Скачать 1.98 Mb.
|
Дмитриев М.Н. Кошечкин С.А. Методическое пособие по проведению деловых игр «CASE Study» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Нижегородский государственный архитектурно-строительный университетМетодическое пособие по проведению деловых игр «CASE Study» по предмету «Финансирование и финансовые аспекты экологии» (спецкурс) Н. Новгород 2003 Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственный образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования. Рекомендации содержащиеся в пособии выработаны на основании многолетнего использования авторами данной технологии в учебном процессе.Авторы Профессор, д.э.н. Михаил Николаевич Дмитриев, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет Доцент, к.э.н. Кошечкин Сергей Александрович, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет Содержание Введение …………………………………………………………………………...5 Часть 1. Применение «Case Study» в учебном процессе 1.1. Что такое CASE STUDY………………………………………………………...7 1.2. Преимущества CASE STUDY………………………………………………….8 1.3. Типы CASE STUDY……………………………………………………………...9 1.4. Встраивание CASE STUDY в учебный курс……………………………..15 1.5. Подготовка студента к анализу и обсуждению конкретных ситуаций………………………………………………………………………………17 1.6. Как читать CASE STUDY……………………………………………………...17 1.7. Анализ CASE STUDY студентом……………………………………………19 1.8. Развитие системы анализа и обсуждения CASE STUDY…………….21 1.9. Роли студента в обсуждении CASE STUDY……………………………..22 1.10. Письменный анализ CASE STUDY……………………………………….24 Часть 2. Методология проведения деловых игр. Рекомендации. 2.1. Алгоритм проведения деловых игр по технологии «Case Study»...27 2.2. Принципы и правила проведения презентации……………………….29 2.3. Принципы и правила проведения пресс-конференции……………..30 Часть 3. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ «CASE STUDY»
рисками………………………………………………………………………………110 Часть 4. «Case Study» для письменного анализа и обсуждения на занятиях. 4.1. ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ…………………………………………………….118 4.2. «Крымский техас»……………………………………………………120 4.3. «Масштабное строительство»………………………………...121 4.4. Дивногорск…………………………………………………………….121 4.5. неисправная канализация…………………………………….122 4.6. Зиминский гидролизный завод……………………………...122 4.7. утилизация ракетных двигателей…………………………123 4.8. утилизация стеклоотходов……………………………………123 4.9. СТРОИТЕЛЬСТВО НПЗ………………………………………………...124 4.10. Токсичное оборудование………………………………………125 Приложения: Приложение 1. Пример студенческой презентации. Case Study «ПАЗ» Приложение 2. Пример студенческой презентации. Case Study «Калина» Литература. Введение Дословно «Case Study» переводится с английского как «Пример для изучения» и представляет собой деловую игру, в которой реализован принцип обучения действием (learning by doing). Концептуальной основой метода является практикующее обучение (experiential learning), исходящее из предпосылки, что навыки, умения и адекватное поведение более эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретизацией и проверкой на практике. Основополагающей идеей метода является то, что современный бизнес- это больше навыки, умения, поведение, чем просто знание. А лучший способ развития этих качеств достигается тренировкой через их моделирование (подобно спортсмену или артисту). Алгоритм технологии вкратце представляет собой последовательность следующих шагов. 1.Проводится вводная лекция, в которой преподавателем освещаются основные аспекты, которым следует уделить внимание при решении кейса и предлагается инструментарий для решения данной проблемы. 2. Обучающиеся изучают и анализируют ситуацию в группах. После чего они генерируют различные идеи по поводу решения данной проблемы и затем оформляют их для презентации. Количество обучающихся в группе не должно по возможности превышать 6-7 человек. 3. Проводится презентация на которой предлагается решение данной проблемы. 4. По окончании презентации устраивается пресс-конференция. 5. Ведущий игры подводит итоги. Предлагает свое решение проблемы в заключительном слове. Преимущества технологии: 1. Получение навыков решения реальных проблем. Процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение. 2. Получение навыков работы в команде. С первых моментов игры обучающиеся понимают, что для того чтобы справиться с поставленной задачей нужно прийти к компромиссу между мнениями участников по поводу решения проблемы. Кроме того, для того чтобы уложиться по времени необходимо чётко и грамотно распределить обязанности в группе, а презентация и пресс-конференция группы должна смотреться как слаженная работа единой команды. 3. Получение навыков презентации. В результате проведения деловой игры обучающиеся получают не только опыт применения современных технических средств деловой презентации (программного продукта MS «Power Point», мультимедийного и overhead-проектора), но навыки публичного выступления (умение изложить и аргументировать свою точку зрения). 4. Получение навыков пресс-конференции и переговоров. Этот этап деловой игры стимулирует у обучающихся развитие навыков делового общения (умение формулировать вопрос, аргументировать ответ и т.д.) В отличие от традиционной практики, где обучение является главным образом познавательным процессом данный метод построен на формировании конкретных навыков и умений, которые трансформируются в конечном счёте в новое поведение. Минимальная личная вовлечённость студента в рамках традиционного обучения заменяется физической и психологической вовлеченностью со взятием на себя ответственности за ход и результаты событий. Многолетняя практика проведения деловых игр показывает, что студенты всегда с огромным энтузиазмом и азартом принимаются за решение проблемы, описанной в кейсе, так как эта технология позволяет им проявить свой креатив, самостоятельность в суждениях и одновременно требует демонстрации не только спектра экономических знаний и навыков, но применения этих знаний на практике. Часть 1. Применение «Case Study» в учебном процессе
Обсуждая со студентами практику использования CASE STUDY, часто приходится обнаруживать, что имеет место типичная ошибка, когда CASE STUDY путают с традиционной задачей. Такое заблуждение нетрудно распознать. CASE STUDY через свое содержание предлагает вам решение проблемы, и, как уже говорилось выше, при этом существует множество альтернатив, отвергающих наличие «единственно верного ответа». Очень специфическое решение для задачи — это, по сути дела, почти «единственно верный ответ». При таком положении следует бояться, что исчезнет важный учебный момент, лежащий в основе CASE STUDY. Поправить это можно, если пишущий CASE STUDY будет строить свое изложение с позиции принимающего решение. Нетрудно заметить, что в рамках этики CASE STUDY каждая CASE STUDY сопровождается сноской, констатирующей, что CASE STUDY не является по своей сути примером или иллюстрацией верного или неверного управления, а служит для обсуждения ее содержания в классе. В случае с задачей решение запрограммировано и ответ преподавателю известен. Это существенно отличает CASE STUDY от любого другого материала, используемого в традиционном обучении. Однако CASE STUDY по «конструкции» не должна являть собой хорошо сформулированную проблему. Обучение поиску и формулированию проблемы является принципиальным в применении CASE STUDY. Легко заметить, что в ходе занятий часто путают симптомы проявления проблемы (снижение прибыли, текучесть кадров, конфликт и т.п.) с самой проблемой. Симптомы обычно лежат на поверхности и заметны сразу, а проблема как различие между тем, что, и тем, что должно быть, «спрятана», как правило, в CASE STUDY за «грудой» фактов и событий. Конкретная ситуация также не должна представлять из себя документ технической экспертизы в какой бы то ни было области, изобилующий великим множеством цифр, данных и других технических деталей. Но главного — человека и его действий — вы либо не найдете совсем, либо они просто «задвинуты» техникой. Дело в том, что когда в CASE STUDY много технических подробностей, то это вызывает у студентов вполне естественную склонность заниматься именно ими. Это легче и более знакомо из множества других традиционных курсов и дисциплин. И главное, они делают это потому, что опять появляется возможность получить «единственно верный ответ», манипулируя бесчисленными комбинациями цифр, данных и деталей. Опыт преподавания CASE STUDY свидетельствует, что студенты практически каждый раз стараются склониться к этому. Обучая действию (управлению), необходимо насыщать CASE STUDY событиями, персонажами, чувствами, эмоциями, динамикой и многим другим, что делает ее частью реальной жизни, принесенной в класс. Суммируя сказанное выше, можно отметить, что в контексте рассматриваемого метода подготовленная CASE STUDY представляет изучающему следующие возможности: 1. Видеть проблемы глазами руководителей. Это очень эффективный путь «обучаться — делая». 2. Глубже понять и использовать управленческие концепции. Еще лучше это можно сделать через серию или цикл CASE STUDY. 3. Сопоставить и сравнить разные подходы и выработать в них некую типологию. Имеются в виду не только различия внутри одного типа бизнеса, но и между различными бизнесами. 4. Осмыслить и сбалансировать проблемы и факты, используя имеющийся опыт, видения и суждения. Сверить себя с другими, вменяться с ними опытом. 5. Применить в действии, в реальности свои аналитические способности. 6. Развить свою мотивированность к участию и коммуникационные навыки и умения. Научиться защищать свою позицию, приводить уместные аргументы, убеждать других — всему тому, что нельзя извить через лекции и подобные им формы занятий. 7. Продвигать знание современных и реальных управленческих проблем и практики не только в своем, но и в других бизнесах. На одном преимуществе и возможности CASE STUDY хотелось бы остановиться особо. Все еще с придыханием произносится термин застойного времени «опытный хозяйственник». Нет сомнения, что под этим понимается вполне определенный тип руководителя, вышедшего из прошлого. Обычно одной из его ключевых характеристик считается умение «затыкать дыры на тонущем корабле» — «дыры», которые он ему подобные сами же делают. Таким образом, была создана на долгие годы талантливейшая имитация управления, но не само управление. По этому поводу великий Эйнштейн заметил, что «нельзя решать проблемы на уровне того их понимания, на котором они были созданы». Тот руководитель, который умеет найти проблему и решить ее, — хороший руководитель, но еще лучше тот, который, предусмотрев возможность появления проблемы, предотвратит это. Именно развитию указанного умения способствует CASE STUDY как учебное средство.
Прежде всего, CASE STUDY учит быть объективным. Часто первое восприятие проблемы бывает очень субъективным. Анализируя факты и события ситуации, уясняя и обсуждая их с другими, вы невольно движетесь в направлении большей объективности в их понимании. Таким образом, уточняется реальность жизни. Быть максимально объективным — это важная способность руководителя, его великое умение. Говорят, что из прошлого нельзя получить картину будущего. Возможно, это и так в случае, когда имеет место простая передача опыта. Однако, если это организованные знания по предыдущему опыту, то получается совсем другой результат. Дело в том, что через CASE STUDY в рамках метода передается не просто опыт, а опыт, подкреплений теорией, т.е. достоверный и обобщенный опыт. Конкретная ситуация также помогает сформировать новое видение самой ситуации. Это достигается, когда пользователь соединяет факты, данные и события определенным, известным только ему образом, получая в итоге новое представление о происходящем— представление, которого у него ранее не было. Достичь этого непросто. Успех такого свойства CASE STUDY зависит от того, насколько качественно в ней организован поданный материал. Конкретная ситуация учит выявлять и принимать во внимание при решении проблемы и принятии решения наличие и влияние имеющих место в ситуации обстоятельств. Для этого проблема подается не изолированно, а в достаточно сложном окружении фактов, данных и событий. Изучающий, в свою очередь, должен научиться выявить и представить на обсуждение проблемы. Систематическая работа с CASE STUDY способствует выработке умения быть предусмотрительным. Работая над проблемой, обучающийся вынужден учиться выявлению трудностей и препятствий на пути к ее решению. Так, важным является предугадывание возможных шагов конкурентов при принятии того или иного решения. И? наконец, CASE STUDY в целом помогает стать восприимчивым к другому мнению и совету. При принятии решения в организации человек должен советоваться. Кроме всего прочего, важно уметь использовать хороший совет. Необходимо уметь слушать и слышать других, включать в решение полезные предположения. Все это как бы окружает работу с CASE STUDY и делает ее важным инструментом в практикующем научении. 1.3. Типы CASE STUDY В зависимости от специфических целей обучения управлению CASE STUDY могут быть очень разными по содержанию и организации представленного в них материала. Так, если с точки зрения содержания в CASE STUDY упор в изложении материала делается на проблемность или описательность, а сами события находятся больше в прошлом или настоящем, то при комбинации указанных двух переменных можно выделить четыре основных типа CASE STUDY, используемых в обучении управлению (рис. 1.2): • CASE STUDY, обучающие анализу и оценке; • CASE STUDY, обучающие решению проблем и принятию решений; • CASE STUDY, посвященные истории бизнеса; • CASE STUDY, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. Конкретные ситуации первого типа, вырабатывающие у слушатели навыки и умения анализировать и оценивать ситуации в бизнесе, (длятся в свою очередь на внеорганизационные и внутриорганизационные. |
Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и Дмитриев М. Н. Кошечкин С. А. Методическое пособие по проведению деловых игр «case study» | Высшего профессионального образования «институт государственного... Дмитриев М. Н. Кошечкин С. А. Методическое пособие по проведению деловых игр «case study» | ||
Бюллетень новых поступлений литературы за апрель 2013 г Дмитриев М. Н. Кошечкин С. А. Методическое пособие по проведению деловых игр «case study» | Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах... Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах мчс россии. Методическое пособие» | ||
Российской Федерации Национальный фонд подготовки кадров Барнаульский... Информационные технологии для пользователей библиотеки образовательного учреждения | Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и... О мерах по обеспечению проведения Культурной Олимпиады, внедрения Олимпийского образования и подготовки кадров в рамках подготовки... | ||
Российской Федерации Национальный фонд подготовки кадров Барнаульский... Создание электронной библиотеки образовательного учреждения Сост.: Д. П. Тевс, В. А. Петров, М. В. Кузнецова, Н. И. Голубицких, Е.... | Рабочая программа элективного курса по физике «Физический эксперимент» 9 класс Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Естествознание”/Министерство образования РФ – Национальный фонд... | ||
Учебное пособие для студентов москва 2013 министерство здравоохранения российской федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский национальный | Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. №1101-р стратеги... Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта,... | ||
Интерактивное обучение с элементами case study или кейс – технологией... Интерактивное обучение с элементами case study или кейс – технологией и технологией сотрудничества на уроках истории и обществознания... | Практика использования сервисов интернета в образовании Икт) — одно из приоритетных направлений в образовании, в том числе и в федеральном проекте информатизации системы образования (исо),... | ||
Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного... Методические указания предназначены для оказания помощи специалистам-слушателям в написании и оформлении выпускных квалификационных... | Учебно-методическое пособие к лабораторным работам по общей химии... Министерство здравоохранения российской федерации ставропольская государственная медицинская академия | ||
Российской федерации Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры на базе Федерального государственного... | Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций... Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства |