Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования





Скачать 416.74 Kb.
НазваниеПедагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
страница1/4
Дата публикации08.07.2013
Размер416.74 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


КУТЬКИНА Олеся Петровна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Барнаул – 2006

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»


Научный руководитель -

доктор педагогических наук, доцент

Веряев Анатолий Алексеевич.



Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Лаврентьев Геннадий Васильевич;





кандидат педагогических наук, доцент

Старовикова Ирина Владимировна.


Ведущая организация -

ГОУ ВПО «Томский государственный

педагогический университет».



Защита состоится «2» ноября 2006 г. в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д 212.011.01 при Барнаульском государственном педагогическом университете по адресу: 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Барнаульского государственного педагогического университета (656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55).


Автореферат разослан «29» сентября 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

профессор



Шептенко

Полина Андреевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и постановка проблемы исследования. Значительны перемены в системе образования конца ХХ – начала XXI века ─ в его целях, содержании, направленности, ориентации на свободное развитие личности, ее творческой активности, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года, которые фиксируют смену образовательной парадигмы – от знаниевой к личностно ориентированной.

В настоящее время повышаются требования к подготовке выпускников высших учебных заведений. Современный специалист - это прежде всего специалист свободно ориентирующийся в мировом информационном пространстве, имеющий необходимые знания и навыки для того, чтобы осуществить поиск, хранение и использование информации, трансформировать информацию, видоизменять её форму, представление, знаковую систему, работать с разнообразными носителями информации, переводить вербальную информацию в невербальную и наоборот, использовать для этих целей современные информационные технологии, компьютерные коммуникации и системы.

Одним из важнейших факторов реализации концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года является наличие высокой профессиональной компетентности выпускников, то есть наличие таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволили бы им наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности.

В условиях информатизации библиотечного дела формирование профессиональной компетентности библиотечно-информационных специалистов органично связывается с обеспечением их полноценной подготовки в сфере автоматизации библиотек.

Автоматизация библиотек, в свою очередь, способствует трансформации традиционных библиотек в медиатеки. Это связано с поступлением в библиотеку современной компьютерной и копировальной техники, аудио- и видеотехники, мультимедиапроекторов и др. Это обусловлено тем, что книга - не единственный источник знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили ее информационную монополию и все активнее внедряются во все сферы человеческой деятельности.

В связи с этим становится актуальным процесс подготовки библиотечно-информационных специалистов к работе с различными видами и источниками информации, в том числе с информацией на электронных носителях, а также к работе с компьютерной и цифровой техникой.

На современном этапе в педагогической науке представлено специфическое направление – медиаобразование, под которым понимается процесс образования и развития личности с помощью и на материале медиа (от лат. media – средство – печать, пресса, телевидение, кинематограф, радио, мультимедийные компьютерные системы, сеть Интернет и т.д.) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки различной информации, обучения различным формам самовыражения при помощи современной компьютерной и цифровой техники.

Таким образом, решение задачи подготовки библиотечно-информационных специалистов к работе с различными видами и источниками информации нам видится именно в контексте осуществления медиаобразования.

Проблема медиаобразования (в основном – в частных, отдельных аспектах, связанных с кино, прессой или телевидением) явилась объектом изучения многих отечественных и зарубежных ученых. Анализ научной литературы по медиаобразованию и медиакультуре, позволил нам выявить следующие направления в разработке искомой проблемы:

  • исследования констатирующего характера, в которых содержатся сведения о восприятии медиатекстов в различных возрастных категориях, о критериях и уровнях развития аудитории (И.С. Левшина, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, С.А. Шеин и др.);

  • исследования общетеоретического характера, выдвигающие и анализирующие концепции, модели, методы медиаобразования и масс-медиа в целом (Л.С. Зазнобина, Р. Кьюби, Л. Мастерман, С.Н. Пензин, А.В. Спичкин, К. Тайнер, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, Э. Харт и др.);

  • исследования, связанные с вопросами конкретной методики медиаобразования (Л.М. Баженова, О.А. Баранов, Е.А. Бондаренко, К. Бэзэлгэт, Д. Бэкингем, К. Ворсноп, Л.С. Зазнобина, Д. Консидайн, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, А.В. Спичкин, К. Тайнер, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков и др.).

Анализ научно-педагогической литературы показал, что недостаточно разработанной остается проблема подготовки в области медиаобразования студентов вузов культурологического профиля. Вместе с тем, в реальной педагогической практике имеется ряд противоречий между:

  • необходимостью реализации медиаобразовательного процесса в вузе и отсутствием этой составляющей в государственных образовательных стандартах, включая стандарты по специальности библиотечно-информационной деятельности;

  • требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной компетентности и медиакомпетентности выпускников вуза, и недостаточной разработанностью методов, форм, методик по формированию медиакомпетентности и профкомпетентности;

  • необходимостью подготовки библиотечно-информационных специалистов к работе в медиатеках и неразработанностью этих вопросов в педагогической теории и практике.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему, заключающуюся в необходимости определения педагогических средств, способствующих формированию медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности в вузах культурологического профиля. Проблема определила тему исследования: «Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов». Недостаточная разработанность темы в теории и практике педагогической науки, отсутствие научно-обоснованных методик определили цель исследования.

Цель исследования: выявить и реализовать педагогические условия, необходимые для формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности.

Объект исследования: медиаобразование в высших учебных заведениях культурологического профиля.

Предмет исследования: процесс формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности.

Гипотеза исследования: формирование медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности будет иметь положительную динамику, если:

  • созданы и реализованы педагогические условия формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности;

  • учебный процесс организован на основе сконструированной модели и разработанной технологии формирования медиакомпетентности студентов в компьютеризированном учебном процессе;

  • модель формирования медиакомпетентности опирается и согласована с процессом формирования компьютерной грамотности.

Задачи исследования:

  • проанализировать теоретические представления о медиаобразовании и компетентностном подходе к образованию;

  • выявить современное состояние медиаобразования в вузах культурологического профиля;

  • уточнить представления и определить структуру медиакомпетентности в современных социокультурных условиях;

  • сконструировать модель формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности;

  • разработать технологию формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности на основе контекстного подхода в компьютеризированном учебном процессе;

  • обосновать уровни и критерии оценки знаний, умений и навыков студентов в области компьютерной грамотности и медиакомпетентности;

  • опытно-экспериментальным путем проверить эффективность технологии формирования медиакомпетентности в компьютеризированном учебном процессе студентов библиотечно-информационной специальности.

Методологическую основу исследования составили:

  • на общефилософском уровне: системный подход (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, И.М. Яглом); работы, посвященные моделированию как методу познания (Б.Я. Советов, В.А. Штофф);

  • на общенаучном уровне: исследования, раскрывающие сущность деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин); работы, посвященные компетентностному подходу (И.А. Зимняя, Д.А. Махотин, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков);

  • на конкретно-научном уровне: исследования ученых в области организации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, М.А. Чошанов); теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий); теоретические положения формирования информационной культуры личности (А.П. Ершов, А.А. Веряев, В.Ю. Милитарев, И.М. Яглом); методология педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, Г.Х. Валеев, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, И.К. Шалаев).

Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области медиапедагогики (К. Бэзэлгэт, Л.С. Зазнобина, Л. Мастерман, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, А.В. Спичкин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, Э. Харт); исследования в области профессиональной, информационной и компьютерной компетентностей (П.В. Беспалов, О.Б. Зайцева, Л.Н. Лядова, Э.Ф. Морковина, Е.П. Ревтова, Е.К. Хенер, А.П. Шестаков, М.В. Чикурова, В.В. Щербатов и др.).

Методы исследования.

Теоретические: изучение и анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, научных публикаций по теме исследования и передового педагогического опыта, изучение учебной документации, качественный и количественный анализ результатов, моделирование.

Эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа, опрос, наблюдение, математическая (в том числе статистическая) обработка полученных данных.

Этапы исследования.

Первый этап (2001-2003 гг.). Накопление практического опыта, самоподготовка автора. Выявление причин необходимости формирования медиакомпетентности у студентов вуза. Изучение и анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение цели и задач исследования, выдвижение гипотезы.

Второй этап (2003-2004 гг.). Проведение констатирующего эксперимента, включающего наблюдение, анализ и тестирование студентов Алтайской государственной академии культуры и искусств (АлтГАКИ).

Третий этап (2004-2005 гг.). Уточнение понятия и выявление структуры медиакомпетентности. Конструирование модели и разработка технологии формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности в компьютеризированном учебном процессе, базирующееся на выявленных педагогических условиях осуществления этого процесса. Организация опытно-экспериментальной работы. Подготовка научно-методических материалов.

Четвертый этап (2005-2006 гг.). Завершение опытно-экспериментальной работы. Обработка полученных данных, осмысление и обобщение результатов работы, формулирование выводов и рекомендаций, литературное оформление диссертации.

Источники, организация и база исследования. В ходе работы использованы труды отечественных и зарубежных ученых, документальные материалы Федерального агентства по образованию, Федерального агентства по культуре и кинематографии, научно-практических конференций по различным проблемам информатизации общества. Проанализирована практическая деятельность ведущих высших учебных заведений в области медиаобразования. На разных этапах исследования приняли участие 50 преподавателей (анкетирование, беседы), 44 студента были задействованы в опытно-экспериментальной работе, 110 студентов принимали участие в анкетировании. Основной опытно-экспериментальной базой явилась Алтайская государственная академия культуры и искусств.

Научная новизна исследования состоит в том, что :

  • определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности (реализация личностно-ориентированного подхода к студентам в процессе формирования медиакомпетентности; построение учебного процесса на основе контекстного обучения; разработка и апробирование творческих заданий к использованию медиа в различных сферах деятельности и на создание собственной медиапродукции; актуализация потребности студентов в формировании медиакомпетентности как профессионально значимого качества личности);

  • сконструирована модель формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности, состоящая из целевого, содержательного, технологического, коммуникативного и результативного компонентов.

Теоретическая значимость исследования:

  • уточнено понятие «медиакомпетентность» в современных социокультурных условиях и выявлены элементы структуры данного понятия;

  • разработаны критерии и показатели сформированности медиакомпетентности: положительная мотивация и ценностно-смысловые представления (отношения) об использовании медиа и создании медиапродукции, сформированность знаний и умений в области медиа, развитие качеств личности (познавательная активность, критическое мышление, творческое мышление, коммуникативность и рефлексия) и приобретение опыта использования медиа в различных видах деятельности.

Практическая значимость выполненной работы состоит в том, что:

  • разработана и апробирована технология формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности в компьютеризированном учебном процессе;

  • обоснованы уровни (оптимальный, допустимый, критический и недопустимый) компьютерной грамотности и медиакомпетентности;

  • полученные теоретические положения и выводы включены в учебные программы компьютеризированного учебного процесса нескольких специальностей АлтГАКИ и могут быть использованы в практике других образовательных учреждений культурологического профиля;

  • теоретические положения и выводы, полученные в ходе исследования, послужили основой разработки научного направления кафедры информатики АлтГАКИ.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconВозможности виртуального образования и условия их реализации в профессиональной...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки...
«Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена...
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПедагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской...
Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория и методика профессионального образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных...
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПри поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Теория и методика профессионального...
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconФормирование здравоведческой культуры студентов колледжа
Специальность 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (Педагогические науки)
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconФормирование готовности будущих педагогов профессионального обучения...
В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Теория и методика профессионального образования
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconНаправление подготовки и уровень образования
Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального...
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города москвы
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПедагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих...
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПедагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тамбовский...
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования icon«Теория и методика избранного вида спорта»
Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части профессионального цикла «Педагогика», «Теория...
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краткий конспект в тетрадь «Понятия медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности. Критерии медиакомпетентности. Информационная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск