Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы»





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы»
страница1/10
Дата публикации23.10.2014
Размер1.21 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Содержание и методика психосоциальной работы »

направления подготовки 040400.62 «Социальная работа»

Автор программы: М.И. Сидорова, к.п.н., доцент кафедры социальных наук

Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины являются раскрытие студентам проблематики и специфики содержания психосоциальной работы, ее принципов, методов и технологий, способствовать усвоению психотехнических навыков экстренного психосоциального вспомоществования в профессиональной деятельности.

Реализация содержания курса предполагает решение следующих задач:

  • Способствовать формированию у студентов представлений о системе научно-методического, методологического, нормативно-правового и технологического обеспечения психосоциальной
    работы;

  • Формировать у студентов прочную систему знаний о содержании и методах психосоциальной практики;

  • Развивать профессиональную рефлексию, системное и комплексное мышление студентов, необходимое для реализации интегрального подхода в практике психосоциальной помощи
    «личности-в-ситуации»;

Способствовать воспитанию у студентов личностно-ориентированной профессиональной позиции к практике психосоциального вспомоществования.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Кол-во часов

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Раздел 1. Научно-методическое обоснование психосоциальной работы

1.1

Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы

2

1

1




2

1.2.

Психосоциальная помощь: границы профессиональной компетентности специалиста по социальной работе

2/2

1

1




2

Раздел 2. Теоретические основы содержание психосоциальной работы

2.1

Теории социализации, социальной адаптации и дезадаптации личности

4

2

2




4

2.2

Психология трудных жизненных ситуаций и стратегии поведения в них

4/2

2

2




4

2.3

Посттравматический синдром и психическая травма как объект профилактики и реабилитации

4

2

2




4

2.4

Теории агрессии и насилия, стратегии поведения жертвы

4

2

2




4

2.5

Аддиктивность как результат социального неблагополучия

4

2

2




4

Раздел 3. Методика и технология психосоциальной работы

3.1

Методика и технология индивидуальной психосоциальной работы. Консультирование.

4

2

2




4

3.2

Работа с группой: процесс, содержание. Сети социальной поддержки.

6

2

4




4

3.3

Психосоциальная работа с семьей: методика, содержание, диагностика, формы. Семейное консультирование.

2/2




2




4

3.4

Методики профилактики и реабилитации в психосоциальной работе с социально-неблагополучным населением.

6

2

4




4

3.5

Технологии психосоциальной работы в службах занятости населения, в учреждениях образования, здравоохранения и пенитенциарной системы.

6/2

2

4




4

Раздел 4. Частные методики, технологии и техники психосоциальной работы

4.1

Методика работы с детьми и семьями «группы риска». Технология сопровождения.

2/2




2




4

4.2

Технология кризисной интервенции.

2










4

4.3

Психосоциальная работа с утратами и острым горем.

2










2

4.4

Технологии медиации в разрешении психосоциальных конфликтов.


2










4

Итого:

50/10

20

30




58



Практическое занятие №1

Тема: Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы
План:

  1. Психосоциальная работа как отрасль практической психологии.

  2. Социальная дезадаптация.

  3. Психосоциальная работа: цель, понятие, функции, методы и формы.

  4. Соотношение понятий «содержание», «методика», «технология» и «техники» психосоциальной работы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Опишите суть психосоциального подхода и дайте определение психосоциальной работы.

  2. На какие категории населения ориентирована психосоциальная работа и в чем специфика ее организации?

  3. Какие функциональные обязанности входят в круг профессиональных компетенций специалиста?

  4. Каковы критерии эффективности психосоциальной работы?

  5. Что является содержанием психосоциальной работы?

  6. Дайте сравнительную характеристику методики и технологии психосоциальной работы.


Задания для самостоятельной работы:

Составьте сравнительную таблицу «Методика и технология психосоциальной работы»:

Методика психосоциальной работы

Технология психосоциальной работы

Определение

Предмет

Задачи

Формы

Основная литература:

  1. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 166 с.

  2. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб, 2002.

  3. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. – М., 2002.


Дополнительная литература:

  1. Беличева С.А. Учебная программа «Основы психосоциальной работы» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2011. - №4. – С.38-50; 2012. - №1 . С.3-26. - №2. – С.3-32. - №3. – С.3-30.

  2. Беличева С.А. Роль и место психологии в подготовке специалистов по социальной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационно й работы. – 2006. - №1. – С.3-13.



Практическое занятие №2

Тема: Психосоциальная помощь: границы профессиональной компетентности специалиста по социальной работе
План:

  1. Понятия «компетентность» и «компетенция».

  2. Соотношение понятий «профессиональная компетентность» и «ключевые профессиональные компетенции».

  3. Содержание и критерии профессиональной подготовки специалистов для психосоциальной работы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Обоснуйте суть и необходимость компетентностного подхода к психосоциальной работе.

  2. Сравните понятия «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции».

  3. Какие функциональные обязанности входят в круг профессиональных компетенций специалиста?


Задания для самостоятельной работы:

Составьте акмеограмму специалиста по психосоциальной работе по следующему плану:

1) Объективные характеристики труда по психосоциальному направлению социальной работы:

  • задачи психосоциальной работы;

  • функции (профессиональные действия) социально-психологических задач;

  • результаты труда специалиста;

  • знания в области теории и практики;

2) Субъективные характеристики (профессионально важные качества):

  • ролевые характеристики: навыки, умения;

  • субъективные качества: индивидуальные качества специалиста,
    акмеологические инварианты;

3) Психологические качества, являющиеся противопоказаниями к психосоциальной работе.
Основная литература:

  1. Беличева С.А. Учебная программа «Основы психосоциальной работы» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2011. - №4. – С.38-50; 2012. - №1 . С.3-26. - №2. – С.3-32. - №3. – С.3-30.

  2. Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Байденко В.И., Оскарссон Б. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М.. 2002.

  3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.; Воронеж, 2003.

  4. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб, 2002.

  5. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. – М., 2002.


Дополнительная литература:

  1. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. – М., 2002.

  2. Беличева С.А. Роль и место психологии в подготовке специалистов по социальной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационно й работы. – 2006. - №1. – С.3-1

Практическое занятие №3 (4 часа)

Тема: Теории социализации, социальной адаптации и дезадаптации личности.
План:

  1. Адаптация как феномен научного познания.

  2. Теории социальной адаптации.

  3. Адаптивность как результат продуктивной социализации.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Почему именно проблема адаптации так активно разрабатывается в психологии и других науках о человеке?

  2. Проблема адаптации – это изначально биологическая, психологическая или социальная проблема?

  3. Каковы ресурсы личности и среды в процессе социальной адаптации?


Задания для самостоятельной работы:

1. На основе обзора зарубежных и отечественных теорий, составьте таблицу:

Представления о социальной адаптации в различных психологических школах

Психологические школы, направления, концепции

Модель и компоненты социальной адаптации

Процесс и механизмы социальной адаптации

1 . Психоаналитические теории социальной адаптации:

• Теория адаптации по З.Фрейду;

• Теоретические подходы А. Адлера, Э. Эриксона и Г. Гартмана

к пониманию социальной адаптации;







и т.д.







2. Составьте словарь понятий и терминов: адаптация, адаптация психологическая, адаптация социальная, стресс, коппинг, ресурсы личности, ресурсы среды, социальная поддержка, социально-поддерживающий процесс, сети социальной поддержки.
Рекомендуемая литература:

  1. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 166 с.

  2. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб, 2002.

  3. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. – М., 2002.

Практическое занятие №4

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы»
«Содержание и методика психосоциальной работы» раскрыть студентам проблематику и специфику содержания психосоциальной работы, ее...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации сд. Ф. 8 Содержание и методика социально-...
«социальная работа». Учебная дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы» относится к числу общепрофессиональных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconРоссийская федерация министерство сельского хозяйства федеральное...
«Содержание и методика психосоциальной работы» раскрыть студентам проблематику и специфику содержания психосоциальной работы, ее...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconРешение кафедры
Цель и задачи и место курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» в системе профессиональной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика исследований...
Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Р. 1 Методика...
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского муниципального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск