Скачать 391.33 Kb.
|
На правах рукописи ЗАВРАЖНОВ ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ВУЗЕ 13.00.08. – Теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Пенза – 2010 Работа выполнена на кафедре общей и социальной педагогики Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент Щелина Тамара Тимофеевна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Николина Вера Викторовна; кандидат педагогических наук, доцент Лупанова Наталья Александровна Ведущая организация: Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Защита диссертации состоится «16» ноября 2010 г. в 11.30 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.185.01 при Пензенском государственном педагогическом университете имени В.Г. Белинского (440026, Пенза, ул. Лермонтова, 37, корпус №1 ауд. 234). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского Автореферат разослан « » октября 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета Боликова Л.Ю. Общая характеристика работы Актуальность исследования. Динамично изменяющиеся требования общества к выпускникам школ и учреждений среднего и высшего профессионального образования выявили множество вопросов, касающихся профессиональной социализации современной молодежи. С 90-х годов прошлого столетия определение профессионального будущего молодыми россиянами происходило на фоне исчезновения привычных и появления новых профессий, резкой смены приоритетов и ценностей профессионального выбора, остроты проблемы определения взрослыми своего профессионального настоящего, утраты традиций и системы профориентационной работы с молодежью. Констатируемые у многих выпускников современных вузов низкий уровень профессионального самоопределения, отсутствие профессиональных мотивов и неуспешная интернализация личностью профессиональной роли, по мнению педагогов и психологов, в ближайших поколениях будут нарастать в силу ряда обстоятельств. Во-первых, в связи с явно наблюдаемой тенденцией увеличения среди учащейся молодежи представителей различных «групп риска» и «жертв социализации» (А.В. Мудрик). В этом смысле проблема профессионального самоопределения осложняется социально-педагогическими и личностными характеристиками поступающих в вуз студентов. Эти характеристики обусловлены неадаптивными способами и результатами проживания основных кризисов дошкольного и школьного детства и юношества, обеспечивающих личностную готовность к профессиональному самоопределению и закладывающих основы развития профессионального самосознания. Во-вторых, в связи с переходом к единому государственному экзамену и появившейся возможностью поступить в любой ВУЗ на любую специальность независимо от наличия профессиональных интересов, профессионально важных качеств и способностей (Е.Е. Кравцова, 2009). В этих условиях процесс и результат профессионального самоопределения фактически заменяются оценкой родителями престижности вуза, стоимости обучения и доступности без учета способностей и предпочтений школьника. В-третьих, в результате системных преобразований в высшей школе, обусловленных вступлением России в Болонский процесс и переходом к двухуровневой модели высшего (особенно педагогического) образования. Как показали первые итоги реализации бакалавриата, предполагаемая эффективность профессионального самоопределения не достигается в силу малофункциональности профессиональных параметров данного уровня подготовки. К началу профессиональной деятельности выпускник ознакомлен с ее основными составляющими в избранном направлении, но не владеет на достаточном уровне компетенциями для самостоятельной работы по специальности. Отмеченные обстоятельства настоятельно требуют переосмысления теоретических и организационно-педагогических основ профессиональной подготовки в контексте проблемы педагогического обеспечения профессионального самоопределения будущего специалиста на этапе обучения в вузе. Заданный ракурс исследования проблемы позволяет логически и содержательно заполнить разрыв между этапами целенаправленной профориентационной работы со студентами, которая в отечественной системе высшего профессионального образования до сих пор осуществляется в основном при поступлении в вуз и на момент трудоустройства. Особую значимость данный тезис приобретает в связи с выбором юношами и девушками специальностей психолого-педагогического профиля, предполагающих профессиональное обеспечение благоприятных условий социализации различных возрастных и социальных категорий населения и оказание квалифицированной индивидуальной помощи в решении возрастных и личностно значимых задач и проблем. Однако результаты изучения мотивов выбора студентами-первокурсниками профессий социально- и психолого-педагогического профилей не выявляют выраженного позитивного отношения к профессии, к партнерам по профессиональному взаимодействию, к самому себе как будущему профессионалу. Выбор профессии связан либо с желанием продолжения самой учебной деятельности и получением удовольствия от процесса и результатов ее, освоением успешной роли студента; либо - с необходимостью получить высшее образование и соответствующий документ. Выявленные тенденции актуализируют необходимость целенаправленной помощи студентам в осознании сущности профессиональной деятельности педагога-психолога, определении своего отношения к ней, своих возможностей и личностных ресурсов в ее освоении и последующей реализации. Теоретический анализ исследований показал, что профессиональное самоопределение личности традиционно изучалось в рамках профориентационной работы преимущественно на этапах подготовки к выбору или выбора молодыми людьми профессии. Это отражено в работах В.Г. Асеева, А.Е. Голомштока, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, Е.Н. Прошицкой, M.X. Титмы, Б.А. Федоришина, А.П. Чернявской, Н.М. Щербаковой и др. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения представлены в работах Н.Р. Битяновой, Е.И. Головахи, И.В. Дубровиной, Н.В. Самоукиной, Д.И. Фельдштейна и др, раскрывающих оптимальные формы и методы управления этим процессом. Особый интерес представляют результаты исследований проблемы профессионального самоопределения и адаптации студентов среднего и высшего профессионального образования к самостоятельной трудовой деятельности (С.С. Гриншпун, И.Ю. Кузнецов, И.В. Кузнецова, С.П. Крягжде, Л.М. Митина, З.А. Решетова, А.В. Сухарев, П.П. Шавир и др.). Важными в контексте изучаемой проблемы являются исследования в области психологии труда и личности психолога (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, И.В.Вачков, И.Б. Гриншпун, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Ф.С. Исмагилова, Е.А. Климов, H.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, Н.С. Пряжников, Л.В. Темнова и др.); а также различных аспектов профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов в вузе (И.Л. Баркаева, Ю.В. Гольцева, Е.Г. Ромицина, И.И. Рысбаев, Г.М. Сибаева, О.И. Суслова, Т.Т. Щелина и др.). Отмеченный многими авторами разрыв между требованиями личностно-ориентированной парадигмы профессионального образования и унифицированным характером подготовки специалистов актуализирует необходимость более глубокого изучения проблемы профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов на этапе обучения в вузе. Это обусловлено противоречиями: - между недостаточной готовностью абитуриентов к профессиональному самоопределению, осознанному освоению профессии и отсутствием планомерного педагогического обеспечения ее формирования на этапе профессиональной подготовки в вузе; - между необходимостью реализации студентами субъектной позиции в освоении профессии и недостаточным использованием воспитательного потенциала самостоятельной и научно-исследовательской работы, учебной и производственной практик, внеаудиторной деятельности. С учетом этих противоречий сформулирована тема исследования «Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе». Необходимость изучения своеобразия профессионализации на этапе обучения в современном вузе обусловила проблему исследования: каковы условия педагогического обеспечения профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов на этапе обучения в вузе? Решение сформулированной проблемы составляет цель исследования. Объектом исследования является профессиональная подготовка педагога-психолога в педагогическом вузе. Предметом исследования выступает педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что педагогическое обеспечение профессионального самоопределения педагогов-психологов в вузе будет способствовать позитивному личностному развитию и профессиональному становлению специалиста, если: - раскрыта сущность профессионального самоопределения студентов как социально-педагогической проблемы в современных условиях развития высшего образования; - определены компоненты и этапы становления профессионального самоопределения студентов и разработаны соответствующие им содержание и технологии педагогического обеспечения; - в содержании, технологиях и формах организации учебного процесса, научно-исследовательской работы, педагогической практики, деятельности профессионально-творческих групп студентов учитываются социально-педагогические особенности и уровень профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов; - в организации учебно-воспитательного процесса студентам обеспечивается субъектная позиция в овладении опытом профессионального взаимодействия и предоставляется возможность творческого применения его в близких к профессиональной сферам деятельности; - индивидуальная помощь студентам в осознании своего отношения к осваиваемой профессии, к партнерам по взаимодействию и к себе как его субъектам направлена на развитие готовности к диалогу и сотрудничеству. В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования: 1) раскрыть теоретические основы исследования проблемы профессионального самоопределения студентов в современных условиях развития высшего образования; 2) раскрыть содержание и особенности профессионального самоопределения педагогов-психологов в системе профессиональной подготовки; 3) определить этапы становления профессионального самоопределения студентов и разработать соответствующие им содержание и технологии педагогического обеспечения; 4) разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель педагогического обеспечения профессионального самоопределения педагогов-психологов на этапе обучения в вузе; 5) выявить и обосновать совокупность педагогических условий эффективного обеспечения профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в системе высшего образования. Методологические основы исследования составляют современные идеи диалектики общего, особенного и единичного в становлении и развитии личности специалиста в системе высшего профессионального образования; положения о целостности образовательного процесса, его гуманистических и культурологических функциях; об аксиологической, субъектной и индивидуально-творческой обусловленности профессиональной деятельности и профессионального самоопределения; а также деятельностный и личностный подходы, определяющие отношение к будущему специалисту как к самосознательному субъекту собственного личностного и профессионального развития. Теоретические основы исследования составили положения и результаты, раскрывающие: - сущность и структуру профессионального самоопределения (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, В.А. Толочек, Л.Б. Шнейдер и др.); - зарубежные теории «профессионального развития» и концепции профориентации (Ш. Бюлер, Ф. Герцберг, А. Маслоу, Ф. Парсонс, К. Роджерс, Д. Сьюпер, В. Франкл, Дж. Холланд, Э. Эриксон и др.); - социально-психологические характеристики и особенности профессионального самоопределения современного студенчества (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.В. Вачков, А.А. Деркач, Л.Н. Захарова, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Лесникова, В.Т. Лисовский, В.Я. Ляудис, Е.М. Никиреев, В.А. Поляков, А.А. Реан, С.Д. Смирнов, Л.Д. Столяренко, С.Н. Чистякова, В.Э. Чудновский, А.В. Шаронов и др.); - проблемы профессиональной подготовки и профессионального самоопределения специалистов психолого-педагогического профиля (Г.С. Абрамова, Н.С. Андреева, С.А. Беличева, А.А. Бодалев, Ю.В. Варданян, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, Е.Е. Кравцова, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, Л.А. Петровская, А.В. Петровский, В.А. Сластенин и др.); - теоретические положения концепции социального воспитания и воспитательных систем (Л.В. Байбородова, Л.А. Байкова, Л.Н. Гребенкина, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, В.Д. Семенов, Т.Т. Щелина и др.). Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ философской, психологической, педагогической литературы, опыта профессиональной подготовки педагогов-психологов; эмпирические методы (педагогическое наблюдение, методика неоконченных предложений, Цветовой тест отношений А.М. Эткинда, анализ результатов деятельности студентов); констатирующий и формирующий эксперименты; методы математической обработки результатов. Опытно-экспериментальной базой исследования стало ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара». Исследованием были охвачены студенты психолого-педагогического факультета, обучающиеся по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» (Гост 2005 г.) с первого по пятый курс в период с 2004 по 2010 год. Общее количество участвовавших в эксперименте студентов 160 человек, возраст от 17 до 23 лет. На констатирующем и завершающем этапе эксперимента участвовали студенты факультета психологии ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», составившие контрольную группу. Исследование проходило в 3 этапа с 2004 по 2010гг. На первом этапе (с 2004 по 2006 гг.) осуществлялись теоретическое изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; выбор темы и формулировка проблемы исследования; проведение пилотажных срезов с целью выявления состояния исследуемой проблемы, формулирование на основе этого исходных позиций, выделение объекта, предмета, цели и задач исследования, выдвижение его гипотезы. Результатом явились определение методологии и методов, разработка и обоснование программы исследования. На втором этапе (с 2007 по 2009 гг.) уточнялись теоретические положения, анализировался и обобщался опыт организации профессиональной подготовки педагогов-психологов в вузе, определялись условия организации профессиональной подготовки педагогов-психологов, способствующие успешному профессиональному самоопределению специалистов. На этом этапе разрабатывалась, теоретически обосновывалась и экспериментально апробировалась модель обеспечения профессионального самоопределения педагогов-психологов в системе профессиональной подготовки в вузе, а так же осуществлялось ее внедрение в практическую деятельность психолого-педагогического факультета «АГПИ им. А.П. Гайдара». На третьем этапе (с 2009 по 2010 гг.) проводилось обобщение и анализ результатов исследования, осуществлялась их систематизация, разрабатывались рекомендации по использованию модели педагогического обеспечения профессионального самоопределения педагогов-психологов в системе профессиональной подготовки, осуществлялось текстовое оформление материалов диссертационного исследования, выявлялись перспективы дальнейшего изучения проблемы. |
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения... В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования | Возможности виртуального образования и условия их реализации в профессиональной... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Направленность (профиль) программы аспирантуры Теория и методика профессионального образования | Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных... Введение федерального государственного образовательного стандарта в Липецкой области | ||
Направление подготовки и уровень образования Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки... «Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена... | ||
Протокол заседания рмо педагогов-психологов Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика... ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Анализ работы мо учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных... Являясь руководителем мо учителей-логопедов, педагогов-психологов социальных педагогов и педагогов эстетического цикла, мне хотелось... | Доклад о работе гмо педагогов психологов за 2010-2011 учебный год... В состав гмо педагогов – психолог с начала учебного года входило 8 педагогов – психологов, на конец года осталось 7 | ||
«Теория и методика избранного вида спорта» Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части профессионального цикла «Педагогика», «Теория... | При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование... При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Теория и методика профессионального... | ||
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Организация и методика проведения профессиональных проб Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов | ||
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. Isbn 5-93134-169-2 | Педагогическое обеспечение формирования личностных профессионально... Педагогическое обеспечение формирования личностных профессионально значимых качеств студентов – будущих дизайнеров |