Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н





НазваниеРоль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н
страница1/7
Дата публикации27.02.2015
Размер0.76 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Роль методической службы в организации

самообразования педагогов
Савкина О.Н.,

проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования
На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары, педсоветы и т.д.) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы педагога.

Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть, организовать образовательное пространство с субъект-субъектными отношениями. (К.Д.Ушинский)

Как показывает практика, далеко не все учителя способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами:

Что обеспечивает успех моей деятельности?

Что влияет на ее результат?

Какова цель моего педагогического труда? Каков должен быть результат? Как его измерить?

Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень? И другие.

Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.

Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.

Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.

Роль методической службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь учителям сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется реестр. Самообразование каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования. Учителю предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства. (См. Кухарев Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества)

С целью повышения эффективности самообразования в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации и другое.

Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно-инициативное, инициативное).

Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:

  1. Основные вопросы для изучения

  2. Этапы работы над материалом по определенным вопросам

  3. Практический выход (доклад, урок, методическая разработка)

  4. Где, когда и как реализуется

Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.

Алгоритм работы учителя по самообразованию может быть следующим:

  1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям

  2. Разработка плана по самообразованию

  3. Определение источников информации

  4. Изучение теоретических источников

  5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий)

  6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов

  7. Подготовка отчета по теме самообразования

  8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности

Методическая служба района, учреждения образования может придерживаться следующего алгоритма работы:

  1. Содержание деятельности

  2. Субъект выполнения

  3. Сроки выполнения

Методическим советам необходимо коллегиально разработать критерии эффективности самообразования. В них может быть учтено следующее:

  1. Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер

  2. Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)

  3. Имеет место научная обоснованность плана

  4. Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении

  5. Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда

  6. Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся

  7. Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования

  8. Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета

  9. Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач

  10. Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности

  11. Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) самообразования.

В рамках деятельности методической службы возможна разработка системного подхода к организации самообразования педагогов на основе принципов добровольности, аналитичности, преемственности.

С целью совершенствования методической работы по организации самообразования педагогов предлагается ознакомиться со следующими материалами.
ЛИТЕРАТУРА

1. Мартина, Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению/ Н.Мартина// Директор школы .- 2006.- №3.- С.65

2. Бабкина, Т.А. Самообразовательная деятельность как проблема образования взрослых/ Т.А.Бабкина// Кіраванне ў адукацыі .- 2006.-№12

3.Смоляк, В.С. Управление самроразвитием професситональных компетенций учителей/ В.С.Смоляк// Кіраванне ў адукацыі.-2006.- №6.-С.42

4. Лапицкая, В.Н. Системный подход в управлении развитием профессиональной компетентности учителя/ В.Н. Кіраванне ў адукацыі №5.-2005.-С.44

6. Селевко, Г.К. Научи себя учиться/ Г.К.Селевко //Центр “Педагогический поиск”.-2006.-С. 20

7. Сам себе инспектор: самооценка качества // Библиотека журнала “Директор школы”.-2005.-№7

8. Лизинский, В.М.// Центр “Педагогический поиск”.-С.126

9. Самигуллин, Г.Х. Педагогические требования к открытым урокам/ Г.Х.Самигуллин// Методист.-2007.-№6.-С.52

10. Побережная, О.Е. Самоанализ деятельности методического объединения учителей// О.Е.Побережная.-2007.-№8.-С.66

11. Зверева, В.И. Как сделать управление школой успешным/ В.И.Зверева.-М.: Центр “Педагогический поиск”.-2004.-160с.


Деятельность отдела образования по организации

самообразования педагогов
Цалко Е.А.,

заведующая Наровлянским районным

учебно-методическим кабинетом
2010 год объявлен Годом качества. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания близлежащих научных областей, о различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике.

Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А.Дистерверг

Самообразование- процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ: Целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.».

Однако как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя - это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога. Научить творчеству нельзя. Развить способность к самообразованию у взрослого человека можно только в исключительных случаях. Саморазвитие - признак профессионала высокого класса. К сожалению, не всех педагогов можно отнести к этой категории, однако можно побудить учителя сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии.

В роли координатора выступают методические службы. Побуждать, планировать, контролировать и стимулировать - это поможет учителю «включаться в процесс».

Практика показывает, что имеются типичные недостатки в организации и осуществлении самообразовательной деятельности педагогов:

отсутствует системный подход к самообразованию;

неактуальность выбранной или предложенной темы по самообразованию;

формальное ведение дополнительной отчетной документации;

несоблюдение этапов работы;

нет глубокого анализа результатов и апробирования их на практике;

не ведется отчетность.

Причины выявленных недостатков следующие:

  1. Невысокий уровень анализа своей деятельности участниками образовательного процесса, а именно преобладают констатирующие факты, отсутствуют проблемные стороны и коррекция (изучение деятельности, самоанализ урока, самоанализ работы учебного кабинета, самоанализ работы по самообразованию и т.д.).

  2. Ослаблено руководство самообразовательной деятельностью.

  3. Ценностью данного процесса продолжают оставаться обезличенные знания, умения и навыки, а не развитие и саморазвитие личности, востребованное современной ситуацией.

  4. Преобладающей остается «просвещенческая» модель образования взрослых, основанное на передаче и воспроизводстве информации, в то время как условиями общества востребованная модель, «запускающая» процессы самоорганизации, саморазвития.

  5. Отсутствуют единые требования к организации методического дня.

Существует и объективная причина. Сменяемость кадров в районе составляет 10%, это объясняется тем, что молодые специалисты отрабатывают только 2 года.

На протяжении двух лет методическая служба района работает над решением одной из задач, которая сформулирована следующим образом: скоординировать деятельность педагогов, основанную на саморазвитии профессиональных компетенций, способности к самоанализу, самореализации.

В опыте представлена система основных методических мероприятий, посредством которых решалась данная задача.

Чтобы работа по самообразованию позволяла системно и целенаправленно совершенствовать личность и деятельность педагогов, методические службы пользуются схемой профессионального саморазвития личности (Пачатковае навучанне №12, 2009 г.с.-9)


ПЕДАГОГ



ЦЕЛЬ - формирование самосовершенствующегося профессионала



ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ







Подцели:

  1. развитие;

  2. саморазвитие;

  3. профессионально-творческое саморазвитие

Стратегические

Тактические

Текущие







Направления


Основные механизмы достижения

Самопознание





Непрерывность самообразования и самовоспитания


Самоопределение




Основной потенциал личности педагога
познавательный коммуникативный

морально-нравственный эстетический

творческий


Самообразование



Самоактуализация





Самореализация





Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной деятельности директора школы, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние, как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом.

В работе с руководящими кадрами особое внимание уделяется диагностико - аналитической деятельности.

Выявленные в ходе диагностики профессиональные затруднения позволяют определить пути удовлетворения запросов, в том числе и через самообразование.

Практика показывает, что вновь назначенные руководители испытывают затруднения в организации и осуществлении внутришкольного контроля, а соответственно и не могут сформулировать проблемы и выработать грамотные рекомендации, позволяющие саморазвиваться педагогам.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconСавкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского...
Список лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров составлен по данным реестра владельцев именных ценных бумаг...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconСамообразования может быть представлен в форме: доклада; реферата;...
Настоящее Положение регулирует деятельность педагогов над темами самообразования, которая является одной из основных форм методической...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить педагогов с различными формами самообразования в системе непрерывного повышения квалификации педагогов доу, дать...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconАнализ работы методической службы школы за 2012-2013 учебный год
...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconАнализ методической работы мбоу сош №2 гор. Гвардейска (II -iii ступень...
...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение регулирует деятельность педагогов над темами самообразования, которая является одной из основных форм методической...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение регулирует деятельность педагогов над темами самообразования, которая является одной из основных форм методической...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н icon«роль методической службы в повышении квалификации педагогических...

Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconОтчет по организации методической работы в 2011-2012 учебном году
Методическая тема школы: Индивидуальная работа с обучающимися, формирующая у них навыки самообразования и самоконтроля, как средства...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconАнализ
Цель анализа: выявить степень эффективности методической работы в 2012-2013 учебном году и её роль в повышении профессиональной компетенции...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconМоу «Покровская основная общеобразовательная школа» Роль самообразования...
«Самообразование это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя». С. И. Ожегов
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconЛ. Г. Полякова Педагогическое самообразование учителя
Пособие содержит методический материал по организации самообразовательной деятельности педагогов (примерный план работы, формы подведения...
Роль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н iconИнформационная справка об учреждении
Требует от дошкольной образовательной организации применения гибких организационных форм научно-методической работы, разработки новых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск