Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки





НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
страница1/9
Дата публикации02.03.2016
Размер0.99 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г.Ишиме


УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала

______________ /Шилов С.П./

20.11.2014


ПСИХОЛОГИЯ: Психология семьи и семейного воспитания

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки

050100.62 (44.03.01) Педагогическое образование

профиля подготовки Технологическое образование

очной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 20.11.2014

Содержание: УМК по дисциплине Психология семьи и семейного воспитания для студентов направления подготовки 050100.62 (44.03.01)Педагогическое образование профиля подготовки Технологическое образование, очной формы обучения

Автор(-ы): Дубровина Ольга Валериевна

Объем 52 стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой педагогики и психологии




09.10.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 9.10.2014

№ 2

Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

11.11.2014

Согласовано

Протокол заседания УМС от 11.11.2014

№ 3

Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

20.11.2014

Согласовано




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Ишиме

Кафедра педагогики и психологии

Дубровина О.В..


Психология семьи и семейного воспитания

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки

050100.62 (44.03.01) Педагогическое образование

профиля подготовки Технологическое образование

очной формы обучения


Тюменский государственный университет

2014

Дубровина О.В. Психология семьи и семейного воспитания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 (44.03.01) Педагогическое образование профиля подготовки Технологическое образование очной формы обучения. Тюмень, 2014 , 52 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психология семьи и семейного воспитания.(указать наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом образовательной программы) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии . Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Слизкова Е.В., к.п.н., доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 201 4 .

© Дубровина О.В. , 2014.

Ф.И.О. автора

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цель: становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостных представлений о психологических особенностях, структуре и функциях семьи как особом социальном институте и основах семейного воспитания, ознакомления студентов с актуальными проблемами развития современной семьи, ее проблемами в организации отношений между поколениями, продуктивными тактиками воспитания детей.
Задачи:

  • овладеть знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений;

  • овладеть понятийным аппаратом дисциплины, характеризующим специфику психологии семьи и семейного воспитания;

  • сформировать целостное представление о сущности семьи, ее функционировании в свете системного подхода реализации воспитательной функции;

  • познакомить студентов с историей развития представлений о семье, сущности современной семьи и брака, различными аспектами супружеских, детско-родительских взаимоотношений (конфликты, разводы, критические точки развития семьи, особенности воспитания ребенка, становления его личности в различных семьях), условиями формирования и способами поддержания благополучных отношений в семье;

  • сформировать целостное представление об основных подходах к работе с семьей, сложившихся в мировой консультативной практике, наиболее известных представителях этих подходов, об установках, сложившихся в практической психологии применительно к анализу конфликтного взаимодействия в семье, проблемного поведения ребенка, напряженности во взаимоотношениях между представителями разных поколений;

  • познакомить студентов с основными феноменами, представленными в практике психологического консультирования семьи, с основными методиками диагностики психологических особенностей родительско-детских и супружеских отношений, обследования семьи как целого (как системы);

  • сформировать навыки применения методик первичной диагностики семейных отношений, направленных на изучение особенностей функционирования семьи и применение полученных результатов обследования для оказания психологической помощи семье;

  • овладеть навыками поиска, анализа, систематизации и использования информации применительно к задаче психологического консультирования по вопросам, связанным с семьей и воспитания детей.



1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Психология семьи и семейного воспитания» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3).

Изучение студентами дисциплины «Психология семьи и семейного воспитания» опирается на сформированные компетенции в рамках учебных курсов «Педагогика», «Психология». Дисциплина «Психология семьи и семейного воспитания» связана со смежными курсами базовой и вариативной части профессионального цикла, с педагогической практикой.

Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8





«Психологические проблемы в педагогической деятельности и их разрешение»

-

-

+

+


















«Педагогическая социальная психология»

-

+

+

+

















1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать Эволюционное развитие семьи,семейного воспитания, их современное состояние; условия успешного функционирования семьи и проблемы, возникающие в процессе жизненного цикла семьи; развитие семьи как системы и как взаимосвязаны ее подсистемы; ролевую структуру семьи; феномен супружества; специфику функционирования разных типов семей; актуальные проблемы родительско-детских, родственных и др. отношений; методы семейной психодиагностики;теоретические основы и понятийный аппарат психологии семьи и семейного воспитания как науки. Методологию психолого-педагогических исследований психологических феноменов в профессиональной деятельности; современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников с целью психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии..

Уметь Выделять психологические проблемы семьи, проблемы семейного воспитания; применять полученные знания при оказании психологической помощи семье в воспитании детей; интерпретировать процессы, происходящие в семейной системе, в подсистемах; стимулировать интерес клиентов к самосовершенствованию в качестве родителей; уметь диагностировать различные аспекты семейного воспитания; осмыслено использовать понятийный аппарат психологической науки в учебной и профессиональной деятельности. Выделять психологические проблемы семьи, проблемы семейного воспитания; применять полученные знания при оказании психологической помощи семье в воспитании детей; интерпретировать процессы, происходящие в семейной системе, в подсистемах; стимулировать интерес клиентов к самосовершенствованию в качестве родителей; уметь диагностировать различные аспекты семейного воспитания; осмыслено использовать понятийный аппарат психологической науки в учебной и профессиональной деятельности. Адекватно использовать диагностические методы исследования психологических особенностей родительско-детских и супружеских отношений, обследования семьи как целого (как системы), правильно интерпретировать полученную информацию, профессионально обосновывать даваемые рекомендации, неся персональную профессиональную ответственность за результаты своей деятельности.

Владеть профессиональным языком данной области знаний; умениями эффективного профессионального и межличностного общения в условиях семейного консультирования; современными методами поиска, обработки и использования социальной и психологической информации, ее интерпретации и адаптации для адресата (отдельного члена семьи или семьи в целом); планированием, проведением и обработкой конкретного исследования психологических особенностей семейного воспитания (отношений); разнообразными методиками исследования семейных отношений; индивидуальной и групповой формами работы с родителями; самостоятельным анализом и коррекцией семейно-брачных проблем; способностью повышения психолого-педагогической культуры родителей; навыками организации комплексной работы по оказанию социально-психолого-педагогической помощи семьям с детьми, имеющих отклонения в психофизиологическом развитии..
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 6,7 Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 академических часов, из них 54 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 54 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контактная работа:

66
















28

38







Аудиторные занятия (всего)

66
















28

38







В том числе:































Лекции

26
















14

12







Практические занятия (ПЗ)

40
















14

26







Семинары (С)































Лабораторные занятия (ЛЗ)































Иные виды работ:































Самостоятельная работа (всего):

78
















44

34







Общая трудоемкость зач. ед.

час

4
















2

2







144
















72

72







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет



















зачет








3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1

25-28 (6 сем)

8

8

-

22

38

2

0-20

1.

Семья как объект психологического анализа



























Структурно-функциональные характеристики семьи. Жизненный цикл семьи.

25,26

4

4

-

10

18

-

0-10



Подготовка к браку и вступление в брак. Динамика супружеских отношений. Распад семьи, развод.

27,28, 29

4

4

-

12

20

2

0-10




Всего

25-29

8

8

-

22

38

2

0-20




Модуль 2

30-40(6 сем)


12

12




26

50

6

0-40

2.

Воспитание детей в семье



























Психологические условия позитивного семейного воспитания. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Проблемы и трудности семейного воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей.

30-40

12

12




26

50

6

0-40




Всего

30-40

12

12




26

50

6

0-40




Модуль 3

2-19 (7 сем)

6

20




30

56

10

0-40

3.

Основы семейного психологического консультирования



























Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы с семьей.

2-19

6

20




30

56

10

0-40




Всего

2-19

6

20




30

56

10

0-40




Итого (часов, баллов):

25-40(6 сем.

2-19(7 сем)

26

40




78

144

18

0-100




Курсовая работа *




























Из них в интеракт. форме







8










18




*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

Итого количество баллов

Моделирование диагн. деят.

Моделирование тренинговых занятий

Теор. ответ на семинаре

Составить генограмму семьи

Конспект, тезисы

Таблицы, схемы

Портфолио

Метод.раз-ка родит. Консультир-я
















Модуль 1

1.1.

-

-

0-5

-

0-2

0-3

-

-

-

-

-

-

0-10



-

-

0-5

-

-

0-5

-

-

-

-

-

-

0-10

Всего







0-10




0-2

0-8



















0-20

Модуль 2



0-5

-

0-5

0-5

-

0-5

0-20

-

-

-

-

-

0-40

Всего

0-5




0-5

0-5




0-5

0-20
















0-40

Модуль 3

3.1.

-

0-15

0-5

0-5

-

-

0-10

0-5

-

-

-

-

0-40

Всего




0-10

0-5

0-5







0-10

0-5













0-40

Итого

0-5

0-10

0-20

0-10

0-4

0-13

0-30

0-5













0-100


5. Содержание дисциплины.


№ темы

Наименование темы

Содержание

Модуль 1. Семья как объект психологического анализа

1.1.

1. Структурно-функциональные характеристики семьи. Жизненный цикл семьи.

Подходы к анализу семьи. Системный подход в описании семьи. Структурно-функциональные характеристики семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Правовые основы семейного воспитания. Жизненный цикл семьи. Динамика супружеских отношений.

1.2.

2. Подготовка к браку и вступление в брак

Родительство как социокультурный феномен. Образование и формирование семьи. Подготовка к крепкому браку. Динамика супружеских отношений. Распад семьи, развод.

Модуль 2. Воспитание детей в семье

2.1.

4. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Родительские установки, стратегии и стили воспитания.

Семейное воспитание ребенка и его значение. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Особенности воспитания детей в неполных семьях. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Методы повышения педагогической культуры родителей.

Модуль 3. Основы семейного психологического консультирования

3.1.

5. Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы с семьей.

Объект, предмет и результаты психологического консультирования родителей. Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.



6. Планы семинарских занятий.

Семинарское занятие №1.

Тема: Подходы к анализу семьи. Системный подход в описании семьи. (4 ч.)

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность понятий «семья» и «брак».

  2. Поведенческий и психоаналитический подходы, характерные для начального этапа становления психологии семьи как самостоятельной дисциплины.

  3. Системный подход к семье.

  4. Классификация подходов в рамках системного подхода.

  5. Закон развития и закон гомеостаза.

  6. Понятие семьи в рамках системного подхода.

  7. Стратегии описания внутрисемейных процессов: линейные и циркулярные процессы.

Практические задания:

  1. Написать психологические ассоциации с понятием «семья».

  2. Написать сочинение на тему «Письмо семейного человека холостяку».

  3. Подготовить доклад на следующие темы:

  • Изображение семьи в русской (зарубежной) художественной литературе.

  • Роль национальных традиций в семейных отношениях.

  1. Составить хронологическую таблицу:

Таблица «Этапы развития брачно-семейных отношений в истории общества».

№ п/п

Модель семьи и этапы ее развития (историческая эпоха)

Особенности брачно-семейных отношений



Брак в древности.






Европейский брак в средневековье.






Христианская модель семьи.






Мусульманская модель семьи.




  1. и т.д.

Патриархальная российская семья.




Основная литература:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
Трифонова И. А. Модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
Овсянникова О. А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Н. А. Куранова. Политика доходов и заработной платы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки
Бардасов С. А. Эконометрика (продвинутый курс). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной формы...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине «Механика» для студентов направления подготовки 050100. 62 (44. 03. 05) Педагогическое образование...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине «Астрономия» для студентов направления подготовки 050100 – Педагогическое образование, профиля подготовки...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине б. 2 «Физика» для студентов направления подготовки Профессиональное образование (по отраслям) профиля...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки /специальности 036401. 65 «Таможенное дело»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия "
Гусакова Т. Ф. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " профиль...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Смирнова И. Р., Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Специальные главы геометрия для студентов направления подготовки
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» профиль подготовки «Технология и организация...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230401. 62 информационные системы и технологии, очной формы...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине в. Од. 7 Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками для студентов направления подготовки 050400....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск