Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования





Скачать 376.92 Kb.
НазваниеФормирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
страница1/3
Дата публикации27.09.2013
Размер376.92 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи




КОРЧАГИНА МАРИЯ ВИКТОРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ будущих педагогов профессионального обучения К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Тольятти – 2013

Работа выполнена на кафедре «Педагогика и психология высшей школы» ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия»


Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Люсева Татьяна Павловна


Официальные оппоненты:


Бахарев Николай Петрович, заслуженный работник ВШ РФ, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Сервис технических и технологических систем» ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса»
Шурыгина Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» Педагогического института им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»


Ведущая организация:

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»



Защита состоится «21» июня 2013 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д212.264.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования» при ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» по адресу: 445667, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14, актовый зал (УНИ-224).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет». Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» «20» мая 2013 г. Режим доступа: htth://www.tltsu.ru

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации «20» мая 2013 г. Режим доступа http://vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан «21» мая 2013 г.




Ученый секретарь

диссертационного совета, Л.А. Сундеева

кандидат педагогических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной из важных составляющих в системе профессиональной подготовки в вузе будущих педагогов профессионального обучения является их готовность к научно-исследовательской деятельности, открывающей возможности стимулирования и роста творческого потенциала личности. В разработанной в настоящее время Федеральной программе развития образования особо выделено направление «Государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и научно-технического творчества учащейся молодежи».

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности как педагога профессионального обучения, так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, большое количество теоретических исследований, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Нет ответа на вопрос о том, как сформировать готовность студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того чтобы сделать его наиболее интересным и продуктивным.

В вузах студенты старших курсов, как правило, сталкиваются с проблемой выполнения научных исследований из-за отсутствия знаний методологии педагогического исследования, поэтому привлекать к научно-исследовательской деятельности студентов нужно в первые годы обучения, что обуславливается множеством аспектов: во-первых, это способствует углубленному изучению фундаментальных наук, развитию навыков работы с научными источниками, умению находить спорные проблемы, требующие своего решения; во-вторых, студенты младших курсов знакомятся с предметом и самостоятельной научной работой в различных направлениях изучаемой дисциплины; в-третьих, это позволяет выявить интерес к исследовательской работе и развивать познавательные и творческие наклонности студентов; в-четвертых, установить более тесное научное общение с преподавателем; в-пятых, продолжить школьные традиции привлечения к научным исследованиям.

Анализ исследований по психолого-педагогическим проблемам организации научно-исследовательской деятельности студентов свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме в педагогической науке и практике.

Так, основам организации научно-исследовательской деятельности посвящены работы Н.М. Борытко, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, В.А. Сластёнина и др. Специфика исследовательской деятельности студентов, формы и виды сотрудничества преподавателей и студентов анализировались в трудах Б.И. Сазонова, Н.В. Сычковой и др. Проблема активизации исследовательской деятельности студентов решалась И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, А.М. Матюшкиным, П.И. Пидкасистым. Вопросы практической организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов изучались П.И. Пидкасистым, В.А. Сластёниным и др. Вопросы научно-исследовательской деятельности в историческом аспекте изучались Г.И. Ибрагимовым, Г.В. Лагуновым, М.Н. Майоровым, Л.М. Митиной и др. Процесс формирования исследовательских умений студентов анализировался в трудах С.И. Архангельского, Н.В. Кузьминой, О.И. Митрош, В.А. Сластёнина и др.

В последние годы появился ряд диссертационных работ, посвященных вопросам развития научно-исследовательской деятельности студентов (Ф.Ш. Галлиулина, Е.Ю. Гирфанова, Р.А. Сельдимирова, М.И. Колдина, Т.Е. Климова, В.С. Кузнецова, Е.Ю. Никитина, Т.В. Самодурова и др.).

Вместе с тем следует отметить, что проблема подготовки к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения недостаточно изучена в педагогическом опыте. Во многих исследованиях не придается должного значения проблеме формирования готовности к научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов.

Анализ литературы и документов по теме исследования позволил выявить ряд существенных недостатков в процессе формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности:

– содержание и построение учебных планов и программ дисциплин специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» позволяет сформировать исследовательские умения только к выпускному курсу;

– отсутствие в вузах системы поэтапного включения студентов младших курсов в научно-исследовательскую деятельность;

– традиционное привлечение к научно-исследовательской деятельности студентов старших курсах, что делает невозможным сформировать у них прочных умений научно-исследовательской деятельности, и недооценка научно-исследовательского потенциала студентов младших курсов.

Выявленные недостатки позволили сформулировать противоречия между:

– объективными, постоянно возрастающими требованиями общества к повышению качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения, составной частью которого является научно-исследовательская деятельность, и недостаточной готовностью будущих педагогов профессионального обучения к данному виду деятельности;

– необходимостью формирования готовности к научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов и отсутствием научно-методического обеспечения этой деятельности;

– требованиями, предъявляемыми к студентам старших курсов в плане участия в научно-исследовательской деятельности, и отсутствием на младших курсах педагогических условий формирования готовности к этой деятельности;

– объективной потребностью формирования у студентов профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности и отсутствием механизма формирования этих компетенций.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы сущность, содержание, структура, педагогические условия и механизмы формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах?

Решение данной проблемы нашло отражение в теме диссертационного исследования: «Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности».

Цель исследования: повышение качества подготовки педагогов профессионального обучения путем формирования у них готовности к научно-исследовательской деятельности на младших курсах.

Объект исследования: образовательный процесс высшей профессиональной школы.

Предмет исследования: формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах в образовательном процессе вуза.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах будет качественно обеспечен, если он выстраивается следующим образом:

– раскрыта структурно-содержательная сущность понятия «готовность будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности» на младших курсах;

– смоделирован процесс формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах на основе взаимосвязи учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, с одной стороны, аудиторной и внеаудиторной научно-исследовательской деятельности, с другой стороны;

– представлено опытно-экспериментальное обоснование критериев оценки сформированности уровней готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах;

– разработан и реализован комплекс психолого-педагогических, организационных, учебно-методических условий, обеспечивающих формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность, определить содержание и структуру понятия «готовность будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности».

2. Проанализировать опыт организации научно-исследовательской работы студентов в вузах и особенности организации научно-исследовательской работы студентов в Пензенской государственной технологической академии.

3. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах.

4. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности.

Методологическую основу исследования составляют основные положения системного (П.К. Анохин, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдина), компетентностного (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.) и деятельностного (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) подходов; фундаментальные положения о человеке, личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); о ценностных ориентациях личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, С.В. Кульневич, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.).

Теоретической основой исследования явились:

– фундаментальные идеи классиков философии о сущности человека (Н.А. Бердяев, В. Дильтей, Н.Ф. Фёдоров, М. Шелер и др.);

– философские идеи о природе возникновения и развития ценностей и ценностного мира человека и профессионала (В. Дильтей, А.Б. Невелев, В.И. Плотников, Н.Л. Худякова и др.);

– общая теория развития непрерывного профессионального образования (С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, Г.И. Ибрагимов, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков и др.);

– основные положения о целостном педагогическом процессе (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.А. Сластёнин и др.);

– концепции профессионального становления личности специалиста (В.И. Андреев, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластёнин и др.);

– теории организации и осуществления научно-исследовательской деятельности (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.А. Сластёнин);

– теории профессиональной готовности педагогов к различным видам педагогической деятельности (Е.П. Белозерцев, Л.В. Кондрашова, А.Г. Мороз и др.);

– теоретические обобщения в области современных педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.).

Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы следующие методы исследования:

– теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, моделирование и прогнозирование);

– эмпирические методы исследования (анкетирование, изучение и обобщение положительного педагогического опыта, наблюдение, интервью, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок);

– методы статистической обработки данных эксперимента, количественный и качественный анализ результатов исследования (критерий углового преобразования Фишера, многофункциональный критерий согласия Пирсона).

Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия» (ПГТА). Исследованием были охвачены 140 студентов 1 и 2 курсов специальности 050501 «Профессиональное обучение (по отраслям)», а также преподаватели кафедр «Педагогика и психология», «Педагогика и психология высшей школы».

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап – подготовительный (2006 – 2007 гг.). Определялась цель, уточнялись предмет и задачи, формулировалась гипотеза исследования. Изучалось состояние проблемы исследования в теории и практике высшего профессионального образования; определялись исходные теоретические позиции исследования; формулировался понятийно-категориальный аппарат исследования.

Второй этап – основной (2007 – 2011 гг.). Разрабатывалась модель формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах. Проводились констатирующий эксперимент и обобщение его результатов. Осуществлялась апробация указанной модели в условиях формирующего эксперимента, обрабатывались экспериментальные данные, проводились анализ и обобщение результатов исследования.

Третий этап – заключительный (2011 – 2013 гг.). Выявлялись и обосновывались педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах. Систематизировались и обобщались основные результаты исследования, формулировались теоретические выводы и практические рекомендации. Осуществлялись апробация и внедрение, литературное оформление исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- разработана модель формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах, представляющая взаимодействие учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности с одной стороны; аудиторной и внеаудиторной научно-исследовательской деятельности, с другой стороны;

– определены и охарактеризованы этапы, критерии и уровни формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах;

– выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, необходимые для эффективного процесса формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах: психолого-педагогические, организационные, учебно-методические;

– разработано научно-методическое обеспечение (программы, факультативные курсы, исследовательские задания и др.) для формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности на младших курсах.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПедагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих...
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconВозможности виртуального образования и условия их реализации в профессиональной...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconНаправление подготовки и уровень образования
Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального...
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Теория и методика профессионального образования
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconНаучно-исследовательская работа процесс совместной деятельности студентов/...
О научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и обучающихся государственного бюджетного образовательного учреждения...
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительного экзамена «теория и методика обучения физике»
Вступительный экзамен является традиционной формой аттестации специальной и методической подготовки аспирантов и соискателей педагогического...
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconОтчет по научно-исследовательской и творческой деятельности студентов...
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камский институт искусств и дизайна»
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПедагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных...
Введение федерального государственного образовательного стандарта в Липецкой области
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconНаучно-исследовательская работа студентов колледжа
На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования становится...
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconУчебно-методический комплекс материалов к курсу «методика организации...
Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня...
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconФормирование здравоведческой культуры студентов колледжа
Специальность 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (Педагогические науки)
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconРабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы
Охватывают область будущих исследований; сложный вопрос, требующий разрешения, исследования
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки...
«Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск