Пояснительная записка к образовательной программе школы





НазваниеПояснительная записка к образовательной программе школы
страница1/12
Дата публикации21.08.2013
Размер1.09 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


  1. Пояснительная записка к образовательной программе школы


Образовательная программа – это локальный акт, который разработан методическим советом школы, принят на педагогическом совете школы и реализуется в школе на основе государственных образовательных стандартов. Образовательная программа - это внутришкольный образовательный стандарт, обусловленный как федеральной образовательной политикой и логикой развития региональной и муниципальной системы образования, так и образовательными запросами обучающихся и родителей, учитывающий особенности и возможности школы.

Образовательная программа корректируется и уточняется ежегодно в соответствии с изменениями в образовании. Исходя из того, что образовательная программа является внутришкольным стандартом содержания образования, она направлена на удовлетворение потребности:

-обучающихся – в программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональный выбор на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации;

-родителей – в предоставлении спектра образовательных услуг, гарантирующих достижение обучающимися требований Государственного образовательного стандарта и реализации права;

-учителей - в определении приоритетов в содержании образования и интеграцию педагогической деятельности;

-учебных заведений города - в притоке молодежи, ориентированной на комплексное освоение программ профессионального о бучения и общекультурного развития;

-Общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достиженией культуры и цивилизации;

-выпускника образовательного учреждения - в социальной адаптации.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Нормативные документы Министерства образования и науки РФ, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

  • Устав школы и локальные акты;

  • Лицензия образовательного учреждения;

Также при разработке образовательной программы учтены:

  • Уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в школе работает высококвалифицированный коллектив;

  • Материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса, работает компьютерный класс, все компьютеры которого объединены в локальную сеть, имеется скоростной выход в Интернет, библиотека также оснащена 2 компьютерами и медиатекой, есть спортивный зал, столовая, 90% учебных кабинетов оборудованы современным мультимедийным и интерактивным оборудованием;

  • Традиции, сложившиеся за годы работы школы: годовой круг праздников, участие в экспериментальной работе педагогического коллектива и т.д.


Образовательная программа определяет:

  • цели и содержание образовательного процесса, особенность их раскрытия через содержание учебных предметов, внеклассных мероприятий и педагогических технологий;

  • Научно-методическую базу реализации учебных программ


Образовательная программа регламентирует:


  • условия освоения образовательной программы;

  • диагностические процедуры для поэтапного объективного учета образовательных достижений обучающихся;

  • организационно-педагогические условия реализации программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.


Глобальные процессы в общественной жизни потребовали существенных изменений всех институтов, в том числе и школы. И хотя целью работы школы как государственного учреждения остается качественное образование, смысл и содержание этого понятия значительно изменились. Смысл образования заключается в развитии у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опытобучающихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения. Повышение уровня образованности, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:

  • В расширении круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы;

  • В подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-политической, культурно-досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др);

  • В подготовке к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.);

  • В повышении сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем;

  • В расширении возможностей выбора эффективных способов решения жизненных задач, стоящих перед школьниками.

Новые направления развития образования представили школе возможность проводить свою образовательную политику, учитывая специфику учреждения, определять приоритеты и стратегию деятельности. С другой стороны, обучающиеся и их родители, наряду с педагогами, став субъектами образования, получили право выбора образовательного учреждения, формы получения образования, а также отбора его содержания и технологий . Данные изменения стали возможным перевод образовательного учреждения в режим развития, который обеспечивает конкурентноспособность школы, защищает право каждого обучающегося на современное качественное образование и развитие.

Осуществление приоритетной цели видится педагогическим коллективом школы через достижение стратегической цели – создание образовательной среды творческого самоопределения и развития обучающихся.

Выполнение данной цели, как стратегии развития школы, требует решения следующих задач:



  • на уровне ученика:

-создать оптимальные условия для выявления способностей, поддержки и развития ученика;

-расширить сферы мыслительной деятельности обучающихся в направлении их профессионального самоопределения;

-определить и конкретизировать требования к учебным достижениям обучающихся в соответствии с государственными стандартами и ФГОСами;

-разработать пути и способы развития у обучающихся способностей к самоконтролю и самооценке;

-определить зоны актуального и ближайшего развития каждого ученика на основе психолого-педагогического мониторинга;

-осуществить дифференцированный индивидуальный подход к обучению на всех ступенях обучения;

-формировать положительную мотивацию учебной деятельности

  • на уровне педагога:

-оптимизировать, индивидуализировать процесс обучения и воспитания;

-освоить технологии и методики обучения и оценивания, реализующие компетентностный подход;

-строить процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и обучающегося;

-повышать педагогическую квалификацию, использовать современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные.

  • на уровне управления:

-активизировать методическую работу педагогов;

-стимулировать научно-экспериментальную деятельность;

-создать оптимальный учебный план, работающий на реализацию приоритетной идеи.

Достижение данных задач педагогическим коллективом школы предполагает комплексные изменения в образовательной практике и образовательных результатах:

1. В содержании образования:

-формирование компетентностной модели школьного содержания образования;

-обновление содержания образования в соответствии с новыми ФГОСами;

-создание современного учебно-дидактического комплекса по всем образовательным областям;

-содержательное наполнение школьного компонента образования с учетом специфики школы;

-подбор, содержание и реализация технологий обучения на основе компетентностного подхода.

2. В технологии обучения:

-внедрение технологий личностно развивающего обучения в начальной школе;

-освоение новых информационных технологий образования в основной и полной школе;

3. В организации образовательного процесса:

-разработка локальных актов школы, обеспечивающих нормативно-правовую базу образовательного процесса;

-реализация индивидуальных учебных планов.

4. В научно-методическом обеспечении:

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов школы;

-реализация направлений научно-методической и опытно-экспериментальной работы коллектива по апробации стандартов;

-освоение учителями компетентностного подхода и технологий обучения; научно-методическая поддержка образовательного процесса.

5. В системе управления:

-выстраивание образовательного процесса на основе анализа предыдущих результатов и достижений обучающихся и педагогического коллектива школы;

-повышение эффективности работы системы внутришкольного образовательного мониторинга результатов деятельности участников образовательного процесса;

-создание системы оценивания учебных достижений обучающихся на основе компетентностного подхода;

6. В мотивационном обеспечении:

-стимулирование всех педагогов к активному участию в инновационных процессах;

-осуществление психолого-педагогического мониторинга деятельности обучающихся.

7. В воспитательной деятельности:

-создание благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного и физического развития обучающихся, помощь в адаптации к современной социокультурной ситуации;

-развивать у обучающихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально значимых акциях; воспитывать качества гражданина; расширять общекультурный кругозор школьников. Формировать правовую культуру и гражданскую грамотность;

-создавать условия для усвоения школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества; изучать нормы общественной жизни, законы, ее регулирующие, и деятельность общественных институтов, познакомить с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом;

-оказание помощи выпускникам в самоопределении и выборе профессии.

8. В материально-техническом обеспечении:

-дальнейшее развитие материально-технической базы школы.

2.Образовательная программа начальной школы
Ценностные ориентиры начального образования


  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятия мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

-доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиции всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

-принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление им следовать;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-формирование способности к самоорганизации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие ее самоактуализации:

-формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;

-формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Начальная школа – новый этап в жизни ребенка, когда начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребенка младшего школьного возраста являются: словесно логическое мышление; произвольная смысловая память; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации; интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные. Рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.

Виды деятельности младшего школьника:

  • совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа и др.);

  • игровая деятельность (игра-драматизация, режиссерская игра, игра с правилами и др.);

  • творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.);

  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях и др.);

  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • Научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

  • Научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • Овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • Полностью овладеть видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам и др.). Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

  • Научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

  • Приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

  • Приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться грамотно выражать свои мысли и чувства;


Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования

  • Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентация и пр.).

  • Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную.

  • Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.

  • Обеспечить условия для овладения высшими формами игровой деятельности.

  • Обеспечить условия формирования учебной деятельности.

  • Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребенка.

  • Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая...
Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПаспорт программы 3- 4 Пояснительная записка к образовательной программе школы 4
Первоочередные направления работы по реализации образовательной программы школы (перспектива до 2013 2014г г.)
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПояснительная записка к образовательной программе школы 3
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 1
Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куркачинская средняя общеобразовательная школаВысокогорского муниципального...
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПояснительная записка к образовательной программе школы. Нормативно правовая база
Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к образовательной области «Познание» по программе «От рождения до школы» …
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к образовательной области «Коммуникация» по программе «От рождения до школы» …
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество»...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения до школы»
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconСогласовано Утверждаю Председатель Управляющего Директор школы: Совета...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования (ооп ноо)
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПояснительная записка. Общие сведения о программе
Её преобразование определяется эффективным внедрением в практику работы новейших достижений в области инновационной деятельности....
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПояснительная записка к образовательной программе мбоу «Новодемкинская сош»
Система оценки достижений ожидаемых результатов к освоению обучающимися образовательной программы
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconОбразовательная программа начального общего образования для 1 2 классов...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования гбоу прогимназии №1792 «Остафьево»
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПояснительная записка к образовательной программе школы общеобразовательная...
Образовательная программа среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка к образовательной программе школы iconПояснительная записка к основной образовательной программе начального...
«средняя общеобразовательная школа» это программный документ, на основании которого осуществляется управление и обеспечение качества...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск