Скачать 1.18 Mb.
|
Департамент образования администрации г. Нижнего Новгорода Дворец детского творчества им. В.П. Чкалова Городская научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи Нижегородский государственный педагогический университет Н.Новгород 2011 Научно – методический сборник разработан в городской научно – практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи ДДТ им В.П.Чкалова В сборнике представлен лучший опыт работы школьных и классных родительских комитетов г.Н.Новгорода, который будет полезным для руководителей МОУ, их заместителей по воспитательной работе, председателей родительских комитетов Составители: Н.Н.Белик, Т.В.Свадьбина, Г.А.Елагина, Ю.И.Ежов, Т.В.Ермакова, М.Ю.Попова, Е.Н.Клаус, Д.А.Разживина Научный редактор сборника доктор философских наук, профессор НГПУ, лауреат премии г.Н.Новгорода Свадьбина Т.В. Содержание
Социальное партнерство школы и родительства (к итогам городского смотра МОУ в г. Нижнем Новгороде в 2010 году). Т.В. Свадьбина – доктор философских наук, профессор Нижегородского педагогического университета Последние восемь-десять лет развития системы образования и воспитания учащихся убедительно демонстрируют необходимость многостороннего и тесного сотрудничества школы (а именно директорского корпуса, коллектива завучей, учителей, методистов, социальных педагогов, классных руководителей, учеников) с совершенно особым и уникальным социальным институтом – родительством, чей огромный потенциал ещё предстоит оценить обществу. В ходе данного сотрудничества решаются задачи макро- и микроуровня развития общества и личности – это: 1. Формирование у подрастающего поколения ответственного и осознанного отношения к будущему родительству, как главному субъекту воспроизводства человеческого капитала страны 2. Укрепление межпоколенных семейных связей; возрождение российских ценностей, традиций, социальных идеалов; воспитание чувства патриотизма, формирование активной жизненной позиции; бережное отношение к историко-культурной памяти народа, готовность защитить и отстаивать российский генотип. 3. Разработка (на базе школы экспериментальных площадок), апробация и внедрение социальных проектов в Нижнем Новгороде – в контексте общероссийских нацпроектов, - направленных на укрепление статуса семьи (прежде всего молодой семьи), оздоровление генофонда общества, утверждение здорового образа жизни (через развитие физкультуры и спорта, личностно-ориентированных форм досуга, реализацию духовно-нравственного и интеллектуально-образовательного потенциала индивида). Необходимость смотра работы школы с родительскими комитетами (а в их лице - с родительством в целом) давно назрела, т.к., пришло время поделиться накопленным опытом и дать почувствовать самим родителям всю глубину и значимость их участия в общественной жизни. Уже на этом этапе районных смотров (не говоря о городском этапе) было очевидно, что данная работа ведется не для «галочки», а носит системный и перспективный характер. Широкое и разностороннее участие родителей предусмотрено не только в самых разных мероприятиях, смотрах, конкурсах, акциях (к памятным датам и знаковым событиям страны – города – школы), но и в повседневной, «будничной» жизни школы с её проблемами и трудностями. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты мониторингов – опросов родителей относительно организации учебно-воспитательного процесса в школе, в которой учатся их дети, межличностной коммуникации (в классе и в педагогическом коллективе), организации школьного питания, обеспечении безопасности и рациональной физическо-психологической и умственной «загруженности» учащихся и т.д. В распоряжении родителей не только бумажные и электронные носители и обратная связь с любым членом педагогического коллектива школы, но и наличие разных родительских объединений (семейных клубов, центров психолого-педагогических народных университетов, «малых школьных академий» и т.д.); совершенно уникальна деятельность «клубов отцов» (которая третий год завершается городской конференцией отцов). Не во всех школах (даже на итоговом этапе) мне довелось быть в составе компетентной комиссии, но хотелось бы небольшими красными штрихами обозначить наиболее удачные формы и результаты совместной работы коллектива школы и родительского комитета, безусловно, поразившей меня. Так в 48 школе (Приокский район) заслуживает внимания уникальная программа подготовки талантливых детей, институт кураторства (шефства) родителей над школой, учащихся старших классов над младшими – тем и другим есть что рассказать в «летописи школы», и передать родительскую мудрость через школьный театр (где охотно играют и взрослые). Замечательно оправдала себя многолетняя система работы с родителями авторская школа 178 (Советского района), ставящая своей главной целью профориентационную деятельность. Работа родительского комитета органично включена в работу ещё трех советов – «параллелей», «попечительского» и «образовательных центров». Настоящие мастер-классы по работе родительского комитета могла бы проводить у себя 119 школа (Автозаводского района), в основу деятельности которой заложена концепция здоровьесбережения детей и родителей, рекомендации и технологии разрешения внутрисемейных проблем и конфликтов (по программе М.В. Коркиной). Наиболее убедительными результатами плодотворного сотрудничества школы и родительства являются многочисленные творческие мастерские, кружки «умелые руки», танцевальные, хоровые коллективы, спортивные секции, факультативы дополнительного образования, правоведческий лекторий – всего не перечесть! В эту школу надо отправлять на стажировку педагогов, учащихся и их родителей. Особых слов одобрения заслуживает работа школы 110 (Канавинского района), которую выгодно отличает аналитико-диагностическое и документоведческое сопровождение всей «школьно-родительской» деятельности. Номинация, краткая формула сущности и стратегии такого сотрудничества напросилась сама собой: «Порядок в голове – четкость документации – полет фантазии в деятельности». Мы предложили разработчикам программ (педагогам и родителям) представить свои социальные проекты (по профилактике и предотвращению насилия в семье, жестокого обращения с детьми, по диагностике и реабилитации социально неблагополучных семей и др.) в Координационный Совет по реализации семейной политики в Нижнем Новгороде (руководитель – Г.А. Суворов); более того – оформить их как заявку на грант (что, кстати, и сделала школа; экспертное заключение я подписала спустя полтора месяца - Т.С.). Вне всякого сомнения на статус социального (национального!) проекта претендует работа школы и родительства по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения, развитию краеведения («малой Родины») и формированию культуры межнациональных и межконфессиональных отношений (понятно, что наше образование – светское, но родители и дети воспроизводят на микроуровне те ценности, традиции, взгляды, нормы, коммуникации, которые задаются их принадлежностью к конкретному этносу и определенной религии; школа не может игнорировать этот факт – Т.С.). Думаю, ждет своего «звездного часа» и программа «Школа молодой семьи + Мир семьи», которая могла бы стать настоящей научно-исследовательской и творческой площадкой городского Народного университета для родителей и классных руководителей, а лучшего ведущего, чем Юлия Головатенко, трудно было бы подыскать по открытию новых сокровищ «педагогической шкатулки»! И, наконец, совершенно потрясающее впечатление оставило знакомство со школой №85 (Сормовского района), где результатами совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся стали, на мой взгляд, четыре достижения: 1.) Модель оптимизации и необратимости позитивного развития личности ребенка; 2.) Модель самоуправления родительского комитета (школьные ассамблеи, структура ОРК (проектные творческие группы + 4 комиссии), САР (Совет активных родителей), родительские конференции и родительский всеобуч; 3.) Модель реализации двух государственных, общенациональных задач – это возвращение детей и их родителей к национальным, духовным истокам российской ментальности (то, что называется теперь «национальной идентичностью») и обеспечение социально-правовой, психофизической, морально-нравственной безопасности подростков; 4.) Модель взаимного глубокого уважения учеников и родителей к педагогическому труду и, в ответ, - к любой профессиональной деятельности родителей; всяческая поддержка стремления учеников приобщиться к профессиям родителей, работающих на благо всего общества, а не преследовать узкоэгоистические интересы современных видов накопительства и наживы. Честно скажу: дорогого стоит! Комиссия также предложила коллективу школы и родительства оформить свои программы и проекты (модели) на уровень общегородских и областных социальных проектов и защищать как научно-исследовательский и научно-прикладной грант (в социальной защите или в департаменте образования – на выбор). В итоге хочется выразить огромную благодарность и восхищение трудом педагогических и родительских коллективов, создающих не просто «другое», «иное», а альтернативное (по отношению к существующей апатии безысходности, запутанности) образовательно-воспитательное и социализирующее пространство, смысл и цена которому – судьба России. Родительский комитет в школе Н.Белик, Заслуженный работник культуры РФ, руководитель городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи Инновационное развитие образования предусмотренное в новом законодательстве направлено на внедрение эффективных механизмов, обеспечивающих высокое качество воспитания и обучения учащихся. Сейчас образовательное учреждение рассматривается как один из ведущих социальных институтов, тесно связанных с социальной структурой, культурой, экономикой. В новом Федеральном законе «Об образовании» большое значение придается развитию гражданских институтов, государственно-общественному управлению, который необходимо реализовать на условиях опережения многих других процессов в образовании. В науке и на страницах ведущих журналов развернулась широкая дискуссия о необходимости введения общественной экспертизы образования, цель которой осмысление проблем образования, направленных на его развитие. С помощью общественной экспертизы общество получает реальную возможность оценивать качество образования при условии должного уровня профессиональной зрелости участников общественной экспертизы. В этой связи многолетнюю системную работу образовательных учреждений города Нижнего Новгорода по развитию социального партнерства с семьей можно отнести к продуктивным результатам государственно-общественного управления развитием образования Прошло десять лет с тех пор, как городской департамент образования на 1-м родительском съезде «Семья – Родина ребенка» объявил 1-ый городской смотр образовательных учреждений на лучшую постановку работы по развитию семейного воспитания. Этого требовало время и положение дел в образовательном комплексе города по обеспечению психолого-педагогического сопровождения просвещения родителей и активного вовлечения родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Смотр стал главным инструментом управления процессом развития семейного воспитания в городе. Цель смотра — обеспечение социального партнерства с семьей — равность миссии и равность ответственности в воспитании детей. Эти два главных кадровых корпуса должны одинаково владеть методикой и технологией воспитания, чтобы обеспечить психолого — педагогическое просвещение родителей. Смотр решает главные задачи:
Уже 10 лет работает схема взаимодействия и управления развитием семейного воспитания Ежегодно главным направлением смотра становилась одна из нерешенных проблем о чем свидетельствуют названия смотра:
В ходе смотра родились и утвердились замечательные традиции, позволяющие актуализировать значение семьи, как ценнейшего социального института. Это:
В конкурсе «Милой мамочки портрет» участвовало 54 000 детей разного возраста. В конкурсе «Сын. Отец. Отечество» за 10 лет участвовало 32 000 учащихся. «Да святиться имя твое, бабушка» - 8 000 «Я горжусь своей семьей» - 40 000 учащихся. Когда мы так массово поднимаем самих детей к раздумью о том, что семья — это главная ценность, мы тем самым стимулируем его будущее родительство, а также укрепляем партнерство семьи и школы. В последние годы среди всех творческих работ 31% коллективно — творческие работы Смотр позволил решить самый главный вопрос – создание системы работы с семьей в 64% школ, которые имеют развернутые глубокие программы и их реализуют. Всего за это время в смотрах участвовало 78% школ города, 80 из них стали победителями городских финалов. В том числе, трижды участвовали МОУ №79, дважды МОУ СОШ № 85, 103, 45. Смотр способствовал активизации СМИ. Все эти годы идет городской смотр «СМИ – детям, молодежи и семье», который активно транслирует лучший опыт работы школ с семьей С целью повышения роли родительских комитетов МОУ в создании социально-воспитательной среды для формирования у учащихся базовых общенациональных духовно – нравственных ценностей в 2007/2010 годах был объявлен городской смотр МОУ «Родительский комитет в школе». Главной задачей смотра была задача не только способствовать совершенствованию структуры и качества содержания работы школьных и классных родительских комитетов, как основных социальных партнеров, их активному участию в разработке и реализации школьных воспитательных программ и, прежде всего, программ педагогического всеобуча, но и усилению роли в управлении процессом воспитания и обучения на основе создания единого духовно – нравственного школьно – семейного пространства. В городском конкурсе приняли участие все районы города, всего 94 МОУ в том числе: Анализируя результаты работы РУО по организации смотра, следует отметить активную работу МОУ Канавинского, Сормовского, Автозаводского, Приокского, Советского районов по совершенствованию системы социального партнерства семьи и школы. Основными подходами районных управлений образования и требованиями к МОУ в организации работы с семьей стали:
В МОУ Канавинского района используются такие формы, как:
Можно отметить положительную динамику в развитии инновационных форм работы в МОУ гимназии № 2, 50, МОУ СОШ № 41,52,55,75,98,110,181. Активная работа по усилению роли РК в укреплении социального партнерства с семьей проводится в Сормовском районе. Этому в значительной степени способствует созданный в ЦДТ в 2008 г. факультет педагогических знаний для председателей родительских комитетов классов, возглавляемый куратором семейного воспитания в районе Фроловой Т.С., систематическое обсуждение проблем вемейного воспитания на коллегии РУО, совещаниях и семинарах, а также личная позиция руководителя РУО Поляшовой Е.М. В МОУ района большое внимание уделяется участие родителей в подготовке и проведении классных и школьных родительских собраний, конференций, создании родительских гостиных, союзов отцов, семейных клубов, материально-хозяйственном обеспечении образовательного процесса, работе с семьями риска. Многие МОУ Сормовского района активно привлекают родителей и родительские комитеты к участию в городских акциях, смотрах, конкурсах, часто занимая призовые места. Значительно улучшилась работа по внедрению информационных технологий в системе детско – родительских отношений во многих МОУ (9,26,85,141,183 и др. созданы родительские сайты, обеспечивающие постоянную связь родителей, учителей, детей. В ходе проведения районного смотра в автозаводском районе значительно изменилось отношение руководителей МОУ, заместителей директоров по ВР к совершенствованию структуры, содержания работы школьных и классных родительских комитетов. Втрое увеличилось число МОУ, участвующих в районном смотре, позитивно изменилось во многих МОУ состояние педагогического всеобуча, повысился уровень и качество работы родительских комитетов, их участие в реализации социальных программ и акций, в создании инновационного опыта с родителями в школе (первые советы отцов, отцовские патрули в автозаводских МОУ). Следует отметить активное участие в смотре таких МОУ, как №165,128,63,119,15,36,190,137,12,130,142,161. Интересен опыт работы Советского района по активизации родительских комитетов в повышении качества семейного воспитания и духовно – нравственного развития учащихся, чему, в значительной степени способствует создание в районе центра «Молодая семья» и взаимодействие с центром социальной защиты семьи «Журавушка», которые оказывают профессиональную помощь МОУ в создании программ (они есть в большинстве школ), в систематическом мониторинге состояния семейного воспитания, создании экспериментального опыта, проведении районных родительских конференций и первых в г.Н.Новгороде «Родительских чтений» (декабрь 2010г.). Среди интересных форм работы, организаторами которых стали родители:
МОУ 24, 54, 122, 186, 187 активные участники городских акций, конкурсов и смотров. По итогам районных смотров победителями стали МОУ СОШ № 119, 110,75,48,186,85,сад-школа №345, лицей № 40 Анализ работы МОУ, выдвинутых районами, свидетельствует еще раз об огромных потенциальных возможностях, заложенных в социальном партнерстве (равности миссии и равности ответственности за воспитание и развитие детей) семьи и школы и первостепенной роли родительских комитетов в управлении учебно-воспитательным процессом в школе. Примером настоящего содружества, сотворчества, партнерства является уникальный опыт работы родительского комитета МОУ СОШ № 85 Сормовского района с педколлективом и детским коллективом этой удивительной школы. Цель родительского комитета в содействии педагогическому коллективу школы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности и организация работы с родителями по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье. Для успешной реализации этих задач в комитете созданы 5 комиссий:
Заседание комитета проводится 1 раз в четверть и оформляется протокольно. Для решения текущих вопросов работает Совет кураторов параллелей. « Кураторы параллели» являются проводниками идей ОРК и организаторами работы родительского самоуправления в первичных классных коллективах каждой параллели (а это 6 классов, примерно 150 человек) Также по инициативе ОРК для решения конкретного вопроса или проведения конкретного мероприятия созывается Совет активных родителей (САР) и действует по принципу «совета дела»; также действуют и совместные детско-родительские проектно-творческие группы. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Формирование ОРК происходит в школе до поступления в 1-й класс. Уже давно работает МОУ «Школа Будущего Первоклассника». Цель данной работы не только подготовка к школе детей, но и специализация к новой роли их родителей. В «Школе Будущего Первоклассника» проходят родительские собрания, консультации, тренинговые занятия. На данные мероприятия приходят родители действующих учеников и рассказывают о традициях в школе. То есть много родителей, в будущем, составляют костяк ОРК. Большая роль принадлежит ОРК в организации психолого-педагогического просвещения родителей осуществляется по следующим направлениям:
Большую помощь оказывает ОРК администрации и педагогам школы в работе с социально незащищенными семьями и семьями «группы риска» и профилактике асоциального поведения: участвуют в работе совета профилактики; юристы из числа родителей оказывают помощь по вопросам юридического характера; выходят в семьи с классными руководителями, социальным педагогом, оценивая ситуацию детей или семей в социально-опасном положении; оказывают материальную помощь малообеспеченным и многодетным семьям. В родительском комитете 62 человека (30% - папы). Создан Совет отцов, действует родительский интернет, выпускается родительская газета совместно с детьми. Родительский комитет – это сплоченный коллектив единомышленников, способных решать вопросы образования по - государственному. Так же целеустремленно и продуктивно организована работа родительского комитета МОУ лицея №40. Администрацией лицея, педколлективом и родительским комитетом разработана уникальная единая структура управления деятельностью родительского самоуправления в лицее. (ролик лицея №40) Одной из задач при создании единой структуры управления деятельностью родительских комитетов классов было создание единого информационного поля родительского самоуправления. Эта задача была успешно решена через:
Обратная связь (родительский комитет класса - общешкольный родительский комитет) осуществляется через:
В 2010 году в лицее начала действовать программа «Сотрудничество» родительского комитета лицея, которая стала результатом и логическим продолжением программы «Лицейская семья». |
С 21 по 26 ноября 2011г в лицее будет проводиться традиционная Неделя семьи Вы можете заранее познакомиться с перечнем мероприятий данной недели и определиться, в каких из них примете участие. Заявку на участие... | Весной после окончания учебного года педагоги, управляющий совет... Весной после окончания учебного года педагоги, управляющий совет Горячевской средней школы, возглавляемый Т. Г. Осиповой, представители... | ||
Конспект родительского собрания «Ох уж эти уроки!» Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка | Конспект родительского занятия- тренинга на тему давайте начнем с себя Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка | ||
План работы с родителями и общественностью № Тематика Сроки Ответственный... Ознакомление с положением о родительском комитете общеобразовательного учреждения | Заседание педагогического совета Протокол № от рассмотрено заседание... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Кадровое обеспечение образовательного процесса Основу модели управления составляет взаимодействие всех участников педагогического процесса: директора, его заместителей по увр,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Алтайском крае, решением Общелицейского родительского комитета (протокол №13 от 08. 05. 2013) и Совета лицея года протокол №5 от... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Министерства образования... | «Галерея безопасности дорожного движения» Старый Оскол 2012 Википедия... Поэтому необходимость психологического образования вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам,... | ||
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская... Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте» | Методические рекомендации по проведению родительского собрания по... Родительские собрания проводится в классе. В начале родительского собрания рекомендуется провести анонимное анкетирование,которое... | ||
7 классе "Б" (кл рук-ль: Короткова Т. В.) Тема урока: "Музыка "легкая"... Чепуштанова Ольга Сергеевна, Короткова Татьяна Викторовна, зам директора по увр ткаченко Ирина Александровна, зам директора по дополнительному... | Регламент взаимодействия Участников информационного взаимодействия,... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | ||
Система взаимодействия власти и общества Институты политического опосредования: понятие и явление • Лоббизм и его место в системе взаимодействия власти и общества • Основные... | Мы представляем вашему вниманию публичный доклад школы за 2010 2011... Знакомство с публичным докладом позволит каждому получить интересующую информацию, осознать свою роль в развитии школы, получить... |