Скачать 376.92 Kb.
|
На правах рукописи КОРЧАГИНА МАРИЯ ВИКТОРОВНА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ будущих педагогов профессионального обучения К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Тольятти – 2013 Работа выполнена на кафедре «Педагогика и психология высшей школы» ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия»
Защита состоится «21» июня 2013 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д212.264.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования» при ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» по адресу: 445667, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14, актовый зал (УНИ-224). С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет». Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» «20» мая 2013 г. Режим доступа: htth://www.tltsu.ru Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации «20» мая 2013 г. Режим доступа http://vak.ed.gov.ru Автореферат разослан «21» мая 2013 г. Ученый секретарь диссертационного совета, Л.А. Сундеева кандидат педагогических наук, доцент ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Одной из важных составляющих в системе профессиональной подготовки в вузе будущих педагогов профессионального обучения является их готовность к научно-исследовательской деятельности, открывающей возможности стимулирования и роста творческого потенциала личности. В разработанной в настоящее время Федеральной программе развития образования особо выделено направление «Государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и научно-технического творчества учащейся молодежи». Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности как педагога профессионального обучения, так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, большое количество теоретических исследований, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Нет ответа на вопрос о том, как сформировать готовность студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того чтобы сделать его наиболее интересным и продуктивным. В вузах студенты старших курсов, как правило, сталкиваются с проблемой выполнения научных исследований из-за отсутствия знаний методологии педагогического исследования, поэтому привлекать к научно-исследовательской деятельности студентов нужно в первые годы обучения, что обуславливается множеством аспектов: во-первых, это способствует углубленному изучению фундаментальных наук, развитию навыков работы с научными источниками, умению находить спорные проблемы, требующие своего решения; во-вторых, студенты младших курсов знакомятся с предметом и самостоятельной научной работой в различных направлениях изучаемой дисциплины; в-третьих, это позволяет выявить интерес к исследовательской работе и развивать познавательные и творческие наклонности студентов; в-четвертых, установить более тесное научное общение с преподавателем; в-пятых, продолжить школьные традиции привлечения к научным исследованиям. Анализ исследований по психолого-педагогическим проблемам организации научно-исследовательской деятельности студентов свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме в педагогической науке и практике. Так, основам организации научно-исследовательской деятельности посвящены работы Н.М. Борытко, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, В.А. Сластёнина и др. Специфика исследовательской деятельности студентов, формы и виды сотрудничества преподавателей и студентов анализировались в трудах Б.И. Сазонова, Н.В. Сычковой и др. Проблема активизации исследовательской деятельности студентов решалась И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, А.М. Матюшкиным, П.И. Пидкасистым. Вопросы практической организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов изучались П.И. Пидкасистым, В.А. Сластёниным и др. Вопросы научно-исследовательской деятельности в историческом аспекте изучались Г.И. Ибрагимовым, Г.В. Лагуновым, М.Н. Майоровым, Л.М. Митиной и др. Процесс формирования исследовательских умений студентов анализировался в трудах С.И. Архангельского, Н.В. Кузьминой, О.И. Митрош, В.А. Сластёнина и др. В последние годы появился ряд диссертационных работ, посвященных вопросам развития научно-исследовательской деятельности студентов (Ф.Ш. Галлиулина, Е.Ю. Гирфанова, Р.А. Сельдимирова, М.И. Колдина, Т.Е. Климова, В.С. Кузнецова, Е.Ю. Никитина, Т.В. Самодурова и др.). Вместе с тем следует отметить, что проблема подготовки к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения недостаточно изучена в педагогическом опыте. Во многих исследованиях не придается должного значения проблеме формирования готовности к научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов. Анализ литературы и документов по теме исследования позволил выявить ряд существенных недостатков в процессе формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности: – содержание и построение учебных планов и программ дисциплин специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» позволяет сформировать исследовательские умения только к выпускному курсу; – отсутствие в вузах системы поэтапного включения студентов младших курсов в научно-исследовательскую деятельность; – традиционное привлечение к научно-исследовательской деятельности студентов старших курсах, что делает невозможным сформировать у них прочных умений научно-исследовательской деятельности, и недооценка научно-исследовательского потенциала студентов младших курсов. Выявленные недостатки позволили сформулировать противоречия между: – объективными, постоянно возрастающими требованиями общества к повышению качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения, составной частью которого является научно-исследовательская деятельность, и недостаточной готовностью будущих педагогов профессионального обучения к данному виду деятельности; – необходимостью формирования готовности к научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов и отсутствием научно-методического обеспечения этой деятельности; – требованиями, предъявляемыми к студентам старших курсов в плане участия в научно-исследовательской деятельности, и отсутствием на младших курсах педагогических условий формирования готовности к этой деятельности; – объективной потребностью формирования у студентов профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности и отсутствием механизма формирования этих компетенций. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы сущность, содержание, структура, педагогические условия и механизмы формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах? Решение данной проблемы нашло отражение в теме диссертационного исследования: «Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности». Цель исследования: повышение качества подготовки педагогов профессионального обучения путем формирования у них готовности к научно-исследовательской деятельности на младших курсах. Объект исследования: образовательный процесс высшей профессиональной школы. Предмет исследования: формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах в образовательном процессе вуза. Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах будет качественно обеспечен, если он выстраивается следующим образом: – раскрыта структурно-содержательная сущность понятия «готовность будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности» на младших курсах; – смоделирован процесс формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах на основе взаимосвязи учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, с одной стороны, аудиторной и внеаудиторной научно-исследовательской деятельности, с другой стороны; – представлено опытно-экспериментальное обоснование критериев оценки сформированности уровней готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах; – разработан и реализован комплекс психолого-педагогических, организационных, учебно-методических условий, обеспечивающих формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах. Задачи исследования: 1. Выявить сущность, определить содержание и структуру понятия «готовность будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности». 2. Проанализировать опыт организации научно-исследовательской работы студентов в вузах и особенности организации научно-исследовательской работы студентов в Пензенской государственной технологической академии. 3. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах. 4. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности. Методологическую основу исследования составляют основные положения системного (П.К. Анохин, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдина), компетентностного (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.) и деятельностного (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) подходов; фундаментальные положения о человеке, личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); о ценностных ориентациях личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, С.В. Кульневич, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.). Теоретической основой исследования явились: – фундаментальные идеи классиков философии о сущности человека (Н.А. Бердяев, В. Дильтей, Н.Ф. Фёдоров, М. Шелер и др.); – философские идеи о природе возникновения и развития ценностей и ценностного мира человека и профессионала (В. Дильтей, А.Б. Невелев, В.И. Плотников, Н.Л. Худякова и др.); – общая теория развития непрерывного профессионального образования (С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, Г.И. Ибрагимов, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков и др.); – основные положения о целостном педагогическом процессе (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.А. Сластёнин и др.); – концепции профессионального становления личности специалиста (В.И. Андреев, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластёнин и др.); – теории организации и осуществления научно-исследовательской деятельности (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.А. Сластёнин); – теории профессиональной готовности педагогов к различным видам педагогической деятельности (Е.П. Белозерцев, Л.В. Кондрашова, А.Г. Мороз и др.); – теоретические обобщения в области современных педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.). Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы следующие методы исследования: – теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, моделирование и прогнозирование); – эмпирические методы исследования (анкетирование, изучение и обобщение положительного педагогического опыта, наблюдение, интервью, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок); – методы статистической обработки данных эксперимента, количественный и качественный анализ результатов исследования (критерий углового преобразования Фишера, многофункциональный критерий согласия Пирсона). Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия» (ПГТА). Исследованием были охвачены 140 студентов 1 и 2 курсов специальности 050501 «Профессиональное обучение (по отраслям)», а также преподаватели кафедр «Педагогика и психология», «Педагогика и психология высшей школы». Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа. Первый этап – подготовительный (2006 – 2007 гг.). Определялась цель, уточнялись предмет и задачи, формулировалась гипотеза исследования. Изучалось состояние проблемы исследования в теории и практике высшего профессионального образования; определялись исходные теоретические позиции исследования; формулировался понятийно-категориальный аппарат исследования. Второй этап – основной (2007 – 2011 гг.). Разрабатывалась модель формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах. Проводились констатирующий эксперимент и обобщение его результатов. Осуществлялась апробация указанной модели в условиях формирующего эксперимента, обрабатывались экспериментальные данные, проводились анализ и обобщение результатов исследования. Третий этап – заключительный (2011 – 2013 гг.). Выявлялись и обосновывались педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах. Систематизировались и обобщались основные результаты исследования, формулировались теоретические выводы и практические рекомендации. Осуществлялись апробация и внедрение, литературное оформление исследования в виде диссертации. Научная новизна исследования состоит в следующем: - разработана модель формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах, представляющая взаимодействие учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности с одной стороны; аудиторной и внеаудиторной научно-исследовательской деятельности, с другой стороны; – определены и охарактеризованы этапы, критерии и уровни формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах; – выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, необходимые для эффективного процесса формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах: психолого-педагогические, организационные, учебно-методические; – разработано научно-методическое обеспечение (программы, факультативные курсы, исследовательские задания и др.) для формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах. |
Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих... Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | Возможности виртуального образования и условия их реализации в профессиональной... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | ||
Направление подготовки и уровень образования Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика... ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Направленность (профиль) программы аспирантуры Теория и методика профессионального образования | Научно-исследовательская работа процесс совместной деятельности студентов/... О научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и обучающихся государственного бюджетного образовательного учреждения... | ||
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» Вступительный экзамен является традиционной формой аттестации специальной и методической подготовки аспирантов и соискателей педагогического... | Отчет по научно-исследовательской и творческой деятельности студентов... Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камский институт искусств и дизайна» | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | ||
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных... Введение федерального государственного образовательного стандарта в Липецкой области | Научно-исследовательская работа студентов колледжа На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования становится... | ||
Учебно-методический комплекс материалов к курсу «методика организации... Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня... | Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа Специальность 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (Педагогические науки) | ||
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы Охватывают область будущих исследований; сложный вопрос, требующий разрешения, исследования | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки... «Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена... |