, а, я, у, ю, ы, и; модели звуков для звуковой схемы, модели звука, слова, предложения; для работы детей карточки (см. приложение 2), видеопроектор, компьютер.
| 1.Организационный момент.
| Играть сейчас нам некогда:
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам
И мы их удивим!
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Все проверить не забудь:
Отправляемся мы в путь! Садитесь. Закройте глазки. Повторяйте за мной.
Я снова на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет, память моя крепнет. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться!
Откройте глазки. Итак, скажите, что мы будем делать на уроке? (Ответы детей : учиться, закреплять, воспитывать, узнавать, развивать, отдыхать
Учитель: «Сегодня утром к нам в класс пришло письмо от Незнайки. Он прислал Вам новогоднюю ёлочку.( Приложение 1) Но мы знаем, что новогодние праздники закончились, письмо слишком опоздало, но не беда. У нас сейчас урок обучения грамоте. Давайте поиграем буквами с елки.
| Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.)
| 2.
Актуализация знаний.
Формулирование темы урока.
| Какие буквы вы видите на елочке Незнайки? (Буквы Ч, Щ, Ж, Ш, А, Я, Ы, И, У, Ю).
- Можем ли мы поделить эти буквы на две группы? ( гласные – согласные)
-А можно ли эти буквы разделить на три группы?
Ж, ш, и ч, щ, а, у, ю,я, ы
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTQ_023%5D.swf
- Что вы знаете о звуках Ч и Щ? (согласные, непарные глухие, всегда мягкие, шипящие)
Что вы знаете о звуках Ж и Ш? (согласные, парные по звонкости и глухости, всегда твердые, шипящие)
Какая же тема сегодняшнего нашего урока? (Правописание гласных после шипящих)
Что мы будем делать на уроке? ( закреплять умение писать гласные после шипящих, воспитывать умение работать в паре и в группе, умение слушать товарища, развивать любознательность.)
| Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция ;
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
Познавательные:
постановка и формулирование проблемы.
|
3.Речевая гимнастика.
| Жи-жи-жи – ползают ужи.
Ши-ши-ши – какие малыши
Чу-чу-чу – мячиком стучу
Ча-ча-ча – дали стрекоча
Ща-ща-ща – поймали мы леща
Щу-щу-щу – рыбку отпущу
Жи-Жи-Жи - Живут в лесу ежи.
Ши-ши-ши -Что же шепчут камыши?
Чу-чу-чу- Раз болит – иди к врачу.
Ча-ча-ча - Буду плакать у врача.
Ща-ща-ща -нет свеклы для борща.
Щу-щу-щу - Я морковку поищу
| Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
| 4. Работа по теме урока.
| Звуковой анализ слова.
| Давайте вспомним, как отличить буквы от звуков?
Буквы мы ……
Звуки……
А зачем мы вспомнили это отличие? Что мы сейчас будем делать?
Дети: составлять звуковую схему.
А чтобы узнать слово для работы
Отгадайте загадку
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот)
- постройте звуковую схему этого слова (работают в парах, один у доски)
- дайте характеристику каждому звуку, обозначьте его буквой,
-
Ж И В О Т
- какую ещё работу можете выполнить с этим словом? (разделить на слоги, поставить ударение) ЖИ - ВОТ
- что заметили в этом слове? (орфограмму ЖИ)
| Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
| Ассоциативные цепочки
| Учитель : А сейчас я буду вам называть слова, а вы назовите мне слова с сочетаниями жи – ши, которые относятся к этому слову.
- я называю вам слово ОГОРОД - (Дети: овощи, грядки, лейка, мыши)
ЛЕС - животные, шишки, ужи, ежи
ЗИМА – лыжи,
СНЕГ – снежинка
БОЛОТО– камыши
ШКОЛА – карандаши, малыши
ДОРОГА – шина, машина
КУХНЯ – ножи, чайник, чашка,
| Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
| Работа с предложением
| Давайте вспомним что это такое? ( Дети называют модели: звук, слово, предложение)
- слова в предложении рассыпались, помогите собрать его.
жил Маши кот У рыжий. У Маши жил рыжий кот.
Постройте схему этого предложения. Детям раздаются карточки модели слов. Они путем проб и ошибок строят предложение. Проверяют построенное предложение с помощью записи на доске. На листиках строят схему предложения.
Обратить внимание на то, что предложение пишется с большой буквы, второе слово имя, оно тоже пишется с большой буквы.
| Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера
| Подведение промежуточного итога
|
Что встретилось во всех этих заданиях? (орфограмма ЖИ - ШИ)
Вывод : Звуки Ж и Ш - обозначают согласные звуки. Эти звуки - всегда твердые!
Правило: ЖИ– ШИ – пиши с буквой И!
| Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
| 5.Физкультминутка.
| Мы старались, мы учились, и немножко утомились.
Сделать мы теперь должны упражненья для спины.
Мы сначала всем в ответ головой покрутим: НЕТ!
Энергично, как всегда, головой покрутим: ДА!
Поработаем руками: мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх: Кто летит быстрее всех?
Чтобы ноги не болели: раз - присели; два - присели.
Приседаем глубоко, поднимаемся легко.
Раз, два, три, чеканим шаг. Подает учитель знак.
Это значит, что пора нам за парты сесть УРА!
| Личностные: формировать представление здоровьесберегающем поведении.
| 6. Закрепление изученного материала.
| Давайте вспомним какие буквы к нам сегодня ещё пришли в гости?
Ч,Щ, А, У
Что мы о них можем рассказать?
Вывод : Звуки Ч и Щ - обозначают согласные звуки.
- всегда мягкие , всегда глухие!
Правило: ча –ща – пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у!
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_024%5D.swf
| Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
| Дифферинцированная работа на закрепления правил.
| Учитель :
Ребята в конверте лежало письмо от Незнайки вот послушайте, что он написал.
Дорогие ребята!
Я хочю рассказать о своих летних каникулах.
Летом я со своей собакой Пыжыком был на даче. Наша дачя у леса. Весной лесу цветут шыповник и ландышы.
Мне очень нравилось собирать грибы. Самые вкусные - это рыжыки. Утром я ходил на речку. Над водой кружылись чяйки. Однажды я поймал щюку.
Приглашаю всех Вас к себе летом на дачю.
Незнайка
Учитель: Да, как я вижу, Незнайка совсем не знает правила, которое мы сегодня проходили. Я предлагаю помочь Незнайке его выучить. Разделимся на группы.
1 уровень низкий Первая группа детей подчеркивают слоги, на которые нужно обращать внимания при написании гласных после шипящих.
чашка задача щука ножи
угощает роща чугун ерши
чулки ищу живот шило
| ча-ща
| чу-щу
| жи-ши
| Выполненная работа
чашка задача щука ножи
угощает роща чугун ерши
чулки ищу живот шило
| ча-ща
| чу-щу
| жи-ши
|
Или работает с ресурсом http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf
2 уровень средний Вторая группа вставляет в слова пропущенные буквы.
-
ж...лет
| ж...вопись
| ш...повник
| туч...
| тащу
| ж...вотное
| карандаш…
| пищ...
| ж...раф
| ж...знь
| ч...дак
| маш...ны
| щ...вель
| камыш...
| свеч...
| ч...деса
| дач...
| рощ...
| саранч...
| ч...до
| ж...вот
| ш...ны
| ч...щ...
| ж...р
| ч...лки
| щ...ка
| ищ...
| ч...сто
| ч...гун
| ворч...н
| ч…шка
| ч...лан
| 3 уровень высокий – Третья группа детей исправляет ошибки в письме Незнайки.
Дорогие ребята!
Я хочю рассказать о своих летних каникулах.
Летом я со своей собакой Пыжыком был на даче. Наша дачя у леса. Весной в лесу цветут шыповник и ландышы.
Мне очень нравилось собирать грибы. Самые вкусные грибы - это рыжыки. Утром я ходил на речку. Над водой кружылись чяйки. Однажды я поймал щюку.
Приглашаю всех Вас к себе летом на дачю.
Незнайка
| Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
| Проверка выполненных работ
| Ребята обмениваются работами и проверяют выполнение заданий.
| Познавательные:
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
| Рефлексия
Подведение итогов
| - Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Над какой темой мы сегодня работали? Как пишутся сочетания ча-ща? Как пишутся сочетания чу-щу? Как пишутся сочетания жи-ши?
Как вы себя сегодня чувствовали на уроке?
Как вы думаете, как вы работали сегодня на уроке?
Вы читали, вы писали,
Думали и рассуждали.
Учились грамотно писать.
Друзей и старших уважать.
За работу ВСЕХ хвалю
А………………………… ( имена самых активных детей)
За активное участие благодарю.
На елочку вы можете поместить шары. Если понравилось на уроке повесьте красные шары, если не понравилось, то синие шары.
| Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
|
Приложение 1
Приложение 2
Карточки для детей 1 уровня
чашка задача щука ножи
угощает чугун
чулки ищу живот роща ерши шило
| ча-ща
| чу-щу
| жи-ши
|
чашка задача щука ножи
угощает чугун
чулки ищу живот роща ерши шило
| ча-ща
| чу-щу
| жи-ши
|
чашка задача щука ножи
угощает чугун
чулки ищу живот роща ерши шило
| ча-ща
| чу-щу
| жи-ши
| Карточки для детей 2 уровня
ж...лет
| ж...вопись
| ш...повник
| тащу
| ж...вотное
| карандаш…
| ж...раф
| ж...знь
| ч...дак
| щ...вель
| камыш...
| свеч...
| дач...
| рощ...
| саранч...
| ж...вот
| ш...ны
| ч...щ...
| ч...лки
| щ...ка
| ищ...
| ч...гун
| ворч...н
| ч…шка
| туч...
| пищ...
| маш...ны
| ч...деса
| ж...р
| ч...до
| ч...сто
| ч...лан
| ч…чело
|
Карточка для детей 3 уровня . Письмо Незнайки. Дорогие ребята!
Я хочю рассказать Вам о своих каникулах.
Летом я со своей собакой Пыжыком был на даче. Наша дачя у леса. Весной в лесу цветут шыповник и ландышы.
Мне очень нравилось собирать грибы. Самые вкусные грибы - это рыжыки.
Утром я ходил на речку. Над водой кружылись чяйки. Однажды я поймал щюку.
Приглашаю всех Вас к себе летом на дачю.
Незнайка |