Скачать 390.93 Kb.
|
На правах рукописи СТРИЖИУС Елена Ивановна ДИНАМИКА ТРЕВОЖНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва – 2013 Работа выполнена на кафедре общей психологии НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия
Защита состоится 26 марта 2014 г. в 16:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.02 на базе НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия по адресу: 109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32 стр. 4, ауд. 352 (зал заседаний диссертационных советов). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия. Автореферат разослан 24 февраля 2014 г. Ученый секретарь диссертационного совета Гнездилов Геннадий Валентинович ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Развитие отдельных свойств и состояний личности, как и общее личностное развитие человека, является одной из важнейших проблем, стоящих перед современным обществом. Среди наиболее актуальных проблем современности одно из главных мест занимает проблема формирования такого новообразования личности как тревожность. Проблема тревожности в психологии дополняется целым рядом социальных и социально-психологических причин, повышающих к ней интерес. В современном обществе происходят интенсивные социальные, политические и технологические изменения, которые способствуют усилению дискомфорта личности, возрастанию требований, предъявляемых человеку, способствующих развитию чувства неопределенности и тревоги, перерастающей под влиянием определенных условий в тревожность. В последние годы отмечается тенденция к увеличению тревожных детей, которые переживают эмоциональное неблагополучие, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью. Проблема тревожности приобретает особое значение в период обучения в школе. В процессе школьного обучения перестраиваются все сферы жизни ребенка, меняется социальный статус и обязанности, существенно изменяется набор доступных для него видов и форм деятельности – ведущей деятельностью становится учебная деятельность. Важнейшими задачами, стоящими перед выпускниками школ, являются профессиональное и личностное самоопределение, наибольшее волнение вызывают ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить Государственную Итоговую Аттестацию (ГИА) и Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ). Государственная Итоговая Аттестация (ГИА) и Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) – новая практика для Российской системы образования и одно из направлений модернизации ее структуры и содержания, серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика. ГИА и ЕГЭ – ответственный этап в жизни каждого школьника выпускного класса. Введение новых форм итоговых экзаменов, которые выполняют функции выпускного и вступительного экзаменов, содержит в себе возможности и перспективы, но одновременно вызывает у выпускников сильное эмоциональное напряжение, повышенную тревожность, неопределенность, связанную с возможностью реализации дальнейших жизненных планов. Отличаясь сложностью, многозначностью прохождения процедуры инновационной формы итогового экзамена и огромной психологической нагрузкой, ГИА и ЕГЭ вызывают множество вопросов не только у выпускников школ, но и у учителей, психологов, родителей. Поскольку успешность сдачи итоговых выпускных экзаменов в инновационной форме ГИА и ЕГЭ зависит не только от хорошей подготовки к ним, но и от положительного психоэмоционального состояния, актуальным становится изучение динамики психологических особенностей старшеклассников. Несмотря на широкий диапазон исследований, касающихся различных аспектов тревожности, мы можем констатировать скорее недостаточную разработанность данной тематики в научной психологии. Во-первых, это касается терминологического и понятийного аппарата: имеет место смешение понятий различных аспектов (видов, уровней) тревожности. Во-вторых, данные относительно динамики тревожности у школьников противоречивы, не конкретизируется и виды изучаемой тревожности у школьников в контексте сдачи выпускных экзаменов. Состояние научной разработанности проблемы исследования. Проблема тревожности является предметом исследования в различных отраслях психологической науки на протяжении последних десятилетий. В нашей стране тревожность стала активно изучаться в 60-70 гг. ХХ века, это говорит о том, что многоплановое психологическое исследование проблемы тревожности в отечественной психологии только начинается. Отдельные вопросы изучения тревожности привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ отечественных психологов: Г.Г. Аракелова, В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Л.И. Божович, А.И. Захарова, Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловской, Б.И. Кочубей, Н.Д. Левитова, В.С. Мерлина, А.В. Микляевой, А.М. Прихожан, Т.А. Ратановой, П.В. Румянцевой, Ю.Л. Ханина и других. Среди зарубежных психологов, занимающихся вопросами исследования тревожности можно отметить: А. Адлера, К. Изарда, Р. Кэттелла, Р. Лазаруса, Р. Мэйя, О. Ранка, Ч.Д. Спилбергера, Д. Тейлор, З.Фрейда, К. Хорни и других. Можно выделить несколько направлений изучения тревожности: - тревожность рассматривают как эмоциональное состояние, возникающее в рамках стрессовых ситуаций (В.С. Мерлин, В.В. Суворова и др.); - тревожность рассматривают как депривацию жизненных потребностей (Р. Вудвортс, Д. Доллард, Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин и др.), как вид мотивации (Н. Миллер, О. Маурер, Д. Тейлор) и как ведущий фактор развития личности (М. Кляйн, Г. Салливан, З. Фрейд, К. Хорни и др.); - тревожность рассматривают как свойство и состояние личности (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, Р. Кэттел, Р. Лазарус, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, И. Шейер, Ю.А. Ханин); - тревожность рассматривают как комплекс, представляющий собой комбинацию страха с другими базовыми эмоциями – страданием, гневом, виной, стыдом и интересом (К. Изард); - тревожность рассматривают как индивидуальное психодинамическое свойство, характеризующееся направленностью на ожидание угрозы (В.С. Мерлин, Я. Стреляу). Разными авторами выделяется моральная, самооценочная, школьная (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, И. Сэразон и др.), межличностная (Н.М. Гордецова, В.Р. Кисловская, и др.), оценочная (экзаменационная) (Ч.Д. Спилбергер, Х. Хекхаузен и др.) тревожность. Несмотря на широкий диапазон исследований, посвященных различным аспектам тревожности, мы можем констатировать, что на сегодняшний день данная тематика в научной психологии недостаточно разработана, недостаточен и диагностический инструментарий. В связи с этим возникает необходимость уточнения содержания понятия «тревожность» и разработки новых психодиагностичеких методик. Научная задача исследования заключается в раскрытии сущности понятия «тревожность выпускника», разработке психодиагностической методики, конкретизирующей вид тревоги испытываемой выпускниками перед сдачей итоговых выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ), а также выявления особенностей динамики тревожности старшеклассников в условиях сдачи инновационной формы экзаменов – ГИА и ЕГЭ. Цель исследования: изучение тревожности, ее компонентов и динамики у старшеклассников 9-11 классов, влияния тревожности на успешность сдачи итоговых выпускных экзаменов (ГИА и ЕГЭ). Объект исследования: тревожность, ее компоненты, динамика. Предмет исследования: взаимосвязь различных компонентов тревожности между собой и с другими показателями эмоциональной сферы, влияние экзаменационной тревожности на успешность сдачи итоговых экзаменов. Гипотезы исследования: 1. Существует специфический вид тревожности – тревожность выпускника, который возникает у человека, когда, с одной стороны, завершается определенный период жизни, грядет выпускной экзамен и неизвестное будущее, с другой стороны. Этот вид тревожности связан с другими ее видами и компонентами, он возникает у девятиклассников, уменьшается у десятиклассников и значительно возрастает у одиннадцатиклассников. 2. Тревожность выпускника влияет на эффективность сдачи старшеклассником выпускных экзаменов – Государственной Итоговой Аттестации (ГИА) и Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), высокие показатели тревожности ведут к снижению ожидаемой и реально получаемой отметки в ходе итогового экзамена. Задачи исследования:
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: принцип детерминизма, системности и развития (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); системно-структурный подход к пониманию развития (Н.П. Локалова, Т.А. Ратанова, Н.И. Чуприкова и др.). В качестве теоретической основы исследования мы использовали концепцию А.О. Прохорова о психических состояниях, концепцию школьной тревожности А.М. Прихожан, теории возрастного развития Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона, идеи личностно-ориентированного обучения А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской, а также научные подходы к исследованию тревожности В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Л.И. Божович, К. Изарда, Б.И. Кочубей, Е.В. Новиковой, концептуальные представления о тревоге и тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, К. Хорни. Для проверки гипотез и решения поставленных задач исследования были использованы методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирические и математико-статистические методы. В работе были использованы следующие методики: «Шкала учебной тревожности» Е.И. Рогова (по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша); «Личностная шкала проявления тревоги (тревожности)» Д.Тейлор, адаптирована Т.А. Немчиным; «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности» и «Шкала личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным; «Метод цветовых выборов» М. Люшера (модификация Л.Н. Собчик); проективный тест «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич; вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) Е. В. Богиной, А. Е. Ольшанниковой; тест «Диагностика экзаменационной тревожности» А.О. Прохорова; методика Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на отметку»; методика А.А. Реана «Методика успеха и боязни неудач»; тест Айзенка «Самооценка психических состояний»; методика Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий»; авторская методика «Диагностический опросник тревожности выпускника», анкета «Ваши страхи». Для обработки полученных результатов и статистического анализа данных использовались компьютерные программы STATISTICA 6.0., Windows, Еxcel, метод корреляционного анализа (линейный коэффициент корреляции по Пирсону), с целью проверки достоверности различий – параметрический t-критерий Стьюдента, для оценки достоверности воздействия использовался однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ №1 и №2 г. Селятино. Список учащихся 9-11 классов включил в себя 178 (N=178) человек: юноши – 87 человек (9 классы – 30 человек; 10 классы – 30 человек; 11 классы – 27 человек), девушки – 91 человек (9 классы – 22 человека; 10 классы – 25 человек; 11 классы – 44 человека). Объем выборки составил 150 респондентов. В исследовании приняли участие: юноши – 71 человек (9 классы – 25 человек; 10 классы – 27 человек; 11 классы – 19 человек), девушки – 79 человек (9 классы – 21 человек; 10 классы – 23 человека; 11 классы – 35 человек). Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс «Психология общения» составлен на основе программ: «Уроки общения», «Психологических программ развития в подростковом и старшем... | Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» Рассказ В. В. Набокова «Рождество», доступен для прочтения и восприятия в старшем школьном возрасте. До проведения этого урока учащимися... | ||
Способности и одаренность в младшем школьном возрасте Содержание понятия «способности»: сущность и специфика развития | Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте 19. 00. 13... Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4 | ||
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год Формирование учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность в младшем школьном возрасте, Гимадеева Е. Г.,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: продолжать знакомство учащихся с рассказами писателей о взаимоотношениях в школьном возрасте и вредных привычках | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место урока в школьном курсе физики: Повторение ключевых понятий разделов «Кинематика», «Динамика», «Статика», «Оптика» | Конспект игрового тренинга для родителей на тему: «знакомство детей... Дидактические игры по теме: «Время», «День и ночь – сутки прочь», «Четыре стихии», «Назови правильно соседей названного дня недели»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми.... | Система работы коллектива маоу мальковской сош по формированию навыков зож ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ознакомить учащихся с мерами по профилактике травм в школьном возрасте и оказании первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных... | Система работы коллектива школы по формированию навыков здорового образа жизни ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В учебном пособии рассматриваются особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Приводятся практические... | С задержкой психического развития на уроках Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном и школьном возрасте,... | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, с акцентом на обеспечение преемственности образования... | Авторы: Куревина Ольга Александровна, Лутцева Елена Андреевна Составитель Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строится на предметно-практической деятельности, которая служит в младшем... |