«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО ЗДУР МБОУ «Юхмачинская СОШ» МБОУ «Юхмачинская СОШ»
Гилязова Н.К.. ___________Л.А.Рахматуллина _____________ А.Н.Романов
Протокол №___ от Приказ №_____ от
«___»__________2011 г. «___»___________ 2011 г. «___»_____________ 2011 г.
Рабочая программа
МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Лысковой Галины Александровны, учителя 2 квалификационной категории
по обществознанию в 9 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокола №__________от
«___»__________2011г.
2011-2012 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по обществознанию
Класс 9
Учитель: Лыскова Галина Александровна
Количество часов
Всего 34 часов; в неделю 1 час
Плановых контрольных уроков _1 , зачетов _3_ , тестов ч.;
Административных контрольных уроков ч.
Планирование составлено на основе примерной программы по обществознанию 5-9 класс для образовательных учреждений
Учебник: 1.А.И Кравченко, Е.А.Певцова Обществознание 9 класс «Русское слово» 2008 г.
Пояснительная записка
к образовательной программе по обществознанию в 9 классе
Настоящая образовательная программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию изданного в издательстве «Дрофа» 2008 г.
Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 9 класса предусматривает обучение обществознания в объеме 1 час в неделю- всего 34 часа.
Образовательная программа ориентирована на использование учебника Обществознание А.И. Кравченко, Е.А.Певцова «Русское слово» М. 2006г. включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности. Уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты, прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско – общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений
В результате изучения курса у учащихся формируются общеучебные умения и навыки:- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- владеть основами высказывания, монолога, дискуссии; следование этическим нормам и правилам ;
- выполнение познавательных и практических заданий.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника
Образовательная программа ориентирована на использование пособий для учителя:
1.Преподавание истории и обществознания в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
2.Электронные учебные пособия: 1).Государственная символика России (история и современность); 2).Обществознание. Практикум
3.Поурочные разработки по обществознанию к УМК А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой М. «Русское слово» 2008 г.
и дополнительной литературы для учащихся:
1.Научно-практический журнал. История и обществознание для школьников
2. Интернет-ресурсы и т.д….
Программно-тематическое планирование курса «Обществознание. 9 класс» (35 часов)
№
| Тема урока
| Кол-
во
ча-
сов
| Тип урока
| Элементы содержания образования.
Виды учебной деятельности
| ИКТ
ЕГЭ
| Планируемые результаты освоения материала
| Вид
контроля
| Домашнее
задание
| Дата
| План
| Факт
| 1
| Власть
| 1
| Тематическая лекция
| Влияние: понятие, формы, способы. Власть: а) понятие, история возникновения и развития; б) формы и методы. Политическая власть: а) пирамида легитимности; б)разделение властей. Понятия: влияние, сила, власть, авторитет, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей
|
| Уметь: анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти. Знать понятия: влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей
|
| Для всех учащихся: знать основные понятия и термины. Репродуктивный уровень: п.1, вопросы 1-3.
Конструктивный уровень: привести примеры легитимной и нелегитимной власти.
Творческий уровень: написать сочинение «Я и власть»
|
|
| 2
| Государство
| 1
| Комбинированный урок
| Государство – элемент политической системы общества. Причины возникновения государство. Признаки и функции государства. Суверенитет. Понятия: взаимодействие, взаимовлияние общества и государства: общество делегирует часть прав государству; Термины: государство, суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система, монополии государства
|
| Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства (вариант: объяснять закономерности развития процессов).
Знать понятия: государство, суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система, монополии государства
|
| Для всех учащихся: п.2, в. 1-3.
Творческий уровень: мини-сочинение на тему «Мое понимание идеального государства»
|
|
| 3
| Национально-государственное устройство
| 1
| Комбинированный урок
| Две тенденции в межнациональных отношениях. Централизованное государство. Общенациональное государство. Причины распада национальных государств. Понятия: многовариативность государственного строительства; - повторение понятия «межнациональные отношения»; - новые понятия и термины: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенациональное государство, империя
|
| Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения. Уметь: - объяснять процесс создания централизованных государств; - объяснять причины и особенности распада национальных государств. Знать понятия: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенациональное государство, империя
|
| Для всех учащихся: знать основные понятия.
Репродуктивный уровень: п.3, в. 1,3,5-7.
Конструктивный уровень: таблица «Формы государственного устройства».
Творческий уровень: проведение мини-исследования «Сепаратизм в истории России: основные вехи»
|
|
| 4
| Формы правления
| 1
| Тематическая лекция
| Форма правления: понятие и виды. Монархия и республика – различные формы правления. Демократия, ее основные признаки. Понятия: республиканская форма правления, основанная на демократии, способствует наиболее гармоническому развитию личности; Термины: монархия, республика, демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии
|
| Уметь:
- сравнивать две формы правления: республику и монархию;
- разъяснять сущность демократической формы правления;
- анализировать политическую систему государства.
Знать понятия: монархия, республика, демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии
|
| Для всех учащихся: знать основные понятия п.4, в.2,3.
Конструктивный уровень: называть формы правления и национально-государственного устройства Древней Руси, России 16-19 вв., 20 в. (таблица на с.38)
|
|
| 5
| Политические режимы
| 1
| Комбинированный урок
| Политический режим: понятие, типы и формы политических режимов. Демократические и недемократические режимы. Политический режим Р.Ф. Понятия: статус личности как субъекта или объекта политики определяется политическим режимом (вариант: демократический режим максимально благоприятствует развитию личности и общества);
Термины: политический режим; демократический, недемократический режимы, авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально- демократический режим
|
| Уметь объяснять особенности политических режимов (аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России). Знать понятия: политический режим, демократический, недемократический режимы, авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально- демократический режим
| Тест
| Для всех учащихся: знать основные понятия п.5, в.1,4,6
Конструктивный уровень: подбор дополнительного материала, в котором отражены особенности политического режима стран Зап. Европы, России и Азии (групповая работа).
Творческий уровень: ответить на вопрос «Какие препятствия на пути к правовому государству существуют в современной России?»
|
|
| 6
| Гражданское общество и правовое государство
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие гражданского общества. Пути становления гражданского общества. Институт гражданства. Правовое государство и его основные признаки. Понятия: многовариативность взаимосвязей общества и государства; - гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство
|
| Уметь: - объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство);
- формулировать и отстаивать свою позицию.
Знать понятия: гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство
| Разработка проекта «Я - гражданин РФ»
| Для всех учащихся: знать основные понятия п.6, в.1-3.
Конструктивный уровень: написать предложение, заявление или жалобу.
Творческий уровень: провести мини-исследование на тему «Перспективы формирования гражданского общества в Российской Федерации»
|
|
| 7
| Голосование, выборы, референдум
| 1
| Тематическая лекция
| Основные формы участия граждан в политической жизни страны. Голосование. Процедура выборов. Референдум в общественной жизни страны. Понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум, собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы
|
| Уметь: - объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни страны; - высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае. Знать понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум, собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы
|
| Для всех учащихся: знать основные понятия п.7, в.1,2,4,5.
Конструктивный уровень: объяснить, почему в процессе становления тоталитарной системы одним из мероприятий государственной власти является ограничение или ликвидация права граждан на выбор.
Опережающее задание: определить роль и значение многопартийности в политической жизни страны
|
|
| 8-9
| Политические партии
| 2
| Семинар
| Политическая партия и ее основные признаки. Роль политических партий в обществе. Функции политических партий. Особенности содержания программ. Классификация политических партий. Понятия: наличие легальной политической оппозиции как важнейший признак демократии; - политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа; - партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые, революционные, реформистские, реакционные и консервативные; левые, правые, центристские; многопартийность
|
| Уметь: - сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий; - формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию. Знать понятия: политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа; - партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые, революционные, реформистские, реакционные и консервативные; левые, правые, центристские; многопартийность
| Выступления на семинаре
| Для всех учащихся: знать основные понятия п.8.
Репродуктивный уровень: в.3,5.
Конструктивный уровень: представить, что Вы – лидер новой партии; назовите ее, дайте ей характеристику по плану, напишите программу партии.
Творческий уровень: указать достоинства и недостатки многопартийности и однопартийной системы. Обосновать свой выбор
|
|
| 10-11
| Политическая жизнь современной России
| 2
| Повторительно-обобщающий урок
| Политическая система современной России. Внутриполитические проблемы России и пути их решения: а) властные отношения, социальная иерархия и борьба за власть; б) национальные отношения в России. Проблема сепаратизма; в) политическая культура. Понятия: идеальная модель политического устройства России, отраженная в Конституции РФ
|
| Знать термины: политическая система, демократия. Уметь: - называть формы правления, формы национально-государственного устройства; - объяснять роль политики в жизни общества; - характеризовать государство; - приводить примеры участия граждан в политической жизни
| Тест
| Для всех учащихся: определить форму государственного устройства и политический режим современной России.
Конструктивный уровень: сравнить политическую систему России с политической системой любой другой страны.
Творческий уровень: написать рефераты по выбору: 1) «Пути повышения политической культуры российских граждан». 2) «Политическая культура жителя области»; 3) «Политическая социализация молодежи». Опережающее задание (групповое): подготовить сообщения о политических организациях и движениях области, их целях и задачах, программах деятельности
|
|
| 12-13
| Политическая жизнь в нашей стране
| 2
| Урок-конференция
| Общественно-политические движения на территории области. Политические организации, их программа, практическая деятельность и влияние на общественную жизнь. Участие населения в политической жизни страны и края
|
| Знать термины: политические организации, общественно-политические движения. Уметь: - приводить примеры участия населения в политической жизни страны и края;- характеризовать политические организации области
| Выступления на конференции
| Для всех учащихся: перечислить общественно- политические движения, существующие на территории области; назвать их цели и задачи.
Конструктивный уровень: охарактеризовать какую-либо политическую организацию области, ее программу и значение ее деятельности.
|
|
| 14-15
| Право, его сущность и особенности
| 2
| Вводная лекция
| Право в системе социальных норм. Права и обязанности. Нормы права. Отрасли права. Правовая культура. Понятия: социальные нормы, нормы права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно- правовой акт; международное гуманитарное право
|
| Уметь: - объяснять особый статус права в системе социальных норм; - сравнивать нормы морали и нормы права. Знать понятия: социальные нормы, нормы права отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно- правовой акт; международное гуманитарное право,
|
| Для всех учащихся: основные понятия п.9, вопросы 1,2,5,6.
Конструктивный уровень: составить схему «Основные понятия темы: система взаимосвязей».
Творческий уровень: написать сочинение «Право в моей жизни». Опережающее задание: составить схему «Органы власти и управления»
|
|
| |