САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет менеджмента Кафедра институциональной экономики Богданова Елена Зиновьевна
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЗАПРОСА СЕМЬИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Выпускная квалификационная работа по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» магистранта группы №2431 (магистерская программа «Управление образованием»)
Рецензент
д-р пед. наук, проф.
С.А. Писарева
Рецензент
директор ИМЦ Петроградского района, канд. техн. наук
М.И. Шубинский
| Научный руководитель
д-р пед. наук, проф.
____________________
А.Е. Бахмутский
|
Санкт-Петербург 2013
РЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ Ключевые слова: семья, типичная семья, родители, школа, система образования, взаимоотношения, запрос, управление образовательной организацией.
Key words: family, the typical family, parent, school, education system, relationship, inquiry, management of educational institution.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована степень разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, изложены его теоретические и методологические основы, раскрыта научная новизна, отмечена теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Изучение особенностей запроса семьи к образовательной организации» рассматриваются три взаимосвязанные проблемы, изложенные в отдельных параграфах:
1.1. Запрос семьи к школе
1.2. Запрос школы к семье
1.3. Готовность педагогов к работе с семьей
На основании изученных теоретических материалов, а также публикаций практикующих руководителей были сделаны выводы, которые можно использовать в управленческой деятельности.
При формировании программы развития образовательной организации следует изучить социальный состав семей обучающихся и учитывать их запрос к процессу и результату образования.
При изучении запроса семьи к школе можно выделить три основных направления:
Запрос к результатам образования;
Запрос к организации процесса обучения;
Запрос к условиям обучения.
Игнорирование образовательных запросов семьи может привести к тому, что доля родителей, ищущих альтернативные пути обучения детей, будет расти.
Основной запрос школы к семье можно подразделить на следующие составляющие:
формирование культурного капитала личности;
формирование ответственного отношения к учебе;
внимание к состоянию здоровья ребенка, своевременность обращения за квалифицированной медицинской помощью,
наличие регулярного семейного контроля в сфере образования и досуга подростков, использования ими свободного времени.
Школа и семья как важные общественные институты в жизни ребенка не дублируют функции друг друга.
Факторы, оказывающие значительное влияние на реализацию воспитательного потенциала семьи можно объединить в три группы:
социально-демографические (состав семьи, состояние здоровья членов семьи и другие);
социально-экономические (занятость, уровень жизни и другие);
внутрисемейные (обычаи, традиции, правила и нормы конкретной семьи).
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и школы для повышения качества образовательного процесса, запрос к семье должен быть осознан педагогическим сообществом, доведен до родителей (или лиц их заменяющих) и принят всеми участниками процесса.
Необходимость своевременно реагировать на запросы семьи, как основного потребителя образовательных услуг, носит в большинстве случаев декларативный характер.
Организация работы с семьей требует дополнительного обучения педагогов адекватным методам психологического и педагогического воздействия.
Готовность семьи и школы как субъектов к созданию единой среды воспитания, обучения и развития ребенка во взаимовлиянии и интеграции создает необходимые предпосылки для повышения качества образовательного процесса.
Действующий стандарт высшего профессионального образования в области «Педагогика» не предполагает обучение способам организации конструктивного взаимодействия с семьей.
Во второй главе «Характеристика запроса семьи на основе данных опросов общественного мнения» с целью описания запроса семьи на основании статистически достоверного числа данных мы воспользовались результатами опросов, проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Фондом Общественное Мнение (ФОМ).
Значимыми жизненными целями для населения Российской Федерации являются: создание счастливой семьи и воспитание хороших детей, обретение надежных друзей, честная жизнь. К наиболее значимым стремлениям респондентов также относятся интересная работа, любимое дело, хорошее образование. Таким образом, в школе важно обратить внимание на программы воспитания семьянина, нравственного воспитания, профориентации, развития навыков взаимодействия.
По данным опроса, многие россияне опасаются экономического кризиса и терактов. Считаем, что программы обеспечения безопасности школьников получат живой отклик среди родительской аудитории.
Самой важной проблемой детства с точки зрения россиян, остается алкоголизм и наркомания среди детей и подростков, а также детская и подростковая преступность. Проблема организации детского досуга является менее актуальной. Поэтому, важность проводимых мероприятий лучше основывать через призму решения проблем профилактики преступности и употребления психо-активных веществ, а не как форму организации досуга детей и подростков.
Исходя из признаков хорошей школы, полученных в результате опроса, стоит учесть при презентации школы в родительской аудитории или для внешних экспертов, что наиболее значимыми признаками являются профессионализм педагогического коллектива, благоустроенность и методическая оснащенность школы.
При принятии решения о выборе варианта преподавания нового курса стоит учесть, что большинство склоняется к изучению в школе Закона Божьего.
Отношение детей и взрослых к школе, в целом, положительное.
Большинство россиян считают, что их дети должны иметь законченное высшее образование.
Наиболее востребованы следующие профессии области: делопроизводство, секретариат, а также производство, технологии, техника (приложение). Наиболее востребованы сферы здравоохранения, информатики и вычислительная техника. Эти знания стоит учесть при формировании программы профориентации, а также при выборе профиля обучения в школе.
В третьей главе «Изучение запроса семей к образовательной организации» рассматриваются практические результаты исследования удовлетворенности образовательными организациями семей, обучающихся и педагогов Петроградского района.
При исследовании удовлетворенности семей деятельностью образовательных организаций в Петроградском районе Санкт-Петербурга мы решили выделить типичные семьи и узнать их точку зрения. Опросили 430 родителей обучающихся 4, 9 и 11 классов из 11 образовательных организаций. Выяснилось, что около 46,98 % семей имеют 1 ребенка, а 38,84 % - 2 детей. Высшее образование имеют 49,53 %, среднее специальное – 25,58 %. Считают свой доход достаточным – 63,49 % представителей опрошенных семей. В частных организациях работают 40,93 %, а в бюджетных организациях заняты 29,53 % опрошенных.
Типичной семьей образовательных организаций Петроградского района Санкт-Петербурга (38,1 % опрошенных) оказалась семья, обладающая следующими характеристиками:
высшее образование взрослых членов семьи,
высокий или достаточный доход,
1 или 2 ребенка.
Для проверки гипотезы о статистической достоверности различий в запросах различных групп респондентов мы применяли двухвыборочный t-критерий Стьюдента (приложение 3). Анализируя полученные результаты, выявляя статистически достоверные различия, мы пришли к следующим выводам:
В запросах типичной семьи и семей, взрослые члены которых имеют среднее или средне-специальное образование, достоверные различия выявлены по всем позициям кроме общей удовлетворенности условиями обучения. Общая удовлетворенность и процессом, и результатом обучения у представителей традиционной семьи ниже, а активность по всем позициям выше, чем и оппонентов.
Типичные семьи и семьи, которые считают свой доход низким или недостаточным, различаются только по уровню участия в организации процесса и создания условий для обучения с вероятностью 95%.
Позиции представителей типичной семьи и респондентов, занимающихся детьми и хозяйством, различает общая удовлетворенность результатом обучения. Типичные семьи менее удовлетворены с вероятностью 90%.
Достоверными различиями в ответах типичной и многодетной семьи можно считать разницу в активности при создании условий для обучения с вероятностью 80%. Типичные семьи проявляют большую активность.
Позиции семей и педагогов различаются с очень большой вероятностью почти по всем позициям. Семьи показывают меньшую общую удовлетворенность, удовлетворенность условиями обучениями и считают себя более пассивными при организации процесса, создании результата и условий обучения.
Различаются позиции семей и взгляды обучающихся. Семьи больше, чем школьники (вероятность 99,9%) удовлетворены условиями обучения. Обучающиеся с вероятностью 99,9 % считают свои семьи более пассивными.
Существуют достоверные различия на взгляды обучающихся и педагогов на удовлетворенность семей. С вероятностью 99,9 % по мнению педагогов семьи более активны, чем по мнению школьников. Педагоги считают семьи более удовлетворенными условиями обучения.
В заключении систематизируются основные результаты диссертационного исследования, отражающие его научно-практическую значимость.
Основные выводы и результаты диссертационного исследования:
Взаимодействие семьи и школы как равных субъектов в создании среды воспитания, обучения и развития ребенка и создает предпосылки для повышения качества образовательного процесса. Знания о типичной семье в различных сферах жизнедеятельности поможет руководителю решить управленческую задачу наиболее рациональным способом.
Считаем гипотезу исследования о том, что запрос семьи к школе отличается от запросов обучающихся и педагогов и требует самостоятельного изучения для использования при принятии управленческих решений, доказанной.
В приложении приведена программа повышения квалификации педагогических работников «Построение взаимоотношений семьи и школы на основании родительского запроса», а также описание использованного при проведении исследования опросника.
Структура диссертации и логика работы подчинены решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, 5 параграфов, объединенных в 3 главы, заключения, изложенных на 54 страницах; содержит 3 таблицы, 6 рисунков. Список литературы содержит 44 наименования.
|