Скачать 343.37 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт иностранных языков Факультет романо-германской филологии Программа Государственной аттестации по специальности «033200 - Иностранный язык (немецкий)» Разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом факультета романо-германской филологии Программа утверждена на заседании ученого совета института иностранных языков 11.03.2012 года Москва, 20012 ПредисловиеПредлагаемая программа отражает уровень итоговых требований пс теоретическим и практическим предметам специальности «Иностранный язы* (немецкий)», изучаемой на немецком отделении факультета романо-германской филологии Московского городского педагогического факультета. Программа включает перечень тем, выносимых на итоговую аттестацию, г также требования, предъявляемые к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам по этим дисциплинам, примерный список вопросов, выносимых на экзамен. Многие программы представляют собой авторские курсы, читаемые профессорами и преподавателями на немецком отделении ИМЯ МГПУ и разрабатываемые ими за период существования немецкого отделения (с 1996 года). Программа адресована студентам выпускного курса, будущим учителям Москвы, а также может быть использован в качестве ориентира преподавателями кафедр немецкого языка педагогических университетов и институтов России. В программах нашли отражение последние изменения в стандартах высшего образования РФ. Доктор филологических наук, профессор О.А. Радченко ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА Требованияпо курсу теоретической фонетики немецкого языка На экзамене проверяется: - знание новейших достижений в разработке отдельных аспектов общей фонетики и фонетики немецкого языка, а также широкого спектра данных, полученных в результате проведения в последние годы теоретических и экспериментальных фонетических исследований у нас в стране и за рубежом. - основными положениями теоретической фонетики немецкого языка и их интерпретацией различными фонетическими школами, освещение достижений в области развивающейся в последнее время экспериментальной фонетики Примерный перечень вопросов для экзамена1) Фонетика как раздел языкознания. Специфика звуковых единиц и их отличие от лексических, морфологических и синтаксических единиц языка. Артикуляторный, акустический, перцептивный и функциональный аспекты звуковых единиц. Три вида фонетики. Роль лингвоконтрастивных наблюдений в выявлении специфики фонологических систем, а также артикуляционных и перцептивных баз сопоставляемых языков. Сегментный и супрасегментный (просодический) уровень фонетической системы языка. Конститутивные единицы речевой коммуникации. Функционально-стилистическая дифференциация устной речи. Связь фонетики с другими разделами языкознания. 2) Методы исследования звукового состава и интонационного строя языка. Понятие научного метода. Методы исследования сегментных и супрасегментных (просодических) характеристик устной речи. 3) Фонетическая база немецкого языка. Основные компоненты артикуляторной базы немецкого языка. Специфика артикуляторной базы немецкого языка в сопоставлении с артикуляторной базой русского языка. Ритмическая база немецкого языка в сопоставлении с ритмической базой русского языка. 4) Понятие фонемы в различных фонологических школах. Сегментация, идентификация и классификация - основные методы фонологических исследований. Дистинктивные признаки немецких гласных и согласных фонем. Фонемный состав современного немецкого языка в сопоставлении с русским языком. 5) Артикуляторные и акустические характеристики немецких гласных. Классификация немецких гласных. Сопоставление фонетической системы гласных немецкого и русского языка по их артикуляторным признакам. Фонологическая система гласных немецкого и русского языка. 6) Фонетические (артикуляторные) и фонологические характеристики немецких согласных. Сопоставительный анализ фонетических и фонологических систем немецкого и русского языков. 7) Позиционно-комбинаторные изменения звуковой речи. Понятие коартикуляции. Различные виды ассимиляции и аккомодации. Изменения звуковой речи в зависимости от их положения по отношению к ударению, позиции в слове и слоге. Количественная, качественная и нулевая редукция гласных (в немецком и русском языках). Исторические (морфологические) чередования немецких гласных и согласных. 8) Проблема слога - одна из сложнейших проблем фонетики. Теории слогообразования. Понятие слога в фонетики и фонологии. Слог как элементарная просодическая единица. Специфика реализации немецких слоговых структур в сопоставлении с русским. Слогообразующие и неслогообразующие звуки в немецком языке. Динамика немецкого слога (двухвершинность). Функции слога в немецком языке. 9) Понятие словесного ударения и "выделенное™" слога в различных речевых единицах. Акустические средства выражения словесного ударения. Функции словесного ударения в немецком языке. Традиции словесного ударения. Основные модели немецкого словесного ударения. Сопоставление акустических средств выражения и функциональной нагрузки словесного ударения в немецком и русском языках. 10) Супрасегментные (просодические) характеристики речи. Просодия, просодика, просодемика, интонация как комплексные понятия. Компоненты и функции интонации. Физиологический, акустический, перцептивный и функциональный аспекты интонации. Функции интонации. Эмоциональный аспект интонации. Паралингвистические функции интонации. Просодические средства сегментации слитной речи (макросегментация). Фразовое ударение (выделейность). Мелодические модели немецкого языка и их дистинктивные признаки. Сопоставление мелодических моделей немецкого и русского языков. Речевой темп и его функциональная нагрузка в устных текстах. Пауза: ее виды и функции. Ритм немецкой речи в сопоставлении с русской. Тембр и его роль в речевой коммуникации. 11) Предмет и задачи фоностилистики. Классификация стилей произношения на основе следующих экстралингвистических факторов. "Нейтральный" стиль произнесения с "нулевой" экспрессивной окраской. Фоностилистические варианты. 12) Модификации сегментных и супрасегментных характеристик речи в зависимости от фоностилистических факторов. |