Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога»





НазваниеПрограмма государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога»
страница1/17
Дата публикации20.06.2013
Размер1.8 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт»

ПРОГРАММА

государственного аттестационного экзамена

«Теория и практика деятельности социального педагога»

Коломна

2009


УДК

ББК

П-

Рекомендовано к изданию

редакционно-издательским

советом Коломенского

государственного

педагогического института


Рецензент: доктор психологических наук,

профессор И.М. Ильичева
П- Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» / Сост. М.Н. Филиппов, В.А. Шняк – Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009. – 180 с.
Программа подготовлена на кафедре социальной психологии и педагогики Коломенского государственного педагогического института.

В программе рассматривается содержание основных дисциплин по специальности 031300 – «Социальная педагогика». В соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности в программе представлены теоретические вопросы и соответствующие типовые практические задачи профессиональной деятельности социального педагога, позволяющие выявить степень сформированности способностей выпускника решать теоретические и прикладные практические задачи.

Программа предназначена для методического обеспечения учебного процесса и организации самостоятельной деятельности студентов при подготовке к государственному квалификационному экзамену.
Утверждена на заседании совета психологического факультета

Протокол № от «____» _________ 2009 года

© М.Н. Филиппов, В.А. Шняк, 2009

© ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009


Содержание
Пояснительная записка_______________________________4

Содержание программы______________________________11

Раздел 1. Общерофессиональные вопросы теории и практики

деятельности социального педагога____________________11

Раздел 2. Содержание социально-педагогических дисциплин

предметной подготовки и специализации______________ 24

Приложение № 1. Словарь терминов социальной педагогики_________________________________________44

Приложение №2. Вопросы для подготовки к итоговому

квалификационному государственному экзамену________171


Пояснительная записка
В соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений» утвержденным приказом Министра образования Российской Федерации №1155 от 25.03.03. итоговые государственные экзамены специалиста являются квалификационными и предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным профессиональным стандартом.

Государственный квалификационный экзамен «Теория и практика деятельности социального педагога» носит комплексный характер и отражает в себе основные требования к профессиональной подготовке социальных педагогов, систему общепрофессиональных и социальных специально-педагогических знаний полученных выпускниками в период обучения в вузе. При формировании программы квалификационного экзамена составителями были учтены реально усвоенный объём пройденных психолого-педагогических дисциплин, таких как «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологи», «Методика и технология работы социального педагога», «Социальная политика», «Основы социальной работы» и др. В Программе отражен обобщающий, междисциплинарный характер наиболее значимых содержательных компонентов дисциплин учебного плана и Государственного образовательного стандарта. Программа согласуется с образовательным стандартом специальности 031300 Социальная педагогика и обязательным минимумом содержания профессиональной образовательной программы этой специальности. Она позволяет студентам системно закрепить полученные знания, придать им целостный и комплексный характер.

Структура Программы состоит из двух разделов и списка вопросов подготовки к итоговому Государственному квалификационному экзамену. В первом разделе представлены общепрофессиональные вопросы теории и практики деятельности социального педагога. Во втором разделе изложено основное содержание социально-педагогических дисциплин предметной подготовки и специализации. Каждая из дисциплин сопровождается списком основной и дополнительной литературы, что позволит студентам при подготовке к экзамену наиболее полно и глубоко повторить вопросы по соответствующим дисциплинам.

В приложения к Программе включен порядок проведения итогового квалификационного Государственного экзамена (Приложение №1), перечень основных понятий по названным дисциплинам (Приложение №2), вопросы для подготовки к итоговому квалификационному Государственному экзамену по социальной психологии (Приложение №3).

Содержание итогового квалификационного Государственного экзамена полностью соответствует государственному образовательному стандарту. Составленные на основе Программы итогового Государственного квалификационного экзамена и соотнесенные с типовыми задачами профессиональной деятельности социального педагога экзаменационные материалы позволяют выявить степень подготовленности выпускника к решению теоретических и прикладных задач в предстоящей практической деятельности.

Программа итогового Государственного квалификационного экзамена является единой для всех студентов, независимо от тематики выпускной квалификационной работы.

В экзаменационные билеты входят три вопроса: первый – общие вопросы теории и практики деятельности социального педагога;

второй – по предметной подготовке; третий – типовые задачи профессиональной деятельности выпускника.
Критерии оценки итогового государственного экзамена
Оценка ответа на вопрос (выполненного задания) выставляется членами Государственной экзаменационной комиссии. В состав ГАК включены специалисты в области тех дисциплин (разделов дисциплин), которые используются при формировании программы выпускного квалификационного государственного экзамена. Оценки ставятся по четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки выпускника по специальности, его профессиональные компетенции, входят:

- уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- уровень освоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;

- уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи профессиональной деятельности;

- обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

- уровень информационной и коммуникативной культуры.

Критерии оценки теоретических знаний студента.

Ответы выпускников на поставленные в билете вопросы должны соответствовать следующим критериям:

- системность и методологичность профессионального мышления;

-владение категориально-понятийным аппаратом социальной педагогики;

- способность к теоретическому обоснованию проблем социально-педагогической практики;

- сформированность профессионального сознания.

Результаты ответов оцениваются:
«отлично» - студент демонстрирует свободное владение основными понятиями социальной педагогики, экзаменационным материалом. Полно, правильно и последовательно раскрывает содержание вопросов билета, показывая при этом высокий уровень теоретических и научных обобщений. Знания материала отличаются системностью, фундаментальностью и логической последовательностью, имеет место связь излагаемого материала с практикой деятельности социального педагога.

«хорошо» - студент владеет материалом в полном объёме, вместе с тем, при ответе демонстрирует репродуктивный уровень усвоения материала.

Допускает небольшие неточности в формулировке понятий, не полностью раскрывает содержание педагогических понятий. Умеет формулировать собственную педагогическую позицию, знает основную литературу по вопросам билета и использует её при ответе. Студент умеет логически правильно построить ответ, умеет строить логически завершенные выводы. Допускает незначительные речевые ошибки.

«удовлетворительно» - студент владеет понятийным аппаратом социальной педагогики, однако в знании материала демонстрирует бессистемность, поверхностность, проявляет слабые способности к логическому обобщению излагаемого материала. При ответе испытывает определенные затруднения в правильном формулировании теоретических положений и выводов, слабо использует примеры из практики. Допускает некоторые педагогические и речевые ошибки.

«неудовлетворительно» - студент не владеет понятийным аппаратом изученных дисциплин, не может сформулировать социально-педагогические понятия, не может раскрыть их содержание. Студент содержание экзаменационного материала знает менее чем на 50%, допускает серьезные ошибки в логике построения ответа, речевые ошибки не делает выводы.

При подготовке к итоговому квалификационному Государственному экзамену студенты могут использовать рекомендованные перечни литературы, список вопросов. Программа поможет выпускникам организовать самостоятельную деятельность в период подготовки к итоговому квалификационному Государственному экзамену, позволит углубить и расширить представления по актуальным проблемам социальной педагогики, актуализировать имеющиеся знания в их специфике и интегративных связях.

Авторский коллектив преподавателей надеется, что разработанная ими программа поможет студентам подготовиться к итоговому квалификационному Государственному экзамену и успешно сдать его.

Порядок проведения итогового

государственного экзамена
Итоговая государственная аттестация полученных студентом знаний и умений осуществляется в форме устного экзамена на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК), состав которой формируется на основе «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» и «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников Коломенского государственного педагогического института и утверждается ректором КГПИ.

К государственным экзаменам допускается студент, успешно завершивший полный курс обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования специальности «Социальная педагогика» и успешно прошедший все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом данной специальности.

Прием государственных экзаменов проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК ) с участием не менее двух третей ее состава и председателя ГЭК. В ГЭК до начала заседания экзаменационной комиссии и по приему государственного экзамена

представляются следующие документы:

- справка декана факультета о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках по всем дисциплинам, курсовым работам, практикам;

- зачетные книжки с соответствующей отметкой о допуске к итоговой Государственной аттестации.

Для подготовки ответов на вопросы экзаменационного билета студенту предоставляется не менее 45 минут. Ответ экзаменаторам должен занимать не более 20 минут. Общая продолжительность экзамена для студента не должна превышать двух часов.

При подготовке на вопросы экзаменационного билета студент может пользоваться программой государственного экзамена и справочными

материалами. Во время подготовки студент имеет право делать записи в листе ответа, который выдается ему секретарем ГЭК и имеет печать факультета. Лист ответа обязательно подписывается студентом.

В ходе ответа перед экзаменационной комиссией студент может использовать ответный лист, который после ответа сдается секретарю ГЭК (в том числе и в том случае, если студент не сделал на нем ни каких записей).

По завершении экзамена ГЭК на закрытом совещании подводит итоги и выставляет оценки по шкале «отлично» , «хорошо» , «удовлетворительно», «неудовлетворительно» простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.

Результаты объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания экзаменационной комиссии и вносятся в зачетные книжки и ведомости.

Оценка «неудовлетворительно» вносится только в ведомость.

Студент, получивший оценку «неудовлетворительно» по одному из государственных экзаменов, допускается к сдаче других государственных экзаменов, предусмотренных учебным планом специальности, и не допускается к защите выпускной квалификационной работы.

Пересдача экзамена на более высокую оценку запрещается. Апелляции по результатам экзамена не принимаются.

Студентам, не сдававшим государственные экзамены по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из института. Перенос государственных экзаменов на другой срок оформляется приказом ректора.

Дополнительные заседания государственной аттестационной комиссии организуются в установленные КГПИ сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не сдававшим государственные экзамены по уважительной причине.


Содержание программы

Раздел I. Общепрофессиональные вопросы

теории и практики деятельности социального педагога.

Тема: Социальная политика

Основные направления социальной политики современной России. Нормативно-правовая база. Политика государства в области защиты здоровья населения, занятости населения, обеспечения права граждан на образование, защиты интересов семьи, детства, интересов женщин; поддержки инвалидов. Обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания населения.

Тема: Нормативно-правовое обеспечение образования

Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и  правовой статус участников образовательного процесса. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.

Педагогика.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconПрограмма итогового государственного экзамена «Теория и практика таможенного дела»
Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 08. 01. 15 «Таможенное дело» 3
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Итогового экзамена по специальности Информатика для проведения Государственного Аттестационного Испытания
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Итогового экзамена по дисциплине Информатика для проведения Государственного Аттестационного Испытания
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче государственного экзамена
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для...
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика связей...
«Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности») и направлению подготовки
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconКафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный...
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconТеория и практика социальной работы
Теория и практика социальной работы Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconТрансформация экономических систем: теория и практика
Работа выполнена на кафедре экономической теории факультета государственного управления Московского государственного университета...
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconРабочая программа дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций»
Программа и методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» для...
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconОб утверждении нормативных актов, регламентирующих проведение единого...
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для...
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconПрограмма дисциплины «Теория и практика онлайн исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
База: циклы математических дисциплин (алгебра и теория чисел, геометрия, математический анализ); курсы теория и методика обучения...
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconРабочая программа дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности»
Целями освоения дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности» являются
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconПрограмма дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 "Реклама...
Программа государственного аттестационного экзамена «Теория и практика деятельности социального педагога» iconПримерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре»
Целью курса является овладение учащимися методикой преподавания специальной дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск