Динамика тревожности в старшем школьном возрасте





Скачать 390.93 Kb.
НазваниеДинамика тревожности в старшем школьном возрасте
страница1/3
Дата публикации20.01.2015
Размер390.93 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

СТРИЖИУС Елена Ивановна


ДИНАМИКА ТРЕВОЖНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

19.00.01 – Общая психология, психология личности,

история психологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Москва – 2013

Работа выполнена на кафедре общей психологии

НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия


Научный руководитель:

БЕРЕЗИНА Татьяна Николаевна,

доктор психологических наук, профессор


Официальные оппоненты:

РОЗЕНОВА Марина Ивановна,

доктор психологических наук, доцент,

профессор кафедры социальной психологии ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»





ЯГАФАРОВ Роберт Рифкатович,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры общей психологии

войсковой части 2567



Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»


Защита состоится 26 марта 2014 г. в 16:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.02 на базе НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия по адресу: 109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32 стр. 4, ауд. 352 (зал заседаний диссертационных советов).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия.

Автореферат разослан 24 февраля 2014 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

Гнездилов Геннадий Валентинович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Развитие отдельных свойств и состояний личности, как и общее личностное развитие человека, является одной из важнейших проблем, стоящих перед современным обществом. Среди наиболее актуальных проблем современности одно из главных мест занимает проблема формирования такого новообразования личности как тревожность.

Проблема тревожности в психологии дополняется целым рядом социальных и социально-психологических причин, повышающих к ней интерес. В современном обществе происходят интенсивные социальные, политические и технологические изменения, которые способствуют усилению дискомфорта личности, возрастанию требований, предъявляемых человеку, способствующих развитию чувства неопределенности и тревоги, перерастающей под влиянием определенных условий в тревожность.

В последние годы отмечается тенденция к увеличению тревожных детей, которые переживают эмоциональное неблагополучие, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью. Проблема тревожности приобретает особое значение в период обучения в школе. В процессе школьного обучения перестраиваются все сферы жизни ребенка, меняется социальный статус и обязанности, существенно изменяется набор доступных для него видов и форм деятельности – ведущей деятельностью становится учебная деятельность.

Важнейшими задачами, стоящими перед выпускниками школ, являются профессиональное и личностное самоопределение, наибольшее волнение вызывают ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить Государственную Итоговую Аттестацию (ГИА) и Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ).

Государственная Итоговая Аттестация (ГИА) и Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) – новая практика для Российской системы образования и одно из направлений модернизации ее структуры и содержания, серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика. ГИА и ЕГЭ – ответственный этап в жизни каждого школьника выпускного класса. Введение новых форм итоговых экзаменов, которые выполняют функции выпускного и вступительного экзаменов, содержит в себе возможности и перспективы, но одновременно вызывает у выпускников сильное эмоциональное напряжение, повышенную тревожность, неопределенность, связанную с возможностью реализации дальнейших жизненных планов. Отличаясь сложностью, многозначностью прохождения процедуры инновационной формы итогового экзамена и огромной психологической нагрузкой, ГИА и ЕГЭ вызывают множество вопросов не только у выпускников школ, но и у учителей, психологов, родителей. Поскольку успешность сдачи итоговых выпускных экзаменов в инновационной форме ГИА и ЕГЭ зависит не только от хорошей подготовки к ним, но и от положительного психоэмоционального состояния, актуальным становится изучение динамики психологических особенностей старшеклассников.

Несмотря на широкий диапазон исследований, касающихся различных аспектов тревожности, мы можем констатировать скорее недостаточную разработанность данной тематики в научной психологии. Во-первых, это касается терминологического и понятийного аппарата: имеет место смешение понятий различных аспектов (видов, уровней) тревожности. Во-вторых, данные относительно динамики тревожности у школьников противоречивы, не конкретизируется и виды изучаемой тревожности у школьников в контексте сдачи выпускных экзаменов.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Проблема тревожности является предметом исследования в различных отраслях психологической науки на протяжении последних десятилетий.

В нашей стране тревожность стала активно изучаться в 60-70 гг. ХХ века, это говорит о том, что многоплановое психологическое исследование проблемы тревожности в отечественной психологии только начинается. Отдельные вопросы изучения тревожности привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ отечественных психологов: Г.Г. Аракелова, В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Л.И. Божович, А.И. Захарова, Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловской, Б.И. Кочубей, Н.Д. Левитова, В.С. Мерлина, А.В. Микляевой, А.М. Прихожан, Т.А. Ратановой, П.В. Румянцевой, Ю.Л. Ханина и других. Среди зарубежных психологов, занимающихся вопросами исследования тревожности можно отметить: А. Адлера, К. Изарда, Р. Кэттелла, Р. Лазаруса, Р. Мэйя, О. Ранка, Ч.Д. Спилбергера, Д. Тейлор, З.Фрейда, К. Хорни и других. Можно выделить несколько направлений изучения тревожности:

- тревожность рассматривают как эмоциональное состояние, возникающее в рамках стрессовых ситуаций (В.С. Мерлин, В.В. Суворова и др.);

- тревожность рассматривают как депривацию жизненных потребностей (Р. Вудвортс, Д. Доллард, Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин и др.), как вид мотивации (Н. Миллер, О. Маурер, Д. Тейлор) и как ведущий фактор развития личности (М. Кляйн, Г. Салливан, З. Фрейд, К. Хорни и др.);

- тревожность рассматривают как свойство и состояние личности (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, Р. Кэттел, Р. Лазарус, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, И. Шейер, Ю.А. Ханин);

- тревожность рассматривают как комплекс, представляющий собой комбинацию страха с другими базовыми эмоциями – страданием, гневом, виной, стыдом и интересом (К. Изард);

- тревожность рассматривают как индивидуальное психодинамическое свойство, характеризующееся направленностью на ожидание угрозы (В.С. Мерлин, Я. Стреляу).

Разными авторами выделяется моральная, самооценочная, школьная (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, И. Сэразон и др.), межличностная (Н.М. Гордецова, В.Р. Кисловская, и др.), оценочная (экзаменационная) (Ч.Д. Спилбергер, Х. Хекхаузен и др.) тревожность.

Несмотря на широкий диапазон исследований, посвященных различным аспектам тревожности, мы можем констатировать, что на сегодняшний день данная тематика в научной психологии недостаточно разработана, недостаточен и диагностический инструментарий. В связи с этим возникает необходимость уточнения содержания понятия «тревожность» и разработки новых психодиагностичеких методик.

Научная задача исследования заключается в раскрытии сущности понятия «тревожность выпускника», разработке психодиагностической методики, конкретизирующей вид тревоги испытываемой выпускниками перед сдачей итоговых выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ), а также выявления особенностей динамики тревожности старшеклассников в условиях сдачи инновационной формы экзаменов – ГИА и ЕГЭ.

Цель исследования: изучение тревожности, ее компонентов и динамики у старшеклассников 9-11 классов, влияния тревожности на успешность сдачи итоговых выпускных экзаменов (ГИА и ЕГЭ).

Объект исследования: тревожность, ее компоненты, динамика.

Предмет исследования: взаимосвязь различных компонентов тревожности между собой и с другими показателями эмоциональной сферы, влияние экзаменационной тревожности на успешность сдачи итоговых экзаменов.

Гипотезы исследования:

1. Существует специфический вид тревожности – тревожность выпускника, который возникает у человека, когда, с одной стороны, завершается определенный период жизни, грядет выпускной экзамен и неизвестное будущее, с другой стороны. Этот вид тревожности связан с другими ее видами и компонентами, он возникает у девятиклассников, уменьшается у десятиклассников и значительно возрастает у одиннадцатиклассников.

2. Тревожность выпускника влияет на эффективность сдачи старшеклассником выпускных экзаменов – Государственной Итоговой Аттестации (ГИА) и Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), высокие показатели тревожности ведут к снижению ожидаемой и реально получаемой отметки в ходе итогового экзамена.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме тревожности и определить ведущие концепции, направления в изучении тревожности.

  2. Разработать психодиагностическую методику, направленную на выявление «тревожности выпускника» и провести ее первичную валидизацию.

  3. Раскрыть гендерный аспект «тревожности выпускника» – выявить различия в особенностях тревожности юношей и девушек.

  4. Исследовать взаимосвязь «тревожности выпускника» учащихся старших классов с особенностями их эмоционально-мотивационной сферы и определить характер взаимосвязи между «тревожностью выпускника» и успешностью сдачи старшеклассниками выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ).

  5. Установить различия в динамике тревожности старшеклассников.

  6. Выявить факторы, достоверно влияющие на уменьшение или увеличение ожидаемых и реальных отметок по обязательным предметам (русский язык, математика) учащихся 9-11 классов при сдаче ими итоговых школьных экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: принцип детерминизма, системности и развития (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); системно-структурный подход к пониманию развития (Н.П. Локалова, Т.А. Ратанова, Н.И. Чуприкова и др.). В качестве теоретической основы исследования мы использовали концепцию А.О. Прохорова о психических состояниях, концепцию школьной тревожности А.М. Прихожан, теории возрастного развития Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона, идеи личностно-ориентированного обучения А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской, а также научные подходы к исследованию тревожности В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Л.И. Божович, К. Изарда, Б.И. Кочубей, Е.В. Новиковой, концептуальные представления о тревоге и тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, К. Хорни.

Для проверки гипотез и решения поставленных задач исследования были использованы методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирические и математико-статистические методы. В работе были использованы следующие методики: «Шкала учебной тревожности» Е.И. Рогова (по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша); «Личностная шкала проявления тревоги (тревожности)» Д.Тейлор, адаптирована Т.А. Немчиным; «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности» и «Шкала личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным; «Метод цветовых выборов» М. Люшера (модификация Л.Н. Собчик); проективный тест «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич; вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) Е. В. Богиной, А. Е. Ольшанниковой; тест «Диагностика экзаменационной тревожности» А.О. Прохорова; методика Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на отметку»; методика А.А. Реана «Методика успеха и боязни неудач»; тест Айзенка «Самооценка психических состояний»; методика Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий»; авторская методика «Диагностический опросник тревожности выпускника», анкета «Ваши страхи».

Для обработки полученных результатов и статистического анализа данных использовались компьютерные программы STATISTICA 6.0., Windows, Еxcel, метод корреляционного анализа (линейный коэффициент корреляции по Пирсону), с целью проверки достоверности различий – параметрический t-критерий Стьюдента, для оценки достоверности воздействия использовался однофакторный дисперсионный анализ ANOVA.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ №1 и №2 г. Селятино. Список учащихся 9-11 классов включил в себя 178 (N=178) человек: юноши – 87 человек (9 классы – 30 человек; 10 классы – 30 человек; 11 классы – 27 человек), девушки – 91 человек (9 классы – 22 человека; 10 классы – 25 человек; 11 классы – 44 человека).

Объем выборки составил 150 респондентов. В исследовании приняли участие: юноши – 71 человек (9 классы – 25 человек; 10 классы – 27 человек; 11 классы – 19 человек), девушки – 79 человек (9 классы – 21 человек; 10 классы – 23 человека; 11 классы – 35 человек).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

    1. Проанализированы и обобщены имеющиеся психологические исследования и теоретические наработки в области проблем тревоги и тревожности. Уточнен понятийный аппарат данной проблематики: «страх, «тревога», «тревожность».

    2. Сформулировано и структурно разработано понятие «тревожность выпускника». Определено две структурные составляющие «тревожности выпускника»: 1) тревога перед выпускным мероприятием, венчающим данный этап; 2) тревога перед особенностями будущего, неизвестного им пока этапа жизненного пути.

    3. Обоснована, создана и апробирована новая психодиагностическая методика, позволяющая измерить преимущественно поведенческий компонент тревожности, выраженный в деятельности, и осознаваемый компонент психического состояния, выраженный в субъективных переживаниях.

    4. Выявлены половые различия в особенностях проявления тревожности по трем направлениям: изучение осознаваемого компонента психического состояния, выраженного в субъективных переживаниях, изучение неосознаваемого компонента психического состояния, изучение поведенческого компонента, выраженного в деятельности. Полученные результаты показывают, что на содержание и уровень тревожности, действительно, влияет пол учащихся, при этом высокий уровень тревожности демонстрируют девушки.

    5. Обнаружены взаимосвязи «тревожности выпускника» учащихся старших классов с особенностями их эмоционально-мотивационной сферы: «тревожность выпускника» старшеклассников положительно связана с общей тревожностью человека, при этом шкала № 1 (тревога перед экзаменами) связана с учебной и экзаменационной тревожностью, а шкала № 2 (тревога перед будущим) – с мотивацией.

    6. Систематизированы исследования по проблемам тревожности старшеклассников в возрастном диапазоне отрочества – ранней юности (9-11 классы). Полученный материал исследования, с одной стороны, имеет обобщающий характер, с другой стороны, в постановочном плане заявляет новый для психологии и педагогики вектор исследований, связанный с выделением факторов, определяющих динамику тревожности на протяжении изучаемого возраста. В 9 классе достаточно высок уровень учебной тревожности, далее следует «социальная» тревожность и «тревожность выпускника». В 10 классе на первом месте по-прежнему отмечен высокий уровень учебной тревожности, но на второе место выходит «тревожность выпускника», а на третье место – направленность личности. В 11 классе наиболее высокий уровень закрепляется за «тревожностью выпускника», меньшим уровнем обладает учебная тревожность и наиболее низким – направленность личности.

    7. Впервые рассматривается проблема взаимосвязи тревожности с результатами выпускных государственных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем исходной успеваемости. Установлено, что тревожность взаимосвязана с ожидаемой и реальной отметкой по математике, а с реальной отметкой по русскому языку достоверной взаимосвязи тревожности не было обнаружено. Лучшую успеваемость демонстрировали школьники со средней тревожностью, у учащихся с высокой тревожностью отметки были достоверно ниже, а у учащихся с низкой тревожностью наблюдалась тенденция к понижению отметки.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс «Психология общения» составлен на основе программ: «Уроки общения», «Психологических программ развития в подростковом и старшем...
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconКонспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество»
Рассказ В. В. Набокова «Рождество», доступен для прочтения и восприятия в старшем школьном возрасте. До проведения этого урока учащимися...
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconСпособности и одаренность в младшем школьном возрасте
Содержание понятия «способности»: сущность и специфика развития
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconДинамика нравственных отношений в подростковом возрасте 19. 00. 13...
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год
Формирование учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность в младшем школьном возрасте, Гимадеева Е. Г.,...
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: продолжать знакомство учащихся с рассказами писателей о взаимоотношениях в школьном возрасте и вредных привычках
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место урока в школьном курсе физики: Повторение ключевых понятий разделов «Кинематика», «Динамика», «Статика», «Оптика»
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconКонспект игрового тренинга для родителей на тему: «знакомство детей...
Дидактические игры по теме: «Время», «День и ночь – сутки прочь», «Четыре стихии», «Назови правильно соседей названного дня недели»,...
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми....
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconСистема работы коллектива маоу мальковской сош по формированию навыков зож
...
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ознакомить учащихся с мерами по профилактике травм в школьном возрасте и оказании первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных...
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconСистема работы коллектива школы по формированию навыков здорового образа жизни
...
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В учебном пособии рассматриваются особенности психического раз­вития ребенка в младшем школьном возрасте. Приводятся практические...
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconС задержкой психического развития на уроках
Родителей и педагогов, конечно же, всегда вол­нует вопрос, как обеспечить полноценное разви­тие ребенка в дошкольном и школьном возрасте,...
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, с акцентом на обеспечение преемственности образования...
Динамика тревожности в старшем школьном возрасте iconАвторы: Куревина Ольга Александровна, Лутцева Елена Андреевна Составитель
Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строится на предметно-практической деятельности, которая служит в младшем...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск